Психические регуляторы труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психические регуляторы труда



Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.

I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности):

1) чувственный, сенсорный, перцептивный;

2) репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение);

3) репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).

II. Образ субъекта:

1) актуальный «Я-образ» (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений);

2) обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» — «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»; «Я среди других»; «Я как представитель профессиональной общности», «Я как личность», «Я как индивидуальность» и др.).

III. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений:

1) потребности и функциональные состояния;

2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;

3) характер, направленность личности, мировоззрение;

4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки [68, 108].

Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — «почувствовать» предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе

120 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий

профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.

Однако образ как психический регулятор имеет и собственный мощный, объективный потенциал. Приведем примеры. Так, последовательные преобразования физических стимулов (например, коротких и длинных звуковых сигналов), семиотики, знаковых систем в профессиональные психологические образы — знаки (в профессиональной деятельности дегустаторов, гидроакустиков, радистов и др.) позволяют не только более успешно выполнять субъекту свои трудовые функции, но значительно увеличивать эффективность профессиональной деятельности (табл. 5.1).

Таблииа 5.1

Азбука Морзе: знаки, символы, физические стимулы

И психологические образы

 

 

Знак Символ Физический стимул Психологический образ («мелодия»)  
  . - - - - Один короткий сигнал и четыре длинных Ку-да-ты-по-шла  
  • • - - - Два коротких/три длинных (пропорция 1:3) Я-на-гор-ку-шла  
  • • • - - - Три коротких/два длинных И-дут-ра-дис-ты  
  • • • • - Четыре коротких/один длинный      
 
  • • • • • Пять коротких сигналов Пе-тя-пе-ту-шок  
  - • • • • Один длинный/четыре коротких Бы-ло-де-ло-так  
  - - • • • Два длинных/три коротких Дай-дай-за-ку-рить  
8. - - - • • Три длинных/два коротких Мо-ло-ко-ки-пит  
  - - - - • Четыре длинных/один короткий ...  
  - - - - Пять длинных сигналов ...  

Так, например, физический предел приема/передачи знаков радиотелеграфиста, который считает «точки — тире», составляет около 30 знаков (цифр или букв криптограмм) в минуту. Норма надежного (в условиях помех) приема сообщения для квалифицированного радиотелеграфиста, идентифицирующего знаки как «мелодии», составляет 120-150 и более знаков. Другими словами, только лишь

5.3. Психические регуляторы труда 121

психологическое перекодирование образа — из «точек» в «мелодии» — обеспечивает повышение надежности и эффективности профессиональной деятельности в 4-6 раз.

Другой, технический способ перекодирования исходной знаковой системы, например в радиосвязи, состоит в уплотнении всей информации до одного «пакета» — «радиоимпульса», для передачи и дешифрации которого используется аналоговая техника.

Еще более ярким примером не только функциональных, но и культурно-эстетических следствий взаимодействия исходных компонентов — образов профессиональной деятельности являет собой музыка. Первоначально определенные частоты, например, физических колебаний струны в секунду (число герц — математическая шкала отношений), воспринимаются человеком как «музыкальные звуки» (математическая шкала интервалов). Иначе говоря, комбинации акустических образов в интервалах лада или определенной октавы воспринимаются как сложные музыкальные образы — мелодии, имеющие вполне определенное эмоциональное и смысловое содержание (система восприятия — номинальная шкала).

Современный музыкальный строй является прямым преобразованием исходных физических стимулов — разных частот физических колебаний (в герцах) в «музыкальные образы» подчиненным определенным закономерностям. Пример — таблица динамики часто первой октавы (до 2 = удвоенной частоте до 1, ре 2 = удвоенной частоте ре 1 и т. д.).

Таблица 5.2

Таблица частот первой октавы

Тон До 1 Ре 1 Ми 1 Фа 1 Соль 1 Ля 1 Си 1 До 2
Частота, Гц                

Всего лишь 7 фиксированных звуков с 12 полутоновыми интервалами между ними в зависимости от их высоты, длительности, силы, пауз между ними, комбинаций друг с другом (терция, квинта, септа, октава) могут приобретать новое системное качество — качество музыки. Комбинации благозвучных и неблагозвучных созвучий позволяют создавать качественно новую информационную и эмоциональную систему, не нуждающуюся в переводе на национальные языки.

122 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий

Заметим, мы говорим о высокопрофессиональной деятельности по оперированию специфическими акустическими образами. Создание логарифмически равномерной двенадцатитоновой музыкальной шкалы явилось итогом длительного развития музыки и математики. В 1700 г. немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил 12-тоновую шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней. Вскоре И.-С. Бах доказал жизнеспособность новой системы. Он сочинил два тома музыкальных произведений под общим названием «Хорошо темперированный клавир» (1722-1744). Каждый из этих томов содержал по 24 пьесы (прелюдии и фуги): по одной на каждую мажорную и минорную тональность. Сочинения Баха составили эпоху в развитии новой музыки. Все последующие композиторы создавали свою музыку в этой системе, открывая ее неисчерпаемые возможности.

