Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235↑ Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
9.1. Принципы определения профессиональной пригодности и процесс ее формирования.........................235 9.2. Профессиограмма и психограмма...................238 9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241 9.4! Профессионально важные качества и способности.....246 9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок........ 251 9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260 6 Оглавление 9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров........................................ 272 9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276 9.9. Парадигмы психологии труда.......................279 Контрольные вопросы................................286 Литература..........................................286 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций. 288 10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288 10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника»................................. 292 10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ».... 297 10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек»................................ 301 10.5. Парадигмы психологии труда......................304 Контрольные вопросы................................306 Литература..........................................306 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала...... 308 11.1. Подбор, найм и расстановка кадров.................308 11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319 11.3. Обучение и переподготовка персонала организации... 324 11.4. Парадигмы психологии труда......................330 Вопросы............................................332 Практические задания................................332 Литература..........................................333 Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта и профессиональная карьера...................... 334 12.1. Профессиональное самоопределение субъекта........334 12.2. Проблемы становления профессионального самосознания.....................................340 12.3. Мотивация.....................................342 12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения..................................353 12.5. Профессиональная карьера........................356 Оглавление 7 12.6. Периодизация жизни и профессионального развития... 363 12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма........................................ 375 12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386 12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма..........................389 12.10. Парадигмы психологии труда.....................394 Вопросы............................................404 Практические задания................................405 Литература......."...................................405 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности............................. 406 13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека......................................... 407 13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности...............411 13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415 13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности................................ 419 13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения................................423 13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни........428 13.7. Парадигмы психологии труда......................432 Вопросы............................................433 Практические задания................................433 Литература..........................................434 Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы.................................. 435 14.1. Цели и задачи психологии труда...................435 14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества)............................436 14.3. Парадигмы психологии труда......................440 Контрольные вопросы................................440 Практические задания................................441 8 Оглавление Литература..........................................441 Заключение.........................................442 Приложение 1................................. 446 Причины профессионального стресса...................446 Причины развития информационного стресса............447 Приложение 2................................. 450 Структура деятельности руководителя факультета........450 Структура деятельности преподавателя..................451 Психограмма деятельности руководителя факультета вуза и преподавателя [81, с. 201-205].....................452 Приложение 3................................. 454 Аналитическая психограмма начальника отдела кадров (фрагмент).......................................454 Приложение 4................................. 456 Динамические особенности совместной деятельности и ее коллективного субъекта........................456 Приложение 5................................. 458 Технологии эффективного найма.......................458 Глоссарий.................................... 460 Литература................................... 474 Истина рождается как ересь, а умирает как догма. ПРЕДИСЛОВИЕ Цель настоящего пособия — адаптация учебных материалов курса «Психология труда» к программам подготовки студентов факультетов психологии по специальности 020400 «Психология». Необходимость его издания вызвана многими причинами. Это, прежде всего, радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельного предприятия за последние 10-15 лет. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей (структурные изменения в экономике, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда, широкое распространение информационных технологий и др.). В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым, меняются представления о профессионализме, карьере, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов; изменяется мир и человек вместе с ним. Быстрое историческое развитие науки и становление объекта ее изучения должны найти отражение и в учебниках, которые всегда более ориентированы на ретроспективу (например, последние классические вузовские пособия «Введение в психологию труда» и «Эргономика» были изданы в 1988 г. [68, 153], не считая их стереотипных изданий). Новые капитальные учебники (например, «Психология профессиональной пригодности» В. А. Бодрова, «Психология труда и человеческого достоинства» Н. С. Пряжникова, «Психология профессий» Э. Ф. Зеера, «Инженерная и профессиональная психология» Ю. К. Стрелкова и др.) стали выходить в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и представляют собой иную, более широкую интерпретацию прежних стандартных учебных курсов, новые подходы к проблеме, которым уже тесно в рамках изначальной дисциплины. Можно сказать, что между ними — «десятилетие молчания». Отсюда вытекает необходимость если не постановки актуальных и перспективных теоретических и практических задач, то, как минимум, их адекватной научной рефлексии. Существует необходимость систематического отображения научных парадигм, с одной стороны — 10 Предисловие связанных с предшествующими этапами развития психологии труда как дисциплины, с ее достижениями, с другой — связывающих и ограничивающих поступательное развитие науки в настоящем. Серьезные и стремительные изменения происходят не только в производственных отраслях, но и в технологиях управленческой деятельности частных организаций и государственных структур. В организациях разных типов все больше внимания уделяется кадровому менеджменту, проблемам профессиональной подготовки и отбора кадров, оптимального сочетания индивидуальных особенностей человека, особенностей его карьеры и образа жизни. В рамках традиционного курса «Психология труда» сложно и, быть может, уже и невозможно обсуждать особенности деятельности отдельного субъекта как изолированной, извлеченной из сложных связей технологических, социально-психологических и социально-экономических структур личности. Даже в типичных системах «субъект-техника» профессиональная деятельность все более опосредствуется социономическими системами «человек-человек», «человек-группа», которые в свою очередь также изменяются, обретая разнообразные формы. Современный менеджмент — лишь одна из них. С другой стороны, самые разные виды взаимодействий субъектов в системах «человек-человек» все более опосредствуются «оргтехникой» — от учебного процесса в средней и высшей школе до бизнес-переговоров. В настоящее время без технического и технологического опосредствования уже немыслим успех даже в сферах, где традиционно приоритет имели индивидуальность человека и его природная одаренность (спорт, наука, искусство). Постоянное обучение и тренинги профессиональных навыков (вне- и внутрикорпоративные) предполагают научное изучение их действительных результатов, а не только лишь организацию «шоу-эффектов». Не притязая на исчерпывающее изложение предмета, признаем, что написание учебника «Современная психология труда» по плечу лишь хорошему научно-педагогическому коллективу. При написании книги автор ставил перед собой следующие задачи: подчеркнуть актуальность поиска решений данного вопроса; обозначить некоторые из устоявшихся научных парадигм, ограничивающих познание объекта данной дисциплины; отразить основные тенденции и некоторые из возможных направлений развития научной дисциплины; предложить один из возможных языков описания и освещения ее предмета. Предисловие к книге — не только минимально необходимое объяснение к ее содержанию, но еще это — замечательный предлог, позволяющий автору выразить свою благодарность и признательность людям, которые так или иначе соучаствуют в его работе, в его жизни, оставляют светлый след в душе. К сожалению, часто невозможно упомянуть всех «значимых других». Автор выражает глубокую благодарность и признательность авторитетным специалистам — рецензентам данного учебного пособия В. А. Бодрову, Е. А. Климову, С. А. Маничеву за внимание к книге и общей постановке проблемы, за замечания и пожелания, которые способствовали ее улучшению. Автор выражает признательность профессору А. А. Деркачу и сотрудникам кафедры акмеолопш и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ за творческую атмосферу в коллективе, высокий профессионализм и доброжелательность. Сердечную благодарность хочется высказать Е. П. Ильину, Е. А. Климову, К. М. Гуревичу, общение с которыми способствовало профессиональному становлению автора. Глубокую признательность и особую благодарность автор выражает своему доброму коллеге Л. В. Винокурову за ряд предложений, давших толчок циклу исследований, и побудившему автора вспомнить о своих возможностях и обязанностях, об уже подзабытом состоянии творческого отношения к решению масштабных задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.008 с.) |