Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А билет номер 2 кину позже, там надо его дополнить

Поиск

Не уверена в них((((((((((((№ 9, 16

А билет номер 2 кину позже, там надо его дополнить

Речь, её виды и периоды речевого развития.

Речь -вид деятельности человека, реализация мышления на основе средств языка (слово, словосочетание, предложение, текст)

Функции:

1)общение и сообщение 2) эмоциональное самовыражение 3)воздействие на других людей

Периоды речевого развития:

1. Младенческий (до года-гуление, лепет)

2. Ранний возраст (1-3года –слоги, слова, предложения) появляется диалогическая ситуативная речь

3. Дошкольный (3-6лет) развитие словарного запаса, появление монологической речи, появляется контекстная речь (сензитивный речевой период), появление внутренней речи

4. Младший школьный (6-10лет) развитие монологической речи и внутренней речи, появление форм письменной речи, активное пополнение словаря (примерно в 2 раза)

5. Средний школьный (10-14-15) формирование собственного стиля речи, овладение умением писать, собственные высказывания

6. Старший школьный (14-15—16-17) до 20 тыс.слов, умение пользоваться всеми стилями речи и типами речи

 

Виды речи:

1) Устная и письменная (по форме)

2) Внешняя и внутренняя (по проявлению)

3) Монолог, диалог, полилог

 

Виды речевой деят-ти:

Говорение, слушание, письмо, чтение.

 

Требования к речи:

1. Содержательность

2. Ясность, богатство

3. Логичность

4. Выразительность

5. Языковая правильность

a. Произносит.норма

b. Словоупотребление

c. Правописание

d. Пунктуация

e. Стилистика

f. Точность, коммуникативная целесообразность

Условия, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:

1. Потребность

2. Содержание

3. Средства языка

4. Чувство языка и создание речевой среды

Задачи, которые решает школа в области речевого развития:

1. Усвоение литер.-языковой нормы

2. Усвоение навыков чтения и письма

3. Совершенствование культуры речи

Развитие речи учащихся в период ог

 

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста).

Работа над словом.

 

Виды работ:

· Объяснение новых слов;

· Введение их в предложения, чтение в текстах;

· Звуковой анализ новых слов, составление слов из разрезной азбуки;

· Включение слов в систему лексических и логических упражнений;

· Семантическая работа: наблюдение над значениями слов, уточнение значений и их оттенков.

Работа над словосочетанием и предложением.

Виды работ:

· Выделение предложения из потока речи;

· Чтение предложения, ответы на вопросы;

· Переход от неполных предложений к полным;

· Установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях;

Работа с деформированным предложением (установление порядка слов, вставить нужное слово, исключить ненужное слово);

· Подбор нужного слова для составления словосочетания;

· Составление схемы предложения или предложения по данной схеме;

· Составление предложения на основе образца.

Работа над связной речью.

Виды работ:

· Пересказ прочитанного самими детьми или учителем;

· Составление рассказа - по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения, по предложенной теме;

· Декламация заученных стихотворений;

· Рассказывание сказок и их инсценирование, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки.

· Связные ответы на вопрос учителя, ответы по звуковому анализу.

· Работа по сюжетной картинке или сери картинок;

· Восстановление деформированного текста;

· Озаглавливание текста или подбор своего заголовка (где уже есть заголовок).

 

Развитие речи происходит и на уроках письма. На каждом уроке присутствуют упражнения по обогащению словаря, построение предложений с использованием разных синтаксических конструкций и элементы творческого письма.

ПРИМЕР ИЗ АЗБУКИ И ПИСЬМА

Требования к речи учащихся.

Содержательность. Рассказ строится на известных фактах, наблюдениях, жизненном опыте, сведениях из книг и др. Необходим учёт возрастных особенностей.

Логика. Последовательность, обоснованность изложения, отсутствие

пропусков и повторений, наличие выводов, отсутствие лишнего.

Точность речи предполагает умение передавать факты и наблюдения,

чувства в соответствии с действительностью, выбирая для этого наилучшие средства

языка (передающие все признаки, присущие изображаемому).