Музыканты считают, что 12 мажорных и 12 минорных тональностей не тождественны друг другу по звучанию и обладают индивидуальными качествами. Например, до мажор характерен для светлого, солнечного, спокойного настроения (соната Людвига ван Бетховена «Аврора»), до минор — для мужественной печали («Похоронный марш» из Героической симфонии Бетховена, Третий фортепианный концерт до минор Шумана). Си минор — одна из наиболее глубоких и выразительных тональностей в классической музыки XVI-XIX вв. (Г. Е. Шилов).

Вот один из ярких образцов генезиса «образа» в психологическом мире человека — от прямого физического стимула, характеризуемого универсальными единицами физического измерения (математическая шкала отношений), от акустического воздействия на слух человека (логарифмические шкалы) до эмоциональной и смысловой реальности, имеющей даже свои цветовые характеристики (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, М. К. Чюрленис и др.), приводящей к изменению эмоциональной, интеллектуальной сферы и даже физиологии человека.

Подтверждения очевидной значимости для человека образа «субъект-субъектных отношений» можно найти едва ли не в каждом учебнике по социальной психологии и психологии управления. Особенно велика роль такого образа для человека, находящегося в экстремальных условиях.

Более чем убедительным примером этого нам видятся слова — молитва военного корреспондента:

5.3. Психические регуляторы труда 123

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди

...Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов. Жди меня

Замечательной иллюстрацией роли образа «субъект-объектных» отношений, на наш взгляд, является фрагмент рассказа профессионального летчика, романтика летного труда:

...Он нагнулся к приборной доске. Стрелки уже начинали фосфоресцировать. Проверил показания приборов — и остался доволен. Итак, он сидит в небе прочно. Тронув пальцем стальной лонжерон, он ощутил в металле пульсацию жизни; металл не дрожал — он жил.

...Пилот снова ощутил в полете не головокружение, не хмельную радость, но лишь таинственную работу живого организма.

Теперь, создав свой собственный мир, он мог устроиться в нем поудобнее.

Антуан де Сент-Экзюпери. Ночной полет

Сделаем некоторые обобщения. Функции совокупности образов и их взаимосвязей далеко выходят за пределы их первоначальной за-данности. В каждом высококвалифицированном труде есть значительная доля неформализуемых образов-регуляторов, уровень владения которыми, пожалуй, более всего и отличает профессионала от мастера своего дела. Так, у скульптора, работающего с мрамором, есть «чувство мрамора», следуя которому он из множества блоков-заготовок выберет единственный для воплощения своего замысла или откажется, забракует все и будет продолжать искать «свой», единственный. В спорте высших достижений давно утвердились понятия «чувство воды», «чувство снега», «чувство мяча», «чувство партнера», «чувство дистанции», «чувство поля» и т. п. Роль сложных ПВК — профессиональных «чувств» в детерминации успешности субъекта

124 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессии

один из тренеров сборной команды страны по боксу оценил кратко: «Если у человека нет "чувства ринга" — убьют сразу!..»

В авиации такими сложными ПВК являются «чувство самолета», «чувство горизонта», «чувство аэродрома». Понятно, что, например, в инженерной психологии, где проблема рабочего образа крайне актуальна, она разработана более обстоятельно. В частности, выделяются следующие категории образов: концептуальная модель — оперативный образ — образ — цель [14, 47].

Неоднозначную, а вернее, многозначную, многогранную роль образа как психологического регулятора, как многозначной метафоры можно проиллюстрировать и на схемах психики человека. Согласно логике нашего подхода рассмотрим несколько таких схем, предложенных учеными в течение одного лишь столетия — с начала до конца XX в.

В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер — бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное («Оно») — сознание («Эго») — сверхсознание («Супер-эго») (рис. 5.1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны [133].

А. Маслоу Рис. 5.1. Формы отображения структуры личности в психологии

В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций («дитя -взрослый - родитель» субъекта и «дитя - взрослый - родитель» парт-

5.3. Психические регуляторы труда 125

нера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.

А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис. 5.1). В его основе — «базовые физиологические потребности», присущие всем людям (а вернее, всему живому). На «базе» биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.

На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, «самоактуализация» явно возвышается над «Супер-эго», она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — «вершина», то ее детерминанты не столь очевидны, они «размыты», хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена «самоактуализации» требует введения новых постулатов или серьезной «коррекции» прежней научной парадигмы.

В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В. А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно «пентабазису» В. А. Ганзена [35], человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис. 5.2). Сложная фигура-образ допускает многовариатив-ность развития каждой из ее частей.

Рис. 5.2. Многоструктурное описание человека (Ганзен В. А., 1980)

126 Глава 5. Эргатические функции и классификация профессий

В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев [84], сохраняя приверженность «ступеням», отказывается от «сфер», «прямоугольников», «квадратов» и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.

Следовательно, образ — не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, образ — это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание (психология рекламы, деятельность имиджмейкеров, выборные кампании и пр.). И здесь психология труда естественно соприкасается еще с одной молодой и смежной научной дисциплиной — «психологией влияния» (Т. С. Ка-баченко).

Выше мы рассматривали «образы объекта» как психические регуляторы. Проблема «образа субъекта» будет рассматриваться в 11-13-й главах настоящего пособия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.027 с.)