Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы над сочинениями в начальной школеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сочинение - это один из видов упражнений комплексного характера, направленных на формирование связной речи и умений и навыков овладения средствами языка. В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка, совершенствовать написанное. Сочинение развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии - это сложно для ребенка и требует много творческих сил. Виды сочинения: 1. По форме проведения: устные и письменные. 2. По источнику: а) на основе личных наблюдений; б) на основе опосредованного опыта; - сочинение по картине; - сочинение по диафильму; - сочинение по кинофильму; - сочинение на основе прочитанного; - сочинение по сюжетным картинкам; - сочинение на основе творческого воображения (сочинение загадок); - сочинение на основе музыкального образа; - сочинение на основе словесного рисунка; - выдуманные рассказы. 3. По типу речи: а) сочинения повествовательного характера (рассказы); б) сочинения - описания; в) сочинения - рассуждения. г) смешанного типа. 4. По стилю: а) сочинения художественные (разговорно-художественные); б) сочинения деловые (научно-деловые). 5. По способу выполнения работы: а) коллективные; б) индивидуальные. 6. Жанры, над которыми можно работать, обучая школьников созданию высказываний, разнообразны: записка, загадка, объявление, воспоминания, рассказ, кулинарный рецепт, этюд (лирическая миниатюра), родословная, личная дневниковая запись, инструкция, сказка и др. Требования к темам сочинения: 1) Тема сочинения должна быть близка, интересна детям, доступна им. 2) Тема должна предполагать опору на собственный опыт детей. 3) Тема должна быть узкая, конкретная. 4) Необходимо учитывать жанр и стиль сочинения, предполагаемого по данной теме. Методика: 1) Предварительная подготовка проводится заранее на уроках русского языка и чтения. Цель - создать некоторую базу для дальнейшей работы. Проводится работа над умениями связной речи, сопоставление заголовков, словарная работа, орфографическая подготовка. 2) Сообщение темы сочинения, задач работы. Создание интереса, желания писать, показать свою заинтересованность, создать нужную мотивацию. 3) Организация наблюдений - найди свой предмет, о чем в сочинении и напишешь. 4) Непосредственная подготовка к написанию сочинения: а) подготовка содержания: - обсуждение темы - о чем надо писать; - что хотим показать - обсуждение основной мысли (весело, интересно, красиво); - обсуждение материала и плана. б) подготовка речевого оформления: - подготовка запаса слов, выражений, конструкций. в) подготовка грамотности. 5) Написание сочинений. 6) Анализ сочинений - обращать внимание на находки, на то, что получилось. Методика работы над различными видами сочинений имеет свои особенности, которые надо учитывать. Сочинения по картине Сочинения по картине способствуют развитию речи, мышления, наблюдательности у школьников. Работа складывается из следующих этапов: 1) подготовительная работа к восприятию картин; 2) непосредственное восприятие ее; 3) чтение, то есть осмысление картины; 4) придумывание названия; 5) составление плана; 6) работа над словарем; 7) устное сочинение; 8) орфографическая подготовка; 9) написание сочинения; 10) самопроверка сочинения. Первый этап складывается из предварительной беседы. Сначала не вывешивается картина, а вызывается интерес. Затем картина вывешивается. Второй этап - молчаливое самостоятельное созерцание картины. Затем начинается ее подробнейшее рассмотрение при помощи учителя и по вопросам учителя. Чтение картины должно быть всегда доказательным. Далее идет составление плана. На первом сочинении учитель дает свой план. После этого учащиеся устно пересказывают. Обращается внимание на составление предложений и на использование нужных удачных слов. Выписываются трудные слова. Следует обязательно провести самопроверку. Стили речи. Речевые и неречевые ошибки младших школьников Стили речи. Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный я з ы к (книжный). Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме. Литературный (книжный) язык включает в себя научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают: · научный, · официально-деловой, · публицистический стили речи · художественный стиль, или язык художественной литературы. · разговорный Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики — умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.
Вспомним наиболее важные признаки каждого из стилей, придерживаясь следующей схемы: а) с какой целью говорим; б) в какой обстановке говорим; в) речевые жанры; г) языковые средства выражения; д) стилевые черты речи.
Разговорный стиль используется: а) для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам; б) в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке; в) дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма; г) разговорная и просторечная лексика; д) характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.
Научный стиль: а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; б) в официальной обстановке; в) научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; г) терминологическая и профессиональная лексика; д) строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.
Официально-деловой стиль: а) сообщение, информирование; б)в официальной обстановке; в) законы, приказы, постановления, резолюции, акты, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная); г) официально-деловая лексика устойчивые, стандартизированные обороты речи; д) точность не допускающая иного толкования.
