Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наст. Неактуальное оказывается необходимым в тех случаях, когда нужно передать устойчивые, отличительные свойства лиц или вещей.

Поиск

 

27. Категория лица глагола. Особенности образования форм лица. Безличные глаголов

Лицо - наименование для двух взаимосвязанных морфологических категорий, характеризующих местоимение и глагол и выражающих соотношение предмета, обозначенного подлежащим, с участниками акта речи.

Лицо глагола - словоизменит. категория, характерная для глагольных форм наст. и буд. вр. изъявит. накл., а также для повелит. накл. и выражающаяся в противопоставлении трех категориальных форм: 1 лица (иду, хожу, ем; идем, ходим, едим), 2 лица (идешь, ходишь, ешь; идете, ходите, едите) и 3 лица (идет, ходит, ест; идут, ходят, едят). Личные формы глагола согласуются с соответствующими формами местоимений. С сущ. же всегда согласуются формы 3 лица глагола: Поезд идет; Отряды будут строиться; искл. составляет согласование форм 2 лица с обращениями: Товарищ, верь... Грамматическая информация личных форм глагола дополняет грамматич. значение соответствующих местоименных форм. Формы 1 лица указывают на то, что названный сказуемым предикативный признак характеризует говорящего: я говорю, читаю; 2 лицо указывает на то, что предикативный признак характеризует слушающего: ты говоришь, читаешь; формы 3 лица указывают на отнесенность предикативного признака к “предмету речи”, не участвующему в данном акте речи: он читает, пишет. У личных форм глагола также отмечаются переносные значения, причем их круг даже шире по сравнению с местоимениями. Так, обобщенно - личное значение могут иметь не только формы 2 лица: (Разве все запомнишь, что случилось с тобой год назад?), но также формы 1 и 3 лица:(Что имеем не храним - потерявши плачем). Форма 3 лица, употребленная вне сочетания с подлежащим, может иметь неопределенно - личное значение: (В дверь звонят.).

Лицо - одна из важнейших глагольных категорий. По отношению к этой категории все глаголы делятся на два лексико-грамматических разряда - личные глаголы, изменяющиеся по лицам (таких большинство): читать, играть и др. и безличные глаголы, не изменяющиеся по лицам: вечереет, знобит и др.

Если субъектом действия является сам говорящий, глагол употребляется в форме 1 лица ед. или мн. числа. Если субъектом действия является собеседник, к которому непосредственно обращается говорящий, глагол употребляется в форме 2 ед. или мн. числа: Ты хорошо сделаешь, если придешь ко мне сегодня.

Форма 3 л. глагола употребляется для обозначения действий лица или предмета, не участвующего в речи. Субъектом в этих случаях является лицо, с которым говорящий не ведет беседу: Она правильно сделает, если придет ко мне.

Особенности образования личных форм некоторых глаголов.

Влияние продуктивных глагольных классов очень сильно. В результате возникли глаголы, у которых есть два разных способа образования форм наст. (или простого) вр.: непродуктивный тип образования личных форм и продуктивный. Например, 1-й продуктивный класс подчиняет себе многие глаголы непродуктивных классов на -ать: брызгать-брызжут/брызгают, капать-каплют/капают, кудахтать-кудахчут/кудахтают, махать-машут/махают, плескать(ся)-плещут(ся)/плескают(ся), полоскать-полощут/полоскают, рыскать-рыщут/рыскают, хлестать-хлещут/хлестают, хныкать-хнычут/хныкают. Это так называемые изобилующие глаголы, имеющие двойные, параллельные формы наст. вр. Двойственность форм у некот. глаголов создает предпосылки для смыслового и стилистического расщепления слова. Так, разделились лексические значения личных форм глаголов капать-капает, метать-метает/мечет и др. У ряда глаголов устаревшие личные формы получают стилистический оттенок книжности или высокости, торжественности: испытывает-испытует, обязываю-обязую, указывает-указует. Такие сочетания, как испытующий взгляд, связующее звено, перст указующий и т.п., включают в себя причастия, образованные от старых основ наст. вр. Подобные причастия несут на себе печать архаичности и книжности.

Не все глаголы в СРЯ могут образовать входящие в систему спряжения личные формы. Ряд глаголов не образует форм 1 и 2 лица – такие глаголы называют недостаточными. К недостаточным относятся глаголы: бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить и др. Они не образуют форм 1 лица ед. числа наст. или буд. прост. вр. по той причине, что эти формы были бы трудны для произношения. У других глаголов не употребляются формы 1 и 2 л. ед. и мн. ч. т.к. они называют процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, ржаветь, жеребиться, котиться, щениться.

