Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский литературный язык и его стилиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель урока: углубить понятие о стилях языка, сферах их применения; совершенствовать навыки анализа текста.
Ход урока I. Лингвистическая разминка 1. Найдите словосочетания с деепричастиями совершенного вида: а) идет задумавшись, б) признавая ошибки, в) опустив голову, г) радуясь жизни, д) решив задачу (а, в, д)
2. Найдите глаголы изъявительного наклонения: а) ходишь, б) напишите, в) думаю, г) хотелось бы, д) обратитесь. (а, в)
II. Проверка домашнего задания Ученики рассказывают о значении слов, входящих во фразеологизмы (по своему выбору).
III. Беседа о сталях русского литературного языка Вопросы: — Перечислите стили русского языка. — Что отличает русский литературный язык? — Как называются слова и формы, которые употребляются в разных стилях речи? — Каковы признаки разговорного стиля? — Каковы характеристики научного стиля? — Что объединяет публицистический стиль с другими стилями речи? — Какой стиль языка используется при написании постановлений, юридических документов, заявлений? — Каково соотношение стиля художественной литературы с другими стилями речи? IV. Работа с учебником 1. Стилевое единство языка и его нарушения: упражнение 180.
2. упражнение 179 — устно.
3. Сопоставление текстов: упражнение 181 — устно.
V. Анализ текстов разных стилей Было бы интересно использовать для анализа тексты, найденные самими учениками: запись образца разговорной речи, газетные материалы, отрывок из научной статьи, настоящий документ, фрагмент художественного текста. 1. «— У меня тур горит, возьмите документы! — Не могу, милая, не начальник я уже — безработный. —Да кто такое выдумал?!» (Из разговора перед районным отделом виз и регистраций (ОВИР).) (Разговорный стиль. Характерна ситуация общения, диалога, короткие и неполные предложения, инверсия («не начальник я уже») просторечия («выдумал»), обращения («милая»), образность (метафора «тур горит»), экспрессивность (восклицательная интонация, усилительная частица «да»).
2. «В Вашингтоне прошла встреча министров иностранных дел «большой восьмерки». По традиции она предшествует саммиту, который на этот раз пройдет на острове Си-Айленд у берегов Джорджии. Глав МИД позвали в Белый дом, где Сергея Лаврова посадили по правую руку от Буша. Впрочем, это были скорее протокольные посиделки. Основные же темы повестки июньского саммита, на котором Путин встретится с лидерами других семи ведущих стран мира, министры обсуждали в своем кругу». (Газета «Комсомольская правда» 17 мая 2004 года.) (Публицистический стиль. Характерны общественно-политическая значимость текста, информативность, конкретность, общедоступность; особая лексика («саммит» — официальная встреча политиков, «повестка», «лидеры», «министры»), совмещение разных стилей («протокольные посиделки» — официально рядом с разговорным просторечием); устойчивые выражения, газетные штампы («большая восьмерка», «темы повестки... саммита», «лидеры семи ведущих стран мира», «обсуждали в своем кругу»; иносказания («посадили по правую руку от Буша» —. перифраз, означающий особое доверие, расположение); эмоциональная окрашенность текста.)
3. «Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава современного литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своем употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка или стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т. п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определенном стиле литературной речи». (Из Словаря русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой, М., 1985.) (Научный стиль. Применен в статье научного издания — словаря. Характер на логичность, точность, последовательность изложения, подчеркнутая по втором существительных в пунктах статьи («ограничения»), указательными словами; синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения «Эти ограничения..»); сложная структура предложений (предложения осложнены причастными оборотами, придаточными, рядами однородных членов, вводными словами); употребление специальной лексики, терминов. Текст эмоционально нейтрален.)
4. «Желающим обратиться за помощью на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы: — паспорт или документ, его заменяющий; — трудовая книжка или ее дубликат; — документы об образовании и профессиональной квалификации; — справка о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости)». (Объявление на дверях службы занятости.) (Официально-деловой стиль. Применен в сфере правовых отношений. Характерна точность, однозначность, нейтральность, стандартизованность текста, категоричность, логичность изложения; специальная лексика («статус», «паспорт», «дубликат», «документ», «квалификация», «денежное довольствие», «граждане»). Изобразительные средства языка отсутствуют.)
5. «Листобой. Ночью задул листобой — холодный октябрьский ветер. Он пришел с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры. Листобой забывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья. Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья березы, растущей под окном. К утру берега эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки ее текли и текли холодные струи листобоя, четко обозначенные в сером небе битым порхающим листом. Паутина, растянутая в елочках строгим пауком-крестовиком, была полна березовых листьев. Сам хозяин ее уже скрылся куда-то, а она всё набухала листьями, провисая, как сеть, полная лещей». (Для пейзажной зарисовка Ю. Коваля характерны приметы художественного стиля: широкое использование изобразительно-выразительные средств языка, которые подчиняются основной функции стиля — эстетической. Среди этих средств метафоры («береза... была раскрыта настежь», «текли и текли холодные струи листобоя»; олицетворения («листобой завывал», «ветер.. пришел с севера»), сравнения («провисая, как сеть, полная лещей»), эпитеты («покорно шелестела», «порхающим листом», «строгим пауком-крестовиком»), синекдоха — частный случай метонимии, состоящий в названии целого через часть (замена множественного числа единственным: «струи листобоя, четко обозначенные... битым порхающим листом»). Среди стилистических фигур отметим бессоюзие в рядах однородных членов («завывал, шевелил, бил, трепал» «билась, скрипела»); инверсию («Слышно было, как покорно шелестели они», «береза эта», «сам хозяин ее уже скрылся куда-то»); повторы («текли и текли холодные струи»). Встречаются диалектизмы («листобой»), разговорные слова («прихваченной», «завывал»). Обилие глаголов создает эффект действия, движения. Эффект присутствия читателя при происходящем подчеркнут звукописью: аллитерациями на глухие шипящие, имитирующими шуршание листьев и шелест ветра («шевелил на крыше осиновую щепу», «слышно было, как шелестели они...», «растущей», «настежь» и т. д.). Текст отличается ритмичностью, образностью, эмоциональностью. Примечание. Вариантом анализа текстов может быть письменная работа: диктант с последующим разбором текстов. Другой вариант работы с текстами разных стилей — творческое задание: пересказать хорошо знакомый небольшой текст, например, сказку «Колобок» (или любую другую), языком разных стилей. Такую работу можно дать в качестве домашнего задания или задания на каком-нибудь лингвистическом празднике.
VI. Домашнее задание 1. Упражнение 181 (1) — письменно. 2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 60, 66.
Урок 51. Практическое занятие:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.18 (0.009 с.) |