III. Объяснение темы «СПП с придаточными сравнительными» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объяснение темы «СПП с придаточными сравнительными»



1. Беседа по вопросам.

— Какие придаточные, уже изученные нами, могли иметь дополнительное значение сравнения? (Степени и образа действия.)

— Какие общие средства прикрепления к главному предложению имеют придаточные сравнения, степени и образа действия? (Союзы как, будто, точно, словно.)

— Сопоставим предложения упражнения 103: в каком из них придаточное имеет одно значение? Какое? (Во втором — сравнительное.)

— Какой вопрос можно поставить к придаточному сравнительному? (Как? В сравнении с чем?)

 

2. Наблюдения над значением и особенностями придаточных сравнительных предложений.

1) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. (И. С. Тургенев).

[ ], как (). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относятся ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

2) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (А. П. Чехов).

Чем (), [тем…]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Как (), [так…]. (Как? В сравнения с чем?) Придаточное относится к сочетанию с указательным словом так, имеет значения образа действия и сравнения.

4) Оживленное гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах меда привлекает пчел. (В. Солоухин).

[ ], подобно тому как [ ]. (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

5) Что ты тих, как день ненастный? (А. С. Пушкин).

[ ]. Предложение простое, со сравнительным оборотом (Сравнительный оборот не включает сказуемое.)

Выводы: Мы видим, что придаточные сравнительные могут присоединяться к главному предложению как одиночными союзами, так и составными, иметь в главном предложении указательные слова, принимать дополнительные значения образа действия. В отличие от сравнительного оборота, при общем с ним значении сравнения, придаточное сравнительное является предложением. СПП с придаточными сравнительными характерны для художественного стиля речи.

 

IV. Работа с учебником

1. Упражнение 104 — устно.

 

2. Упражнение 105 — устно разобрать, записать на доске и в тетрадях по одному примеру на разные случаи:

1) сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения (1, 7):

Надо в себе воспитывать вкус к языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке. (М. Горький).

2) сравнительные союзы присоединяют сравнительные обороты (2, 3, 4, 6, 8, 9):

Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль, и хрустел под ногами.

3) сравнительные союзы стоят при сказуемом (5):

Море как ртуть.

 

V. Занимательная лингвистика

Попробуйте «организовать» разрозненные буквы в хорошо знакомые слова:

1) ТИВОНКР (Вторник),

2) КАРАМЕЛ (Реклама)

 

VI. Домашнее задание

1. Заполнить графы таблицы «Виды придаточных предложений»

2. Упражнение 108.

 

Урок 32. Сложноподчиненные предложения

С придаточными обстоятельственными.

СПП с придаточными уступительными

Цель урока: Показать особенности СПП с придаточными уступительными; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Морфология

В каких словосочетаниях есть личные местоимения?

а) извини меня, б) свой парень, в) иду к тебе, г) знакомый мне голос, д) чувствовать себя хорошо.

(а, в, г)

 

2. Лексика.

В каких словосочетаниях есть многозначные слова?

а) футбольные бутсы, б) колоть дрова, в) поставить точку, г) джем из апельсинов, д) стоять над обрывом.

(б, в, д)

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на повторение теории.

— Назовите общие черты и различия между сравнительными оборотами придаточными сравнительными.

— Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия?

— Какое место по отношению к главному предложению могут занимать придаточные сравнительные?

 

2. Лингвистический разбор.

Два человека на доске делают синтаксический и морфологический разбор из упражнения 108. В это время разбираем орфографические и синтаксические задания упражнения (ответы обосновывать).

 

III. Закрепление темы «Придаточные сравнительные»

(Задания можно разобрать в классе или дать как индивидуальные.) Записать строфы из произведений А. С. Пушкина, сделать схемы, определить вид придаточного, отметить изобразительно-выразительные средства.

В первом примере восстановить пропущенную пятую строку во втором — назвать первую строку стихотворения.

1) Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

 

Как (), [так…]. (Как? Каким образом? В сравнении с чем?) Придаточное со значением образа действия и сравнения. Отметим возвышенную лексику оксюморон «ложная мудрость», метафоры «мудрость... мерцает и тлеет», «пред солнцем… ума»; эпитеты «ясным», «ложная», «бессмертным»; контекстуальные синонимы «бледнеет», «мерцает и тлеет»; антонимы-антитезы в каждой части предложения: «лампада» — «восход зари»; «ложная мудрость» — «солнце... ума»; образный и синтаксический параллелизм. Пропущена строка «Да здравствует солнце, да скроется тьма!».

2) Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

[ ], как (). (В сравнении с чем?) Придаточное со значением сравнения. Отметим возвышенную лексику, необычные формы слов: «дружество», «глас» (явление неполногласия, характерное для возвышенной лексики); противопоставление «темных» образов «светлым», которые окаймляют отрицательно окрашенную лексику, словно зачеркивают ее, утверждая идеалы любви, дружбы, свободы; эпитеты «мрачные», «каторжные», «свободный»; метафоры «мрачные затворы», «каторжные норы».

Первая строка — «Во глубине сибирских руд».

 

IV. Изучение темы «Придаточные уступительные»

1. Наблюдения над значением придаточных и синонимичных им конструкций.

Сопоставим предложения упражнения 109.

Отметим, что в СПП с придаточным уступительным сопоставляются два факта, один из которых противоречит другому, но не оказывает на него влияния; действие происходит вопреки тому что заявлено в придаточном предложении.

Рассмотрим другие примеры:

1) Пускай я слаб, мой меч силен.

(В. А. Жуковский)

Пускай (), [ ].

2) И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать,

(А. С. Пушкин.)

И хоть (), но [ ].

3) Мы прекрасно провели время, несмотря на то что лето выдалось дождливое.

[ ], несмотря на то что (). Отметим написание составного производного союза, отсутствие запятой между его частями.

4) Сколько ни говори «Халва, халва», во рту слаще не станет. (Восточная пословица).

(Сколько ни...), [

5) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов.)

[…, (как ни...), …].

Отметим свободное положение придаточного по отношению к главному: до него, перед ним, внутри него. Отметим средства прикрепления придаточных уступительных (союзы пускай, хотя (хоть), несмотря на то что; союзные слова сколько, как с усилительной частицей ни); поставим вопросы от главных к придаточным (несмотря на что?). Занесем данные наблюдений в таблицу «Виды придаточных предложений».

 

V. Словарная работа

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: доклад, тезисы, конспект, реферат, будущее. Уточнить значение некоторых слов по словарю. Составить с этими словами сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными.

 

VI. Занимательная лингвистика

Игра «Аукцион фильмов».

Задание: Вспомнить фильмы, в название которых входят глаголы. (Можно усложнить задание дать характеристику глаголам: определить их вид, спряжение, форму и другие грамматические характеристики.

(«Найти и обезвредить», «Убить дракона», «Остановился поезд», «Убить пересмешника», «Место встречи изменить нельзя», «Жди меня», «Живет такой парень», «Иван Васильевич меняет профессию», «Никто не хотел умирать», «О бедном гусаре замолвите слово», «Любить по-русски» и т. д.)

 

VII. Домашнее задание

1. Упражнение 110.

2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 35, 38.

 

Урок 33. Сложноподчиненные предложения

С придаточными обстоятельственными.

СПП с придаточными следствия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.015 с.)