Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глагол как часть речи. Инфинитив. Основы глагола.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глагол - одна из важнейших самостоятельных частей речи, обозначающая процессуальный признак предмета, т.е. действие: работать, идти, петь, состояние: лежать, висеть, болеть или отношение: любить, иметь, принадлежать в грамматических категориях вида, залога, наклонения, времени, лица (а также числа и рода). Основное значение глагола - название действия или состояния в его отношении к субъекту. По грамматич. свойствам глагол четко противопоставлен имени. Прежде всего, в глагольной словоформе легко можно выделить несколько словоизменительных аффиксов. Помимо окончания, устанавливается формообразующий суффикс: чита- л -и, бер- и -те, а в страдат. залоге - и словоизменит. постфикс: строи-л-а- сь При именном словообразовании основа остается неизменной: дын'-а, дын'-и, дын'-е... При глагольном же основа, как правило, частично меняет морфемный состав: дыша-ть, дыш-у...;рисова-ть, рисуj-у... Словоизменит. парадигма глагола сложнее парадигмы имени и включает три частные парадигмы, различающиеся по набору словоизменит. категорий и функционированию: 1) инфинитив (не изменяется): читать; 2) предикативные формы (изменяются по наклонениям, временам, залогам, числам и лицам или родам): читал, читаю, буду читать, читай, читал бы...; 3) аттрибутивные формы - причастия (изменяются по временам, залогам, родам, числам, падежам и полноте/краткости): читавший, читанный, читающий, читаемый, читаемая, читаемое, читаемые, читаем, читан... и деепричастия (не изменяются): читая. Все эти словоформы объединяются в парадигму одной лексемы благодаря: 1) тождеству лексического значения и близости морфемного состава основы; 2) общности грамматического вида (сов. / несов.); 3) сходству грамматической синтагматики, т.е. способности подчинять одинаковые морфологические классы слов и словоформ: громк о читать <читал, читающий, читая>, читать<читал, читающий, читая> ® книгу, но громк ое чтение книг и. В рамках класса глаг. лексем выделяются лексико- грамм. разряды глаголов перех. и неперех., возвр. и невозв., личных и безлич. Для функционирования глаг. вида большое значение имеет распределение всех глаголов по способам глаг. действия и разграничение глаголов предельных и непредельных.Из-за своеобразия грамматич. признаков и синтаксич. роли глагол - единственная из самостоят. частей речи, кот. не образуется путем "перехода" из других классов слов. Глаголы в СРЯ появляются преимущественно в результате суффиксального и префиксально - суффиксального словообразования на базе сущ. и прил. (приземлиться, прилуниться; крепчать, дорожать, стареть). Основы глагола - способы образования различных форм русского глагола связаны с двумя основами - наст. вр. и инфинитива. Большинство русских глаголов имеет обе основы, от которых и образуются все глагольные формы - писа-ть - пиш-ут. Соотношение основ наст. вр. и основ инфинитива может быть двояким: они могут совпадать (вез-ти - вез-ут) и значительно чаще - не совпадать (чита-ть - читаj-у; дари-ть - дар’-ат). В наст. вр. основы 1-ого лица ед.ч. и 3-его лица мн.ч могут различаться (леч-у - лет’-ат), а могут и не различаться (ид-у - ид-ут). При образовании различных глагольных форм используется основа 3-его лица мн. числа, в которой конечная гласная не изменяется посредством чередования: лете-ть - леч-у, но лет’-ат. Чтобы определить основу глагола настоящего времени, нужно отбросить окончание 3-его лица мн. числа: делают®делаj-ут, строят®строj-ат. От основы наст. вр. образуются: 1) Формы наст. вр. изъявит. накл. у глаголов нес. вида и формы буд. простого времени у глаголов сов. вида: читаj-у, читаj-эшь, читаj-эт, читаj-эм; 2) Формы повелит. накл.: читаj-ут ® читай - читай-те; сид’-ат ® сид-и - сид-и-те. 3) Причастия наст. вр. действит. и страдат. (у глаголов нес. вида): читаj-эм-ый, читаj-ущ-ий; бросаj-эм-ый, бросаj-ущ-ий. 4) Деепричастия нес. вида: читаj-ут - читаj-а; бросаj-ут - бросаj-а. Основа инфинитива остается после отсечения суффиксов - т’(ть), - ти: воева-ть, чита-ть, полз-ти. У глаголов с начальной формой на - чь конечный согласный ч входит в основу. В наст. вр. этот согласный чередуется с г или к: печь - пеку, беречь - берегу. Основа начальной формы часто совпадает с основой прош. вр. глагола, и поэтому их называют иногда основами прош. вр., например: чита-л - чита-ть, вез - вез-ти и т.