Кризисы профессионального развития. Синдром эмоционального выгорания как форма профессиональной дезадаптации личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы профессионального развития. Синдром эмоционального выгорания как форма профессиональной дезадаптации личности.



Э.Ф. Зеер: «кризис личности» - особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека. Разделяются: 1) нормативные и 2) ненормативные кризисы. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события (окончание школы, выход на пенсию, успешная защита диссертации, процедура профессиональной аттестации и последующее профессиональное продвижение). Ненормативные кризисы вызываются либо критическими событиями, (например, смерть близкого человека), либо болезненным — невротическим состоянием.Примеры нормативных кризисов:1)кризис периода выбора профессии;б) кризис, обусловленный коррекцией профессионального выбора в период профессионального обучения;в) кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий;г) кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения и др. Причины: объективные социально-экономические условия (банкротство предприятия и прочие условия, приводящие к потере трудовой занятости); возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; неудовлетворенность человека своим социальным статусом. Преодоление кризисов профессионализации может быть полезным стимулом для развития личности, либо способ разрешения конфликта могут быть деструктивными. В последнем случае, человек теряет ценные личностные качества, ранее достигнутый авторитет, а отношение к труду и жизни в целом становится более негативным. Ахмеров выделил основные типы биографических кризисов: кризисы нереализованности, опустошенности и бесперспективности. Кризис нереализованности проявляется переживаниями человека, для которых характерно обесценивание достижений прошлого, своего опыта. Признаком его является низкое значение психологического возраста, малая насыщенность событиями прошлых пятилетий в сравнении с будущими. Кризис нереализованности характериз отсутствием причинно-целевых связей в их «прошлом». В рамках профессиональной жизни человек может рассматривать себя «неудачником», обесценивает свое прошлое. Люди преодолевают этот кризис, либо усиливая свою активность в настоящем, либо снижая уровень своих притязаний. Кризис бесперспективности проявляется отсутствием значимых целей и потенциальных связей событий в будущем, что влияет на переживание ценности своей жизни в настоящем. Эти случаи встречаются наиболее часто. Кризис опустошенности: отсутствуют причинно-целевые связи событий настоящего с прошлым и будущим, и в самом настоящем отсутствуют такие связи, то есть имеет место ситуация растерянности, особенно частая при адаптации человека к новым неожиданно появившимся условиям. Проявляется повышенной раздражительностью, или апатией, потерей бывшего интереса к работе. Это состояние может быть формой профессиональной дезадаптации, наступающей в результате длительной и напряженной работы, когда не соблюдается разумный режим труда и отдыха, то есть как форма переутомления. Особенно ярко поведенческие проявления кризиса опустошенности проявляются в социономических видах труда, где работнику приходится много взаимодействовать с людьми в условиях навязанного общения. Этот негативный феномен получил название «эмоционального выгорания». Данный феномен включает три составляющих: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности). Возникает чаще у людей типа В по типологии личностей Фишера: людей со слабой мотивацией, низкой стрессоустойчивостью, неумением конструктивно решать проблемы. Явление деперсонализации можно рассматривать не только как проявление негативное, но и как форму профессиональной защитной стратегии общения, при которой партнер по общению лишается в глазах субъекта труда качеств живой личности; на его выходки, грубость, субъект труда не реагирует, избирательно выделяя лишь профессионально-значимые компоненты взаимодействия. Люди, благодаря деперсонализации объектов взаимодействия и волевых усилий, направленных на самоконтроль своего поведения, могут в течение рабочего дня подавить в себе психическую неустойчивость, нервозность, но они часто отличаются раздражительностью и обидчивостью в домашнем быту. Психологи могут помочь профессионалам избежать «выгорания», они советуют реалистичнее относиться к жизни и профессии, отделить свою личную жизнь от работы и развивать интересы, не связанные с работой. Тезис о быстроте развития синдрома «выгорания»: в работах Маслач показано, что социальные работники «выгорают» через 2-4 года, а средний медперсонал в психиатрических клиниках — уже через 1,5 года. Факторы, вызывающие Эмоц выгорание: 1) деятельностные (стаж, интенсивность общения, острота негативн эмоций и частота эмоц стресса, излишний контроль, несамостоятельность или излишняя автономия, ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка в работе. 2) Субъективные, индивидуально-личностные (коммуникативный потенциал, особенности эмоц сферы, ценности, особенности отношения к работе). Профилактика: профориентация, профотбор, оптимизация труда и отдыха, тренинг коммуникативности, коррекция отношения к труду.Остается не ясным вес компонентов синдрома.

 

 

25. Профессиональные деформации (деструкции) личностного развития.

Регрессивная стадия профессионального развития. Профессиональное развитие может носить нисходящий характер. Негативным влиянием профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, таких как феномен психического выгорания.

Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии).

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику и связан с закреплением негативных изменений в профессиональной деятельности, и в повседневном поведении и общении (возникают временные негативные психические состояния (деструкции) - начинают исчезать положительные качества - на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника). Если закрепляются надолго и устойчивы, то это приводит к деформации.

Факторы вызывающие проф. Деструкцию: 1) объективные – особенности выполняемой проф. Деят-ти; 2) субъективные – особенности индивидуальности работника; 3) факторы объективно – субъективного взаимодействия – проф. Стресс.

Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (проф. деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим сферами).

Другая форма проявления этого феномена - формирование профессиональных стереотипов и установок. Минусы: 1) упрощенный подход к решению проблем; 2) представление о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности; 3)могут мешать освоению новых профессий.(В.Е. Орел, Е.И. Рогов и др.). Деформации имеют двоякую природу – влияние процесса труда и внутриличностные предпосылки. ПДЛ ведут к нарушению целостности личности, снижают ее способность к адаптации, устойчивость в общественной жизни. Виды ПДЛ по Рогову:

1) Общепрофессиональные: типичны для большинства людей, занятых в этой профессии. Обусловлено особенностями использованием средств труда, предметов труда, профессиональных задач, установок, привычек или форм общения. Это профессиональные акцентуации. Пример: типичный математик.

2) Типологические: слияние личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. Пример: педагог-организатор, подвинутый на общественной работе.

3) Индивидуальные: ситуация, когда профессия создает благоприятные условия для проявлений каких-либо черт личности, которые были еще до начала профессионализации. Пример: жажда власти, подчинения, управления слабыми у учителя начальных классов. Если нет самоконтроля и самокритики, получается деспотичная ведьма.

Проф. деформация личностных особенностей может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта (следователь по работе сталкивается с обманом, лицемерием - повышенная критичность и излишняя бдительность - чрезмерная подозрительность - в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но и распространяется на семейные и бытовые отношения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.009 с.)