Спряжение глагола в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спряжение глагола в начальной школе.



Эта тема изучается не только для того, чтобы сформировать у учеников навык безошибочного написания безударных личных окончаний. Здесь спряжение рассматривается в первую очередь с позиций классификации личных глагольных форм, причем детям объясняется принцип этой классификации.

Традиционного определения «Спряжения –это изменение глаголов по лицам и числам» недостаточно, т.к такое определение отражает лишь половину явления. В этой формулировке ничего не говорится о том, что любой глагол в личной форме имеет вполне определенное личное окончание, относящиеся либо к 1, либо ко 2 спряжению.

Как это объяснить учащимся? Ученики наблюдаю за имением форм слов (например пою, лечу: поешь, поет, поете….;летишь, летит, летите…).Внимание детей обращается на то, что любой в личной форме будет иметь определенные личные окончания: либо такие, как в столбике под цифрой 1(с глаголом пою), либо такие, как в столбике 2 (с глаголом лечу). А потом это обобщается, читается таблица: если у глагола окончания (ет ете, ешь….), то это глагол 1 спряжения. Если у глагола окончания(ит, ите, ишь..), то это 2 спряжение.

Эта работа позволяет ученикам самим установит важнейшую часть формулировки спряжения. «Спряжение- это в первую очередь система личных окончаний глагола».В то же время спряжение –изменение глагола по лицам и числам, то есть способность глагола менять лицо и число, но только при условии выбора определенной системы окончаний. Ученики видят две стороны одного явления: спряжение – это система личных окончаний, и способность глагола изменяться по лицам и числам. Такая подача материала будет способствовать более успешному усвоению темы «Правописание безударных личных окончаний»

+ примеры из учебника Рамзаева Т.Г.

 

Организация изучения местоимения в начальной школе.

 

В начальной школе необходимость изучения местоимений 1, 2, 3 –го лица (личных местоимений) диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений.

Под названием местоимений объединены мало похожие между собой разряды слов, объединенные отсутствием собственного значения: они употребляются вместо имен. По степени знакомства с ними эти разряды могут быть разделены на три группы:

Изучаются более или менее подробно Встречаются в практи- ческом использовании Не вводятся в систему изучения  
личные вопросительно-относи-тельные, возвратные, притяжательные, указа-тельные неопределенные и др.

 

Личные местоимения изучаются в лексико-семантическом плане, а также функционально:

· как заменители существительных в предложениях и тексте, что служит средством устранения повторов.

· служить опорой при образовании личных форм глаголов.

 

В начальных классах изучается склонение личных местоимений, трудное тем, что

· содержит супплетивные формы падежей: я, меня, мне,…; она, ее, ей…

· это звук и буква н в косвенных падежах перед гласными и после предлогов: родительный падеж: к о г о? – его, но побывал у него.

В соответствии с этими трудностями подбираются упражнения: устное и письменное склонение, употребление косвенных падежей в предложениях, особенно с предлогами; редактирование текста, устранение неоправданных повторов путем замены повторяющихся слов местоимениями.

Изучение личных местоимений облегчается их участием в спряжении глаголов; следует обратить внимание на роль личных местоимений в передаче значений лица в прошедшем времени глаголов, так как в других временах эти значения передаются с помощью окончаний, а в прошедшем времени – аналитически, поэтому роль местоимений возрастает: ты писал, они писали и пр.

Ко второй группе относятся в первую очередь вопросительно-относительные местоимения в их вопросительной функции:

- вопросы, выявляющие связи между словами в предложении;

- падежные вопросы к т о? ч т о? и их косвенные падежные формы при склонении имен существительных и личных местоимений;

- вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? и пр. в склонении имен прилагательных.

В относительном значении эти же местоимения употребляются в роли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Толя.

Указательные местоимения употребляются в приеме определения рода имен существительных (путь – тот, степь - та) на основе языковой интуиции. В такой же роли употребляются притяжательные местоимения: конь – мой, дверь – моя.

Возвратное местоимение себя используется при изучении постфикса - ся (- сь) в теме «Залоги» при анализе образования возвратных глаголов (и страдательного залога) в средней школе.

 

В курсе русского языка в начальной школе на тему «Местоимение» программой отведено только 7 часов, но это не значит, что этим надо ограничиться. Полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме. Формирование понятий о местоимениях следует связывать с выработкой правописных и речевых умений и навыков.

 

М о ж н о: давать задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений первого лица вторым или третьим, а также третьего – первым или вторым.

Д о п о л н и т е л ь н о к учебнику по теме «Местоимения» можно рекомендовать такие виды упражнений:

1. Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.

2. Выписать местоимения 3-го лица без предлогов и с предлогами. (Дается отрывок из текста «Дед Мазай и зайцы» Н. Некрасова.).

3. Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения. (Отрывок из рассказа К.Д.Ушинского).

4. При списывании вместо точек вписать местоимение в нужной форме.

5. Составить и записать словосочетания (местоимение с предлогом).

Спросить у (я, он, она, они).

Подойти к (он, она, они).

Встретиться с (мы, он, она, они).

Написать о (мы, вы, они).

Большое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя у устной речи не только на уроках грамматики и орфографии, но и на других, особенно на уроках чтения.

