Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с именами числительными

Поиск

Эта часть речи неоднократно вводилась в программы и учебники русского языка в начальных классах. Объясняется это введение главным образом практического необходимостью: на уроках математики числительные употребляются с нарушениями культуры речи. Проще говоря, дети не умеют склонять числительные: слишком трудны для них некоторые формы косвенных падежей (например: творительный падеж - семьюдесятью, тремястами и др.). Орфография - еще труднее. Многое усваивается практически, но от ошибок спасает лишь цифровое написание чисел

Что же должно быть усвоено в начальных классах? Вот круг тем:

- общее понятие об именах числительных;

- их деление по функциям на количественные (обозначают определенное число однородных предметов) и порядковые (порядок при счете);

- сходство 1-х с именами существ., 2-х - с прилагательными;

- деление числит, по составу - простые, сложные и составные;

- склонение простых числительных (трудные случаи склонения составных и сложных числительных откладываются);

- правописание простых и некоторых сложных числительных.

 

Дробные и собирательные числительные не изучаются, однако использование их в речи не исключено. Основные лексические и грамматические признаки числительных школьники могут выделить и сформулировать сами в ходе анализа предложений и текста.

Они убеждаются в том, что:

· Числительные один и два могут изменяться по родам, как прилагательные, а один - даже по числам, при этом во мн. числе в форме одни существенно изменяется семантика.

· Склонение простых числит, сходно со склонением существ., но есть различия, последние выявляются самими школьниками. Порядковые числительные склоняются, как прилагательные.

· Числит. один, два, три обладают особенностями склонения.

· Полезно ознакомить учащихся со склонением слов сто, тысяча, сложных числительных типа пятьдесят, пятьсот, составных двести сорок семь (хотя бы устно).

Исследовательские задания:

- проследить на текстовых примерах роль им. числит, в предложении;

- подготовить сообщение на тему «Числительные в русских пословицах и поговорках» (Семеро по лавкам; Один в поле не воин и т.д.);

- попытаться просклонять числит. 800, на этой основе составить правило склонения числительных от двухсот до девятисот, а также употребления мягкого знака в них.

В традиционных учебниках тема «Числительное» не изучается

 

Учебник Полякова глава 1,2,3 (з класс примеры) и Полякова 2 класс (2 темы)

Использование этимологического словаря на уроке русского языка и чтения в начальной школе. Роль этимологических словарей над словами с непроверяемым написанием.

В современной системе обучения начальная школа направлена на то, чтобы усваивается информацию самостоятельно.

В новых стандартах вводятся специальные уроки- знакомство со справочным материалом. В начальной школе есть несколько типов словарей:

1. толковые

2. словообразовательные

3. фразеологизмов

4. синонимов

5. антонимов

 

Детям всегда интересно узнать откуда произошло слово, что оно означает и т.д.

Методы:

1. Поисковый (домашнее задание или классное задание)

2. Комплектование (читают статью, то есть переводят его с «русского на русский»)

3. Узкопоисковая работа(орфограммы)

Словарные слова – используют словари,где написано происхождение данного словарного слова, для того, чтобы легче запомнить их написание (через картинки, через ассоциативный образ, через ребусы)- мы можем использовать этимологическую справку.

Фразеология в курсе начальной школы: роль и место на уроках чтения и русского языка, работа над фразеологическими единицами

ФРАЗЕОЛОГИЯ - это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов. Полезно приучать детей работать с фразеологическими словарями.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы.

Примеры заданий по фразеологии можно найти в учебниках по чтению, по русскому языку (авторы: Каленчук М.И. и другие и Нечаева и Яковлева), во фразеологических словарях для младших школьников, в зачетных работах (практических) для детей.

1 класс термин фразеологизм целесообразно заменить термином крылатые слова. Это слова, которые «как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм» (И.Б. Голуб, Н.Н. Ушаков. Путешествие по стране слов. М., 1992.)

Работая с учебником для чтения, учитель обращает внимание детей на устойчивые словосочетания, которые характерны для разговорной речи и которые дети могут объяснить сами. Например, вертеться под ногами (будучи рядом, поблизости, мешать, отвлекать от дела)

Задания

1. Помогите найти в стихотворении крылатое выражение. Что оно означает?

2. Отгадайте, из каких произведений взяты эти крылатые выражения?(Остаться у разбитого корыта; да только воз и ныне там.)

Одно из занятий можно посвятить сказочным фразеологизмам.