В тех случаях, когда все-таки оказывается необходимым употребить форму 1 л. недостаточных глаголов, прибегают к описательному способу выражения – образуют словосочетание, в котором недостаточный глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует вспомогательный глагол: могу убедить.

Безличные глаголы – это лексико-грамматический разряд глаголов, не сочетающихся с подлежащим и обозначающих состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, те или иные модальные состояния: надлежит, подобает, следует, а также меру наличия чего-либо: недостает, хватает, не хватает. Семантический субъект – носитель действия – значением таких глаголов или вообще не предполагается (Смеркается), или же бывает выражен дательным имени (Ему претит), реже – формой вин. п. (Его знобит). Словоизменительная парадигма безличных глаголов отличается неполнотой: 1) нет изменения по лицам, 2) употребительны формы либо инфинитива: Стало светать; либо 3 л. ед. ч. Наст.-буд. вр.: знобит, завьюжит; либо сред. рода прош. вр. и сослаг. накл.: следовало бы, холодало.

Кроме безличных глагольных лексем, в морфологической системе СРЯ имеются также безличные глагольные формы, регулярно образуемые при помощи словоизменит. постфикса - ся/-сь от личных глаголов: спать- не спится, хотеть - хочется. Наконец, спрягаемые формы некоторых личных глаголов допускают безличное употребление: Роза приятно пахнет. – На улице пахнет розами. Река шумит. – В ушах шумит.

Употребление форм лица глагола.

При употреблении в речи личные формы глаголов получают всякие разные дополнительные оттенки значений. Нередко формы одного лица употребляются для обозначения другого лица.

Кроме своего основного значения форма 1-го лица ед. числ. может выражать обобщенное значение субъекта речи. Это значение можно встретить в пословицах и поговорках: Завяжу в узелок свое горе да в реке утоплю; Имею ремесло и на камне хлеб достану.

Обобщенное значение может приобретать и 1 лицо множ. числ., обозначая действие, отнесенное ко многим лицам. Такие значения возникают в высказываниях пословичного типа, содержащих общие суждения: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим; Что имеем, не храним,- потерявши, плачем.

Некоторое время назад в печати часто можно было встретить форму 1 лица множ. числ. в газетных заголовках, когда автор как бы включал себя в число тех людей, от имени которых он выступает: "Отчитаемся урожаем!", "Делом ответим!"

Формы 2 лица ед. числ. глагола часто получают обобщенно-личное значение, называя действия, которые могут быть отнесены к каждому, кто окажется под рукой в данной ситуации: Поспешишь, людей насмешишь; Весною день упустишь - годом не вернешь. Формы 2 лица ед. числ. с обобщенно-личным значением широко распространены в художественной литературе: Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Эту песню не задушишь, не убьешь!

Форма 2 лица множ. числ. может получать значение, близкое к обобщенно-личному значению формы 2 лица ед. числ. Такие формы встречаются в публицистических и художественных текстах, при обращении к читателям, слушателям, а не к конкретному собеседнику: Человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Формы 3 лица могут утрачивать собственно-личное значение и приобретать обобщенно-личное (или неопределенно-личное) значение: Снявши голову, по волосам не плачут; Здесь не курят.

Причастие. Образование и употребление причастий

Причастие особая неспрягаемая (атрибутивная) форма глагола, кот. обозначает действие как признак предмета или лица. - замерзший пруд, обдолбанный Вася, разбитый стакан. В связи с тем, что прич. определяют предмет по действию, они совмещают в себе как признаки глагола, так и признаки прилагательного.

К глаг. признакам относятся

1) переходность / непереходность: читающий книгу мальчик - смеющийся мальчик

2) возвратность / невозвратность: улыбающий ся - от улыбать ся. Этот признак сохраняется от производящего глагола.

3) вид: убивший Дездемону Отелло (сов.) - убивающий Дездемону Отелло (нес.) Вид тоже остается тем же, что и у исходного глагола.

4) залог: поющий песню студент (действит.) - спетая студентом песня (страдат.) Действ. и страд. прич. различаются значением - действ. называют признак предмета или лица по действию, им совершаемому, а страд. - по действию другого предмета или лица, обращенного на него.

5) время (настоящее и прошедшее): горящий костер - горевший костер

К признакам прил. относятся

1) род, форма кот. зависит от родовой формы того слова, с кот. оно согласуется: летящая птица, летящее облако, летящий Супермен

2) число: плачущий под дверью мальчик - плачущие на экзамене студенты 106 группы

3) падеж, определяющийся формой падежа слова, с кот. оно согласуется: танцующая Любочка, танцующей Любочке, танцующую Любочку

4) синтаксическая функция определения: написавший курсовую ученик напился от радости

5) страд. прич. имеют полную и краткую форму: открытый - открыт, сломанный - сломан. Краткие формы прич. настоящего времени в СРЯ образуются редко, они не изменяются по падежам, имеют только род и число любимый - любим, любима, любимо, любимы. В предложении является составной частью сказуемого: Бутылка пива выпита до дна.

