Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психические состояния и психические свойства.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тула, 2013г. СОЖЕРЖАНИЕ Введение… Теоретическая часть …………......................................................... 1.1Психические свойства……………............................................ 1.4Сущность и функции психического состояния. 1.5Методы диагностики психических состояний..... 3.4.Плюсы и минусы методик
Актуальность: Психические состояния - категория психических явлений, до настоя настоящего времени во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане. В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом. В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик. Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Он также свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний. Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Психические состояния Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких параметров: 1.влияния на личность (положительные и отрицательные, 2.стенические и астенические); 3.преобладающих форм психики (эмоциональный, полевые, интеллектуальные); 4.глубины (глубокие, поверхностные); 5.времени протекания (кратковременные, длительные и пр.); 6.степени осознанности. Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса: • понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями; • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке; • переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и т. п.; • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением; • по возможности, активизация чувства юмора; • овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении; • использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.[10]
Заключение. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом. Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем, рассмотрение психических состояний не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о психических состояниях. Теория психических состояний далека до завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены. Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Остаются мало исследованные социальные и социально-психологические причины благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и реабилитации, организации трудового процесса и многих других сфер практики остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость исследования состояний трудно переоценить.
Список литературы. 1. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний. - М., 2000. 2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 3. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. 4. Линдели Д. Субъективные состояния // Человек в длительном космическом полете. М., 1974. Гл.VII. 5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Лукьянов А.Н., 6. Фролов М.В. Сигналы состояния человека-оператора. М., 1969. 7. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983. 8. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. М., Л., 1951-1952. 9. Ганзен В.А. Системные описания в психологии // Л., 1984, С. 126-142 10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции // МГУ, 1996, 343с. 11. Кант И. Критика чистого разума // Пер. с нем. Н. Лосского, Мн., Литература, 1998, С.490. 12. Куликов Л.В. Психология настроения // СПб., 1997
II Эксперементальная часть. Описание методик диагностики психических состояний. Шкала депрессии Цунга. Цель: самооценка депрессии и интенсивности депрессивных симптомов Анализ результатов: 25-49 Нормальное состояние 50-59 Легкая депрессия 60-69 Умеренная депрессия 70 и выше Тяжелая депрессия В нашей стране тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой. Испытуемый 2.Денисова В. У испытуемого по шкале тревожность (13б), это говорит о среднем уровне,по шкале фрустрация (10б)-средний уровень,средний уровень агрессии(14б),так же средний уровень ригидности(8б). Интерпретация результатов проведения методики САН: Испытуемый 2.Денисова В.
Интерпретация результатов проведения опросника ситуативной тревожности(Спилберга -Ханина) Испытуемый 2.Денисова В. РТ=26, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Интерпретация результатов проведения методики шкала депрессии Цунга. Испытуемый 2.Денисова В. УД=35, что говорит об отсутствие депрессии у данного испытуемого. Интерпретация результатов проведения методики личностная шкала проявления тревоги Тейлор-Норакидзе. Испытуемый 3 Фадеев, 20 лет У испытуемого по шкале тревожность (1б), это говорит об отсутствие тревожности,по шкале фрустрация (1б)-- это говорит о том,что испытцемый не имеете высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, агрессия(3б) -испытуемый спокойный,выдержанный, средний уровень ригидности(10б) Интерпретация результатов проведения методики САН: Испытуемый 3 Фадеев, 20 лет
Интерпретация результатов проведения опросника ситуативной тревожности(Спилберга -Ханина)
Испытуемый 3 Фадеев, 20 лет РТ=19,следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Интерпретация результатов проведения методики шкала депрессии Цунга.
Испытуемый 3 Фадеев, 20 лет УД=26,что говорит об отсутствие депрессии у данного испытуемого. Интерпретация результатов проведения методики личностная шкала проявления тревоги Тейлор-Норакидзе. Испытуемый 3 Фадеев, 20 ле т Шкала тревоги:испытуемый набрал (12б), что свидетельствует о среднем (с тенденцией к низкому) уровню тревоги; Вывод:Испытуемый достаточно спокойный и выдержанный человек, настроение, активность и самочувствие находятся в благоприятном состояние. Отсутствует депрессия, испытуемый не испытывает особой тревоги. Психодиагностическое заключение №4: 1. Сведения об обследуемом: • Возраст-20 год; пол- женский; инициалы-Козлова А.О. • Социальный статус - студентка РЭУ им. Г.В. Плеханова,мировая экономика • Семейный статус (информация о семье: полная) 2. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время проведения обследования: • Эмоциональное состояние- спокойное, сосредоточенное; • Самостоятельное выполнение заданий; • Необычные поведенческие проявления- не замечены; Описание результатов обследования: Интерпретация результатовпроведения методики диагностики самооценки психических состояний (по. Г. Айзенку)
Испытуемый 7 Андрей,21 год У испытуемого по шкале тревожность(4б) - не тревожен,фрустрация (4б)это говорит о том,что испытуемый устойчив к неудачам, не боится трудностей,агрессивность(19б) это говорит о том,что испытцемый агрессивен, не выдержан, есть трудности при общении и работе с людьми.ригидность (15б) сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Испытуемому противопоказаны смена работы, изменения в семье. Интерпретация результатов проведения методики САН: Испытуемый 7 Андрей,21 год
Интерпретация результатов проведения опросника ситуативной тревожности(Спилберга -Ханина) Испытуемый 7 Андрей,21 год РТ=36,следовательно, испытуемый испытывает умеренную тревожность. Интерпретация результатов проведения методики шкала депрессии Цунга. Испытуемый 7 Андрей,21 год УД=46,что говорит об отсутствие депрессии у данного испытуемого. Интерпретация результатов проведения методики личностная шкала проявления тревоги Тейлор-Норакидзе. Испытуемый 7 Андрей,21 год Шкала тревоги:испытуемый набрал (28б),что свидетельствует высокому уровню тревоги. Вывод:Испытуемый испытывает умеренную тревожность, агрессивен, не выдержан, есть трудности при общении и работе с людьми.ригидность (15б) сильно выраженная ригидность,самочувствие и настроение нанеблагоприятном состояние. Депрессии не наблюдается. Психодиагностическое заключение №8: 1. Сведения об обследуемом: • Возраст-20 лет; пол- женский; инициалы-Дарья • Социальный статус - студентка РЭУ им. Г.В. Плеханова,мировая экономика • Семейный статус (информация о семье: полная) 2. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время проведения обследования: • Эмоциональное состояние- спокойное, сосредоточенное; • Самостоятельное выполнение заданий; • Необычные поведенческие проявления- не замечены; Описание результатов обследования: Интерпретация результатовпроведения методики диагностики самооценки психических состояний (по. Г. Айзенку)
