Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии труда. Задачи психологии труда.

Поиск

Виды труда

Психология труда - отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей (психических процессов и свойств личности) в трудовой деятельности человека.

Существуют различные виды труда, и их можно классифицировать по следующим критериям:

1)по содержанию труда,

2)по характеру труда,

3)по результатам труда,

4)по используемым вещественным элементам труда и разной степени участия человека,

5)по методам привлечения людей к труду.

Процесс труда с точки зрения содержания труда есть взаимодействие человека с орудиями и предметами труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В этом процессе выделяют следующие функции:

В зависимости от содержания труда различают:

1) простой и сложный труд. По определению К. Маркса, простой труд «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием». Это труд, не требующий от работника специальной профессиональной подготовки, неквалифицированный труд. Сложным трудом является «только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд». В одном часе сложного труда, как правило, заключено несколько часов простого труда, поэтому квалифицированные работники создают в единицу времени большую стоимость, чем неквалифицированные;

2) репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд – это труд воспроизведенный, заранее известный, не содержащий творческих начал, а творческий – это труд созидательный, деятельность, в процессе которой создается нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, уникальное.

3) функциональный и профессиональный труд. На каждом предприятии (фирме) образуются группы работников в зависимости от их роли в производстве и в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Задачи, решаемые каждой функциональной группой, довольно специфичны. Функциональный труд – это труд, различающийся составом и характером выполняемых функций (например, производственный, инженерный, управленческий, научный и др.). Внутри каждой из групп труд различается по отдельным профессиям и специальностям (например, инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-организатор, инженер-нормировщик);

4) умственный и физический труд. Физический труд – это затрата физической энергии. С.Г. Струмилин: «Мы противопоставляем обычно два вида труда: физический и умственный. А физиология своим определением нам говорит, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. Труд – это единый нервно-мышечный процесс, никакая мышечная работа немыслима без соответствующей деятельности нервно-мозговых путей и центров, и, наоборот, всякий, даже наиболее отвлеченный, умственный труд неизбежно сопровождается мышечной деятельностью, хотя бы и в виде весьма слабых, задержанных рефлексов». Поэтому речь может идти лишь о преобладании умственных или физических функций в труде.

Характер труда показывает, как проявляется труд, каковы его черты, признаки, отличительные свойства и особенности. В настоящее время происходят изменения в характере труда, обусловленные совершенствованием производственных отношений.

В зависимости от характера труда различают:

1) конкретный и абстрактный труд. Как особая целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения его потребностей, труд выступает в определенной полезной форме, и его итогом являются различные потребительные стоимости. Труд, направленный на их создание, называется конкретным трудом. Приведение различных конкретных видов труда к одинаковому и соизмеримому виду предполагает необходимость абстрагироваться от качественных особенностей, свести отдельные виды труда к простым затратам рабочей силы, к затратам труда в физиологическом смысле – к затратам физической, нервной и другой энергии. Этот обезличенный, однородный и соизмеримый труд называется абстрактным трудом. Конкретный труд создает потребительную стоимость, а абстрактный – стоимость товара;

2)наемный труд и самонаем. Наемный труд – это отношения, возникающие между работодателем и работниками, продающими свой труд (свою рабочую силу) в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. В то же время предприниматель, открывший свое дело, создает возможность для приложения своего труда, что можно назвать самонаймом;

3) индивидуальный и коллективный труд. Это своего рода различные формы организации труда. Индивидуальный труд – это труд отдельных работников (токарей, слесарей, наладчиков, ремонтников и др.). Коллективный труд – это такой труд, когда люди работают не изолированно, а сообща, объединяясь в трудовые коллективы (отдел, лабораторию, цех, участок, бригаду);

4) частный и общественный труд. В товарном производстве, когда отдельные производители изготовляют определенные товары, индивидуальный труд выступает как частный труд. Каждый производитель производит далеко не все продукты, необходимые для удовлетворения его потребностей, а специализируется на изготовлении лишь части из них. Поэтому в любом обществе частный труд всегда реализуется как частица общественного труда и носит общественный характер.

По результатам труда различают:

1) производительный и непроизводительный труд. Производительный труд – это труд, участвующий в создании общественного продукта. Это труд, который приносит прибыль. Непроизводительный труд – это труд, создающий социальные и духовные блага. Такой труд общественно полезен, но не является производительным, так как не материализуется, не воплощается в отдельном продукте и не приносит прибыли.

