ТОП 10:

Глагол как часть речи. Инфинитив. Основы глагола.



Глагол - одна из важнейших самостоятельных частей речи, обозначающая процессуальный признак предмета, т.е. действие: работать, идти, петь, состояние: лежать, висеть, болеть или отношение: любить, иметь, принадлежать в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица (а также числа и рода).

Основное значение глагола - название действия или состояния в его отношении к субъекту.

По грамматич. свойствам глагол четко противопоставлен имени. Прежде всего, в глагольной словоформе легко можно выделить несколько словоизменительных аффиксов. Помимо окончания, устанавливается формообразующий суффикс: чита-л, бер-и-те, а в страдат. залоге - и словоизменит. постфикс: строи-л-а-сь При именном словообразовании основа остается неизменной: дын'-а, дын'-и, дын'-е... При глагольном же основа, как правило, частично меняет морфемный состав: дыша-ть, дыш-у...;рисова-ть, рисуj-у...

Словоизменит. парадигма глагола сложнее парадигмы имени и включает три частные парадигмы, различающиеся по набору словоизменит. категорий и функционированию: 1) инфинитив (не изменяется): читать; 2) предикативные формы (изменяются по наклонениям, временам, залогам, числам и лицам или родам): читал, читаю, буду читать, читай, читал бы...; 3) аттрибутивные формы - причастия (изменяются по временам, залогам, родам, числам, падежам и полноте/краткости) : читавший, читанный, читающий, читаемый, читаемая, читаемое, читаемые, читаем, читан... и деепричастия (не изменяются): читая.

Все эти словоформы объединяются в парадигму одной лексемы благодаря: 1) тождеству лексического значения и близости морфемного состава основы; 2) общности грамматического вида (сов. / несов.); 3) сходству грамматической синтагматики, т.е. способности подчинять одинаковые морфологические классы слов и словоформ: громко читать <читал, читающий, читая>, читать<читал, читающий, читая> ® книгу, но громкое чтение книги.

В рамках класса глаг. лексем выделяются лексико- грамм. разряды глаголов перех. и неперех., возвр. и невозв., личных и безлич. Для функционирования глаг. вида большое значение имеет распределение всех глаголов по способам глаг. действия и разграничение глаголов предельных и непредельных.Из-за своеобразия грамматич. признаков и синтаксич. роли глагол - единственная из самостоят. частей речи, кот. не образуется путем "перехода" из других классов слов.

Глаголы в СРЯ появляются преимущественно в результате суффиксального и префиксально - суффиксального словообразования на базе сущ. и прил. (приземлиться, прилуниться; крепчать, дорожать, стареть).

Основы глагола - способы образования различных форм русского глагола связаны с двумя основами - наст. вр. и инфинитива. Большинство русских глаголов имеет обе основы, от которых и образуются все глагольные формы - писа-ть - пиш-ут.

Соотношение основ наст. вр. и основ инфинитива может быть двояким: они могут совпадать (вез-ти - вез-ут) и значительно чаще - не совпадать (чита-ть - читаj-у; дари-ть - дар’-ат). В наст. вр. основы 1-ого лица ед.ч. и 3-его лица мн.ч могут различаться (леч-у - лет’-ат), а могут и не различаться (ид-у - ид-ут). При образовании различных глагольных форм используется основа 3-его лица мн. числа, в которой конечная гласная не изменяется посредством чередования: лете-ть - леч-у, но лет’-ат.

Чтобы определить основу глагола настоящего времени, нужно отбросить окончание 3-его лица мн. числа: делают®делаj-ут, строят®строj-ат.

От основы наст. вр. образуются:

1) Формы наст. вр. изъявит. накл. у глаголов нес. вида и формы буд. простого времени у глаголов сов. вида: читаj-у, читаj-эшь, читаj-эт, читаj-эм;

2) Формы повелит. накл.: читаj-ут ® читай - читай-те; сид’-ат ® сид-и - сид-и-те.

3) Причастия наст. вр. действит. и страдат. (у глаголов нес. вида): читаj-эм-ый, читаj-ущ-ий; бросаj-эм-ый, бросаj-ущ-ий.

4) Деепричастия нес. вида: читаj-ут - читаj-а; бросаj-ут - бросаj-а.