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях синонимы, различные структуры предложения - важное требование к речи, которое начинает формироваться именно в начальной школе.

Ясность речи, т.е. ее доступность читателю и слушателю, её ориентированность на восприятие. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса, перегрузка цитатам, терминами и «красивостями».

Выразительность - речь яркая, убедительная, красивая. Для устной речи - интонация, для письменной - общий настрой рассказа, отбор фактов и выбор слов, их эмоциональная окраска, чистота (отсутствие лишних слов, просторечий и др.).

Правильность - ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Формирование фонематического слуха.

 

В период ОГ дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков, учатся проводить звуковой анализ слова. (деление на слоги: скандирование, подбородок-рука, тепло в ладошках, хлопки; и называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово.) Упражнения в звуковом анализе слова продолжается на всех этапах ОГ и далее на уроках русского языка. Таким образом у ребенка развивается речевой и фонематический слух (ФС - это готовность человека к анализу и синтезу звуков речи). ФС формируется еще в дошкольном возрасте и выполняет смыслоразличительную функцию: ел- ель; дом-дам. Обучение чтению и письму перестраивает механизм ФС: дети соотносят звук с буквой, формируются звукобуквенные образы слов. ФС возникает на основе аудирования и говорения: его развитию способствует хорошая речевая среда, артикулирование звуков, развитие дикции, звукобуквенный анализ слов, упражнения в словообразовании. Развивающий речевой слух способствует развитию и орфографической зоркости. Приемы ударения: позови слово, спроси-удивись, скажи быстро; шепотом.

ПРИМЕРЫ, СВЗЯНАННЫЕ С ОГ, РУССКИМ ЯЗЫКОМ, ЛИТЕРАТУРНЫМ ЧТЕНИЕМ.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Работа над ними в начальных классах.

 

Омонимы - это слова, которые одинаково звучат, но не имеют общего значения.

Итак, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение.
1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы
3. Коса – песчаная отмель
– Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)
– Чем они отличаются? (Слова имеют разное лексическое значение)
Вывод: это есть омонимы.
– Что такое омонимы? (Формулируют определение, опираясь на схему)
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Читаем правило. Подчеркиваем ключевые слова.
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?
(В тексте, по иллюстрации, из словаря)

Создаются в языке разными путями:

1) в результате потери смысловой связи между отдельными значениями одного и того же слова: месяц- луна; месяц- двенадцатая часть года.

2) в результате создания новых слов: ударник – часть затвора огнестрельного оружия (от удар с помощью суффикса –ник); ударник- передовой рабочий на производстве (от ударный с помощью суффикса –ик).

3) в результате заимствования слов из других яз.: лейка- сосуд для поливки цветов; лейка (заимствовано из немец яз) – вид фотоаппарата.

 

Подбор антонимов к данным словам.

Упр. даются в связи с изучением имен сущ-х, прил-х, гл. и наречий, орфографических тем.

тьма - ….. зима - …… юг - …..

твердый - …… мокрый -…….. смелый - ……

 

Активизация словаря.

Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда ограниченней, чем объем всех понимаемых слов. Активизация в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения.

Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова: 3) использование слова в речи.

Задача учителя - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося.

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих этапов.

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста; б) подбора синонима или антонима; в) описательного оборота;

г) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

Знакомство с наречиями

Наречие - знаменательная, но неизменяемая часть речи (единственная неизменяемая часть речи, которая рассматривается в системе развивающего обучения в начальной школе). Степени сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных.

Школьники исследуют:

- лексическое значение наречий - это слова, обозначающие время, место и пр.;

- их вопросы: когда? где? как? почему? и пр.;

- роль наречий в предложении;

- изменяются ли.

Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику. Целесообразно познакомить детей с несколькими разрядами наречий: времени, места, образа действия (самые употребительные в детской речи).

