Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренировочные упражнения по ранее изученному материалу.

Поиск

Рассмотрите таблицу (на доске).

 

Слово Словосочетание Предложение
     
     
     

 

Заполните таблицу, распределив диктуемые слова в три столбика (в таблицу вписываются только номера диктуемых синтаксических единиц):

1) бежит тропинка, 2) тропинка в лесу, 3) по тропинке, 4) распределили по группам, 5) распределил, 6) он распределил, 7) правильно распределил.

З а п о м н и т е!

Главные члены предложения существительные с предлогами, однородные члены предложения не являются словосочетаниями.

Прочитайте предложение (материал распечатан).

Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья.

Ученик, выписывая из этого предложения словосочетания, допустил три ошибки. Найдите их и обведите кружком номера с неправильным ответом.

1) пришла осень, 2) пришла и перекрасила, 3) перекрасила без красок, 4) без красок и кисти, 5) перекрасила без кисти. 6) перекрасила 7) все листы.

Проверочная работа.

Выпишите все словосочетания из предложения.

Осенний ветер быстро срывая с деревьев пожелтевшие листья.

 

Работа по теме урока.

Отработка навыка определения грамматических средств связи в словосочетаниях. Выборочно-распределительный диктант. (Выполняется по трем вариантам или по рядам.) Запишите диктуемые словосочетания:

1 в а р и а н т — грамматическая связь в словосочетании выражается с помощью окончания;

2 в а р и а н т — грамматическая связь осуществляется с помощью окончания и предлога;

3 в а р и а н т — связь осуществляется по смыслу с помощью вопросов (как?):

1) Радостное настроение, 2) спуститься в долину, 3) восхищаться красотой, 4) удивительное открытие, 5) говорить о честности, 6) аккуратно покрасив 7) в зимнем лесу, 8) охранять природу, 9) петь громко.

Рассмотрите схему.

 

Приведите свои примеры для каждого вида словосочетаний и запишите их в тетрадь. Работу оформите в виде таблицы.

Запись в грамматическую тетрадь.

З а п о м н и т е! Для выражения одинаковых смысловых отношений могут использоваться разные построению словосочетания.

Ветка березы — березовая ветка

Если хочешь описать человека или предмет так, чтобы его можно было «увидеть» как на картине, нужно использовать больше именных словосочетаний. В повествовании, где говорится о последовательных действиях, используются в основном глагольные словосочетания.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 127, 128.

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина (текст или записан на плакате).

В глуши лесной, глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В кругом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

Найдите в нем словосочетания, которыми поэт образно описывает картину лесной глуши. Подчеркните их. Каких словосочетаний в тексте больше: глагольных или именных? Почему?

Проверочная работа (распечатана для каждого). Рассмотрите таблицу.

 

Именные словосочетания Глагольные словосочетания
Зеленый (зелень) лес Говорить (говор) громко
   
   
   
   
   

 

Запишите словосочетания в таблицу, распределив их по видам. Обозначьте главное слово. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корень, в скобках запишите проверочное слово.

Объед.. ряды; прод..вец книг, об..яснение правил, разг..дать секрет, разд..ление труда, зап..х розы, расск..зать о сестре, закр..пление изученного, уд..лить зуб, зар..ждение жизни.

 

6. Домашнее задание. Выучить теоретические сведения, записанные в грамматическую тетрадь. Упр. 130.

 

Урок 30

Тема: Разбор словосочетания

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком разбора словосочетания. Формировать навык синтаксического разбора словосочетаний в устной и письменной форме.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение текста.

Б е с е д а: О чем говорится в этом тексте? В каком предложении сформулирована главная мысль автора? Назовите разделительные знаки препинания. Прочитайте 5 словосочетаний, строение которых соответствует схеме сущ. +

 

Орфографический диктант.

Удивительная сказка, сладкая ягодка, желтая травка, холмистая местность, заглядеться на полянку, субботний вечер, стоять на дорожке.

Что мы записали? (словосочетания) Какова их роль в языке? Каково строение этих словосочетаний? Как связываются собой слова?

 

3. Выборочный диктант. Выписать из текста три различных словосочетания, обозначить в них главное слово.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

 

4. Проверочная работа (тест; распечатать).

1. Найди словосочетания, соответствующие схеме: сущ. + прил. Обведите кружком их номера:

1) русые волосы, 2) большие глаза, 3) скрипнула калитка, 4) чистое небо, 5) странные минуты.

2. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + сущ. Обведи кружком их номера:

1) выбежать из дома, 2) легкий сон, 3) затих до весны, 4) странное ощущение, 5) смотреть молча.

3. Найди словосочетания, соответствующие схеме сущ. + сущ. Обведите кружком их номера:

1) из кустов, 2) короткие дни, 3) вода из кувшина, 4) девочка с косичками, 5) пройти к реке.

4. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + наречие. Обведите кружком их номера:

1) привыкнуть к шуму, 2) выбежать из кухни, 3) смотреть долго, 4) интересный журнал, 5) тихо журчал.

 

5. Знакомство с порядком разбора словосочетания — чтение теоретического материала на стр. 51.

Упр. 132.

Запишите предложение под диктовку, подчеркните в нем главные члены.

В огромном заливе люди устроили заповедник для птиц.

Письменно разберите одно глагольное и одно именное словосочетания из этого предложения.

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а. Разбор (письменный) словосочетаний по образцу из учебника.

Писали сочинение, интересная тема, четкая композиция, нужный материал, аккуратно записал.

 

6. Домашнее задание. § 26, упр. 133.

 

Урок 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.006 с.)