Основа инфинитива остается после отсечения суффиксов -т’(ть), -ти: воева-ть, чита-ть, полз-ти. У глаголов с начальной формой на -чь конечный согласный ч входит в основу. В наст. вр. этот согласный чередуется с г или к: печь - пеку, беречь - берегу. Основа начальной формы часто совпадает с основой прош. вр. глагола, и поэтому их называют иногда основами прош. вр., например: чита-л - чита-ть, вез - вез-ти и т.д. Однако у некоторых глаголов эти основы могут различаться конечными звуками, например у глаголов на -чь: беречь - берег - берег-у, печь - пек - пек-у.

Как видно из приведенных примеров, у глаголов на -чь основа прош. вр. совпадает не с основой инфинитива, а с основой наст. вр. У глаголов на -сти основа прош. вр. не совпадает с основой наст. вр., хотя и образуется от последней; конечные звуки д, т, в прош. вр. перед суффиксом -л- выпадают: цвес-ти - цвет-у - цве-л, брес-ти - бред-у - бре-л.

От основы инфинитива образуются:

1) Формы прош. вр. изъявит. накл.: чита-ть - чита-л, броси-ть - броси-л, нес-ти - нес, вез-ти - вез, стричь - стриг (с чередованием последней согласной).

2) Формы сослагательного наклонения: чита-л бы, чита-л-а бы, чита-л-и бы.

3) Причастия прош. вр. - действительные и страдательные: чита-ть - чита-вш-ий, прочита-ть - прочита-нн-ый.

4) Деепричастия сов. вида: прочита-ть - прочита-в.

Если основы инфинитива и прош. вр. не одинаковы, то причастия прош. вр. и деепричастия образуются от основы прош. вр.: прокиснуть - прокис - прокисший, беречь - берег - берегший, берегши.

Образование различных глагольных форм происходит с помощью присоединения к основам инфинитива и настоящего времени формообразующих аффиксов.

 

Классы глаголов. По соотношению основ инфинитива и наст. (или буд. простого) времени все глаголы делятся на морфологические или словообразовательные классы. Глаголы, объединенные в один класс, характеризуются определенным соотношением основ и особой системой спрягаемых форм. Класс глагола - это такая группа слов, в пределах которой глаголы имеют один и тот же тип отношений между основой наст. вр. и основой инфинитива.

Классы глаголов бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивные характеризуются таким соотношением основ инфинитива и наст. (буд. простого) времени, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, например - дела-ть - делаj-ут. Непродуктивные характеризуются соотношением основ, сохраняющихся лишь в некот. глаголах: писа-ть - пиш-ут, ид-ти - ид-ут, молча-ть - молч-ат, иска-ть - ищ-ут.

По образцу непродуктивных новые глаголы в СРЯ не возникают. Основная масса глаголов русского языка распределяется по продуктивным классам. Непродуктивных глаголов немного (около 400), но и это количество неустойчиво, т.к. некоторые из них утратили старые формы и переходят в продуктивные классы: глотать - глотают (было глочут), хромать - хромают (было хромлют).

Продуктивные классы объединяют преимущественно глаголы с производной основой, образованные с помощью продуктивных словообразовательных суффиксов: бомбардировать, безмолвствовать.

Вместе с тем к продуктивным классам могут принадлежать глаголы с непроизводной основой, а также глаголы, образованные посредством непродуктивных для СРЯ словообразовательных суффиксов: решать - решить, делать, читать.

Основы глаголов непродуктивных классов часто бывают непроизводными, и в них наблюдаются исторические звуковые чередования особого типа (взя-ть - возьм-ут), супплетивизм основ (ид-ут, ше-л), морфологическая нерасчлененность основ (ем, ест).

Продуктивные классы глаголов.

1. Первый продуктивный класс объединяет все глаголы с основой инфинитива на -атьи с основой наст. вр. на . К этому классу относятся:

а) глаголы с суффиксами (ть), -ива(ть)/-ыва(ть).Например: делать - делают, соединять - соединяют, разрисовывать - разрисовывают, поджаривать - поджаривают.

б) все отыменные глаголы с суффиксом -нича(ть), -ича(ть), -а(ть): либеральничать - либеральничаю, сентиментальничать - сентиментальничаю, завтракать - завтракаю.