д. Однако у некоторых глаголов эти основы могут различаться конечными звуками, например у глаголов на - ч ь: беречь - берег - берег-у, печь - пек - пек-у. Как видно из приведенных примеров, у глаголов на -чь основа прош. вр. совпадает не с основой инфинитива, а с основой наст. вр. У глаголов на -сти основа прош. вр. не совпадает с основой наст. вр., хотя и образуется от последней; конечные звуки д, т, в прош. вр. перед суффиксом - л- выпадают: цвес-ти - цвет-у - цве-л, брес-ти - бред-у - бре-л. От основы инфинитива образуются: 1) Формы прош. вр. изъявит. накл.: чита-ть - чита-л, броси-ть - броси-л, нес-ти - нес, вез-ти - вез, стричь - стриг (с чередованием последней согласной). 2) Формы сослагательного наклонения: чита-л бы, чита-л-а бы, чита-л-и бы. 3) Причастия прош. вр. - действительные и страдательные: чита-ть - чита-вш-ий, прочита-ть - прочита-нн-ый. 4) Деепричастия сов. вида: прочита-ть - прочита-в. Если основы инфинитива и прош. вр. не одинаковы, то причастия прош. вр. и деепричастия образуются от основы прош. вр.: прокиснуть - прокис - прокисший, беречь - берег - берегший, берегши. Образование различных глагольных форм происходит с помощью присоединения к основам инфинитива и настоящего времени формообразующих аффиксов.
Классы глаголов. По соотношению основ инфинитива и наст. (или буд. простого) времени все глаголы делятся на морфологические или словообразовательные классы. Глаголы, объединенные в один класс, характеризуются определенным соотношением основ и особой системой спрягаемых форм. Класс глагола - это такая группа слов, в пределах которой глаголы имеют один и тот же тип отношений между основой наст. вр. и основой инфинитива. Классы глаголов бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивные характеризуются таким соотношением основ инфинитива и наст. (буд. простого) времени, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, например - дела-ть - делаj-ут. Непродуктивные характеризуются соотношением основ, сохраняющихся лишь в некот. глаголах: писа-ть - пиш-ут, ид-ти - ид-ут, молча-ть - молч-ат, иска-ть - ищ-ут. По образцу непродуктивных новые глаголы в СРЯ не возникают. Основная масса глаголов русского языка распределяется по продуктивным классам. Непродуктивных глаголов немного (около 400), но и это количество неустойчиво, т.к. некоторые из них утратили старые формы и переходят в продуктивные классы: глотать - глотают (было глочут), хромать - хромают (было хромлют). Продуктивные классы объединяют преимущественно глаголы с производной основой, образованные с помощью продуктивных словообразовательных суффиксов: бомбардировать, безмолвствовать. Вместе с тем к продуктивным классам могут принадлежать глаголы с непроизводной основой, а также глаголы, образованные посредством непродуктивных для СРЯ словообразовательных суффиксов: решать - решить, делать, читать. Основы глаголов непродуктивных классов часто бывают непроизводными, и в них наблюдаются исторические звуковые чередования особого типа (взя-ть - возьм-ут), супплетивизм основ (ид-ут, ше-л), морфологическая нерасчлененность основ (ем, ест). Продуктивные классы глаголов. 1. Первый продуктивный класс объединяет все глаголы с основой инфинитива на -ать и с основой наст. вр. на -а. К этому классу относятся: а) глаголы с суффиксами -а (ть), -ива(ть)/-ыва(ть). Например: делать - делают, соединять - соединяют, разрисовывать - разрисовывают, поджаривать - поджаривают. б) все отыменные глаголы с суффиксом -нича(ть), -ича(ть), -а(ть ): либеральничать - либеральничаю, сентиментальничать - сентиментальничаю, завтракать - завтракаю. в) глаголы на -а(ть), -ка(ть), образованные от междометий, звукоподражательных слов и местоимений: нукать - нукают, якать - якают, ахать - ахают, чихать - чихают, мяукать - мукают. Все глаголы первого продуктивного класса имеют неподвижное ударение во всех формах, кроме страд. причастий на -нный: потер я ю, потер я вши, потер я й, потер я ть, но пот е рянный. 