Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Закрепление темы «Морфология служебных частей речи»

Поиск

1. Морфология предлогов.

1) Вопросы по теории:

— Каковы морфологические признаки предлога?

— Какие части речи могут иметь при себе предлоги? (Имена существительные, числительные, местотоимения.)

— Какова роль предлога?

— Какие отношения могут выражать предлоги?

— Что такое непроизводные и производные предлоги?

— Бывают ли составными непроизводные предлоги?

 

2) Комментарии к вопросам:

Предлоги могут выражать различные отношения -

* пространственные: идти по дороге, поставить на стол, завернуть за угол;

* временные: жить по часам, от заката до рассвета, бегать на перемене;

* причинные: заплакать от обиды, отпуск по уходу за ребенком, заблудиться из-за тумана.

Непроизводные предлоги не имеют аналогов среди других частей речи, имеют самостоятельное происхождение: из, под, в, на, за, пред, при, у, через, над и т. д.

Производные образованы от других частей речи, их роль проявляется в контексте: благодаря, в течение, вследствие, напротив, вокруг, позади, согласно, несмотря на и т. д.

Примеры предлогов, образованных от:

существительных — Приду в течение часа. (Ср.: Вглядываться в течение реки.) Предмет наподобие куба. (Ср.: Решали задачу на подобие треугольников.)

наречий — Напротив окна вырос тополь. (Ср.: У стены стоял шкаф, а напротив поставили диван.) Он всё собирался начать бегать по утрам, хотя бы вокруг дома. (Ср.: Говори прямо, не надо ходить вокруг да около.) Вдоль по улице метелица метет. (предложное сочетание вдоль по.) Руки опусти те вдоль туловища, ноги на ширине плеч. (Ср.: Порежьте огурцы вдоль.)

деепричастий — Благодаря удачному стечению обстоятельств, мы успели на поезд. (Ср.: Чичиков направился к двери, кланяясь и благодаря хозяев.) Несмотря на плохое произношение, он сумел объясниться с французам. (Ср.: Не смотря при переходе улицы по сторонам, вы рискуете угодить под машину.)

Непроизводные предлоги бывают составными: из-за, из-под, по-над (фольклорное, просторечное): Над обрывом, по-над пропастью, по самому по краю, я коней своих нагайкою стегаю. — В. Высоцкий.); по-за (фолькл., прост. — По-за горы, по-за долы солнышко садится.)

 

3) Особенности употребления некоторых предлогов.

а) Предлоги: благодаря, согласно, вопреки — требуют дательного падежа:

«Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ», «Он действовал вопреки предписанию», «Мы выиграли благодаря поддержке болельщиков».

Предлог благодаря используется только в положительном смысле. Нельзя сказать: Благодаря аварии несколько пассажиров погибло. (Надо: Из- за аварии.) Иногда предлог благодаря все же используется в подобных конструкциях в ироническом смысле: Благодаря тебе я завалил экзамен. 6) Будьте внимательны к предлогу по. Несмотря на то что он простой и непроизводный, ошибки с его участием наблюдаем сплошь и рядом: «По истечению депутатского срока назначаются новые выборы», «По окончанию передачи смотрите рекламу», «Работы начинаются сразу по заключению договора», «По приезду сдайте отчет о командировке» и т. п. Правильно так: «По истечении депутатского срока назначаются новые выборы», «По окончании передачи смотрите рекламу», «Работы начинаются сразу по заключении договора», «По приезде сдайте отчет о командировке».

Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (допустимо: по вам).

в) Запомните, как строятся словосочетания с предлогами:

превосходство над чем-либо — преимущество перед чем-либо;

упрекать в чем-либо — осуждать за что-либо;

беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо;

предостеречь от чего-либо — предупредить о чем-либо;

отзыв о чем-либо — рецензия на что-либо;

вера во что-либо — уверенность в чем-либо;

договор о чем-либо, на что-либо;

контроль за чем-либо, над чем-либо, чего-либо.

 

4) Работа с учебником.

Упражнение 256— устно.

 

2. Морфология союзов.

1) Вопросы по теории:

— На какие разряды делятся союзы по значению?

— Приведите примеры простых и составных союзов.

— На какие группы делятся сочинительные союзы?

(Соединительные: и, да=и, не только.., но и, как... так и; противительные: а, но, да=но, однако, зато; разделительные: или, либо, то... то, не то... не то.)

— На какие группы делятся подчинительные союзы?

(Изъяснительные: что, чтобы, как; сравнительные: как, будто, словно, точно; временные: когда, пока, едва, как только; условные: если, раз, ли (частица в значении союза); причинные: потому что, так как, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что; целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы; уступительные: несмотря на то что, хотя, как ни.)

