Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вещественные средства, орудия труда↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вещественные средства, орудия труда 1. Средства познания (приема, получения, "добычи", обработки информации).
2. Средства воздействия на предметную ситуацию.
Внешние функциональные средства труда 3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора - интонации речи, позы, жесты, выражение лица). 4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата). Допрофессиональное развитие 1. Стадия предыгры ("эпоха раннего детства" - по Д.Б. Элько-нину [368]) - интервал от рождения приблизительно до 3 лет, т. е. около 5% времени, если принять за 100% "юридический" цикл развития субъекта трудовой деятельности (от рождения до пенсионного возраста в нашей стране). В это время происходит овладение ребенком в процессе общения со взрослыми сенсорно-перцептивными функциями и движениями, речью, усвоение некоторых манипулятивных, соотносящих, орудийных действий с общественно выработанными предметами, важнейших правил поведения и моральных оценок. 2. Стадия игры ("период дошкольного детства" [368]). Интервал примерно от 3 до 7-8 лет; 7% от указанного выше условного цикла развития субъекта деятельности.
В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, межлюдскими отношениями и соответствующими действиями в системе организуемых в той или иной степени взрослым сюжетных, ролевых, символических, коллективных игр с правилами, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) и при выполнении отдельных трудовых и учебных заданий (развитие дошкольника как субъекта труда обстоятельно изучено В.И. Тютюнником [327 - 329]). Уже в этот период, как известно, в частности, появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается (при условии правильного, хорошего воспитания) соподчинение мотивов, развивается способность к волевым усилиям, направленным на достижение привлекательных целей. Появляется и развивается способность к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности, основой развития которого являются типичные формы реагирования ребенка как индивида и личности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом и т.п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению. 3. Стадия овладения учебной деятельностью ("период младшего школьного детства" [368]). Интервал от 7-8 до 11-12 лет; около 7% от "юридического" цикла развития субъекта труда. В это время интенсивно начинают развиваться способности самоконтроля, самооценки, самоанализа, произвольной регуляции деятельности, способность действовать "про себя" (воображение, планирование). Происходит освоение новых социальных требований и межлюдских отношений, связанных со школьным режимом дня, включенностью в системы "учитель - ученик", "ученик - соученик", "ученик младшего класса - ученик старшего класса" и т. д. Происходит дальнейшее усвоение правил и моральных норм поведения (уже не в виде разрозненных фрагментов, а в виде четко сформулированной и весьма развернутой системы требований). Все более активно формируются навыки общественного взаимодействия школьников. Воспитываются чувство личной и групповой, коллективной ответственности за дело, понятие и чувство долга и другие морально-политические понятия и чувства (коллективизм или индивидуализм, интернационализм и т.д.).
Наряду с учением важную роль в формировании младшего школьника как субъекта деятельности играют труд, общественно полезная деятельность. Развитие в период "выбора профессии" (проектирования профессионального "старта" и жизненного пути) 4. Выделим стадию оптанта, или оптации (осознанной подготовки к "жизни", к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. optatio - желание, избрание; в соответствии со сказанным подрастающий человек выступает по отношению, например, к психологу-профконсультанту уже не как учащийся, а как оптант - выбирающий, делающий более или менее самостоятельный и сознательный выбор). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности. Приблизительность связана с тем, что некоторые дети уже с 15 лет приступают к профессиональному обучению, переходят на основе неполного общего образования в систему среднего специального, профтехнического, профессионального образования, а некоторые делают это после окончания полной средней школы; впрочем, в последнем случае учебная деятельность уже в старших классах приобретает смысл подготовки к будущей профессии и становится своего рода учебно-профессиональной. Интервал от 11-12 до 14-18 лет. В данный период происходит (при правильно поставленном воспитании) овладение системой социально значимых (для "мира взрослых") ценностных представлений, идеалов (мысленных образцов построения жизни, деятельности, профессионального пути), активное и действенное усвоение системы должных ("взрослых") отношений со сверстниками и старшими, активный самоанализ и соотнесение своей личности с миром взрослых, попытки реального планирования своего будущего. В этот период особенно интенсивно и активно формируются информационные основы моральной, социальной, а следовательно, и профессиональной направленности личности. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости), он стремится быть и считаться взрослым. Собственно учебная деятельность в том виде, в каком она предлагается в традиционной школе, отступает у подростка на второй план по сравнению с деятельностью освоения "мира взрослых". Последняя, в сущности, тоже частный случай обучения, самообразования в области практической ориентировки в системах межлюдских отношений. Приобретение соответствующих знаний, умений, навыков активно происходит и вне школы, самостоятельно и целенаправленно. Этот период характеризуется все более активными попытками самосовершенствования: самовоспитания, самообразования, самоорганизации, стремлением подготовить себя к будущему (в меру того, как соответствующее совершенство и пути его достижения понимаются подрастающим человеком). Интенсивно развивается способность осознания, контроля операций мышления и произвольного управления ими.
