Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины профессионального стрессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Организационные характеристики 1. Структура: а) специализация и разделение труда, б) централизация управления, в) соотношение структуры и функции организации, г) формализация задания, д) участие в управлении (в принятии решения), е) кадровая политика, продвижение по службе. 2. Процессы: а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т. д.), б) обратная связь о результатах деятельности, в) профессиональная подготовка (переподготовка). 3. Управление: а) политика найма, 6) оценки деятельности, в) оплата труда, г) режим работы, д) сдвиги рабочих смен, в) охрана труда и техника безопасности, ж) забота о здоровье, з) организация рабочего места. Рабочие характеристики 1. Содержание работы: а) объем работы (величина рабочей нагрузки), б) сложность задания, наличие проблемных ситуаций, в) ответственность, опасность задания; г) информационная загрузка; д) временные ограничения, е) способы выполнения действий, ж) проявления творчества, поиска, риска. 2. Средства работы: а) безопасность труда, б) надежность техники, в) компоновка приборов на рабочем месте, г) кодирование информации, д) разборчивость текстуры, е) светотехнические особенности приборов, ж) конструкция органов управления. 3. Физико-химические и технические условия труда: а) микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, б) шум, вибрация, освещенность, в) факторы опасности и вредности, г) конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления, д.) интерьер (дизайн) помещения. 4. Социальные условия: а) психологический климат, б) совместимость, сплоченность, в) межличностные отношения (конфликты), г) ролевой статус, д) конкуренция, е) личное доверие, ж) общественное признание, одобрение, з) социальная ответственность. Индивидуальные характеристики 1. Профессиональные: а) уровень знаний, навыков, умений, б) профессиональный опыт, в) стремление к профессиональному совершенствованию, г) кризисы карьеры, д) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей). Приложение 1 447 2. Морально-нравствегшые и организационные: а) нравственная зрелость и устойчивость, б) целеустремленность, в) дисциплинированность, г) профессиональная ответственность, д) аккуратность. 3. Психологические: а) трудовая направленность, б) развитие способностей н профессионально важных качеств, в) особенности личности (тревожность, интернальность — экстерналыюсть, ннтровертировашюсть — экст-равертироваиность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.). г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия). 4. Физиологические: а) острые и хронические заболевания, б) пороги чувствительности анализаторов, в) биологические ритмы, г) функциональная асимметрия парных органов, д) функциональные состояния (монотонпя, укачивание, гипоксия и др.), е) возрастные изменения, ж) вредные привычки. 5. Физические: а) уровень развития силы, скорости, ловкости, выносливости; б) антропометрические и биомеханические особенности. Причины развития информационного стресса I. Непосредственные (информационные) 1. Семантические (смысловые): 1) высокая субъективная сложность задачи; 2) высокая ответственность задания; 3) опасность ситуации; 4) недостаточный контроль за ситуацией; 5) неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации; 6) непредсказуемость развития ситуации; 7) частичный или полный неуспех в деятельности; 8) противоречивость информации и т. п. 2. Операциональные: 1) дефицит информации; 2) избыточность информации; 3) большой объем информации; 4) низкая вероятность поступления значимой информации; 5) нарушения ритма поступления информации и т. п. - 3. Временные: 1) дефицит времени; 2) большая длительность воздействия рабочей нагрузки; 3) аритмичность предъявления информации; 448 Приложение I 4) высокий темп предъявления информации; 5) неопределенность времени (неожиданность) поступления. 4. Организационные: 1) низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации; 2) неправильный выбор необходимой информации; 3) отвлечение внимания; 4) пропуск сигнала, объективная сложность задачи; 5) совмещенная деятельность и т. п. 5. Технические: 1) отказ системы; 2) блокировка сигнала; 3) маскировка, искажение сигнала; 4) ложная информация; 5) интерференция сигналов; 6) противоречие информационных признаков ситуации; 7) недостаточный привлекающий эффект сигнала; 8) несоответствие сигнальных признаков информации и т. п. И. Главные (субъектные) 1. Морально-нравственные (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.). 2. Профессиональные (низкий уровень знаний, недостатки в развитии навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.). 