Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. 3. Трудные случаи употребления имен существительныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В русском языке род имен существительных определяется по двум основаниям: по окончанию именительного падежа единственного числа и по значению существительного, а именно, по отнесенности лиц и животных, называемых этим существительным, к естественному полу. Знать, к какому роду относится то или иное существительное, необходимо, чтобы правильно изменять его по падежам, правильно сочетать с другими словами в предложении. Именно поэтому в словарях указания на род являются обязательной характеристикой имен существительных. Принято выделять пять групп слов-существительных по их родовой принадлежности: - существительные мужского рода; - существительные женского рода; - существительные среднего рода; - существительные общего рода; - существительные, род которых определить невозможно. К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся на твёрдый согласный основы или на -й (дом, отец, баланс, банк, бартер, кредит, чай, край), все существительные на -тель (учитель, писатель, выключатель, показатель), названия месяцев (январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), заимствованные существительные с основой на -ль, -нь, -рь (ансамбль, шампунь, рояль, вестибюль, календарь). К женскому роду относятся существительные с окончанием -а, -я (жена, земля, идея, игра, информатика, миграция, фирма, функция), существительные, оканчивающиеся на мягкий согласный основы (жизнь, сталь, ночь), а также существительные, оканчивающиеся на твёрдый шипящий (молодежь, ложь, рожь, гуашь, ретушь, чушь, фальшь, глушь). К среднему роду относятся существительные с окончанием -о, -е (окно, дело, поле, банкротство, безбожие, благо, богатство, ведомство, вероисповедание, приложение, кредитование, распределение), а также все существительные на -мя (время, темя, бремя, стремя, вымя, имя, знамя, пламя, племя, семя) и существительное дитя. Исключение составляют существительные с окончанием -а, -я и существительные с нулевым окончанием на мягкий согласный, которые относятся к мужскому роду, так как обозначают лиц мужского пола: дядя, юноша, москвич, юнга, медведь. К мужскому роду относится также существительное подмастерье. К существительным общего рода относятся слова, обозначающие лиц как мужского, так и женского пола и обычно имеющие оценочное значение: плакса, задира, умница, молодчина, жадина, обжора, соня, ябеда. Существительные общего рода, обозначающие лиц мужского пола, согласуются с формами мужского рода прилагательных, местоимений и глаголов прошедшего времени или сослагательного наклонения, а существительные, обозначающие лиц женского пола, – с соответствующими формами женского рода. Ср.: Он такой умница! Она такая умница! Какой плакса наш Серёжа! Какая плакса наша Маша! Он круглый сирота. Она круглая сирота. Моя коллега внимательно ознакомилась с документами. Мой коллега внимательно ознакомился с документами. Следует отличать употребление слов общего рода от существительных с оценочным значением, но не относящихся к словам общего рода и характеризующих человека, ср.: растяпа (общий род: Какой растяпа Миша! Какая растяпа Маша!) – шляпа (женский род: Какая шляпа наш Миша! Какая шляпа наша Маша!); хитрюга (общий род: Какой хитрюга Коля! Какая хитрюга Оля!) – лиса (женский род: Какая лиса наш Коля!). При определении рода существительных, обозначающих лиц и животных, очень важно учитывать естественный пол последних: - к мужскому роду относятся существительные, которые обозначают лиц и животных мужского пола: дедушка, отец, дядя, бык, конь, лев; - существительные, которые обозначают названия лиц по роду деятельности: педагог, врач, учитель, адвокат, судья, инженер, банкир, менеджер, предприниматель, системщик, ассистент, режиссёр, глава; - к женскому роду относятся существительные, которые обозначают лиц и животных женского пола: тётя, племянница, внучка, мать, актриса, волчица, львица, медведица, овца, коза, курица. Немалые трудности возникают при употреблении существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии. Существительные мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола типа врач, инженер, технолог, банкир, ассистент, менеджер, коммерсант, как правило, согласуются с прилагательными в форме мужского рода (т. е. по окончанию), а с глаголами – в форме мужского или женского рода в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу (т. е. по значению). Например: Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. – Опытный адвокат Иванов выиграл процесс; Участковый врач Смирнова посетила больного. – Участковый врач Смирнов посетил больного. В русском языке есть существительные, род которых определить нельзя. К ним относятся слова, не имеющие формы единственного числа: сливки, чернила, мемуары, сани, ножницы, брюки, каникулы, шахматы, именины, крестины, поминки, проводы, Кордильеры, Сочи. Немалые трудности в аспекте культуры речи представляют существительные (как правило, заимствованные из других языков), которые не изменяются по падежам (шоссе, метро, кофе и др.). Они называются несклоняемыми. Попытки изменять такие слова приводят к грубым ошибкам типа: Он вернулся за пальтом. Род таких слов нельзя определить по окончанию, он определяется по значению слова, связанному в большинстве случаев с понятием одушевленности/неодушевленности. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных относится к словам среднего рода (фойе, кино, пальто, шоссе, хаки, пенсне, букле). Одушевленные несклоняемые существительные могут быть как словами мужского рода, так и словами женского рода, в зависимости от того, какой пол они обозначают, т. е. они соотносятся с полом реального лица или животного. Ср.: великолепный маэстро, военный атташе, известный импресарио, очаровательная леди, обходительная пани; мой визави – моя визави; твой протеже – твоя протеже; серый кенгуру – серая кенгуру, яркий какаду – яркая какаду. Из этого общего правила есть исключения: 1) несклоняемые существительные, имеющие в русском языке родовое наименование, соотносятся с родом последнего: салями – ж. р. (колбаса), кольраби – ж. р. (капуста); 2) иногда род несклоняемого существительного определяется по роду слова, которое является для таких существительных общим и склоняемым: авеню определяется как существительное женского рода, поскольку соотносится со склоняемым существительным женского рода улица, арго – с синонимичным существительным мужского рода жаргон, сулугуни – с существительным мужского рода (сыр), алоэ – м. р. (цветок), хинди – м. р. (язык), Капри – м. р. (остров), Миссисипи – ж. р. (река), Тбилиси – м. р. (город); 3) существительное кофе – мужского рода, хотя в последнее время в разговорной речи допустимо его употребление как существительного среднего рода: вкусный кофе и вкусное кофе, один кофе и одно кофе; 4) названия букв относятся к словам среднего рода: русское А, заглавное В; названия звуков – среднего или мужского рода: безударный А – безударное А; названия нот – среднего рода: долгое ми; 5) род сложносокращенных несклоняемых существительных зависит, как правило, от рода опорного слова словосочетания: ООН – ж. р. (Организация Объединенных Наций), РГПУ – м. р. (Российский государственный педагогический университет). В русском языке активно используются имена существительные, которые образованы в результате сложения двух слов. Такие сложносоставные существительные могут быть одушевленными и неодушевленными (генерал-губернатор, женщина-космонавт, конференц-зал). У одушевленных существительных род определяется по слову, указывающему на пол лица (женщина-космонавт – ж. р.; чудо-богатырь – м. р.). У неодушевленных существительных род определяется по роду первого слова (музей-квартира – м. р.; платье-халат – ср. р.; самолет-амфибия – м. р.; школа-интернат – ж. р.). Если составное существительное имеет в своем составе несклоняемое существительное, то род определяется по роду склоняемого слова (кафе-столовая – ж. р.; комедия-буфф – ж. р.; автомобиль-такси – м. р.). Род существительных, образованных с помощью суффиксов -ищ-, -ишк-, определяется родом существительного, от которого данные существительные образованы (голос – голосище: м. р.; весло – весл ищ е: ср. р.; змея – зме ищ а: ж. р.; брат – брат иш ка: м. р.; письмо – письм иш ко: ср. р; газета – газетишка: ж. р.).
