Методы психологии труда, их классификация, возможности и ограничения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологии труда, их классификация, возможности и ограничения.



Осн требования к методам сбора эмпирич данных: 1) объективность, 2)системность, 3) наличие программы, 4) учет внешних и внутренних усл актвиности исследуемого 5) фиксация рез-ов. I Методы построения теории. Объекты: совершенный теоретический объект, эмпирический полуобъект теории, логический полуобъект теории, теоретический нуль-объект. Методы:Наименование, Логическое генерирование (построение следствий), Вербальное комбинирование, Интерпретация, Номологизация, Определение, Индуктивное предсказание, Дедуктивное предсказание, Синтаксическое комбинирование, Эмпирическое подтверждение, Номологическое доказательство, Номологическое объяснение, Верификация сложного логического полуобъекта. II.Эмпирико-познаветльные методы 1Наблюдение - классический метод психологии. Климов: это базовый метод.Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (по Климову).Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.)Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, использование датчиков). Ограничения метода наблюдения: 1.По Климову:При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте. “Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания. Короче: нельзя наблюдать за всем сразу. На что-то мы обращаем внимание больше, на что-то меньше, а что-то вообще можем упустить. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает. НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире. 2.По Носковой:Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать. Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием. Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода. Вообще, все остальные методы возникают как деформации метода наблюдения.2.Метод анализа продуктов деятельности. Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат. Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.) Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности: Требования к методу анализа продуктов деятельности: 1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)2Систематичность, всесторонность подбора фактов. 3.Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых. 4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.) 3.Метод опроса, контент-анализ текстов, м етод беседы.Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно. Виды опросов: а)по содержанию вопросов: -фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров; -выяснение внутренних проблем человека. б)по форме предъявления вопросов и вариантов ответа: -стандартизованные – со всеми одинаково.-нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия. в)по проведению: -письменные; -устные Минусы опроса: Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя. Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса. Это не всегда то, о чем мы спрашиваем. 4.Метод экспертизы или метод экспертных оценок. Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.Ограничения экспертных методов:*Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК. *При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много. *Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют. 5.“Естественный” эксперимент Нарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым.Испытуемому предлагаются привычные них виды задач.Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника. Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо).Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности. 6.Производственный эксперимент. Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда. 7.Лабораторный эксперимент Создаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов).Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность. 8. Метод анамнеза, биографический метод. Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез. III. Преобразующие методы: связанны с вторжением в психику, изменением. При реализации любого из преобразующих методов возникает задача управления (психологического, а не административного, как некоторые любят!) активностью людей.Здесь строго стоит проблема манипулирования людьми, их сознанием. Климов: “Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и радом основаны на применении именно преобразующих методов психологии” (Например, дезинформация, клевета и др.);связанно с нормами морали, ценностями;это более ответственно; предполагает наличие многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности Виды преобразующих методов: 1. Методы использования и формирования субъектных факторов труда. *Методы профессионального самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к обстановке, к коллективу. *Методы проф. консультации, проф. отбора, психологического тренинга, профилактики и коррекции неблагоприятных ФС, коррекции индивидуального стиля деятельности 2. методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда: *методы рационализаторской и изобретательской работы, направленные на улучшение средств и условий труда; *методы разработки рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда; *методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в трудовых коллективах, профессиональных сообществах.Все многообразие преобразующих методов в итоге сводится к управлению сознанием, психической активностью людей в труде то есть к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к более разумному использованию уже имеющихся.

6.Эргатическая система, эргатические функции, их типология. Эргатическая система – это система взаимодействия человека с внешней реальностью, т.е. система «субъект – объект». Пр.: система «человек – машина», «человек – техника – среда» и т.д. Эргатическая система производит то, в чём нуждаются, и что способны потребить люди, общество (вещественный предмет, полезная информация, общественные процессы и проч.). Т.о., Эти системы объединяют субъектов труда, предмет труда, средства труда, производственную среду. Система – производственная организация, которая все это объединяет для получения нужных человеческому сообществу продуктов. Например, банда, которая грабит магазины, не создает ценных продуктов, или может быть клуб по интересам, которая не является чистой эргатической системой.Понятие «эргатическая функция» включает в себя следующие понятия. Трудовая функция – это любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. ← ориентация на человека! Функция средств труда – это снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей. ← ориентация на средства труда (например на технику)!Динамика: сначала человек выполнят трудовую функцию, но потом эта функция моет быть передана технике. Пр.: рукопись проверяет на ошибки какой-нибудь дяденька в издательстве → компьютер выделяет ошибки красным или зеленым.