-Закончите выражения:

Поди туда…(не зная куда); принеси то …(не зная что);

скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

 

2 класс Некоторые фразеологизмы, неразложимые по смыслу, непонятны для учащихся. Здесь учитель должен объяснить не только значение фразеологического выражения, но и значение непонятного слова.

Бить баклуши (праздно проводить время). Баклуши - чурки, короткий обрубок дерева, для выделки мелкий деревянных изделий. Эта работа считалась очень легкой, отсюда и значение выражения - бездельничать, праздно проводить время.

Задания

На уроках русского языка, литературного чтения очень полезно использовать игровые моменты, проводить конкурсы, викторины, цель которых довести до сознания детей различия между свободными словосочетаниями и фразеологизмами, обратить внимание на образность, семантическую целостность последних.

1. Какое из двух словосочетаний крылатое и почему?

Золотые руки, золотые зубы. Волчий хвост, волчий аппетит.

2. Замените словосочетания выражениями:

Очень дружно (душа в душу), сильно устать (валиться с ног

3.Игра «Кто быстрее?»

Подобрать по 5 (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом. (ухо, нос)

4.Особый интерес у учащихся вызывают упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок. (Пример: два сапога рядом (два сапога пара); Падает снег на головы детей (как снег на голову)и т.д.)

3 класс важно акцентировать внимание детей на употребление фразеологизмов в собственной речи, делая ее тем самым более образной и выразительной. Очень полезно составлять словарь.

Задания

1. Запишите фразеологические сочетания с указанными словами. Составьте с ними предложения и объясните их употребление в речи.

Рука, язык, войти, шапка, день, душа, дело.(Рука руку моет, длинный язык, душа - потемки, божий день, совать нос не в свое дело).

2. Ответьте фразеологизмами на вопросы.

Как говорят о человеке, который часто меняет свои решения (У него семь пятниц на неделе);

у которого слова часто расходятся с делом (Человек слова);

которого трудно заставить поверить чему – либо (Неверующий Фома);

очень робком, скромном, незаметном человеке (Тише воды и ниже травы).

3.Окончи выражение. Объясни его значение.

От нечего (делать) (от безделья).

Таким образом, вся система работы по фразеологии в начальной школе помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии

 

 

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначительность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с нею.

 

В книгах для чтения начальной школы насчитывается около 600 фразеологических единиц – в баснях, в стихотворениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собираться с мыслями.
В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» - литературные цитаты.

 

Необходимо уделять внимание их использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов. Полезно приучать детей работать с фразеологическими словарями, помещенными в учебниках по русскому языку, или со специально созданными для младших школьников фразеологическими словариками.

 

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

 

Фразеология дает богатые возможности для внеклассной работы: школьники охотно собирают пословицы и поговорки, записывают меткие выражения, объясняют значение и происхождение метких, образных фразеологических единиц: «не ударить лицом в грязь», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.п.

 

Примеры заданий по фразеологии можно найти в учебниках по чтению, по русскому языку
(авторы: Каленчук М.И. и другие и Нечаева и Яковлева), во фразеологических словарях
для младших школьников, в зачетных работах (практических) для детей.

 

11. Общее понятие о частях речи в начальной школе

 

В курсе морфологии изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, а в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.

 

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - концентрически представлены в каждом из 1-4 классов.

В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий.

Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи.

В 3-4 классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. (Рамзаева(нет наречий и числит.), Коленчук, традиц.система школа 21 века)

По программам углубленного изучения вводятся:

· наклонения повелительное, сослагательное;

· местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия.

· Предлоги в нач. кл. изучаются в связи со склонением им. сущ. и личных местоимений, а также в плане противопоставления (при различении приставок и предлогов).

· Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений.

· Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия.

· Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.

 

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

 

· лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

· роль в предложении, или синтаксическая функция;

· наличие тех ли иных категориальных признаков: признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности / неодушевленности только имени существительному;

· изменяемость / неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер изменения (склонение, спряжение и пр.).

 

В упрощенном варианте это различение частей речи выражается в следующем порядке вопросов:

- что обозначает;

- на какой вопрос отвечает;

- какие имеет признаки;

- чем чаще всего является в предложении;

- как образуются, какие имеют окончания.

 

 

Дать характеристику учебников:

1. Рамзаева

- знакомство с понятиями (без терминов)

-введение термина и определения

-расширение знаний о частях речи

-углубление в связи с овладением орфографических правил

2. Два любых других учебника:

- Нечаева

-Соловейчик

-Каленчук

-Полякова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.112 (0.007 с.)