Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектные и просторечные черты в произношенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В нелитературном произношении (в речи малообразованных людей) часто встречаются ошибки, многие из которых связаны с влиянием народных говоров. Наиболее типичные из них следующие: 1. Произношение южнорусского диалектного [у] (напоминающего звук, который произносится на месте г в слове бухгалтер) на месте [г]. Например: [g] opoд вместо [г]ород, [g]epoй вместо [г]ерой, ко[g]да вместо ко [г] да, все[g]да вместо все[г]да. 2. Диалектным влиянием следует объяснить и ошибочное произношение ко[л]идор (коридор), [л]егуяярныи (регулярный), тра[н]вай (трамвай), ко[н]форт (комфорт), бо[н]ба (бомба), о[м]ман (обман), ме[н]ный (медный), ради[в]о (радио), кака[в]о (какао). 3. В большинстве русских говоров наблюдается отвердение конечных губных согласных се[м], се[м]десят, голу[п], пригото[ф] и т. д. Такое произношение широко проникло в речь городского населения. Эти слова следует произносить с мягким губным согласным: се[м'], се[м']десят, голу[п'], пригото[ф']. Нелитературным является и произношение насы[п]те, пригото[ф]те вместо правильного насы[п ']те, пригото[ф ']те. 4. Особенно распространённым является южнорусское произношение ударного гласного [о] вместо [а] в глагольных формах пл[о']тит, запл[о']чено, недот[о']тит, од[о']лживать. Правильно: пла'тит, запла'чено, недоплатит, ода'лживатъ. Наблюдается и обратное явление: произношение ударного гласного [а] вместо [о]: приур[а']чиватъ (приуро'чивать), отср[а']чивать (отсрочивать). Но больше всего отклонений от литературной нормы наблюдается под влиянием просторечия. Эти отклонения могут иметь разные причины, но главным образом определяются недостаточным владением литературным языком. Даже в парламентской речи можно услышать ошибки, вызванные вставкой лишних звуков: инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, компроме[н]тировать, компе[н]тентный, интри-ган[т], буду[ю]щий, заклеим [л] ённый, юрис[т]консулът вместо инцидент, прецедент, констатировать, компрометировать, компетентный, интриган, будущий, заклеймённый, юрисконсульт. Многие отклонения обусловлены взаимодействием соседних звуков, например: кружовник (вместо крыжовник), мукулатура (вместо макулатура), полувер, полу'вер (вместо пуло'вер), тубаретка (вместо табуретка). В словах, часто употребляющихся, в повседневной речи, наблюдаются, с одной стороны, незакономерные вставки гласных и согласных, например: пирож[е]ное (вместо пирожное), пел[е]мени (вместо пельмени), руб[е]ль (вместо рубль), пер[е]спектива (вместо перспектива), дико[о]браз (вместо дикобраз), по[д]скользнуться (вместо поскользнуться), по[д]черк (вместо почерк), про[д]чий (вместо прочий), дерма[н]mum (вместо дерматит), а с другой – пропуск звуков: тролебус (вместо троллейбус), флюрография (вместо флюорография), индивидум (вместо индивидуум), протьвень, протвенъ (вместо противень). Распространены и явления опрощения, когда слово звучит не так, как правильно, а как проще его выговорить: друшлаг (дуршлаг), грейфрукт (грейпфрут), скурпулёзный (скрупулёзный), Азебаржан (Азербайджан) и многие другие. Типичным отклонением от нормы следует признать и незакономерное смягчение согласного [з] в позиции перед [м] в заимствованных словах типа антагони[з'м], капитали [з'м], патриоти[зм], карьери[з'м] и. д.
ЗАДАНИЯ
1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.
Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.
2. Определите, один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге в словах:
живи-ка – ежевика, ожирение – ожерелье, оживать – а жевать, пожилая – пожелание, шитьё – шестёрка, широкий – шестьсот, шиповник – шептать, циничный – ценить, циновка – цена.
3. Прочитайте предложенные стихотворные отрывки. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому – [о]? Обратите внимание, что книжной системе произношения во многих случаях было чуждо произношение [о] после мягких согласных.