в) глаголы на -а(ть), -ка(ть), образованные от междометий, звукоподражательных слов и местоимений: нукать - нукают, якать - якают, ахать - ахают, чихать - чихают, мяукать - мукают.

Все глаголы первого продуктивного класса имеют неподвижное ударение во всех формах, кроме страд. причастий на -нный: потеряю, потерявши, потеряй, потерять, но потерянный.

2. Второй продуктивный класс объединяет глаголы с основой инфинитива на-е- и с основой наст. вр. на -еj-: белеть - белеj-ут, владе-ть - владеj-ут.

Этот класс активно пополняется глаголами образованными от имен (черный - чернеть, кровь - обескроветь, ум - обезуметь).

Сюда же включаются несколько непроизводных глаголов на -еть: греть - греют, жалеть - жалеют, иметь - имеют, уметь - умеют, тлеть -тлеют.

Ударение в глаголах второго класса постоянное, падает на суффикс -еть, кроме глаголов, образованных суффиксально - префиксальным способом (суф. -еть и приставка обез-: обезлюдеть, обезуметь, обезлошадеть и т.п.).

3. Третий продуктивный класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -ова(ть) - -ева(ть) и наст. вр. - на -: рисова-ть и рисуj-ут, воевать - воюj-ут и т.д.

Этот класс пополняется глаголами с суффиксами -изирова-ть (индустриализировать - индустриализируют), -изова-ть (мобилизировать - мобилизуют), -ирова-ть (игнорировать - игнорируют), -ова-ть (диктовать - диктуют), -ева-ть (горевать - горюют).

В третий продуктивный класс входят отыменные образования на -ова-ть (торгова-ть - торгуj-ут), -ева-ть (танцева-ть - танцуj-ут), -ствова-ть (бедствова-ть - -бедствуj-ут).

К этому классу причисляются и такие глаголы, у которых сочетание -ова(ть), -ева(ть) не является суффиксом (оно появилось в результате соединения суффикса -а(ть) с последующими звуками основы-ов-): ковать, плевать, жевать, клевать, сновать, совать.

4. Четвертый продуктивный класс составляют глаголы, основа инфинитива которых содержит суффикс -ну(ть), основа наст. вр. - суффикс -н-: прыг-ну-ть - прыг-н-ут, крик-ну-ть - крик-н-ут.

В этот класс входят несколько глаголов, у которых суффикс -ну- уже не выделяется: минуть, пнуть.

Большинство глаголов этого класса имеет неподвижное ударение на конечном слоге (махнуть), но оно может быть и на другом слоге (стукнуть).

К четвертому продуктивному классу не относятся глаголы несовершенного вида с суффиксом -ну-, теряющие его в прошедшем времени: сохнуть(сох), вянуть(вял).

5. Пятый продуктивный класс объединяет глаголы на -ить в инфинитиве; в наст. вр. последний гласный основы инфинитива выпадает и к оставшейся части основы присоединяется окончание -ат: проси-ть - прос’-ат, дели-ть - дел’-ат, реш-ить - реш-ат.

Этот класс пополняется отыменными образованиями с постоянным ударением на основе или на суффиксе и окончаниях: ранить - ранят, чернить - чернят, обезлесить - обезлесят.

Некоторые глаголы допускают двоякое ударение: мутят - мутят.

Иногда по ударению различаются глаголы - омонимы: косит траву - косит глазами; валит дерево - валит толпа; парит (перед грозой)- парит орел.

Все глаголы первого - четвертого продуктивных классов относятся к I спряжению, глаголы пятого продуктивного класса - ко II спряжению.

 

23. Категория вида (общая характеристика). Основание видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы

Категория вида - способность гл. характеризовать, каким образом развивается действие во времени.

Гл. совершенного вида выражают действие, ограниченное в своем развитии каким-то пределом, по достижении которого оно прекращается. (Вот дом, который построил Джек). Кроме общевидовых, гл. сов. вида имеют частновидовые значения, проявляющиеся в условиях контекста:

— конкретно - фактическое, когда прекращение действия вызвано его исчерпанностью (Отговорила роща золотая);

— наглядно - примерное: (Домой придешь - там ты сидишь)

предел может относиться к началу действия (Зпели тесаные дроги; он тут как закричит благим матом); развитие действия может быть ограничено временным отрезком (На лужок, на лужок приходи, мой дружок, поболтать, поцеловаться, аль не хочется ужо?);

— действие может быть представлено как совершившееся одноактно, мгновенно (Он улыбнулся на прощанье и за собою дверь закрыл).