2. Второй продуктивный класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -е- и с основой наст. вр. на -еj-: белеть - белеj-ут, владе-ть - владеj-ут. Этот класс активно пополняется глаголами образованными от имен (черный - чернеть, кровь - обескроветь, ум - обезуметь). Сюда же включаются несколько непроизводных глаголов на -еть: греть - греют, жалеть - жалеют, иметь - имеют, уметь - умеют, тлеть -тлеют. Ударение в глаголах второго класса постоянное, падает на суффикс -еть, кроме глаголов, образованных суффиксально - префиксальным способом (суф. - еть и приставка обез -: обезлюдеть, обезуметь, обезлошадеть и т.п.). 3. Третий продуктивный класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -ова(ть) - -ева(ть) и наст. вр. - на jу -: рисова-ть и рисуj-ут, воевать - воюj-ут и т.д. Этот класс пополняется глаголами с суффиксами -изирова-ть (индустриализировать - индустриализируют), - изова-ть (мобилизировать - мобилизуют), -ирова-ть (игнорировать - игнорируют), -ова-ть (диктовать - диктуют), -ева-ть (горевать - горюют). В третий продуктивный класс входят отыменные образования на -ова-ть (торгова-ть - торгуj-ут), -ева-ть (танцева-ть - танцуj-ут), -ствова-ть (бедствова-ть - -бедствуj-ут). К этому классу причисляются и такие глаголы, у которых сочетание -ова(ть), -ева(ть) не является суффиксом (оно появилось в результате соединения суффикса -а(ть) с последующими звуками основы -ов -): ковать, плевать, жевать, клевать, сновать, совать. 4. Четвертый продуктивный класс составляют глаголы, основа инфинитива которых содержит суффикс - ну(ть), основа наст. вр. - суффикс - н-: прыг-ну-ть - прыг-н-ут, крик-ну-ть - крик-н-ут. В этот класс входят несколько глаголов, у которых суффикс -ну- уже не выделяется: минуть, пнуть. Большинство глаголов этого класса имеет неподвижное ударение на конечном слоге (махн у ть), но оно может быть и на другом слоге (ст у кнуть). К четвертому продуктивному классу не относятся глаголы несовершенного вида с суффиксом -ну-, теряющие его в прошедшем времени: сохнуть(сох), вянуть(вял). 5. Пятый продуктивный класс объединяет глаголы на -ить в инфинитиве; в наст. вр. последний гласный основы инфинитива выпадает и к оставшейся части основы присоединяется окончание -ат: проси-ть - прос’-ат, дели-ть - дел’-ат, реш-ить - реш-ат. Этот класс пополняется отыменными образованиями с постоянным ударением на основе или на суффиксе и окончаниях: р а нить - р а нят, черн и ть - черн я т, обезл е сить - обезл е сят. Некоторые глаголы допускают двоякое ударение: мут я т - м у тят. Иногда по ударению различаются глаголы - омонимы: к о сит траву - кос и т глазами; в а лит дерево - вал и т толпа; п а рит (перед грозой)- пар и т орел. Все глаголы первого - четвертого продуктивных классов относятся к I спряжению, глаголы пятого продуктивного класса - ко II спряжению.
23. Категория вида (общая характеристика). Основание видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы Категория вида - способность гл. характеризовать, каким образом развивается действие во времени. Гл. совершенного вида выражают действие, ограниченное в своем развитии каким-то пределом, по достижении которого оно прекращается. (Вот дом, который построил Джек). Кроме общевидовых, гл. сов. вида имеют частновидовые значения, проявляющиеся в условиях контекста: — конкретно - фактическое, когда прекращение действия вызвано его исчерпанностью (Отговорила роща золотая); — наглядно - примерное: (Домой придешь - там ты сидишь) — предел может относиться к началу действия (Зпели тесаные дроги; он тут как закричит благим матом); развитие действия может быть ограничено временным отрезком (На лужок, на лужок приходи, мой дружок, поболтать, поцеловаться, аль не хочется ужо?); — действие может быть представлено как совершившееся одноактно, мгновенно (Он улыбнулся на прощанье и за собою дверь закрыл). Гл. нес. вида - выражают не ограниченное каким-либо пределом действие, короче, полный беспредел, представленный в своем процессе и развитии. Они тоже имеют кой-какие частновидовые значения: — конкретно - процессное, т.