Испытуемый 8 Дарья, 20 лет У испытуемого по шкале тревожность (4б) что свидетельствует об отсутствие тревоги, фрустрация (4б) испытуемый устойчив к неудачам,не боится трудностей,агрессивность(12б)-средний уровень,ригидность(17б) у испытуемого сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье. Интерпретация результатов проведения методики САН: Испытуемый 8 Дарья, 20 ле т
Интерпретация результатов проведения опросника ситуативной тревожности(Спилберга -Ханина) Испытуемый 8 Дарья, 20 лет РТ=36,следовательно, испытуемый испытывает умеренную тревожность. Интерпретация результатов проведения методики шкала депрессии Цунга. Испытуемый 8 Дарья, 20 лет УД=44,что говорит об отсутствие депрессии у данного испытуемого. Интерпретация результатов проведения методики личностная шкала проявления тревоги Тейлор-Норакидзе. Испытуемый 8 Дарья, 20 лет Шкала тревоги:испытуемый набрал (25б),что свидетельствует высокому уровню тревоги. Вывод:Испытуемый испытывает умеренную тревожность, у него снижена активность,испытуемого сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся то не соответствуют реальной обстановке, жизни.Депрессии не наблюдается.
Психодиагностическое заключение №9: 1. Сведения об обследуемом: • Возраст-20 лет; пол- женский; инициалы- Муравлева А.Г. • Социальный статус - студентка ТулГУ,гум.фак.,каф. Психологии. • Семейный статус (информация о семье: полная) 2. Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время проведения обследования: • Эмоциональное состояние- спокойное, сосредоточенное; • Самостоятельное выполнение заданий; • Необычные поведенческие проявления- не замечены; Описание результатов обследования: Интерпретация результатовпроведения методики диагностики самооценки психических состояний (по. Г. Айзенку)
Тула, 2013г. СОЖЕРЖАНИЕ Введение… Теоретическая часть …………......................................................... 1.1Психические свойства……………............................................ 1.4Сущность и функции психического состояния. 1.5Методы диагностики психических состояний..... 3.4.Плюсы и минусы методик
Актуальность: Психические состояния - категория психических явлений, до настоя настоящего времени во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане. В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определено соотношение психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом. В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов, детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик. Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует развитию исследований в этой области общей психологии. Он также свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний. Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Психические состояния Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени. При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких параметров: 1.влияния на личность (положительные и отрицательные, 2.стенические и астенические); 3.преобладающих форм психики (эмоциональный, полевые, интеллектуальные); 4.глубины (глубокие, поверхностные); 5.времени протекания (кратковременные, длительные и пр.); 6.степени осознанности. Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса: • понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями; • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке; • переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и т. п.; • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением; • по возможности, активизация чувства юмора; • овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении; • использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.[10]
Психические состояния и психические свойства.
По своему динамическому характеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. Нас в первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнюю очередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаются непосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того, что, на наш взгляд, неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления тех или иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов). Согласно В. Далю состояние понимается как положение, в каком кто или что состоит, находится, есть; отношения предмета. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.[5] Состояние бодрствования в покое встречается при (пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи). При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает). Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме. Состояние сна – особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями). Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга. Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне. Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга. Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса. Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы. Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы. Депрессия – (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем уходит «с головой» в работу. Невменяемость - психическое состояние человека, характеризующееся его неспособностью отдавать отчет в своих действиях и контролировать их вследствие хронической болезни или временного расстройства психики, слабоумия. Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности организма, наступающее после тяжелых болезней, сильного переутомления, нервных потрясений, голодания. Фрустрация - психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины Различают: - фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию; - фрустрационную ситуацию; и -фрустрационную реакцию.[8] 1.4 Сущность и функции психического состояния. В распространенном делении психических явлений- процессы, состояния и свойства - они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности. Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку динамичности. Мысль о различной локализации черт личности и состояний на шкале «стабильность—лабильность» в современных исследованиях проводится все более отчетливо. Черту определяют как постоянный способ индивидуального приспособления к окружающему, а психическое состояние — как активность «здесь и сейчас», как временное состояние сознания и настроения. Черты личности и состояния, конечно, занимают разные места на шкале «стабильность—лабильность», но важнее подчеркнуть другой момент. В состояниях интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя Состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние (со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее. Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче. В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта, характер переживаний и многое другое. Для психических состояний характерны различные функции. Практически все авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде («Психология. Словарь», 1990). Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущий момент времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.013 с.) |