Гл. нес. вида - выражают не ограниченное каким-либо пределом действие, короче, полный беспредел, представленный в своем процессе и развитии. Они тоже имеют кой-какие частновидовые значения:

— конкретно - процессное, т.е. конкретное неповторяющееся действие - пишу письмо, стою у входа

неограниченно кратное, т.е. неограниченно - повторяющееся действие - она ходила в школу, бегала по утрам и много читала

обобщенно - фактическое, т.е. сам факт наличия или отсутствия действия - У меня бабушка здорово пироги печет

— значение постоянного отношения - билет стоит пять копеек

Категория вида охватывает все гл. без исключения. Большинство из них имеют соотносительные формы нес. и сов. вида, т.е. составляют видовую корреляцию. Два глагола противоположного вида, кот. имеют одно и то же лексич. значение и различаются лишь наличием или отсутствием идеи результата действия, называются видовой парой.

Гл. нес. вида образуются от гл. сов. вида с помощью суффиксов

1) -ыва-/-ива- - выпить / выпивать, списать / списывать

2) -ва- - дать / давать

3) -ева- - продлить / продлевать

4)-а- - подрасти / подрастать

5) чередованием суффиксов -и- и -а- - обучить / обучать

Гл. сов. вида образуются от гл. нес. вида с помощью

1) суффикса -н- - увядать / увянуть

2)приставок - сохнуть / отсохнуть

Видовые пары могут образовываться также

— изменением ударения - разрезАть / разрЕзать

супплетивно - брать / взять, гворить / сказать

Одновидовые глаголы - глаголы, не входящие в видовые пары, т.е. не имеющие соотносительных (кореллятивных) глаголов противоположного вида. Так, несоотносительными по виду являются все непредельные глаголы нес. вида - бытийные глаголы: быть, существовать, иметься; связочные глаголы, глаголы отношения: являться, находиться, равняться, соответствовать; модальные глаголы: хотеть, желать, мочь; глаголы принадлежности: иметь, владеть, обладать, принадлежать и положения в пространстве: стоять, сидеть, лежать, висеть; глаголы со значением физического и психического состояния: спать, бодрствовать, страдать, гордиться, сердиться; интеллектуального и эмоционального отношения: знать, предвидеть, интересоваться, любить, уважать, восхищаться; восприятия: видеть, глядеть, слышать; звуковых, зрительных и иных физических проявлений: греметь, шуршать, светить, мерцать, пахнуть, теплиться; рода занятий: учительствовать, дирижировать, командовать; проявления тех или иных свойств характера, внешности и т.п.: умничать, горячиться, буянить, кусаться, заикаться, хромать; неоднонаправленного движения: летать, плавать, бегать и др.

Несоотносительными глаголами сов. вида считаются, например, дериваты с суффиксом -ану- типа разг. сказануть (есть дополнительные оттенки однократности и экспрессивности, отсутствующие в производящем глаголе сказать). Одновидовыми являются также префиксальные образования от глаголов нес. вида типа закричать, разбудить, выстирать, сконструировать и префиксально - (-суффиксально-) постфиксальные глаголы типа раскричаться, встрепенуться, по тем или иным причинам не образующие видовой пары путем вторичной имперфективации.

Двувидовые глаголы - глаголы типа велеть, женить, казнить, обещать, атаковать, организовывать, исследовать, содействовать, которые в разных контекстах обладают свойствами то сов., то нес. вида. Ср.: (В течение двух лет ученые исследуют этот вирус (что делают?- нес.вид); Ученые немедленно исследуют данную информацию и сделают соответствующие выводы (что сделают?- сов.вид)).Однако контекст не всегда позволяет определить вид таких глаголов: Крестьянин женил сына- что делал? или что сделал? Во избежание недоразумений регулярно используются словообразовательные способы снятия омонимии: 1) перфективация: обещать®пообещать, женить®разг. поженить; двувидовой глагол тогда понимается и воспринимается преимущественно как глагол несовершенного вида; 2) имперфективация: атаковать ®атаковывать, организовать®организовывать; двувидовой глагол в такой паре реализует преимущественно свойства сов. вида.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.009 с.)