В подростковом возрасте детские мечтания о будущем сменяются более или менее реалистическими размышлениями о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни. Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) - реалистического представления о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. Формируются профессиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения. Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала 5. Стадия профессиональной подготовки в разных случаях приходится на возраст от 15 - 18 до 16 - 23 лет. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал более или менее выраженным приверженцем (адептом) некоторой профессиональной общности. Поэтому этот период можно назвать для краткости стадией или фазой адепта. Сюда отнесем учащихся разных типов и уровней профессионального образования: и учащихся профтехучилищ (или аналогичных им по-новому названных учебных заведений, и студентов техникуMOB, профессиональных школ, вузов, а также "слушателей", "курсантов", "учеников" мастера-наставника и др.). Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (скажем, в форме простого инструктажа). Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходится в свою очередь различать тех, кто находится на первом, на втором и т.д. годах обучения: здесь от года к году происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть здесь и свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке становления профессионала. Эти вопросы мы оставляем, отсылая читателя к литературе (например, [61], [62], [109], [243], [305]). В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного "профессионального старта". Развиваются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в специфической профессиональной среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным путем.
6. Стадия или фаза адаптанта: адаптации, "привыкания" молодого специалиста (адаптанта) к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит "как ключ к замку" к производственной работе. Если в технической системе выбывший из строя блок, требующую ремонта деталь можно, как правило, заменить, и она сразу будет работать, новый человек на новом месте - даже квалифицированный - нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело здесь в том, во-первых, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения или привычного уже производственного коллектива нетождественны нормам нового места работы. И, например, молодой специалист должен найти в себе разумение и возможности саморегуляции, чтобы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уж о собственно "технологических" тонкостях дела, и должен суметь "вписаться" в контекст этих норм. Пословица, обобщая опыт межлюдских отношений, верно говорит: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят"; в рассматриваемом случае дело осложняется тем, что среди социальных, профессиональных норм есть немало и "неписаных законов", характерных для "вот этого" трудового коллектива. Адаптации, привыкания требует также вхождение в многие тонкости работы, которые молодой специалист, возможно, и знал со слов своих преподавателей, но опять же права пословица: "Дружком дорожку не изведаешь". 7. Стадия или фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется, "наторевший" в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии. Он здесь уже "свой", "наш", как бы уже внутри профессии, вошел в нее вполне определенно (как в самосознании, так и в сознании других). 8. Стадия или фаза мастера, мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - невоспроизводимым) работником. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).
9. Стадия или фаза авторитета. (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, "чин", звание, ученую степень и пр.). О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают себя знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. 10. Стадия или фаза наставника, наставничества в широком смысле. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учеников). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой. Несмотря на приближающийся "срок дожития", обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла. Основные фазы, стадии жизненного пути, начиная от ситуации выбора профессии и далее, обзорно представлены на схеме: Кстати говоря, человек после вынужденной перемены труда (в связи с ситуацией безработицы или частичной утратой трудоспособности) или выхода на пенсию может оказаться или намеренно поставить себя в какой-то мере в позицию оптанта - заново выбирающего подходящую профессию, специальность, вид трудовой занятости. Так что выделенные стадии, или фазы развития профессионала связаны с календарным возрастом нежестко. Добавим еще, что научно-технический прогресс тоже задает людям ситуации профессиональной реориентации даже при сохранении прежних названий профессий (в связи с появлением новой техники приходится несколько раз в течение трудовой жизни доучиваться, переучиваться, переходить на другие трудовые посты пусть даже в рамках одной профессии). Вопросы и темы для размышления и разработки
Тема 1. Субъект труда и идея его разностороннего развития. Тема 2. Идеи рыночных отношений и бескорыстного обмена профессиональным опытом в перспективе прогресса общества. Тема 3. Культ рынка, бескорыстная интеллектуальная инициатива и социальный прогресс: всему свое место. 165:: 166:: 167:: 168:: 169:: 170:: 171:: 172:: Содержание 172:: 173:: 174:: Содержание 2.7. О структуре субъекта труда "Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т. е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий. Уровень деяний. Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой (признаками, описанными в §2.1) и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. В состав этого уровня входят следующие основные компоненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации - ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности. Уровень действия. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие - категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели - переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом - "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты рассматриваемого уровня: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания). Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.). Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию. В общем виде под субъектом труда можно понимать системную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой). Вопросы и темы для размышления и разработки
