Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи курса «Психология труда»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Курс «Психология труда» является частью психологического образования будущего специалиста педагога-психолога. Целью курса является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда. Задачами курса являются:
Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
Основной целью преподавания курса является фундаментальное образование студентов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, направленное на профессиональную подготовку психологов - практиков. Углубленно изучаются вопросы, связанные с учетом человеческого фактора при эксплуатации, разработке и оптимизации различных видов новой техники. Особое внимание уделяется влиянию психологических свойств, качеств и состояний человека, факторов внешней среды и условий жизнедеятельности на эффективность, надежность и качество трудовой деятельности. Изучаются методы составления психологической профессиограммы различных видов деятельности, методы компьютерного тестирования профессионально важных и личностных качеств работников различных профессий, а также методы и средства диагностики их функционального состояния и работоспособности. Эти знания обеспечивают подготовку студентов-психологов к практической деятельности в сфере труда.
Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины по учебному плану
Тематический план
Содержание дисциплины. Предмет, цели, задачи психологии труда Психология труда, инженерная психология, эргономика. История психологии труда и инженерной психологии, коррективные и конструктивные периоды. Задачи психологии труда.
Человек как субъект труда Общая характеристика предметной области труда. Предмет труда как психологическая категория. «Этический парадокс» предмета труда.
Формирование профессиональных умений и навыков Навыки, умения и их классификация. Этапы формирования навыков. Тренировка и тренажёры. Интеллектуальные умения. Критерии обученности. Психологические предпосылки переучивания
Функциональные состояния и психические свойства человека в труде, методы их диагностики и коррекции Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции. Физиологические основы деятельности. Аффективный синтез, кривая обучения. Профессионально значимые свойства и их динамика в трудовой деятельности. Индивидуально-типологические свойства, сенсорные и перцептивные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства, мнемические свойства, имажинитивные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства. Психические состояния и деятельность.
Динамика работоспособности. Предрабочее состояние, врабатываемость, период устойчивой работоспособности, период утомления, период восстановления. Психологические предпосылки производственного травматизма.
Потребности, мотивы и стимулы трудовой деятельности Потребности трудовой деятельности. Стимулирование трудовой деятельности. Виды и приёмы трудовой мотивации.
Психологические особенности совместного труда. Трудовой коллектив как группа. Типы структур трудового коллектива. Показатели эффективности трудового коллектива. Социально-психологический климат трудового коллектива.
Причины возникновения и способы разрешения конфликтов в трудовой деятельности. Понятие конфликта. Межгрупповой конфликт, внутригрупповой, межличностный. Стадии конфликта. Управления конфликтом. Деятельность психолога при разрешении производственных конфликтов. Приёмы и методы разрешения конфликтных ситуаций.
Психология профессий. Понятие профессии и профессиональной пригодности. Обучение и тренировка. Ориентировочная основа деятельности. Психологические особенности профессий. Профессиограмма, профессиография, психограмма. Метод профессиограмм. Инженерно-психологическое проектирование и оценка систем «человек-машина». Развитие подходов к проектированию Структура инженерно-психологического проектирования. Одержание работ по учёту человеческого фактора на разных стадиях проектирования. Психологический анализ деятельности оператора. Профессиональный отбор операторов.
Психология труда педагога. Деятельность человека в системе «человек-человек». Природные предпосылки овладения педагогической профессией. Индивидуально-психологические предпосылки профессионализма и мастерства в педагогической деятельности. Подготовка и обучение педагогов. Трудности и проблемы педагогической деятельности.
Место и роль психолога на промышленном предприятии. Исследовательская функция. Функция совершенствования системы социального управления предприятием. Консультативная функция Педагогическая и просветительская функции. Работа с кадрами. Организация труда: Организационное управление и социальное планирование. Подбор, расстановка, оценка и аттестация кадров. Психологические особенности личности руководителя в трудовой деятельности. Основные функции и алгоритм оценки кадров. Комплексная методика оценки инженерных кадров. Рекомендации по использованию аттестиционных характеристик.
Приёмы и методы диагностической работы. Выделение профессионально – важных качеств специалистов с помощью опросника Липмана. Составление психографической карты профессий. Применение «модифицированной карты личности» К.К. Платонова для выделения ПВК специалистов. Применение «карты - схемы» Л.Н. Уманского для выделения организаторских способностей как ПВК специалистов. Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Изучение производственных коллективов с помощью интерперсональной методики Лири.
Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда. Инженерная психология: предмет, задачи, методы исследования. Условия возникновения инженерной психологии и ее современное состояние. Человек в условиях автоматизированного производства. Эргономика как самостоятельная наука, ее предмет и задачи. Понятие эргатической функции. Характеристика основных трудовых функций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.01 с.) |