Публицистический стиль: а) функция воздействии через средства массовой коммуникации; б) официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях; в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь; г) общественно-политическая лексика; д) логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Стиль художественной литературы: а) изображение и воздействие на читателя; б) роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия; в) использование всех богатств лексики; д) образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.
В стиле художественной литературы, особенно в диалогах, для характеристики действующих лиц нередко используется разговорная лексика и другие элементы разговорного стиля. Например, в отрывке из пьесы Л. Чехова «Вишневый сад» можно найти разговорную лексику. Речевые и неречевые ошибки
К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения. Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов. Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, лексико-стилистические ошибки. 1.Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка ласковая, она все время ласкается. Причины ошибки: 1)Малый объем внимания учащегося, он забыл, что только употреблял слово, и выбирает его снова. 2)Бедность словаря. 2.Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. (Река покрылась модным льдом. В тот день была оттепель, было 10 градусов мороза. Чапаевцы строчили из автоматов. Мы перешли через горный курган.) Ошибки такого типа - следствие невысокого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. 3.Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (набирал силу). Коле выдали благодарность (объявили). Причина ошибок: малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса. 4.Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски. (Чапаевцы из станицы бежали к реке (отступали). Он почувствовал,что утопает в болоте (тонет). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непонимаем стилистических характеристик слова. 5.Чпотребление диалектных и просторечных слов и сочетаний. Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять) Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Устранение диалектизмов и просторечий возможно только на основе формирующегося понятия о литературном языке. Есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова в данном контексте. К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре типа: 1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, штукатурщики (надо: штукатуры), Красноармейцы кинулись потушать село (ошибка на глагольное словообразование). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения. 2.Использование диалектных или просторечных форм: «они хочут», «он хотит» вместо они хотят, он хочет\ «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама; Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей. 3.Пропуск морфем, чаще всего суффиксов (и постфиксов): «трудящие» вместо трудящиеся; «несколько раз выглядал в окно» (нужно: выглядывал). Можно указать две причины подобных ошибок. Первая: ребенку трудно произносить слова со скоплением согласных типа трудящиеся. Следовательно, бороться с этими ошибками следует, развивая у школьников дикцию. Вторая причина — влияние просторечия. 4.Образование формы множественного числа тех существительных, которые употреблются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): «У партизан не хватало оружий»; «Крышу кроют железами»; «Надо ехать без промедлений»; «съел два супа» (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок — стремление младших школьников к конкретности. Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико- стилистические ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее распространенных типов ошибок. 1.Нарушение управления, чаще всего предложного: «Добро побеждает надо злом» (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом)', «смеялись с него» (под влиянием диалекта); «Все радовались красотой природы» (надо: радовались чему? красоте); «Жители городов и сел выходили навстречу победителей» (надо: навстречу кому? победителям) и т. п.
Глагольное управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в управлении предупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составления словосочетаний определенных типов: разрабатываются системы упражнений с наиболее «опасными» глаголами; например: верить кому? чему? во чт о?; упрекать кого? в чем?; радоваться чему?; сообщать что? о чем? кому? 2.Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим: «Саше очень понравилось елка»; «В августе началась уборочные работы»; «туманная утро». Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения (и его записи); начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на елке, началась уборка, туманная погода. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного рода. 3.Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: «Узкая полоска только с берегом связывает остров» (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом); Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя), прежде чем записать его. Работа над правильным порядком слов начинается в I классе: дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом. 4.Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал; Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню. В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют, перестраивают текст. 5.Местоименное удвоение подлежащего: Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя — он был самый сильный из ребят. Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае — ошибка стилистическая. 6.Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: «Надвигалась темная туча, и полил дождь»; «Незнакомец входит в хижину и поздоровался». В первом случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового и языкового анализа текста. 7.Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: <гДворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»; б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков». В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются. Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения. Неречевые ошибки — это композиционные, логические ошибки, а также искажение фактов. Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т. е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений. Композиционная ошибка — это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумение «владеть материалом», располагать его по своему замыслу. Такие сложные умения формируются постепенно и отнюдь не быстро. К числу логических ошибок относятся: 1.Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (пропущено: одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» по В. Биан- ки один школьник пропустил всю сцену купания, т. е. всю основную часть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания. Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. Пишет он медленно, но мысль его спешит, увлекаясь; он знает содержание рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте. 2.Нарушение логической последовательности и обоснованности (На заводе из хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины) легко устраняется при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного. 3.Употребление в одном ряду понятий разных уровней: «По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях»; «Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами». 4.Нелепые, парадоксальные суждения: «Утро клонилось к вечеру». От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала: «Пришел зимний месяц ноябрь» (надо: осенний); «Скворцы, ласточки уже улетели на юг, только воробьи и снегири остались» (надо: снегири прилетели с севера).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 5127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.016 с.) |