ЗАДАНИЯ
1. Выделите соотносительные существительные мужского и женского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола. Отметьте случаи, когда для обозначения лиц мужского и женского пола используется одно и то же существительное.
1. Другую же часть клубней Дарья споласкивает водой из колодца и ставит на огонь в кастрюле: это на завтрак хозяину и сыновьям. 2. «Не болит у него сердце об огороде», – думает Дарья про мужа. 3. У Егора и Дарьи трое детей: два сына, взрослых, родившихся до войны, и дочь Наташа. 4. Хозяйка его жалеет. 5. Он работал до войны ветеринаром в колхозе. 6. На его место приехал зоотехник с дипломом. 7. Жена копала картошку. Ей помогали ребята. Иван выкапывал лопатой клубни, а меньшой вместе с матерью выбирал их из земли. 8. «Надо бы еще часика три попахать, – сказал он, – но из-за праздника бригадир отпустил пораньше». 9. Бригадирша увидела скворца и, зашикав на него, швырнула вслед метелку.
2. К данным существительным подберите соответствующие существительные мужского или женского рода, обозначающие лиц мужского или женского пола, самок, самцов животных, птиц.
Артист, братишка, внук, волк, девочка, девушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник. 3. Определите род следующих существительных. На какие формальные признаки вы при этом опирались? Как выражается род неизменяемых существительных?
Мяч, ночь, грач, щавель, шалаш, снегирь, конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру, такси, метро, джерси, заявление, дитя, время, амбар, крольчиха, край, линия, автор, белоручка.
4. Авторы литературных произведений нередко создают искусственные слова (окказионализмы). По каким формальным показателям можно определить их род?
Козь, мисик, зеленавка, драколов, Юб-Юб, тум-тум, верлиока, ящук, швабрак, зелинья, джаббервокк, джуб-джуб, чумеч, зелюк, нава, мюмзик, глуща, бармаглот, мова, глущоба, брандашмыг, хрюк.
5. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.
Авеню, Аи-Петри, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Онтарио, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, филе, фойе, фрау, хинди, Хоккайдо, цеце, шимпанзе, эскимо.
6. Образуйте, где возможно, от существительных мужского рода существительные женского рода. Используйте их в предложениях, обращая внимание на значение и стилистическую окраску слова.
Автор, агроном, адвокат, академик, ангел, археолог, библиограф, библиотекарь, боец, вождь, врач, гример, дворник, диктор, директор, друг, игрок, капитан, критик, лаборант, майор, машинист, певец, пилот, повар, посол, почтальон, поэт, президент, техник, товарищ, человек, юбиляр, юрист, языковед.
7. Вместо точек допишите необходимые буквы. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая соответствующую форму.
1. «Юманите» обратил...сь с призывом принять активное участие в выборах. 2. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 3. Когда актер снял огромные круглые очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе, лицо его словно преобразилось. 4. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... доктором Л. Заменгофом. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Чёрного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми.
8. Составьте словосочетания данных слов с именами прилагательными, используйте их в предложениях в формах косвенных падежей.