Школьники должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры (т.е. вводить наречия в свою речь), ставить вопросы к ним, писать без ошибок, кроме трудных случаев (в последнем случае учитель должен предупредить ошибку).

Ученики, как правило, относят к числу наречий и категорию состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы учащихся в этих случаях не следует, но полезно обратить внимание нЗ значение и роль таких слов в предложении. Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного (Было жарко).

Изучая наречие в начальной школе, дети усваивают понятия «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени» и особенно - «признак действия».

Упражнения: грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром.

Исследовательские задания: проследить способы образования

наречий:

а) от имени существительных (вечер вечером);

б) от прилагательных (близкий - близко, добрый - по-доброму и пр.);

в) от глагола (спешить - не спеша, шутить - шутя);

г) от местоимений (свой - по-своему).

В традиционной программе наречия в предложении не разбираются, определение этой части речи и термин не дается, а только усваивается написание очень часто употребляемых в речи наречий как словарных слов (типа справа, слева).

 

Задания

1. Помогите найти в стихотворении крылатое выражение. Что оно означает?

2. Отгадайте, из каких произведений взяты эти крылатые выражения?(Остаться у разбитого корыта; да только воз и ныне там.)

Одно из занятий можно посвятить сказочным фразеологизмам.

-Закончите выражения:

Поди туда…(не зная куда); принеси то …(не зная что);

скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

 

2 класс Некоторые фразеологизмы, неразложимые по смыслу, непонятны для учащихся. Здесь учитель должен объяснить не только значение фразеологического выражения, но и значение непонятного слова.

Бить баклуши (праздно проводить время). Баклуши - чурки, короткий обрубок дерева, для выделки мелкий деревянных изделий. Эта работа считалась очень легкой, отсюда и значение выражения - бездельничать, праздно проводить время.

Задания

На уроках русского языка, литературного чтения очень полезно использовать игровые моменты, проводить конкурсы, викторины, цель которых довести до сознания детей различия между свободными словосочетаниями и фразеологизмами, обратить внимание на образность, семантическую целостность последних.

1. Какое из двух словосочетаний крылатое и почему?

Золотые руки, золотые зубы. Волчий хвост, волчий аппетит.

2. Замените словосочетания выражениями:

Очень дружно (душа в душу), сильно устать (валиться с ног

3.Игра «Кто быстрее?»

Подобрать по 5 (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом. (ухо, нос)

4.Особый интерес у учащихся вызывают упражнения, в которых осознанию смысла фразеологизма помогает рисунок. (Пример: два сапога рядом (два сапога пара); Падает снег на головы детей (как снег на голову)и т.д.)

3 класс важно акцентировать внимание детей на употребление фразеологизмов в собственной речи, делая ее тем самым более образной и выразительной. Очень полезно составлять словарь.

Задания

1. Запишите фразеологические сочетания с указанными словами. Составьте с ними предложения и объясните их употребление в речи.

Рука, язык, войти, шапка, день, душа, дело.(Рука руку моет, длинный язык, душа - потемки, божий день, совать нос не в свое дело).

2. Ответьте фразеологизмами на вопросы.

Как говорят о человеке, который часто меняет свои решения (У него семь пятниц на неделе);

у которого слова часто расходятся с делом (Человек слова);

которого трудно заставить поверить чему – либо (Неверующий Фома);

очень робком, скромном, незаметном человеке (Тише воды и ниже травы).

3.Окончи выражение. Объясни его значение.

От нечего (делать) (от безделья).

Таким образом, вся система работы по фразеологии в начальной школе помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии

 

 

Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначительность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с нею.

 

В книгах для чтения начальной школы насчитывается около 600 фразеологических единиц – в баснях, в стихотворениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собираться с мыслями.
В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» - литературные цитаты.

 

Необходимо уделять внимание их использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов. Полезно приучать детей работать с фразеологическими словарями, помещенными в учебниках по русскому языку, или со специально созданными для младших школьников фразеологическими словариками.

