Приёмы и методы диагностической работы (20ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы и методы диагностической работы (20ч.)



Тема 1. Мотивация в трудовой деятельности

Цель работы:. Исследование мотивации в трудовой деятельности.

Задачи и порядок проведения работы

1. Определение уровня мотивации достижения успеха и избежания неудачи.

2. Определение оценки удовлетворенности потребностей субъекта труда.

3. Теоретический анализ и интерпретация результатов диагностики с целью определения мотивационной направленности субъекта труда и характера его трудовой активности в зависимости от уровня мотивации достижения и оценки удовлетворенности потребностей.

4. Оформление работы с описанием исследования, обработки и интерпретации полученных результатов и выводов.

Оснащение

1. Опросник оценки уровня мотивации достижения успеха А.Мехрабиана.

2. Методика определения оценки удовлетворенности потребностей субъекта труда методом парных сравнений. Методика построена на использовании иерархической модели потребностей А.Маслоу и предназначена для определения степени удовлетворенности пяти видов потребностей человека: материальных; потребности в безопасности, социальных, потребности в признании, потребности в самовыражении.

Контрольные вопросы

1. Какие две формы имеет мотивация достижения успеха?

2. В чем конкретно проявляется мотивация достижения успеха?

3. Какие группы потребностей представлены в иерархической модели потребностей А.Маслоу?

4. Какие критерии для последовательности удовлетворения потребностей определены для указанной модели А.Маслоу?

Литература:

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под редакцией Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – Санкт-Петербург, 2001, с. 171 - 181.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург, 2000, с. 270 – 297;

3. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. Санкт-Петербург, 2000.

 

Тема 2. Исследование профессиональной направленности личности

 

Цель занятия. Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.

Задачи и порядок проведения работы

1. Определение типа личности по методике Дж. Холланда.

2. Определение взаимосвязи между выбранной профессией и психологическими особенностями личности испытуемого на основе результатов полученных с использованием методики Дж.Холланда. Анализ и интерпретация результатов с целью определения взаимосвязи производится с использованием данных, полученных по всем столбцам бланка протокола. Особенно это рекомендуется для определения взаимосвязи с возможными специализациями в психологических профессиях.

3. Оформление отчета согласно требованиям (раздел 4) с описанием исследования, обработки, анализа и интерпретации результатов и выводов.

Оснащение. Методика Дж. Холанда и бланк протокола.

Контрольные вопросы: 1. Что такое профориентация? 2. В чем суть профессионального самоопределения? Какие этапы предполагает процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению?

Литература.

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на-Дону, 1996, с. 96 – 139.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под редакцией Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – Санкт-Петербург, 2001, с. 45 – 50.

3. Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. Вопросы психологии, № 5, 1990, с. 150 – 157.

 

Тема 3. Исследование сенсорных профессионально-важных качеств

субъекта труда

Цели занятия

1. Формирование умений проводить исследования с использованием аппаратных методов.

2. Диагностика восприятия субъектом труда пространственных отрезков (глазомера).

Задачи и порядок проведения работы

1. Знакомство с устройством и работой прибора для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6».

2. Проведение тестирования.

3. Обработка результатов.

4. Оформление работы с описанием исследования, обработки и интерпретации полученных результатов и выводов.

Оснащение. Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6». Бланк протокола.

Контрольные вопросы. 1. Что такое профессионально-важные качества (ПВК) субъекта труда? 2. Какие ПВК мы имеем возможность измерять на приборе «Активациометр АЦ-6»? 3. Что является предметом манипулирования экспериментатора на стадии тестирования и что является основным показателем на стадии обработки результатов для оценки глазомера?

Литература

1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996. - С. 66 – 97.

 

Тема 4. Исследование утомляемости и работоспособности с

помощью таблицы Крепелина

Цель занятия. Определение умственной работоспособности и утомляемости.

Задачи и порядок проведения работы

1. Проведение тестирования умственной работоспособности и утомляемости с использованием бланков методики (таблицы Крепелина).

2. Обработка результатов, вычисление коэффициента работоспособности и анализ данных.

3. Оформление работы с описанием исследования, построение графика работоспособности, анализа и интерпретации данных и выводов проведенного исследования.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина), карандаш, секундомер.

Контрольные вопросы. 1. Чем отличается утомляемость от монотонии и чем они схожи? 2. Какие стадии можно выделить в динамике работоспособности по результатам диагностики и как это можно связать с типологическими особенностями личности испытуемого? 3. Каким образом можно продлить стадию устойчивой работоспособности?

Литература

1. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970. - С. 196 – 228.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е издание. - СПб, 2000. - С. 410 – 414.

3. Психология: Учебник для гуманитарных вузов // Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб-Харьков, 2001. - С. 410 – 415.

 

Тема 5. Функциональные состояния и функциональный профиль субъекта труда

Цель занятия. Диагностика функционального состояния и построение функционального профиля субъекта труда (на примере внимания как профессионально-важного качества).

Задачи и порядок проведения работы.

1. Измерение уровня напряженности испытуемого.

2. Измерение показателей профиля внимания.

3. Оформление работы с описанием исследования, построения графиков психического состояния и профиля внимания, заключения и выводов проведенного исследования.

Оснащение

1. Тест для измерения ситуативной тревожности (короткий вариант теста Спилбергера).

2. Тест для измерения профиля внимания (короткий вариант теста Найдиффера).

3. Бланки протоколов.

Контрольные вопросы. 1. Что такое оптимальный уровень возбуждения? 2. Что такое функциональный профиль субъекта труда? 3. На какую роль в команде можно рекомендовать испытуемого, исходя из его функционального профиля?

Литература

1. Зараковский Г.М., Королев Б.А., Медведев В.И., Шлаен П.Я. Функциональные состояния оператора. Психические состояния: Хрестоматия. - СПб, 2000. - С. 109.

2. Фомин В.С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 1984.

3. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте.

 

Тема 6. Исследование психологических профессионально-важных качеств личности в процессе профессионального отбора

Цель занятия. Проведение процедуры профессионального отбора на основе использования результатов диагностики индивидуально-психологических показателей личности.

Задачи и порядок проведения работы

1. Определение психологических профессионально важных качеств для выбранной профессии (профессия выбирается студентом самостоятельно).

2. Диагностика индивидуально-психологических качеств испытуемого тестом Кеттела.

3. Обработка результатов, вывод данных, построение графика личностных показателей.

4. Определение профессиональной пригодности на основе анализа результатов тестирования, используя двухэтапную стратегию отбора персонала В. Авдеева.

5. Вывод о степени пригодности испытуемого к выбранной профессии.

6. Оформление работы.

Оснащение: 16-факторный опросник Кетелла. Бланк протокола.

Контрольные вопросы: 1. Что такое профессиональная пригодность? Какую роль играет психодиагностика в целостной структуре профотбора? В чем суть двухэтапной стратегии отбора профессионала и как она влияет на подбор диагностических методик?

Литература

1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. В 2 т. - М., Т. 2. - С. 307-309.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. – с. 12-28.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.224.214 (0.016 с.)