Автомат-закусочная, альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, идея-фикс, комедия-буфф, клей-паста, театр-студия, книга-справочник, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, роман-газета, роман-хроника, самолет-амфибия, школа-интернат, диван-кровать, кресло-кровать.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ВАРИАНТЫ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ
Все склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже. Падежная система русского языка характеризуется разнообразием форм и значений. В рамках каждого падежа существуют вариантные формы, использование которых определяется нормами речевого употребления. Остановимся на вариантах падежных форм. При использовании форм именительного падежа следует прежде всего обратить внимание на вариантное употребление окончаний -а/-я, -ы/-и в формах множественного числа существительных мужского рода. Существительные в именительном падеже множественного числа могут быть представлены четырьмя группами: 1) Существительные, имеющие только окончание -а, -я (глаза, дома, катера, доктора, профессора) или только окончание -ы, -и (авторы, актёры, офицеры); 2) Существительные, имеющие вариантные окончания -а (-я) и -ы (-и) (якори – якоря, слесари – слесаря, годы – года). Односложные слова имеют в форме именительного падежа множественного числа окончания - а, -я –(бока, снега, шелка, бега, леса). Это же окончание имеют многосложные слова с ударением в единственном числе на первом слоге (округа, перепела, окорока, черепа). Если многосложное слово имеет в единственном числе ударение на среднем слоге основы, то формы именительного падежа множественного числа оканчиваются на -ы, -и (аптекари, бухгалтеры, инструкторы, композиторы, ораторы, редакторы). В словах латинского происхождения с суффиксами -тор-, -сор- необходимо обращать внимание на то, одушевленным или неодушевленным является существительное. Неодушевленные существительные имеют нормативное окончание -ы, -и (детекторы, индукторы, конденсаторы, рефлекторы, рефрижераторы). Одушевленные существительные латинского происхождения с суффиксами -тор-, -сор- имеют в одних случаях окончания -а (слова, получившие широкое распространение, например: директора, профессора, доктора), в других -ы (слова, сохраняющие книжный оттенок, например: инспекторы, инструкторы, конструкторы, корректоры, лекторы, новаторы, ораторы, редакторы, ректоры); 3) Существительные, у которых формы с окончаниями -а (-я) и -ы (-и) различаются стилистически (шофёры – шофера, разг.; договоры – договора, разг.); 4) Существительные, у которых формы с окончаниями -а (-я) и -ы (-и) различаются по значению: образы (типы, характеры в художественной литературе) и образа (иконы), тоны (звуковые) и тона (переливы цвета), кондукторы (приспособления в технике) и кондуктора (работники транспорта), зубы (орган во рту) и зубья (острый выступ), корпусы (туловища) и корпуса (здания или войсковые соединения), колени (суставы ноги) и колена (отдельные приёмы в танце), сыны (представители своего народа) и сыновья (мужчины, мальчики по отношению к родителям), ордены (рыцарские) и ордена (награды, знаки отличия), пропуски (отсутствия) и пропуска (документы на право входа). В современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению окончаний -а, -я. Однако следует иметь в виду, что не все такие формы считаются нормативными. В затруднительных случаях следует обращаться за справками к словарям. Трудности в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных мужского рода связаны с вариантностью форм на -а, -я или -у, -ю (сахара – сахару, жара – жару, спора – спору, спроса – спросу, брода – броду, коньяка – коньяку). В современном русском языке наблюдается тенденция к употреблению в данных формах окончаний -а, -я как нормативных и основных для всех стилей современного русского языка. Окончание -у, -ю сохраняется главным образом в следующих случаях: а) для выражения значения некоторой части (количества) целого: килограмм сахару, стакан чаю, налить соку, ложка мёду, метр ситцу; при этом следует иметь в виду, что если при существительном с указанными значениями стоит определение, то обычно употребляется форма на -а, -я: стакан крепкого чая, пачка высушенного табака; б) в составе фразеологических сочетаний: напустить туману, нет износу, дать маху, что проку, спасу нет, с пылу с жару, без году неделя; в) при переносе ударения на предлог: из лесу, со свету, час от часу; г) при наличии отрицания при сказуемом: не хватает духу, нет износу, отказу не было, не показывать виду. С окончанием -у употребляются существительные, имеющие в своем составе уменьшительный суффикс: отведать кваску, коньячку; поесть сырку, медку. Широко представлены варианты окончаний и в формах родительного падежа множественного числа. Форму с нулевым окончанием