Классы глаголов I главного спряжения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классы глаголов I главного спряжения.



Основа настоящего времени глаголов I класса образуется путем прибавления к корню глагола тематической гласной -a-. Ударение постоянно на корне.
Модель основы настоящего времени глаголов I класса: `корень + a
К I классу относятся встречавшиеся ранее глаголы:

parasmaipada

khaad - "есть, питаться", о.н.в. kh`aada-
car - "ходить, жить", о.н.в. c`ara-
jiiv - "жить, существовать", о.н.в. j`iiva-
pat - "летать, падать", о.н.в. p`ata-
paTh - "читать", о.н.в. p`aTha-
vad - "говорить", о.н.в. v`ada-
vas - "жить, обитать", о.н.в. v`asa-

aatmanepada

ikS - "смотреть, воспринимать", о.н.в. `ikSa-
kamp - "дрожать, бояться", о.н.в. k`ampa-
bhaaS - "говорить, общаться", о.н.в. bh`aaSa-
vart - "вертеться, существовать", о.н.в. v`arta-
labh - "получать", о.н.в. l`abha-
shikS - "учиться", о.н.в. sh`ikSa-

U. vardh - "расти", о.н.в. v`ardha-

Корни глаголов с гласными i, u, R^i и L^i и оканчивающиеся на одну согласную, имеют в основе настоящего времени гласную корня в ступени guNa, т. е. i -> е, u -> о, R^i -> ar, L^i -> al. Например:
P. budh "будить; бодрствовать", о.н.в. b`odha-

Корни глаголов, оканчивающиеся на i или uu, имеют в основе настоящего времени эти гласные в ступени guNa (т.е. -e, -o). Перед тематической гласной -a гласные guNa изменяются по правилам sandhi: е -> ay, о -> av. Например:
U. ji "побеждать", о.н.в. je + a -> j`aya-
А. plu "плавать", о.н.в. plo + a -> pl`ava-
ni "нести, вести", о.н.в. ne + a -> n`aya-
P. bhuu "быть", о.н.в. bho + a -> bh`ava-
Так как глаголы I класса образуют основу настоящего времени как глагол bhuu, то и весь I класс древнеиндийские ученые назвали bhvaadi (bhuu + aadi, aadi "начало"), что значит "начиная с bhuu, как bhuu".

Есть несколько глаголов I класса, образующих основу настоящего времени особым образом:
1. Глаголы gam "идти" и yam "держать" образуют основу настоящего времени с суффиксом cCh:
P. gam - g`acCha-
P. yam - y`acCha-
2. Глаголы paa "пить", sthaa "стоять" и некоторые другие образуют основу настоящего времени удвоением:
p. paa - p`iba-
U. sthaa - t`iSTha-

Основа настоящего времени глаголов VI класса образуется путем прибавления к корню глагола в слабом звуковом виде тематической гласной -a. Ударение постоянно на тематической гласной -a.
Модель основы настоящего времени глаголов VI класса: корень + `а
Например: p. likh "писать", о.н.в. likh`a- U. tud "ударять", о.н.в. tud`a-
Так как все глаголы VI класса образуют основу настоящего времени как глагол tud, то древнеиндийские ученые назвали весь VI класс tudaadi.

У немногих глаголов, корень которых оканчивается на i, u(uu) и R^I, в основе настоящего времени i -> iy, u(uu) -> uuv и R^I -> ir.
У некоторых корней на -ar перед тематической гласной -a ar -> ir или ur,
у некоторых корней на a перед тематической гласной -a aa -> i(y).
Глагол iS "искать, желать" и некоторые другие образуют основу настоящего времени с суффиксом cCh: P. iS - icCh`a-

Основа настоящего времени глаголов IV класса образуется путем прибавления к корню глагола в слабом звуковом виде приметы -ya. Ударение постоянно на корне.
Модель основы настоящего времени глаголов IV класса: `корень + ya
Например: P. tuS "радоваться, наслаждаться", о.н.в. t`uSya-.
Корни на -am удлиняют a перед ya:
P. bhram "бродить, ходить", о.н.в. bhr`aamya-
P. shram "уставать", о.н.в. shr`aamya-.
Корни на -iv удлиняют i перед ya:
P. div "играть", о.н.в. d`iivya-
По образцу глагола div весь IV класс назвали divaadi.
Корень darsh "видеть" образует основу настоящего времени способом супплетивизма - p`ashya- (от глаг. pash "видеть").

Основа настоящего времени глаголов X класса образуется путем прибавления к корню глагола приметы -aya. Ударение постоянно на -aya.
Модель основы настоящего времени глаголов X класса: корень + `aya
Например: U. kath "рассказывать", о.н.в. kath`aya-
U. cint "думать", о.н.в. cint`aya-
Корни глаголов с гласными i(ii), u, R^i, L^i, оканчивающиеся на одну согласную, имеют в основе настоящего времени звуковой вид guNa, т. е. i -> e, u -> o, R^i -> ar, L^i -> al. Например: U. cur "воровать", о.н.в. cor`aya-. По образцу глагола cur весь X класс называется curaadi.

