Урок 56. Повторение: Морфология. Именные части речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 56. Повторение: Морфология. Именные части речи.



Орфография. (Урок-семинар)

Цель урока: обобщить знания по морфологии именных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Определите по данным морфемам части речи и приведите примеры:

а) -ик-, б) -ащ-, в) -у, г) -ся, д) -ишь.

Ответы: а) существительное: ключик, б) причастие: держащий, в) существительное, если это окончание: брату или наречие, если это суффикс: сбоку, г) глагол: купаться, д) глагол: стоишь.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Лингвистические разборы из упражнения 223 делают у доски двое учеников. Класс в это время отвечает на устные задания и занимается взаимопроверкой.

2. Сообщение ученика об одном из выдающихся ученых-лингвистов.

 

III. Повторение морфологии именных частей речи. (См. также материалы урока 5.)

1. Семинар.

Эту часть урока можно провести как семинар. Материал ученикам знаком, но необходимо углубить и расширить знания. Ученики готовят развернутые ответы на вопросы:

1) Значение и морфологические признаки именных частей речи.

2) Синтаксическая роль именных частей речи.

3) Переход собственных имен существительных в нарицательные.

4) Существительные, имеющие только форму множественного числа.

5) Особенности склонения некоторых имен существительных.

6) Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

7) Разряды имен прилагательных (качественные, относительные, притяжательные) и их переход из одного разряда в другой.

8) Некоторые особенности склонения прилагательных.

9) Разряды числительных и особенности их склонения.

10) Разряды местоимений; совпадающие формы местоимений разных разрядов.

Примечания.

К вопросу № 3:

Примерами могут служить как общеупотребительные слова (Кашемир — город в Индии и кашемир — вид шерстяной ткани; Пломбир — город во Франции и пломбир — сорт мороженого; Болонья — город в Италии и болонья — капроновая плащевая ткань с водонепроницаемым покрытием; Меценат — римский политический деятель, богач, который покровительствовал поэтам Вергилию, Горацию и др., и меценат — богатый покровитель наук и искусств; Эхо, Нарцисс, Титан — герои древнегреческих мифов и эхо — отражение звука от удаленных предметов, нарцисс — цветок, титан — металл и т. д.), так и термины (Рентген, Ом — немецкие ученые и рентген — просвечивание рентгеновскими лучами, ом — единица электрического сопротивления; Ватт, джоуль — английские ученые и ватт — единица измерения мощности электрической цепи, джоуль — единица измерения энергии, работы и количества теплоты и т. д.).

Необходимо отметить случаи перехода нарицательных имен в собственные. Например, имена и фамилии людей (Вера, Надежда, Любовь; Пастернак), городов и сел (Орел, Шахты, Сокол, Таборы), названия книг, газет, журналов, кораблей («Обрыв», «Октябрь», «Юность», «Спутник», «Варяг») и т. п.

 

К вопросу № 4:

Следует рассмотреть типы таких существительных: названия составных и парных предметов (часы, брюки, ворота, очки); названия действий и состояний природы (выборы, дебаты, переговоры, хлопоты, бредни, сумерки, заморозки); названия материалов (чернила, белила, дрожжи, опилки, сливки); названия промежутков времени (сутки, каникулы, будни); игры (шахматы, салки, жмурки, городки); географические названия (Афины, Фили, Кимры, Химки, Жигули, Карпаты, Альпы).

 

К вопросу № 5:

Необходимо рассмотреть склонение группы существительных на -ий, -ие, -ия (гербарий, знание, акция). Можно посоветовать проверять окончания так: там, где у «обычных» существительных в безударных окончаниях пишется «е», у существительных данной группы стоит «и»:

Д.п.: земл е, но акци и.

П.п.: о стол е, но о гербари и, о знани и; о земл е, но об акци и.

Нужно также показать разницу в склонении некоторых существительные женского и среднего рода, имеющих два равноправных варианта, иногда различающихся семантически: сомненье и сомнение, терпенье и терпение, воскресенье и воскресение, Марья и Мария, Софья и София и т. д.:

Д.п.: письмо Марь е, но Мари и; Софь е, но Софи и.

П.п.: говорить о Марь е, но о Мари и; о Софь е, но о Софи и; находиться в сомнень е, но в сомнени и; думать о воскресень е, но о воскресени и.

Надо напомнить и о разнице в окончаниях некоторых существительных мужского рода в Р.п.:

* абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, но яблок!