Тема 1. Возможные варианты системного представления структуры субъекта труда. Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов. Тема 3. Сходство и различие психолога и инженера как субъектов труда (целесообразно рассмотреть и другие варианты). 172:: 173:: 174:: Содержание 174:: 175:: 176:: 177:: 178:: 179:: 180:: 181:: Содержание 2.8. О некоторых несвязностях в развитии и функционировании профессионала Сложные многофакторно обусловленные системы претерпевают и столкновения со средой, и внутренние противоречия; процессы их развития протекают не без "завихрений", не плавно. Это нормально, диалектично, а что касается человека-"делателя", то и желательно, поскольку в некоторых пределах противоречия ведут к позитивному развитию, если вовремя осознаются и сопровождаются разумными тактиками, стратегиями выхода из складывающихся стечений внешних и внутренних обстоятельств (противоречия разрушают систему лишь тогда, когда за указанные пределы выходят). Например, человеку поручили дело по душе, но пока не по плечу - студента-первокурсника избрали председателем студенческой организации факультета. Тут есть некоторая несвязность, создающая, в частности, и внутренние напряжения у этого студента ("Я еще плохо знаю факультет, боюсь не оправдать доверие..." и т.п.). Но поскольку и он, и окружающие это понимают, то происходят позитивные процессы: студент интенсифицирует процесс вхождения в курс дела, учится тому, что не умел, а окружающие ему содействуют, отмечают его даже малые успехи, подбадривают; в результате новичок вырастает в хорошего лидера. А вот другой вариант. Очень способный выпускник аспирантуры приглашен работать сразу в три организации. Все престижные. Разрешается совместительство. И человек начинает работать в трех местах. Где более интенсивно, где - менее. Постепенно привыкает не смущаться тем, что то в одном месте работы, то в другом отделывается отписками, отговорками, а то и явной халтурой; привыкает не выполнять обещания, играть роль вечно занятого человека. Мобилизуется лишь в самых необходимых случаях. Это все же, согласитесь, не самый лучший вариант развития профессионала (если еще - не деградация, то и не прогресс). Указанного рода "миллиграммы" психических фактов, суммируясь на жизненном пути, дают соответствующие устойчивые эффекты и в развитии, и в общественном положении профессионала. И их важно замечать и учитывать. Итак, противоречия между человеком и средой и между внутри-субъектными психическими структурами могут вести не только к позитивному развитию его как профессионала, субъекта, личности, индивидуальности, но и к застою или даже к деградации. В отношении ситуаций обсуждаемого рода нет бесспорных численных средств оценки, измерения тех или иных рассогласований, дисбалансов; полагаться приходится на "экспертное мнение", на здравое разумение, мудрость как самого субъекта, оказавшегося в сложной ситуации, так и тех, кто приходит к нему с той или иной "душевной помощью". Ведь даже детям разъясняют, "что такое хорошо и что такое плохо". Полагаем, что не все задачи надо перепоручать электронным процессорам; то, что касается развития психики человека (в частности, и тех пределов обострения противоречий, которые не следовало бы преступать), пусть обсуждает и оценивает человеческий интеллект. Следовательно, разумная тактика по отношению к профессионалу (включая и отношение профессионала к самому себе) должна состоять в том, чтобы, как минимум, знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы не придти к ситуации слишком острого кризиса или личной катастрофы на профессиональном пути. Выделим (по А.К. Марковой [207]) следующие несвязности, дисбалансы указанного рода: Противоречия между особенностями данного специалиста, профессионала (формирующегося, функционирующего) и социальной средой: а) между ситуацией конкурентности на рынке труда и недостаточно развитым умением или желанием человека ориентироваться в социально-экономической ситуации и своевременно делать самостоятельные выборы в профессиональной области (скажем, использовать возможности внутрипрофессионального разделения труда, повышения квалификации или приобретения смежных профессий, переквалификации). Не согласующаяся с социальной ситуацией особенность человека может состоять и в том, что он не готов к возможным своим ошибкам, не имеет продуманных запасных вариантов выбора на случай неодолимых непредвиденных препятствий или не умеет "подать себя" как потенциального работника на новом месте; б) между высоким уровнем квалификации работника, "знающего себе цену", и его использованием не вполне по назначению со стороны работодателя, администрации - ситуация "забивать гвозди микроскопом можно, но лучше бы не надо". Результатом оказывается не только потеря ценного специалиста для общества, но и его отрицательное эмоциональное состояние (хроническое недовольство со всеми возможными следствиями). Кто-то здесь должен отрефлексировать ситуацию и понять ее нелепость (либо администрация, либо сам профессионал, либо психолог-консультант), поискать конструктивные исходы. Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта: а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомленности, подготовленности, опыта):
б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориентации:
в) в структуре человека как субъекта деятельности:
Упражнение Ценно, если при ознакомлении с текстом параграфа у вас в сознании возникали критические соображения ("наоборот", "не совсем так" и пр.). Мобилизуя свой опыт:
Вопросы и темы для размышления, и разработки
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.018 с.) |