 

Упражнения

I. В предложениях со словами из прочитанных текстов определите классы глаголов:
ashvaH calati.. phalaM patati.. dhanena na tuSayati..
patraM likhataH..
sa madhyaahne kutra gacChati. tatra gacChati..
raamaH phalaM khaadati.. sukhaM bhavet..

II. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значение незнакомых слов по словарю:

Существительные

m n f
udaya prabhata shobha
asta saaya nishaa
suurya namas (+ D.) dishaa
prakaasha   puurva-dishaa
kiraNa pashcima-dishaa
parvata dakSiNa-dishaa
shikhara uttara-dishaa
divasa  
madhyaahna
saayakaala

Глаголы

gam I кл.
bhuu I кл.
div IV кл.
darsh о.н.в. p`ashya- IV кл.
nam I кл.
udayaM gam восходить
astaM gam заходить (о солнце, о луне)

Прилагательные

komala pashcima
pracaNDa dakSiNa
puurva uttara

III. Переведите с русского:
луч (2) солнца (1), блеск солнца, вершина горы;
утром, днем, вечером, ночью;
северный, южный, восточный, западный;
север, юг, восток, запад.
На востоке солнце восходит. На западе солнце заходит.

IV. Прочтите текст, объясните случаи sandhi, определите формы слов, переведите:

suuryaH

prabhaate puurvadishaayaM suurya udayaM gacChati.
prabhaate suuryasya prakaashaH komalo bhavati.
suuryasya kiraNaaH parvataanaaM shikhareSu diivyanti.
janaaH prabhaate suuryaM namanti.
divase janaaH suuryasya shobhaaM pashyanti.
madhyaahne suuryasya prakaashaH pracaNDo bhavati.
saayaMkaale suuryo.astaM gacChati.
yadaa suuryo.astaM gacChati tadaa nishaa bhavati.
suuryaaya namaH..

V. Текст для чтения и перевода:

varSaa R^ituH

varSaakaale nabho meghaacChanno bhavati.
gagane capalaa visphurati.
kvacit prakaashaM kvacid andhakaaraM bhavati.
saraa nadyaH hradaashaca jalaplaavitaa bhavanti.
varSaakaale vR^iSTyaa bhuumiH paMkilaa bhavati.
kr^iSakaaH svakSetraaNi karSanti biijaan vapanti ca.
madhuraaNi pakvaani aamraphalaani jambuuphalaani ca bhuumau patanti janaasataani khaadanti ca.
janaa varSaakaalasya svaagataM kurvanti..

Слова

R^itu m - время года, сезон
varSaa f - дождь
varSaa-R^itu m - сезон дождей
varSaa-kaala m - время дождей
nabha m - небо
megha m - облако; туча
meghaacChanna - покрытый облаками, облачный
gagana n - небо
capalaa f - молния
vi-sphur - I кл. блистать; вспыхивать
kvacit... kvacit - то... то
andhakara m, n - мрак, темнота
saraa f - ручей
nadi f - река
hrada m - озеро
jalaplaavita - залитый водой, переполненный водой
vR^iSTi f - ливень
paMkila или paN^kila - грязный, размытый
kR^iSaka m - земледелец, пахарь
svakSetra n - свое поле
karS - I кл. пахать, обрабатывать
biija n - зерно, семя
vap - I кл. сеять
madhura - сладкий
pakva - спелый
aamraphala n - плод дерева аира
jambuuphala n - плод дерева джамбу
jana m - человек
taani А. pl. n - от <они>, т.е. <их>
svaagata n - приветствие (по случаю прихода)
svaagataM kar - приветствовать приход кого- или чего-либо (+ G.)
kurvanti - 3 л. pl. pr. от kar.

оглавление

Занятие XVI

 

Упражнения.

Образование основ настоящего времени.
Второе главное спряжение.

Второе главное спряжение включает шесть классов глаголов: II, III, V, VIII, VII и IX. Классы глаголов II главного спряжения имеют следующие общие признаки:
1) отсутствует гласная основы, личные окончания присоединяются непосредственно к корню (поэтому второе главное спряжение называется еще атематическим); корень может иметь аффиксы или удваивается;
2) каждый корень выступает в двух звуковых видах, в среднем/сильном (ступень guNa) и в слабом;
3) из среднего звукового вида корня - ступень guNa - образуются формы: единственное число parasmaipada настоящего времени и imperfectum; 1-е лицо всех трех чисел parasmaipada и aatmanepada в imperativus; 3-е лицо единств. числа parasmaipada в imperativus. Остальные формы системы настоящего времени образуются из корня в слабом звуковом виде.
4) Ударение в формах со средним звуковым видом корня падает на корень или основу глагола, ударение в формах со слабым звуковым видом корня падает на личные окончания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.01 с.)