 

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

 

Фразеология дает богатые возможности для внеклассной работы: школьники охотно собирают пословицы и поговорки, записывают меткие выражения, объясняют значение и происхождение метких, образных фразеологических единиц: «не ударить лицом в грязь», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.п.

 

Примеры заданий по фразеологии можно найти в учебниках по чтению, по русскому языку
(авторы: Каленчук М.И. и другие и Нечаева и Яковлева), во фразеологических словарях
для младших школьников, в зачетных работах (практических) для детей.

 

11. Общее понятие о частях речи в начальной школе

 

В курсе морфологии изучаются части речи и их формоизменение: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; знакомство с наречиями, предлогами, союзами, а в программах углубленного изучения русского языка - с именами числительными.

 

Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол - концентрически представлены в каждом из 1-4 классов.

В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий.

Во 2 классе вводятся понятия «частей речи», сообщаются некоторые признаки частей речи.

В 3-4 классах - склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. (Рамзаева(нет наречий и числит.), Коленчук, традиц.система школа 21 века)

По программам углубленного изучения вводятся:

· наклонения повелительное, сослагательное;

· местоимения - притяжательные, указательные, вопросительные, возвратное; наречия времени, места, образа действия.

· Предлоги в нач. кл. изучаются в связи со склонением им. сущ. и личных местоимений, а также в плане противопоставления (при различении приставок и предлогов).

· Союзы - в связи с изучением однородных членов предложения и сложных предложений.

· Слова категории состояния при разборе по частям речи квалифицируются как наречия.

· Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.

 

В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями:

 

· лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.;

· роль в предложении, или синтаксическая функция;

· наличие тех ли иных категориальных признаков: признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности / неодушевленности только имени существительному;

· изменяемость / неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер изменения (склонение, спряжение и пр.).

 

В упрощенном варианте это различение частей речи выражается в следующем порядке вопросов:

- что обозначает;

- на какой вопрос отвечает;

- какие имеет признаки;

- чем чаще всего является в предложении;

- как образуются, какие имеют окончания.

 

 

Дать характеристику учебников:

1. Рамзаева

- знакомство с понятиями (без терминов)

-введение термина и определения

-расширение знаний о частях речи

-углубление в связи с овладением орфографических правил

2. Два любых других учебника:

- Нечаева

-Соловейчик

-Каленчук

-Полякова

Род имен существительных.

Род существительных слабо связан с понятиями «мужской/женский», следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: мой, моя, мое (тот, та, то). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с теми учениками, для которых русский язык - родной. Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род существительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).

Работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими признаками: им. сущ. мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в И.п. ед.ч., среднего рода - окончания - о,-е, женского - окончания - а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.

В работе над родовыми признаками сущ., помимо языкового анализа и определения рода сущ. в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):

- образование пар имен сущ. мужского и женского рода по типу хозяинхозяйка, ткач – ткачиха, англичанин – англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;

- составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;

- составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;

- составление предложение и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;

- исследовательское задание: доказать, какого рода им. сущ.: степь Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;

- исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?

На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме наречия.

 

Число имен существительных.

В отличие от категории рода ч и с л о им. сущ. отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых их них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи.

Практические упражнения в образовании форм множественного числа

Начинаются уже в 1 классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала - значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного довольно легко.

Во 2 классе дети уже выделяют формальные признаки. Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа:

- образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударными и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары синонимов и антонимов и пр.;

- образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтн. слово), имена, рисунок, падежи;

- составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие предложения: Мальчики ловили рыбу в речке - Мальчик ловил …;

- построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания, вызванным изменением числа: Мальчик … принес двух окуньков; Мальчики … принесли целое ведро карасей;

- исследовательские задания: подбор слов к им. сущ., которые не имеют единственного числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.

Обобщение по теме «Множественное число» - в конце 4 класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.

Союзы

Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Однородные члены предложения» (4 кл. учебник Рамзаева) и «Сложное предложение», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинит. союзы и, а, с союзами составляются предложения.

На этапе обобщения в конце 4 класса практикуют:

-введение союза в ряд изученных частей речи;

-моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые.

