Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как и индивид, субъект, личность, индивидуальностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность является в основном предметом исследования специальных дисциплин психологии (дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии, психологии личности, социальной психологии). Но, рассуждая о человеке как о «субъекте труда», невозможно обойти стороной рассмотрение этого вопроса или вовсе игнорировать его. Эта тема становится наиболее актуальной, как только мы входим в область высококвалифицированного'труда человека, затрагиваем проблему высшего профессионализма, мастерства, творчества, т. е. высших форм деятельной активности человека. Эта тема входит в компетенцию новой интегральной научной дисциплины — акмеологии. Индивидуальность в системе качеств человека и акмеология. Как уже упоминалось выше, акмеология — наука/изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития; наука, изучающая постижение человеком смысла своего существования, достижения личностью профессионализма в деятельности, продуктивного проявления в жизни всех сущностных сил индивида [2, 12, 19, 46, 47]. Соответственно под «акме» понимается состояние высокой эффективности субъекта как профессионала, при котором он находится в (разе наивысшей духовной зрелости, подчиняющей себе и организующей его физические и психические функции. Понятно, что «акме» определяется сложными причинно-следственными отношениями физического, психического и духовного состояния человека, или иначе — сложными отношениями таких «состав- 416 Глава 13. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности ляющих» человека, как «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Рассмотрим содержание этих понятий. В последние десятилетия наименьшие изменения содержания претерпело понятие индивид, означающее неповторимую совокупность признаков, присущих отдельному человеческому организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих данному виду [ПО, с. 131]. Определение понятия в другом авторитетном словаре: индивид (от лат. indi-viduum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт онтогенетического и филогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность [109, с. 135-136]. В акмеологическое изучение человека интегрировано особое понимание его сущности как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, проявляющихся в таких феноменах, как жизненный путь личности, субъект жизнедеятельности, активная жизненная позиция, самореализация, профессионализм, индивидуальный стиль и др. Если в психологии субъект (от лат. subyectum — подлежащее) понимается как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира. Субъект — это человек, познающий и преобразующий окружающий мир» [ПО, с. 360]; как «индивид или группа — источник познания и преобразования действительности; носитель активности» [109, с. 389]; то при акмеологическом подходе понятие субъекта несет дополнительную смысловую нагрузку. Субъект — это не только особое отношение человека к миру и к деятельности в частности, но и особое качество, которое человек может обретать по мере своего развития, в зависимости от степени интеграции внешних и внутренних условий и принятия роли активного субъекта своей жизнедеятельности [5, 6]; это человек на высшем для себя уровне активности 1 3.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность 417 и профессионализма, человек как творец собственной истории, как воплощение качественно определенного способа саморегуляции и самокоординации всех психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, как важнейшее из бесконечно противоречивых качеств человека [1, 2, 24]. Если в психологии индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) традиционно понимается как «неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры» [НО, с. 129]; как человек, «характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость» [94, с. 136], то при акмеологическом подходе понятие индивидуальности человека обретает новое смысловое содержание и выступает как одно из ключевых понятий феномена «человек». В широкой естественно-научной постановке проблемы человека как предмета познания Б. Г. Ананьева [6, 7] понятие индивидуальности занимает центральное место. Именно в индивидуальности интегрируются другие проявления человека как представителя определенного биологического вида, опосредствуемые его онтогенезом, человеческой историей, его жизненным путем. Индивидуальность человека, таким образом, понимается как триединство индивида, личности и субъекта деятельности. Рис. 13.3. Обшая структура человека и взаимосвязи развития его свойств 14 Зак. 1109 418 Глава 1 3. Человек как активный субьект своей жизнедеятельности Очевидно, что акмеологическое понимание основных качеств человека предполагает не только их концептуальное выделение, но и эмпирическое обоснование. При дифференциально-психологическом подходе с опорой на обширную эмпирическую базу феномены и процессы становления высших качеств человека могут рассматриваться как «интегральная индивидуальность» [64, 92]. Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека. Целостную характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначил понятием интегральная индивидуальность (ИИ) и рассматривал ее как объект междисциплинарного исследования, как объект исследования всех наук о природе и обществе [64, с. 10]. Теория ИИ возникла в русле дифференциальной психофизиологии, что и предопределило ее особенности. Согласно теории, ИИ есть частный случай саморазвивающихся и самоорганизующихся систем, состоящих из относительно замкнутых подсистем метасистемы «человек-общество». ИИ — это не совокупность особых качеств и свойств человека, а особый, индивидуально своеобразный характер связи между всеми свойствами человека, т. е. это целостная характеристика его индивидуальности. ИИ — это динамическая система активной адаптации человека к конкретным условиям среды. ИИ содержит ряд иерархических уровней свойств человека: биохимический, физиологический, психологический, личностный, социально-психологический уровни. Свойства находятся между собой в особой зависимости, организованы в подсистемы и структурированы по иерархическому принципу. При этом каждый уровень интеграции свойств конкретного человека определяется уникальным сочетанием его свойств выше- и нижележащего уровней в силу разнообразных связей между ними. В свойствах разных уровней проявляются разные этапы развития материи. В ИИ выделяют ряд подсистем: а) индивидуальных свойств организма (ее подсистемами являются биохимическая, общесоматическая, нейродинамическая); б) индивидуальных психических свойств (ее подсистемы — темперамент и личность); в) социально-психологических свойств (ее подсистемы — социальные роли в группах и социально-исторических общностях) [64, 92]. В становлении индивидуальности человека, согласно теории В. С. Мерлина, выделяются два основных феномена — ИИ как своеобразное объединение всех его свойств в процессе развития и функционирования и индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как своеобразие активной адаптации человека к среде (к условиям профессиональной деятельности, специфике контактных социальных 1 3.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности 419 групп и общества в целом). Становление ИИ и ИСД взаимосвязано, при этом ИСД рассматривается как психологическая система, опосредствующая взаимодействия индивидуальности человека и внешних условий его жизнедеятельности. ИСД выполняет системообразующую функцию. Стили можно различать соответственно иерархическим уровням ИИ человека [92]. В своем развитии, как уже отмечалось, теория ИИ восходит от первоначального изучения взаимосвязей и взаимодействия биологически обусловленных свойств человека с некоторыми условиями его деятельности (профессиональной и учебной) к изучению его взаимодействия с социальной средой в целом, в процессе которого и формируется его ИИ. Именно в результате этих процессов, сменяющих друг друга на протяжении всей жизни, человек развивается и достигает пика своих возможностей, своего «акме». Одним из основных механизмов становления ИИ выступает ИСД как психологическая система сопряжения, согласования индивидуальных особенностей человека с социально заданными приемами и способами деятельности, поведения, образа жизни [64, 92].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.26.185 (0.007 с.) |