Т.о., эргатическая функция – это более общее понятие! Эргатическая функция – это любое уменьшение неопределенности связей внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое с т.з. тех целей, ради достижения которых эта система создана. Эргатическая функция – это любая функция, характеризующая данную эргатическую систему (трудовая функция или функция средств труда). Перечень основных эргатических функций: I Функции духовного производства:1) Построение идеологии2)Построение ближайших перспектив развития сообщества; 3)Целеполагание; 4)Накопление истинных знаний; 5)Накопление эмоционального опыта; 6)Построение смыслов трудовой деятельности

IIФункции производства упорядоченности социальных процессов:1)Построение общественных норм и правил2)Построение социальных коммуникаций и власти; 3)Построение общих планов деятельности; 4)Построение защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения IIIФункции производства полезных действий и обслуживания и самообслуживания: 1) Построение жизнеобеспечения субъекта труда; 2) Построение средств стабилизации, восстановления, развития (режим работы, обучение, лечение, ремонт, совершенствование эргатической системы) IVФункции материального производства:1) Оперативно-гностические функции (прием, переработка и хранение информации, принятие решения). 2) Оперативно-практические функции (организация предметной и социальной среды, внешних средств работы, себя самого, управление средством и т.д.). Эволюция эргатических функций в истории цивилизации: Революционные эпохи (соц-эконмич изменения, вызванные освоением нов технологий): 1) Освоение земледелия на основе произ-ва бронзы, а затем – железа.2) Промышленная /индустриальная революция (XVII - XIX). 3) Третья волна технологич революций 80-е ХХ в. Использование информац технологий, общ-во постиндустриальное. Труд в нач ХХIв.: * осваив-ся нов источн энергии (механич орудия, машины, тепловая энергия); * Создаются нов материалы (освоение микромира); * внедрение нов информац технологий (комп, net); * труд чела зависит не только от предметного содерж использ орудий, но и от форм организации, от типа производствен среды; * риск техногенных катастроф и политич нестабильность в об-ве, возрастает роль морально – нравстенн фактора в их профилактике; * конкурентноспособн предприятий опред-ся качеством персонала; * Современн раб важно не только обладать базовым профобраз, но и готовностью к нововведениям и дополнит образов, возможной смене профессии; * потребности людей реализ-ся и развив по законам культурно- историч развития, культивир квазипотрбен, их реализация порождает нов виды професс знаний.

Изготовление первобытного рубила: 1.В общине постепенно осознается необходимость иметь инструменты более удобные, чем случайно подобранные камни. 2.Мысленный образ потребного будущего – рубила – продукт коллективного воображения. 3.Пока все охотятся, рыбачат или собирают ягоды (разделение труда), к-н чел занят производством рубила: -Находит камень-заготовку; -Принимает решение – подходит ли этот камень для рубила, оценивает его свойства; -Организует рабочее место; -Обрабатывающий станок – сам человек (его ФС регулируются организмически, т.е., напр., передышки и т.п. и социально – ритуалы и т.д.) -Путем проб и ошибок вырабатываются рабочие движения; -сличение получаемого полупродукта с образом желаемого результата.Всё это и есть эргатическая система!

 

 

7.Понятия: профессия, работа, трудовая деятельность… «Профессия»(с латин и француз) – «говорить публично, объявлять, заявлять». В средневековье чел ходил от дома к дому и предлагал свои услуги: «Точим ножницы - ножи». Различное применение термина «профессия»: 1) Область, в кот чел осуществляет свои трудовые функции. 2)Общность людей, занятых опред рода трудовыми ф-ми. 3) Подготовленность (знания, умения, навыки), благодаря кот чел м выполнять трудовые ф-ции. 4) Д-ть, работа профессионала, т.е. распределнный во времени процесс реализации трудовой ф-ции. «Работа» (job) или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности — объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми, или выполняться индивидуально (субъект труда один человек, или команда, группа). Производственная операция как способ осуществления действий; осознаваемые элементы действий – макроэлементы — поддаются сознательному контролю (могут быть самостоятельно поставленные цели, когда работник контролирует направление своего внимания, сознания осмысленно, осознанно); микроэлементы действия плохо поддаются сознательному контролю

Климов (1997) предлагает определение понятия «деятельность» как такой формы активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:1) имеет место процесс действий (некоторая совокупность, последовательность);2) процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое преобразование её; 3)процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества). «Задача», задание (task) — единица труда, которая предполагает выполнение «трудовых действий. Если психолог сталкивается с неким производственным процессом, который осуществляется машинами-автоматами, животными (даже такими умными как слоны, собаки, лошади), — корректно не называть их формы поведения трудом, трудовой деятельностью, оставив последний термин только для обозначения «живого человеческого труда», сознательно регулируемой трудовой активности человека. Труд в психологическом понимании это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, с точки зрения Е.А. Климова (1998) отличается от игры, учения, общения еще 3-мя признаками, так что всего получается 4 существенных признака труда: 1) труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;2) труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;3) в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;4) в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.124.70 (0.011 с.)