3. Физиологические: снижение резервов организма в результате острых и хронических заболевании, неблагоприятные функциональные состояния (укачивание, утомление, десинхропоз, неудовлетворительный уровень чувствительности анализаторов и т. п.). (Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000.) III. Сопутствующие (средовые) 1. В организации труда: 1) нерациональный режим труда и отдыха (сверхурочные, ночные смены); 2) чрезмерная рабочая нагрузка; 3) недостатки в обратной связи о результатах деятельности, неадекватная оценка деятельности и оплата труда; 4) недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабочего места; 5) недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т. п. Приложение 1 449 2. В средствах труда: 1) недостатки в компоновке приборов, кодировании информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т. п. 3. В условиях труда: 1) недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, обзоре, досягаемости до органов управления; 2) неблагоприятный психологический климат в коллективе; 3) недостаточная совместимость, сплоченность; 4) межличностные конфликты; 5) низкий ролевой статус; 6) неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т. п. Основные функциональные блоки (Бодров В. А. Информационный стресс. М., 2000): ♦ мотивов деятельности; ♦ целей деятельности; ♦ программы деятельности; ♦ информационной основы деятельности; ♦ принятия решений; ♦ подсистемы деятелыюстно важных качеств. 15 Зак. 1109 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Структура деятельности руководителя факультета Гностические умения: 1) изучать потребности государства п его требования к выпускникам данного факультета; 2) изучать возможности факультета удовлетворять этим требованиям; 3) изучать продвижение студентов и педагогического коллектива в области реализации государственных требований и получения искомого результата; 4) анализировать и совершенствовать собственную деятельность в соответствии с критериями успешности работы факультета; 5) изучать способы совершенствования деятельности коллектива преподавателей н студентов. Проектировочные умения: 1) исходя из комплексных перспективных планов педагогической, научной, общественной деятельности вуза, планировать социальное развитие факультета на длительный срок; 2) проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, инструктивных материалов, учитывая весь пятилетний цикл обучения студентов на факультете; 3) проектировать совершенствование организационных форм и методов теоретического обучения студентов в течение всего цикла; 4) проектировать систему заданий студентам, направленных на улучшение их трудовой непрофессиональной подготовки в течение всего цикла; 5) проектировать систему заданий студентам, направленных па совершенствование их практики в течение всего цикла подготовки. Конструктивные умения: 1) конкретизировать планы и цели факультета и всех его подсистем до уровня сроков и индивидуальных планов работы сотрудников и контроля за содержанием воспитания и обучения студентов в ближайшее время; 2) конкретизировать планы работы руководителей педагогических коллективов (в том числе сроки контроля) над совершенствованием средств, форм, методов учебно-воспитательной работы со студентами; 3) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной учебно-исследовательской деятельности; 4) конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приемами самостоятельной общественно-политической и профессиональной деятельности; 5) конкретизировать сроки и формы повышения квалификации преподавателей с учетом развития специализаций, создания новых спецкурсов и факультативов. Коммуникативные умения: 1) устанавливать на факультете педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности; 2) завоевывать в коллективе авторитет, налаживая деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза; 3) управлять своим настроением; 4) побуждать членов коллектива ответственно выполнять поставленные задачи; 5) тактично и принципиально критиковать отдельных преподавателей, предотвращать конфликты. Приложение 2 Организаторские умения: 1) обеспечивать успешное выполнение спроектированных целей и намеченных планов, выступая инициатором в организации коллективной деятельности факультета и всех его подсистем: 2) организовать взаимопомощь в педагогическом коллективе, опираясь на систему контроля за индивидуальной деятельностью преподавателе]'!; 3) опираться на своих заместителей в организации управления факультетским коллективом, обеспечивая тем самым целенаправленную и взаимосвязанную работу всех подразделений педагогической системы; 4) обеспечить исполнительскую культуру и индивидуальную ответственность всех категорий сотрудников коллектива по выполнению приказов и постановлений вышестоящих организаций и своих собственных; 5) поощрять творческую и исполнительскую активность своих заместителей, преподавателей и студентов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.008 с.) |