Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи курса «Психология труда»

Поиск

Курс «Психология труда» является частью психологического образования будущего специалиста педагога-психолога.

Целью курса является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.

Задачами курса являются:

  1. ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии;
  2. формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;
  3. раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.

 

 

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

 

Основной целью преподавания курса является фундаментальное образование студентов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, направленное на профессиональную подготовку психологов - практиков. Углубленно изучаются вопросы, связанные с учетом человеческого фактора при эксплуатации, разработке и оптимизации различных видов новой техники. Особое внимание уделяется влиянию психологических свойств, качеств и состояний человека, факторов внешней среды и условий жизнедеятельности на эффективность, надежность и качество трудовой деятельности. Изучаются методы составления психологической профессиограммы различных видов деятельности, методы компьютерного тестирования профессионально важных и личностных качеств работников различных профессий, а также методы и средства диагностики их функционального состояния и работоспособности. Эти знания обеспечивают подготовку студентов-психологов к практической деятельности в сфере труда.

 


Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины

по учебному плану

  Форма обучения
Форма очная Заочная 3,5 года Заочная 6 лет
учебной по семестрам по семестрам по семестрам
работы          
Общая трудоемкость часов      
Аудиторные часы (АЗ)      
Лекции (Л)     -   -
Семинары (С)     -   -
Лабораторные занятия - - - -
Самостоятельная работа (СР)      
Контрольная работа - - - -
Форма итогового контроля (зачет, экзамен) экзамен - экзамен - экзамен

Тематический план

 

  №   Наименование тем Очная форма обучения заочная форма обучения (3,5 года) заочная форма обучения (6 лет)
АЗ СР АЗ СР АЗ СР
Л ПЗ ЛЗ Л ПЗ Л ПЗ
  Предмет, цели задачи психологии труда                    
  Человек как субъект труда                    
  Формирование профессиональных умений и навыков                    
  Функциональные состояния и психические свойства человека в труде, методы их диагностики и коррекции                    
  Динамика работоспособности.                    
  Потребности, мотивы и стимулы трудовой деятельности                    
  Психологические особенности совместного труда                    
  Психология в системе «Человек – машина»                    
  Психология професий                    
  Место и роль психолога на промышленном предприятии                    
  Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда                    
  Психология труда педагога                    
  Приёмы и методы диагностической работы                    
  Приёмы и методы разрешения конфликтов в трудовой деятельности                    
  Деятельность психолога на предприятии                    
Всего часов:                  

 

 

Содержание дисциплины.

Предмет, цели, задачи психологии труда

Психология труда, инженерная психология, эргономика. История психологии труда и инженерной психологии, коррективные и конструктивные периоды. Задачи психологии труда.

 

Человек как субъект труда

Общая характеристика предметной области труда. Предмет труда как психологическая категория. «Этический парадокс» предмета труда.

 

Формирование профессиональных умений и навыков

Навыки, умения и их классификация. Этапы формирования навыков. Тренировка и тренажёры. Интеллектуальные умения. Критерии обученности. Психологические предпосылки переучивания

 

Функциональные состояния и психические свойства человека в труде, методы их диагностики и коррекции

Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

Физиологические основы деятельности. Аффективный синтез, кривая обучения. Профессионально значимые свойства и их динамика в трудовой деятельности. Индивидуально-типологические свойства, сенсорные и перцептивные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства, мнемические свойства, имажинитивные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства. Психические состояния и деятельность.

 

Динамика работоспособности.

Предрабочее состояние, врабатываемость, период устойчивой работоспособности, период утомления, период восстановления.

Психологические предпосылки производственного травматизма.

 

Потребности, мотивы и стимулы трудовой деятельности

Потребности трудовой деятельности. Стимулирование трудовой деятельности. Виды и приёмы трудовой мотивации.

 

Психологические особенности совместного труда.

Трудовой коллектив как группа. Типы структур трудового коллектива. Показатели эффективности трудового коллектива. Социально-психологический климат трудового коллектива.

 

Причины возникновения и способы разрешения конфликтов в трудовой деятельности.

Понятие конфликта. Межгрупповой конфликт, внутригрупповой, межличностный. Стадии конфликта. Управления конфликтом. Деятельность психолога при разрешении производственных конфликтов.

Приёмы и методы разрешения конфликтных ситуаций.

 

Психология профессий.

Понятие профессии и профессиональной пригодности. Обучение и тренировка. Ориентировочная основа деятельности.

Психологические особенности профессий. Профессиограмма, профессиография, психограмма. Метод профессиограмм.

Инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина». Развитие подходов к проектированию Структура инженерно-психологического проектирования. Одержание работ по учёту человеческого фактора на разных стадиях проектирования.

Психологический анализ деятельности оператора. Профессиональный отбор операторов.

 

Психология труда педагога.

Деятельность человека в системе «человек-человек».

Природные предпосылки овладения педагогической профессией. Индивидуально-психологические предпосылки профессионализма и мастерства в педагогической деятельности. Подготовка и обучение педагогов. Трудности и проблемы педагогической деятельности.

 

Место и роль психолога на промышленном предприятии.

Исследовательская функция. Функция совершенствования системы социального управления предприятием. Консультативная функция Педагогическая и просветительская функции. Работа с кадрами. Организация труда:

Организационное управление и социальное планирование.

Подбор, расстановка, оценка и аттестация кадров. Психологические особенности личности руководителя в трудовой деятельности. Основные функции и алгоритм оценки кадров. Комплексная методика оценки инженерных кадров. Рекомендации по использованию аттестиционных характеристик.

 

Приёмы и методы диагностической работы.

Выделение профессионально – важных качеств специалистов с помощью опросника Липмана.

Составление психографической карты профессий.

Применение «модифицированной карты личности» К.К. Платонова для выделения ПВК специалистов.

Применение «карты - схемы» Л.Н. Уманского для выделения организаторских способностей как ПВК специалистов.

Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Изучение производственных коллективов с помощью интерперсональной методики Лири.

 

Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда. Инженерная психология: предмет, задачи, методы исследования. Условия возникновения инженерной психологии и ее современное состояние. Человек в условиях автоматизированного производства. Эргономика как самостоятельная наука, ее предмет и задачи. Понятие эргатической функции. Характеристика основных трудовых функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.01 с.)