е. конкретное неповторяющееся действие - пишу письмо, стою у входа — неограниченно кратное, т.е. неограниченно - повторяющееся действие - она ходила в школу, бегала по утрам и много читала — обобщенно - фактическое, т.е. сам факт наличия или отсутствия действия - У меня бабушка здорово пироги печет — значение постоянного отношения - билет стоит пять копеек Категория вида охватывает все гл. без исключения. Большинство из них имеют соотносительные формы нес. и сов. вида, т.е. составляют видовую корреляцию. Два глагола противоположного вида, кот. имеют одно и то же лексич. значение и различаются лишь наличием или отсутствием идеи результата действия, называются видовой парой. Гл. нес. вида образуются от гл. сов. вида с помощью суффиксов 1) -ыва-/-ива- - выпить / выпивать, списать / списывать 2) -ва- - дать / давать 3) -ева- - продлить / продлевать 4)-а- - подрасти / подрастать 5) чередованием суффиксов -и- и -а- - обучить / обучать Гл. сов. вида образуются от гл. нес. вида с помощью 1) суффикса -н- - увядать / увянуть 2) приставок - сохнуть / отсохнуть Видовые пары могут образовываться также — изменением ударения - разрезАть / разрЕзать — супплетивно - брать / взять, гворить / сказать Одновидовые глаголы - глаголы, не входящие в видовые пары, т.е. не имеющие соотносительных (кореллятивных) глаголов противоположного вида. Так, несоотносительными по виду являются все непредельные глаголы нес. вида - бытийные глаголы: быть, существовать, иметься; связочные глаголы, глаголы отношения: являться, находиться, равняться, соответствовать; модальные глаголы: хотеть, желать, мочь; глаголы принадлежности: иметь, владеть, обладать, принадлежать и положения в пространстве: стоять, сидеть, лежать, висеть; глаголы со значением физического и психического состояния: спать, бодрствовать, страдать, гордиться, сердиться; интеллектуального и эмоционального отношения: знать, предвидеть, интересоваться, любить, уважать, восхищаться; восприятия: видеть, глядеть, слышать; звуковых, зрительных и иных физических проявлений: греметь, шуршать, светить, мерцать, пахнуть, теплиться; рода занятий: учительствовать, дирижировать, командовать; проявления тех или иных свойств характера, внешности и т.п.: умничать, горячиться, буянить, кусаться, заикаться, хромать; неоднонаправленного движения: летать, плавать, бегать и др. Несоотносительными глаголами сов. вида считаются, например, дериваты с суффиксом -ану- типа разг. сказануть (есть дополнительные оттенки однократности и экспрессивности, отсутствующие в производящем глаголе сказать). Одновидовыми являются также префиксальные образования от глаголов нес. вида типа закричать, разбудить, выстирать, сконструировать и префиксально - (-суффиксально-) постфиксальные глаголы типа раскричаться, встрепенуться, по тем или иным причинам не образующие видовой пары путем вторичной имперфективации. Двувидовые глаголы - глаголы типа велеть, женить, казнить, обещать, атаковать, организовывать, исследовать, содействовать, которые в разных контекстах обладают свойствами то сов., то нес. вида. Ср.: ( В течение двух лет ученые исследуют этот вирус (что делают?- нес.вид); Ученые немедленно исследуют данную информацию и сделают соответствующие выводы (что сделают?- сов.вид) ). Однако контекст не всегда позволяет определить вид таких глаголов: Крестьянин женил сына - что делал? или что сделал? Во избежание недоразумений регулярно используются словообразовательные способы снятия омонимии: 1) перфективация: обещать®пообещать, женить® разг. поженить; двувидовой глагол тогда понимается и воспринимается преимущественно как глагол несовершенного вида; 2) имперфективация: атаковать ®атаковывать, организовать®организовывать; двувидовой глагол в такой паре реализует преимущественно свойства сов. вида.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.011 с.) |