имеют следующие группы существительных: 1) существительные, называющие ряд лиц по национальности (главным образом с основой на н и р): много армян, болгар, башкир, румын, цыган, карел, туркмен; (ср.: много французов, немцев, эстонцев, испанцев). Некоторые слова этой группы имеют вариантные стилистически равнозначные окончания: авары – авар и аваров, буряты – бурят и бурятов, карелы – карел и карелов, туркмены – туркмен и туркменов, уйгуры – уйгур и уйгуров; 2) существительные, называющие людей по месту жительства на -анин/-янин: горожанин – горожан, инопланетянин – инопланетян, селянин – селян, южанин – южан; 3) существительные, называющие детенышей, невзрослых существ с суффиксом -онок/-ёнок: волчонок – волчат, котенок – котят, цыпленок – цыплят; 4) названия по принадлежности к некоторым родам войск, воинским соединениям: встретил партизан, солдат, гусар (но: видел лётчиков, разведчиков, стрелков, танкистов, а также: минёров, сапёров); при этом некоторые названия по принадлежности к роду войск, к чину имеют вариантные стилистически равнозначные формы: гусары – гусар и гусаров, гренадеры – гренадер и гренадеров, драгуны – драгун и драгунов, кирасиры – кирасир и кирасироъ, уланы – улан и уланов, гардемарины – гардемарин и гардемаринов; 5) существительные, называющие парные предметы: пара глаз, ботинок, валенок, сапог, чулок, погон, манжет, эполет, бот, мокасин (но: аксельбантов, боков, ботфортов, гольфов, носков, рогов); 6) существительные, называющие меры и единицы измерения: несколько ампер, ватт, герц, рентген (но: литров, метров, кулонов, ньютонов, джоулей, эргов); допустимы варианты: граммов – грамм, килограммов – килограмм, микронов – микрон (формы с нулевым окончанием допустимы в разговорной речи). Формы с окончанием -ов/-ев в родительном падеже множественного числа имеют следующие группы существительных: 1) названия некоторых плодов и овощей: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; в устной разговорной речи допустимы формы с нулевым окончанием: килограмм помидор, полкило мандарин; 2) существительные на -ко: колесико – колесиков, плечико – плечиков, очко – очков (но: войско – войск, яблоко – яблок, яблочко – яблочек). Формы винительного падежа существительных тесно связаны с их одушевленностью или неодушевленностью. Колебания в форме винительного падежа существительных наблюдаются: 1) в названиях некоторых организмов, отнесение которых к одушевленным или неодушевленным вызывает определенные трудности: бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки, эмбрионы. В современном русском языке эти существительные принято считать неодушевленными, поэтому окончания винительного падежа совпадают с именительным: уничтожать микробы, исследовать бацилл и т. п.; 2) в сочетании существительных с простыми числительными два, три, четыре: поймать четырёх рыб – поймать четыре рыбы. Литературным считается употребление форм винительного падежа, совпадающих с родительным (т. е. данная форма присуща одушевленным существительным): купить двух коров, проэкзаменовать трёх студентов, встретить четырёх товарищей). Если же указанные существительные употребляются с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре (двадцать два, тридцать четыре), то нормативным считается та форма винительного падежа, которая равна форме именительного: проэкзаменовать двадцать два студента, встретить тридцать четыре ученика, выдвинуть тридцать три кандидата: 3) в названиях планет форма винительного падежа равна именительному: видеть Нептун, наблюдать Марс, смотреть на Юпитер; 4) в названиях карточных фигур форма винительного падежа равна родительному: открыть валета, забрать туза; 5) в названия живых существ, употребленных в заголовках, форма винительного падежа равна родительному: прочитать «Ревизора», вспомнить «Слона и Моську». Вариантные окончания творительного падежа множественного числа существительных связаны с возможностью употребления окончаний -ами/-ями или -ьми: дверями – дверьми, дочерями – дочерьми. «Русская грамматика» квалифицирует эти окончания как стилистически равноправные. Однако следует запомнить, что у слов дети, люди в качестве единственного в литературном языке используется окончание -ьми: детьми, людьми. Вариантные окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода -е или –у связаны с различными условиями их употребления в речи. При наличии определения при существительном предпочтение отдается окончанию (на ветру – на сквозном ветре, в снегу – в пушистом снеге). Окончание -у закреплено в устойчивых оборотах (задыхаться на бегу, ни в одном глазу, иметь что-то в виду, на миру и смерть красна). Заметим, что вариантные формы с окончанием -е характерны для книжной речи (в аэропорте, в отпуске, в цехе), а с окончанием -у – для разговорной (в аэропорту, в отпуску, в цеху). Окончание -у имеют