* гектаров, граммов, килограммов (формы без окончания — разговорные!)

* носков, но чулок, ботинок, сапог!

* таджиков, чеченцев, казахов, но туркмен, турок, татар, башкир, грузин, армян, молдаван, цыган!

* рельсов, верховьев, кеглей, устьев, джинсов, консервов, яслей, гуслей, но солдат, партизан, гусар, валенок, вафель, грабель, макарон, полотенец!

 

К вопросу № 7:

Привести примеры употребления:

— относительных прилагательных в значении качественных розовый куст — розовый цвет, дубовый стол — дубовая голова, стальные рельсы — стальные нервы);

— притяжательных (лисья нора, медвежья берлога) — в значении относительных (лисья горжетка; медвежья шапка) и качественных (лисья речь, медвежья походка);

— качественных в значении относительных (живой мальчишка живая изгородь, тяжелый характер — тяжелая промышленность).

 

К вопросу № 8:

Необходимо вспомнить склонение притяжательных прилагательных на -ий, -ье, -ьи, -ья (просклонять, например словосочетания рыбачья лодка, беличьи запасы).

 

К вопросу № 9:

Напомним о формах составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть (к две тысячи пятому году, в пятьсот семьдесят восьмом номере).

Просклоняем сложные (двести, шестьсот и т. д.) и составные (триста двадцать семь, девятьсот сорок один и т. д.) количественных числительные, в которых изменяется каждая часть:

459 — (Ско́лькими?) четырьмя/стами//пятью/десятью//девятью.

Вспомним о числительных сорок, девяносто, сто — они имеют только две формы, вторая — сорока, девяноста, ста. Также только две формы и у числительного полтора(ы). В Р., Д., Т., П. падежах — полутора.

О собирательных числительных: употребляются со словами, обозначающими лиц мужского пола (в том числе с прилагательными, перешедшими в существительные) и детенышей животных (пятеро друзей, двое постовых); с личными местоимениями (Их оставалось только трое...), с отдельными словами, объединенными понятием «человек»: люди, дети, ребята (четверо детей, шестеро ребят), с существительными, не имеющими форму единственного числа (двое санок очков и т. п.). Особое положение со словом «сутки»: двое, трое, четверо суток, но пять, шесть, семь,.. суток.

В остальных случаях собирательные числительные не употребляются: не трое сестер, а три сестры, не трое медведей, а три медведя.

Собирательное числительное оба в мужском и среднем роде изменяется одинаково: оба дома (но не обои дама!), к обоим домам, у обоих окон, а в женском роде имеет другие окончания: обе стены (но не обеи!), с обеими девушками, об обеих подругах.

 

IV. Домашнее задание

1. Упражнение 231, 232 (1).

2. Повторить раздел «Морфология глагола».

 

Урок 57. Повторение: Морфология. Глагол. Орфография

Цель урока: обобщить знания по морфологии глагола и его форм; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Определите, к каким разрядам относятся прилагательные:

Багровый отблеск, рыбачьи баркасы, прогрессивный метод, оглушительный выстрел, бобровый воротник, охотничье чутье, экологическое движение, колоссальные нагрузки, бабушкино вязанье, угловатая фигура, интенсивное обучение, морской порт, вредные советы, птичье гнездо, удобная «мышь», заячий характер, июльская жара, петербургские проспекты, керамическая ваза, компьютерное обеспечение, мышиная норка.

Ответы: 1) качественные: багровый отблеск, прогрессивный метод, оглушительный выстрел, колоссальные нагрузки, угловатая фигура, интенсивное обучение, вредные советы, удобная «мышь», заячий характер;

2) относительные: бобровый воротник, экологическое движение, морской порт, июльская жара, керамическая ваза, компьютерное обеспечение;

3) притяжательные: рыбачьи баркасы, охотничье чутье, бабушкино вязанье, птичье гнездо, мышиная норка.

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнения 231, 232 (I): Пока три человека у доски делают лингвистические разборы (из № 232), класс отвечает на вопросы, касающиеся приложений.

— Зачитайте предложения из этих упражнений с обособленными распространенными приложениями, объясните причину обособления.

— Когда ставится дефис при приложении?

(Когда определяемое существительное и одиночное приложение — имена нарицательные: кулички- песочники — или когда нарицательное существительное стоит после приложения — имени собственного: Киев -град.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.012 с.)