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! (Ф. Тютчев)
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям... Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам? (Н. Некрасов)
Зачем чудовище над бездною, И зверь в лесу, и дикий вой? Зачем миры, с их славой звездною. Несутся в пляске гробовой? (К. Бальмонт)
4. Какой звук: [е] или [о] – произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка» (М.,1989).
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, планер, старьевщик, смета, тверже, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование), падеж (скота), падеж (в грамматике).
5. Пользуясь орфоэпическим словарём, разделите данные слова на две группы, в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного в позиции перед [е]:
интервидение, интервью, интервокальный, интермедия, интерн, интернат, интернировать, интернационал, интерпретация, интерполяция, интерьер, интерферон, реглан, резерв, резидент, резолюция, резервуар, резус, резонатор, резюмировать, рейс, рейд, рейтинг, реквием.
6. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.
7. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры:
СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.
8. Произнесите данные слова. Каковы нормы произношения согласных перед мягкими губными в современном литературном языке?
Вместе, вбежать, амбиция, обмяк, обвить, бомбить, к рампе, ветви, дверь, затмить, Людмила, звезда, разве, змей, извините, свет, свеча, косвенный, сфера, спеть, смесь, косметика, известие, развитие, воспитать, отвести, подвал, отметил.
9. Какой характер согласных [с], [т] в словах свете, ветви обусловливает рифма?
Слишком я любил на этом свете Всё, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь. (С. Есенин) 10. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?
Ст их, ст епь, го ст ить, ве ст ибюль, ше ст ь, сд елать, с д елом, ве зд е, к зве зд е, и з д ерева, в ка сс е, сн имок, с н им, сн ег, во сн е, сл ед, гу сл и, сл ить, зл ить, ра зн ять, ра зл ичие, с д ядей, с н им, бе з д ела, вса дн ик, пу тн ик, от него, под н ебом. 11. Найдите в стихотворном отрывке пример на смягчение твёрдого согласного.
Царь затрясся весь от дикой злости, Приказал своей покорной свите: «Нуте-ко, в тюрьму девчонку бросьте, Или лучше – сразу удавите!» (М. Горький) 12. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].
Пенсия, вакансия, консерватория, консилиум, рецензия, претензия, транзит, бензин, блондин, кандидат, Индия, командир, мундир, чванливый, посланник, сторонник, сарафанчик, обманчивый, бревенчатый, студенческий, анчар, анчоус, банщик, гонщик, военщина. 13. Вставьте пропущенные гласные:
пл...тишь, упл...чено, запл...чено, недопл...тит, перепл...ченный, припл...ченный, од...лживать, отср...чивать, присв...ивать, приур...чивать, обусл...вливать. 14. Произнесите следующие слова. Какие ошибки в произношении следующих слов встречаются в речи малообразованных людей?
Бидон, картон, гайморит, обман, комфорт, коридор, трамвай, компостировать, комплимент, инцидент, компрометировать, констатировать, бадминтон, почтамт, крышечка, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, военачальник, пиджак, смородина, почерк, прочий, яства. 15. Распределите слова по двум группам: а) слова, в которых произношение совпадает с написанием; б) слова, в которых произношение отличается от написания.
Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, грести, конечно, дикобраз, дуршлаг, инцидент, квартплата, противень, коридор, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, пельмени, почтамт, пуловер, пиджак, сандалии, туристский, троллейбус, уплачено.
16. В каких словах мягкость согласного перед следующим мягким является нормой, а в каких – отклонением?
Бюрократизм, гость, жизнь, индивидуализм, казнь, карьеризм, совесть, колониализм, либерализм, национализм, патриотизм, плюрализм, трость, сепаратизм, фанатизм, эгоизм.
17. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн.
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (А. Пушкин)
В глуши, в деревне, всё нам скучно. А мы... ничем мы не блестим, Хоть вам и рады простодушно (А. Пушкин)
Яль нёсся к бездне полуночной Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. (А. Фет)
Где народ, там и стон... Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? (Н. Некрасов)
18. Разделите приведённые слова на три группы, в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.
19. Прочитайте правильно слова с сочетанием щн. В каких словах произношение [шн] является нормой, в каких – отклонением?
Скворечник, полуночный, пустячный, прачечная, овощной, будущность, изящный, маломощный, насущный, помощник, немощный, сообщник.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.01 с.) |