-учебник рус.яз. 4 кл. 1 ч. авт.: Каленчук Мария Леонид. (определение и роль союзов)

Частицы

 

В 3 классе изучается частица не в теме глагол (программа «Школа России» Рамзаева) (имеет смысл и пишется раздельно с глаголом), не дается название данной части речи (возможен вариант пропедевтически назвать её). Хорошо в воспитательных целях работать с пословицами и поговорками при отработке орфографического правила раздельного написания частицы не с глаголом.

 

рус. яз. 3 кл. 2 ч. авт.: Нечаева и Яковлева (дается определение частицы и роль в языке. Частицы, делающие речь яркой, эмоциональной - неужели, разве.

Усиливающие высказывание - даже, ведь, уж, же

Ограничивают - лишь, только)

Предлоги

 

Первое знакомство с предлогами в курсе русского языка происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов.

Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) в начальной школе не изучаются. Лексическое значение связано с другими частями речи (сущ., местоим. и числит-е).

 

Помогают выразить сомнение: едва, вряд ли.

 

Слитно с не пишется: невзлюбить, ненавидеть, нездоровится, неволить.

Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.

Словосочетание (С.)- это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, а создающее нерасчлененное обозначение единого понятия. В словосочетании есть главное слово и зависимое. В речевой практике оно используется не самостоятельно, а в предложении. Примеры: синее небо- согласование, построили дом- управление, читать вслух- примыкание.

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы (подлежащего и сказуемого): Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (Пушкин) Ветер гуляет(где?) по морю. С. гуляет по морю. Ветер подгоняет (что?) кораблик. С. подгоняет кораблик.

Такая работа доступна во всех классах, полезна для формирования навыков синтаксического разбора, для усвоения пунктуации. Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и в зависимостях между членами дает основу для осознанного использования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно в письменно (подготовка к сочинению).

В работе над словосочетанием обращают внимание на 2 стороны:

1) грамматич структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, кот входят в сочетание, наличие предлогов и пр.)

2) сематику с., выражающего то или иное знач. Раб над знач с. состоит в их соотношении с реальными предметами, явлениями. Используются картинки, наблюдения, воспоминания (прошлый опыт). Пониманию способствуют сопоставления (яровая пшеница- озимая пшеница, еду в лес- еду из лесу). Используется прием замены близкими по смыслу словами и оборотами речи (бежит быстро- мчится- бежит сломя голову, ночь темная- ночь хоть глаз выколи).

Типы упр.:

1) постановка вопроса в подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.

2) схематическое изображение связей между словами в предложении

(рябина ó краснеет, рябина => вясокая, краснеет=> на краю=>леса=>осеннего)- умение разбираться в связях между словами в предложении помогает учащимся самим строить более сложные конструкции.

3) объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний

4) составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы

5) усвоение оборотов речи (чтобы обогатить свой словарный запас) 6)составление с. в связи с изучением частей речи

-сущ- образует сочетания с прил- любимая Родина, с сущ без предлога- отряд пионеров и с предлогом- поездка в город

-прил- как главное слово в с. подчиняет себе наречие- очень высокий

-глагол- гл в личной форме с глаголом в инфинитиве (начинают работать), гл с управляемым сущ без предлога (привезли книги), или с предлогом (приехал в Москву), гл с прил в кр форме (оказался низок) или в полной форме в тв.п. (оказался высоким), гл с наречием (прилежно учиться).

Преимущества работы над словосочетаний приводят к тому, что большое кол-во упр по рус яз (грамматические, орфографические и др.) базируется не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании. Но с.- не самоцель. Поэтому, где возможно, упражнений со с. должны иметь выход в более высоким ступеням речевых упражнений- к составлению предложений, к связной речи.

Примеры из учебников Нечаевой и Каленчук

19 и 20 билеты вы рассказываете билет по учебнику!!!!

Типы текстов: (В ПАМЯТКЕ НА СТР.249 4 КЛАСС РАМЗАЕВА)

Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (человека, животного).