существительные, которым в предложении присуще обстоятельственное значение, а окончание - е – существительные, которым присуще объектное значение: находиться в строю (обстоятельство) – в грамматическом строе языка (дополнение), держаться на весу (обстоятельство) – выгадывать в весе (дополнение). При выборе нужной формы следует учитывать состав словосочетаний, разные формы прямых и переносных значений имен существительных: работа на дому – номер на доме; шуба на лисьем меху – снежинки на мехе; стоять в углу – в угле треугольника; весь в поту – трудиться в поте лица; сад в цвету – во цвете лет. В современном русском литературном языке отмечается тенденция к преимущественному использованию окончания -е и к сокращению круга слов, имеющих окончание -у. ЗАДАНИЯ
1. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания, укажите особенности каждого варианта.
Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.
2. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.
1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы–лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха–мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы–кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты–лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперед, (лоскуты–лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны–тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы–тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны–тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари–токаря) и (слесари–слесаря)-инструменталыцики. 10. Важнейшие отделы и (секторы–сектора) учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы–невода). 12. У причала столпились военные (катера–катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры–крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера–шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели–штабеля) кирпичей.
3. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.
Прохожий купил в киоске пачку табак... и зажигалку. В компот положили много изюм... и чернослив... Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча... Больной принял таблетку валидол... и выпил ложку бром... Столько этого крик... и визг... было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид... Отбо... нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всём с наскок... Возьмите на складе побольше цемент... и немного алебастр... Трудно даже представить себе, сколько доход... получит в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград... Уступите ему смех., ради. К обеду хотите щей или борщ...? Эх, хорошо бы поддать пар...! За ночь навалило снег..., так что не пройти от дома к калитке.
4. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.
1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.
1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн... «Потёмкин...». 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны... чудовищ..., проплывавши... мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн... зме... и отнёс далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы... персонаж..., которы... режиссёр собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все... эти... кук...л.... 6. Жюри отметило как лучших 32 участник... смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточны... краб.... 8. Ипподром приобрел прекрасны... скаковы... лошад.... 9. Кукольник ловко дергал свои... ма-рионет...к... за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин...к... вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури....
6. Сопоставьте словосочетания и назовите смысловые различия между соотносительными формами предложного падежа существительных.
В звуковом строе – в боевом строю; в прямом угле – в темном углу; в двадцатом веке – на своем веку; в стальном круге – в дружеском кругу; в бреде больного – в горячечном бреду; в одном астрономическом годе – в нынешнем году; в китовом жире – весь в жиру; в «Русском лесе» – в темном лесу; в «Вишневом саде» – в нашем саду; в Дантовом «Аде» – в кромешном аду.
7. Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.
Вариться в собственном соку, семи пядей во лбу, рыльце в пуху, ни в одном глазу, бельмо на глазу, на верху блаженства, лежать на боку, росинка во рту, написано на роду. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В АУДИТОРИИ Еськова Н. А. Склонение фамилий и личных имен в русском языке // Русский язык в школе. 1991. № 4. Лейчик В. М. Алиса – имя собственное // Русская речь. 1992. № 6. Картоев М. У. Почему кофе мужского рода? // Русский язык в школе. 1991. №4. Каринская Е. В. «Технологии» вошли в оборот // Русская речь. 1994. №5. БрусенскаяЛ. А. Служит ли категория числа для создания точности речи? // Русский язык в школе. 1995. № 4.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.232.108 (0.024 с.) |