2) живой и прошлый труд. Живой труд – это труд, который расходуется в данный момент и результаты которого еще неопределенны. Рабочий, выполняя какой-то объем работ, тратит на это некоторое рабочее время – живой труд. Но, производя продукцию, рабочий расходует еще и прошлый труд. Прошлый труд воплощает в себе ранее созданный результат, – это сырье и материалы, энергия, станки, аппараты, компьютеры и т.д.

По используемым вещественным элементам труда и степени участия человека труд подразделяется на следующие виды:

1) ручной труд, который осуществляется вручную, или с помощью ручных орудий труда;

2) механизированный труд, который осуществляется с помощью механизированных орудий труда (например, сверление отверстий электродрелью, клепка пневматическим инструментом);

3) машинный труд, когда работа выполняется машиной, управляемой работником без непосредственного приложения им физических усилий для изменения формы, размеров, внешнего вида предмета труда. Работник вручную выполняет лишь элементы вспомогательной работы по управлению машиной и ее питанию;

4) автоматизированный труд, когда элементы работы полностью автоматизированы. Работник контролирует правильность и стабильность настройки оборудования и его загрузку.

По методам привлечения людей к труду различают:

1) труд по внеэкономическому принуждению, когда имеет место прямое принуждение. Такой труд характеризуется ограничением личной свободы, и примером может служить прямое и долговое рабство. Помимо непосредственного принуждения подобный труд может быть обусловлен наличием уголовных, административных или иных закрепленных в законодательном порядке норм. Например, установление всеобщей обязанности трудиться, как было в СССР;

2) труд по экономическому принуждению, т.е. труд по необходимостичтобы заработать средства к существованию. Такой труд характерен для подавляющей массы людей;

3) добровольный труд, т.е. труд по желанию. Такой труд имеет место, когда человек экономически обеспечен, может, не работать, но работает, чтобы реализовать свой потенциал. Работа для него – это средство самовыражения и самоутверждения. Иногда для осуществления подобной работы люди используют собственные средства, например, создают благотворительные, общественные фонды и т.д.

Трудразновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности человек в процессе труда взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него складывается образ, ориентирующий человека в предметном мире, ставится и достигается сознательно сформулированная цель, реализуются мотивы и отношения человека к окружающему миру. Вместе с тем трудовая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она всегда направлена на создание продукта (материального или идеального) нужного людям, т.е. на достижение социально значимого результата. Это отличает труд от других видов деятельности. В труде используются все виды деятельности (учение, игра, общение) для наиболее эффективного получения продукта, нужного людям (обществу, себе).

Труд — целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Рассмотренные основные проблемы психологии труда предопределяют стоящие сейчас перед ней задачи. Если ее первоочередная проблема — снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его психологическими возможностями, то совершенно очевидно, что прежде всего надо изучать эти требования путем психологического анализа трудовых процессов той или иной профессии, а затем — в чем соответствуют, а в чем не соответствуют требованиям производства психологические качества тех, кто должен работать или уже работает по этой профессии.

Из этого следует, что первоочередная задача психологии труда — психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией.

Вторая задача — изучение способностей людей, которые намереваются работать по той или иной профессии или уже работают, но еще не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, обладающих высокоразвитыми профессиональными способностями, для изучения сущности последних. Не овладевшие профессией изучаются для того, чтобы определить соответствие их способностей требованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или переключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен. Эта вторая задача решается трудовой экспертизой (в частности, профессиональной консультацией).

Профессиональные способности формируются в процессе профессионального обучения и практической производственной деятельности по осваиваемой профессии. Освоение профессии и развитие профессиональных способностей невозможно без успешного формирования необходимых знаний, навыков и умений. Значит, третья задача психологии труда — психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, навыков, умений. Эта задача психологии труда решается главным образом преподавателями и мастерами профессионально-технического обучения при консультации и руководстве со стороны методистов и психологов.

Недостаточные способности к той или иной профессии и степень развития других, выявляемых в процессе учебной или практической деятельности по этой профессии, путем анализа взаимодействия оператора и машины, правильности и ошибочности его действий, а также профилактики брака и аварий, требуют устранения последних и развития способностей. Отсюда вытекает четвертая задача психологии труда — обеспечение безопасности труда (анализ ошибочных) действий посредством изучения ошибочных действий и поиска путей их профилактики и устранения. Профилактика и устранение ошибочных действий имеет большое значение в усовершенствовании методики профессионального обучения, а также в предупреждении брака, травм и аварий в производственной деятельности.