— Расскажите о роли сочинительных и подчинительных союзов.

 

2) Отличие союзов от других частей речи в случае омофонии (одинакового звучания).

Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно, как будто, то есть — раздельно. Как отличить союзы от сочетаний?

Союз тоже можно заменить союзом и.

Сравним: Я делаю то_же (то), что и ты. Я тоже это делаю. (И я это делаю.) Это же относится к союзу также и созвучному сочетанию наречия так с частицей же: Я делаю так_же (так), как и ты. Ты весь день работал, я также (и я работал; я тоже работал).

Приведем примеры слитного и раздельного написании союзов зато, чтобы, итак, причем, притом, оттого, потому и созвучных им местоимений и наречий с частицами:

1) Яблоки мелкие, зато сладкие (Союз зато = но). Он спрятался за_то дерево (указательное местоимение то можно опустить, к нему можно поставить вопрос — это член предложения).

2) Что_бы мне сделать, чтобы мы помирились? (В первом случае местоимение что — член предложения, частицу бы можно опустить. Во втором случае чтобы — подчинительный союз, он равен союзу для того чтобы.)

3) Итак, я жил тогда в Одессе (А. С. Пушкин). (Союз итак = «подводя итог», «возвращаясь к разговору», «следовательно»). Мы попали под дождь и_так промокли, что сухой нитки на нас не было. (Наречие так можно опустить.)

4) Похолодало, причем (притом) подул сильный ветер. (Союзы причем и притом = «да еще и», «к тому же», «вместе с тем При_чем тут я? При_том усердии ему не хватало способностей. (Местоимения с предлогами.)

5) Пасмурно, оттого (потому) и грустно. (Синонимичные союзы оттого, потому.) От_того дома до нашего метров двести. По_тому мостику машина не проедет. (Местоимения с предлогами.)

 

3) Работа с учебником.

Упражнение 257: предложения 1—7 — устно, 8—11 — письменно.

 

3. Морфология частиц.

1) Вопросы по теории.

Используем вопросы упражнения 258.

Комментарии.

Разряды частиц:

— формообразующие (служат для образования наклонений глаголов): хотел бы, что бы ты ни говорил, знала б ты (условного); Да будет свет! Давай(те) споем; Пусть будет по-твоему (повелительного);

— отрицательные: не и ни; Частица не имеет отрицательное значение: Я с вами не согласен. При двойном отрицании она может придавать фразе положительное значение: Не могу с вами не согласиться. Частица ни может иметь отрицательное значение: Стой, ни с места! Ни звука в лесу;может усиливать отрицание: Ни звука русского, ни русского лица не встретил. — А. С. Грибоедов; может иметь обобщающее и утвердительное значения: Что ни говори (= всё говори), жизнь хороша! Как ни старался (= старался), всё напрасно.

— модальные: вносят смысловые оттенки (вопрос: разве, неужели, ли; указание: вот, вон; уточнение: именно, как раз; выделение: лишь, только, почти, исключительно); выражают сильные чувства (в восклицательных предложениях: как, что за); сомнения (едва ли, вряд ли); требования, просьбы (-ка), усиливают, подчеркивают значение фразы (же, ведь, у даже, ни, всё-таки).

 

2) Различение частиц и омонимичных им частей речи и морфем.

Примеры:

Что за прелесть эти сказки! (Частица.) — Что за тем поворотом? (Местоимение.)

Как свежо и росисто утрами! (Частица.) — Ах! Как игру судьбы постичь? — А. С. Грибоедов. (Наречие.) Город как город. (Союз.)

Ни слова больше! (частица). — Нисколько (приставка.)

Не привык (частица). — Непривычный (приставка.)

О частицах бы, же см. выше.

 

3) Работа с учебником.

а) Выполним упражнение 258 устно, отметив частицы.

б) Упражнение 259 — письменно.

 

IV. Домашнее задание

1. Упражнение 260.

2. Подготовиться к изложению из шестого десятка (Х9 51—60).

 

Уроки 60-61. Изложение

Цель урока: совершенствовать навыки изложения текста; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников.

 

Ход урока

Учитель выбирает изложение и зачитывает текст один раз, учитывая, что ученики дома подготовились к изложению и тексты им знакомы, О том, что текст будет зачитываться один раз, надо предупредить заранее.

Далее ученики работают самостоятельно. Такая работа активизирует домашнюю подготовку концентрирует внимание, требует сосредоточенности, тренирует психологическую устойчивость к условиям экзамена.

 

Домашнее задание

1. Повторить темы «Словосочетание», «Простое предложение».

2. Упражнение 268 — письменно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.01 с.)