 

 

Учебники: 4 класс Рамзаева, 3 класс Полякова

Служебные части речи и работа над ними в начальной школе.

Союзы

Союзы изучаются через их функции в связи с темами «Однородные члены предложения» (4 кл. учебник Рамзаева) и «Сложное предложение», но при этом обращается внимание и на их собственное значение. Удобнее всех для этой цели противительный союз но, его значение как бы лежит на поверхности. Дети неплохо усваивают также значение союзных слов и союзов что, где, когда, который. Вводятся и сочинит. союзы и, а, с союзами составляются предложения.

На этапе обобщения в конце 4 класса практикуют:

-введение союза в ряд изученных частей речи;

-моделирование общего перечня частей речи с разделением на знаменательные и служебные, изменяемые и неизменяемые.

-учебник рус.яз. 4 кл. 1 ч. авт.: Каленчук Мария Леонид. (определение и роль союзов)

Кл. 2 ч. авт.: Нечаева и Яковлева

Частицы

 

В 3 классе изучается частица не в теме глагол (программа «Школа России» Рамзаева) (имеет смысл и пишется раздельно с глаголом), не дается название данной части речи (возможен вариант пропедевтически назвать её). Хорошо в воспитательных целях работать с пословицами и поговорками при отработке орфографического правила раздельного написания частицы не с глаголом.

 

рус. яз. 3 кл. 2 ч. авт.: Нечаева и Яковлева (дается определение частицы и роль в языке. Частицы, делающие речь яркой, эмоциональной - неужели, разве.

Усиливающие высказывание - даже, ведь, уж, же

Ограничивают - лишь, только)

Предлоги

 

Первое знакомство с предлогами в курсе русского языка происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов.

Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) в начальной школе не изучаются. Лексическое значение связано с другими частями речи (сущ., местоим. и числит-е).

 

Помогают выразить сомнение: едва, вряд ли.

 

Слитно с не пишется: невзлюбить, ненавидеть, нездоровится, неволить.

Содержание и организация работы со словосочетанием в курсе начальной школы.

Словосочетание (С.)- это лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли, а создающее нерасчлененное обозначение единого понятия. В словосочетании есть главное слово и зависимое. В речевой практике оно используется не самостоятельно, а в предложении. Примеры: синее небо- согласование, построили дом- управление, читать вслух- примыкание.

Наиболее распространено в современной школе выделение словосочетаний в предложении и постановка вопросов от главного к зависимому слову. При этом все предложение может предстать перед учащимися как цепь словосочетаний, идущая от предикативной группы (подлежащего и сказуемого): Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет (Пушкин) Ветер гуляет(где?) по морю. С. гуляет по морю. Ветер подгоняет (что?) кораблик. С. подгоняет кораблик.

Такая работа доступна во всех классах, полезна для формирования навыков синтаксического разбора, для усвоения пунктуации. Привычка ориентироваться в предложении, в его структуре и в зависимостях между членами дает основу для осознанного использования синтаксическими конструкциями в собственной речи, особенно в письменно (подготовка к сочинению).

В работе над словосочетанием обращают внимание на 2 стороны:

1) грамматич структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, кот входят в сочетание, наличие предлогов и пр.)

2) сематику с., выражающего то или иное знач. Раб над знач с. состоит в их соотношении с реальными предметами, явлениями. Используются картинки, наблюдения, воспоминания (прошлый опыт). Пониманию способствуют сопоставления (яровая пшеница- озимая пшеница, еду в лес- еду из лесу). Используется прием замены близкими по смыслу словами и оборотами речи (бежит быстро- мчится- бежит сломя голову, ночь темная- ночь хоть глаз выколи).

Типы упр.:

1) постановка вопроса в подчиненным словам в предложении, выяснение связей между словами.

2) схематическое изображение связей между словами в предложении

(рябина ó краснеет, рябина => вясокая, краснеет=> на краю=>леса=>осеннего)- умение разбираться в связях между словами в предложении помогает учащимся самим строить более сложные конструкции.

3) объяснение значений встретившихся в текстах словосочетаний

4) составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте или в процессе работы

5) усвоение оборотов речи (чтобы обогатить свой словарный запас) 6)составление с. в связи с изучением частей речи

-сущ- образует сочетания с прил- любимая Родина, с сущ без предлога- отряд пионеров и с предлогом- поездка в город

-прил- как главное слово в с. подчиняет себе наречие- очень высокий

-глагол- гл в личной форме с глаголом в инфинитиве (начинают работать), гл с управляемым сущ без предлога (привезли книги), или с предлогом (приехал в Москву), гл с прил в кр форме (оказался низок) или в полной форме в тв.п. (оказался высоким), гл с наречием (прилежно учиться).

Преимущества работы над словосочетаний приводят к тому, что большое кол-во упр по рус яз (грамматические, орфографические и др.) базируется не на связном тексте, не на предложении, а на словосочетании. Но с.- не самоцель. Поэтому, где возможно, упражнений со с. должны иметь выход в более высоким ступеням речевых упражнений- к составлению предложений, к связной речи.

Примеры из учебников Нечаевой и Каленчук

19 и 20 билеты вы рассказываете билет по учебнику!!!!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.028 с.)