Методы психологии труда.

Психология труда пользуется основными методами общей психологии, но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.

Методы психологии труда могут быть четырех видов:

1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов;

2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися;

3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда;

4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.

Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда.

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко ранимым компонентам их структуры.

Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов.

Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований: 1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков; 2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем; 3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов. Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.

Эргатическая функция

Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор.

Е.А. Климовым выделены эргатические функции, которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности. Сама эргатическая функция определяется как "любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функций:

духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);

производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);

материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).

Эргономика

Термин эргономика (от греч. ergon — труд и nomos — закон, «закон работы») в 1857 г. предложил Войтех Ястшембовский, имея в виду новую науку о труде, основанную на изучении закономерностей науки о природе. Такой же смысл в понятие эргонология вкладывал В. М. Бехтерев, а В. Н. Мясищев — в понятие эргология. Еще в 1920-х гг. отечественные ученые указывали на то, что трудовая деятельность не изучается в целом ни одной из существующих наук, несмотря на свою важность, в полном объеме она не входит ни в одну из существующих дисциплин.

Организацию в 1949 г. первого эргологического исследовательского общества в Англии принято считать датой рождения новой науки. В 1961 г. создана Международная экономическая ассоциация; в 1960 г. выходит первый профессиональный журнал — Human factors («Человеческие факторы» — так и теперь эта область знаний именуется в США). Становление инженерной психологии в 1940–1950-х гг. привело к утверждению понятия и идеологии «система “человек–машина”» (СЧМ); становление эргономики в 1960-х утвердило понятие «система человек – техника – среда» (СЧТС). Генеральную идею эргономики — координацию деятельности всех специалистов, занимающихся трудом, можно считать вторичной интеграцией наук, еще раз подтвердившей мощные генетические взаимосвязи наук о человеке.

Под эргономикой понимается область знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» (СЧТС) с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта.

С позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации и энергии, происходящий в системе «человек – орудие труда – предмет труда – окружающая среда». В силу этого эргономические исследования основываются на выяснении закономерностей психических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности, на изучении особенностей взаимодействия человека с орудиями и предметами труда, с окружающей средой в широком смысле (ее пространственных, временн?ых, информационных и энергетических свойств) [22, 27, 94, 97, 153].

Особым фактором эргономики можно считать социально-психологический эффект, порождаемый непосредственным взаимодействием людей в их профессиональной деятельности. Убедительная роль психологических «переменных» видна даже в «простых» случаях расположения рабочих мест в помещении. Например, расположение рабочих столов служащих-женщин «лицом к лицу» в короткое время приводит к напряженности психологического климата в трудовом коллективе, а в последующем — к затяжным конфликтам. Размещение в лифтах организации зеркал изменяет субъективные оценки комфорта и скорости их движения, снимает многочисленные жалобы. Даже небольшие изменения в пространстве кабинета руководителя приводят к восприятию подчиненными помещения как «строгого» или «демократичного» с переносом характеристик пространства на личность руководителя. Увеличение размеров кабинета, стола, высоты кресла — давно известные способы повышения социального статуса его хозяина внутри организации.

Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии в середине ХХ в. и не решаемые средствами технических и медицинских наук. Научно-техническая революция в промышленности и на транспорте настоятельно потребовала нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены труда, художественного конструирования.

Трудовой пост: Структура

Основные составляющие трудового поста:

· заданные цели, представления о результате труда

· заданный предмет

(исходный материал - возможно, вещь, ситуация неопределенности, любая система: биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно - эстетическая)

· система средств труда

(в зависимости от предмета они существенно различны (...))

· система профессиональных служебных обязанностей

(заданных трудовых функций)

· система прав работника

(на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством)

· производственная среда

(предметные. информационные, социальные условия труда)

(Е.А.Климов, с.67)

Человек как субъект труда.

Характеризуя труд человека как «функциональную систему», а человека как субъекта труда— инициатора ак­тивности, Е.А. Климов для изучения уровня его сформированное™ выделяет психологические признаки субъекта труда [152, с. 103-112] и психические регуляторы труда [там же, с. 33-46], разработанные на основе профессиографического анализа субъектно-объектных взаимосвязей, специфичных для различных видов профессиональной деятельности.

“Субъект”: подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца

в его отношениях к противостоящим ему:

объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира.

Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала. (Е.А.Климов, с. 159)

7.

В любом виде труда присутствуют две стороны, называемые объектом и субъектом труда.