Рассуждение - это текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете.

Повествование отвечает на вопросы: кто? Что делал? Где? Когда? Как? Действия протекают во времени, чередой, одно за другим.

 

Но особое значение типы текстов имеют при составлении письменных сочинений, поэтому, обучая созданию собственных высказываний, важно обращать внимание на особенностях каждого типа.

 

Описание - отвечает на вопрос «какой?», поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем-либо, поэтому в нём используются слова «как будто», «как», «словно», «похож на» и т.д. В описании нет действия, движения. Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) смог «увидеть» то, что видел автор чтобы читатель испытывал те же чувства. Описание должно быть взволнованным, изображение - красочным. Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид. В описании, как правило, говорится об основных признаках.

Рассуждение - отвечает на вопросы: Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает сочинение-рассуждение. В таком сочинении обычно используются слова «во-первых», «во-вторых», «так как», «поэтому», «ведь», потому что», «значит», «кроме того», «следовательно», «итак» и т.д. Рассуждение строится по следующему плану: сначала высказывается какая-либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем - итог, то есть вывод из доказательств.

 

Повествование - чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как «сначала», «потом», «затем», «тогда», «снова», «ещё», «уже» и т.д. Главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях и об их завершении, поэтому в повествовании много глаголов

 

Виды повествований:

Представление - это рассказ об узнанных от кого-либо событиях. Описание того, о чем узнал автор. Передать чувства рассказчика (автора книги) или выражается личное отношение к событиям.

Ввоспоминание/ наблюдение - это рассказ о событиях, которые автор видел или в которых участвовал. Выделяются главные события и отношение автора к ним.

Фантазия - это вымышленный рассказ, основанный на придуманных, не происходивших в настоящей жизни событиях. Историю о том, чего никогда не было и не может быть. Или рассказ о событиях, которые не происходили, но вполне могут произойти в обычной, реальной жизни.

бывает нескольких видов:

Сказка - это вымышленный рассказ о животных или людях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

Мечта - рассказ о том, к чему стремишься, чего желаешь, о том, чего бы хотел, чтобы было.

Предположение - рассказ, основанный, построенный на догадках, размышлениях.

Так бывает/так могло бы быть - рассказ о событиях, которые могут происходить в обычной жизни, но все же придуманы автором.

 

Сочинения по картине

Сочинения по картине способствуют развитию речи, мышления, наблюдательности у школьников.

Работа складывается из следующих этапов:

1) подготовительная работа к восприятию картин;

2) непосредственное восприятие ее;

3) чтение, то есть осмысление картины;

4) придумывание названия;

5) составление плана;

6) работа над словарем;

7) устное сочинение;

8) орфографическая подготовка;

9) написание сочинения;

10) самопроверка сочинения.

Первый этап складывается из предварительной беседы. Сначала не вывешивается картина, а вызывается интерес. Затем картина вывешивается.

Второй этап - молчаливое самостоятельное созерцание картины. Затем начинается ее подробнейшее рассмотрение при помощи учителя и по вопросам учителя.

Чтение картины должно быть всегда доказательным. Далее идет составление плана. На первом сочинении учитель дает свой план. После этого учащиеся устно пересказывают.

Обращается внимание на составление предложений и на использование нужных удачных слов. Выписываются трудные слова. Следует обязательно провести самопроверку.

Стили речи.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный я з ы к (книжный).

Разговорный язык (разговорный стиль речи) использу­ется обычно в устной форме.

Литературный (книжный) язык включает в себя на­учную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности.

В зависимости от этого различают:

· научный,

· официально-дело­вой,

· публицистический стили речи

· художественный стиль, или язык художественной литературы.

· разговорный

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-раз­ному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

 

Вспомним наиболее важные признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы:

а) с какой целью говорим;

б) в какой обстановке говорим;

в) речевые жанры;

г) языковые средства выражения;

д) стилевые черты речи.

 

Разговорный стиль использ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.015 с.)