Во-первых, есть нормативная структура трудовой деятельности, не зависящая от субъективных намерений и оценок человека. Это объективно существующаяи выработанная обществом структура процесса трудовой деятельности, которая включает жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций. Эту сторону характеризуют такие понятия, как объект труда, структура профессии. Этот объективный состав трудовой деятельности включает предмет труда (то, с чем работает человек), профессиональную задачу, действия и операции, средства, условия, результат труда. Все эти объективные реалии сложились в обществе и существовали еще до начала их освоения человеком. Однако человек может в некоторой степени варьировать и видоизменять состав труда.

Другая сторона процесса труда, называемая субъект труда, психограмма, - это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для эффективного выполнения труда. К ним относится ряд профессионально важных качеств (ПВК): направленность личности, мотивы и цели человека, потребность в творческом подходе к процессу труда, профессиональные притязания, удовлетворение процессом и результатами труда, профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой, так и результатом труда.

Объективный состав трудовой деятельности или объект труда – то есть его предмет, задачи, условия и результаты определяется специалистами, работающими в конкретной области и выражается в системе правил, нормативных документов, квалификационных требований, функциональных обязанностях, должностных инструкциях. В них разъясняется, какие задачи ставятся в этом виде труда, какими способами следует пользоваться, каким должен быть результат труда. Психологическая сторона труда, включающая такие категории как: «субъект труда», «психограмма» (мотивы, способности, мышление и т.д.) может описываться только психологом.

Метод профессиографии.

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы (подробнее см. 1.4) Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел).

1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

На основе целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: а) информационные профессиограммы, предназначенные для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес; б) ориентировочно-диагностические профессиограммы, которые служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и составляются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми образцами организации трудовой деятельности; в) конструктивные профессиограммы, которые служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала; г) методические профессиограммы, предназначенные для подбора адекватных методов исследования эргатической системы, т.е. направленные на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы; д) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Содержание и структура профессиограмм. А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

Комплексный анализ описания профессии включает производственную характеристику профессии и ее специальностей; оценку экономического значения профессии; социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия); определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения; санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на «профессиональных вредностях»; составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии; формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека, и выделение профессионально важных качеств (ПВК) (В.Е. Орел).

Аналитическая профессиограмма (Е.М. Иванова) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: анализ операционально-технологической структуры труда и анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда. Психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на «бюрократическом» и «технологическом» языках), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами ПВК.

Психологически ориентированная профессиограмма (Е.И. Гарбер), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.); б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

Методы анализа трудовой деятельности:

Профессиографическое описание. Это многоаспектный анализ трудовой деятельности, который осуществляется по профессиографической схеме, являющийся детальным планом анализа и описания конкретной деятельности. Такая схема содержит перечень важнейших понятий, вопросов, характеристик, по которым должен проводиться анализ. Указывается методический и технический инструментарий, c помощью которого будет разрабатываться профессиограмма.

Хронометраж - является методом объективного наблюдения и представляет собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени.

Хронография - графический способ фиксации временных характеристик в условиях производства. С помощью хронографии анализируется состояние и динамика двигательной и сенсорной активности человека в процессе труда. Объектом хронографирования могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда, поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к предмету труда).

Метод органиграммы - построение диаграммы последовательности трудовых действий с целью изучения динамики труда и изменения требований к выполнению операций на отдельных этапах производственного процесса. Исходным материалом здесь могут служить технологические инструкции, схемы и диаграммы.

Трудовой метод. Сущность его заключается в том, что исследователь сам осваивает изучаемую им трудовую деятельность и все данные представляет в виде записей. Основным недостатком этого метода является трудность ведения записи самонаблюдения и фактов трудового процесса. Но собранный материал порой представляет большой интерес, поскольку наблюдатель не просто предполагает существование тех или иных психических состояний у работающего, а получает информацию о них на основе собственного опыта.

Анализ ошибочных действий имеет целью выявление наиболее часто встречающихся в процессе труда ошибок и последующего анализа их характера, что позволяет наметить в дальнейшем реальные пути их устранения.

Как уже было сказано выше, в психологии труда при исследовании различных проблем часто применяются методы других наук. Прежде всего, это относится к физиологическим методам контроля и оценки состояний организма:

10.

Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:

"человек - живая природа",

"человек - техника",

"человек - человек",

"человек - знаковая система",

"человек - художестве



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.029 с.)