Причастия делятся на причастия наст. времени и прич. прош. времени.

1. Прич. наст. врем. представляют признак как развивающийся в настоящем, в момент речи о нем - исполняемая пьеса, гуляющая кошка. В речи, в связном тексте может обозначать признак, кот. развивается не только одновременно с актом речи, но и с временем развития действия, выраженного сказуемым глаголом прош. врем. - “Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.”

2. Прич. прош. врем. представляют признак как развивавшийся или развившийся в прошлом - “ остывшая звезда пропавших поколений”. Прич. прош. врем., образованные от глаголов сов. вида, называют действие - признак, развившийся до действия глагола - сказуемого - “Недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах. Ее обугленную тушку доели ёжики в кустах”. Если прич. образовано от глагола несов. вида, то оно может выражать и одновременность с действием глагола - сказуемого - “Я любовался снежинками, падавшими на землю”.

Причастия делятся также на действ. и страд.

1. К действ. относятся прич., кот. называют признак, развиваемый субъектом действия, определяемым этим прич. - стоящий слон, падавший снег. Образуются они

— наст. врем.: от основы наст. врем. глаголов несов. вида с помощью суффикса -ущ- (после мягких согласных -ющ-) для глаг. 1 спряжения и суффикса -ащ- (после мягких согласных -ящ-) для глаг. 2 спряжения и родовых окончаний

— прош. врем.: от основы инфинитива или прош. врем. с помощью суффиксов -вш- для основы на гласную и -ш- для основы на согласную и родовых окончаний.

2. К страд. относятся прич., называющие признак, кот. развивается действием, испытываемым лицом или предметом со стороны другого лица или предмета - сломанные стулья, выбитые зубы. Образуются только от переходных глаголов

— наст. врем.: от основы наст. врем. глаголов несов. вида присоединением суффикса -ом- после твердого согласного и -ем- после мягкого для глаголов 1 спряжения и суффикса -им- для глаголов 2 спряжения и родовых окончаний. Образуются только от глаголов 1 продуктивного класса (выполняемый, изменяемый, передаваемый и т.д.), от бесприставочных глаголов 3 продуктивного класса (используемый, командируемый, рекомендуемый и т.д.) и от немногих глаголов 5 продуктивного класса (вводимый, делимый, хранимый и т.д.)

— прош. врем.: от основы инфинитива прибавлением суффикса -нн-, если основа на -а или -е, исключая большинство односложных основ типа взять, снять и т.п., -т-, если основа на -ну, -о, если она односложна, исключая брать, дать, драть, звать, -енн- после согласного. Их не образуют глаголы с суффиксами -ива- / -ыва-, -ва- (переделывать, спрашивать, раздувать), глаголы, называющие разнонаправленное движение (водить, возить, переносить), глаголы с ударным суффиксом - ать и приставкой по- (поснимать, посшибать) и глаголы с ударным суффиксом -ну- (лизнуть, мазнуть)

Причастия являются в целом принадлежностью книжной речи, кроме кратких форм страд. прич. прош. врем. (доклад написан), активно используемых в живой речи. Прич. способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные придаточные предложения (калина, которая цветет в поле у ручья - калина, цветущая в поле у ручья)

Причастия могут утрачивать глагольные свойства залога, времени и вида и переходить в разряд прилагательных и существительных - рассеянный человек, потухший взор, любимая книга, блестящий оратор, класс пресмыкающихся, известный ученый.

Деепричастие. Образование деепричастий. Ошибки при употреблении деепричастий

Дееприч. - неизменяемая форма гл., обозначающая действие, кот. выступает как признак другого действия. Совмещает в себе признаки глагола - катег. вида, способность управлять синтаксически, способность определяться наречием, возвратность / невозвратность и признаки наречия - отсутствие словоизменения, тип связи примыкание, общая синтаксическая функция определения и второстепенного сказуемого.

Деепр. несов. вида образуются от основы наст вр. глаголов нес вида. + суффикс -а- (-я-) - читая, крича. Не образуются от глаголов, не имеющих гласного звука в основе наст.вр. (ждать, лгать, рвать, тереть - мчаться искл.); от глаголов на - чь; от гл. нес. вида с суффиксом - ну- (блеснуть, гаснуть, мокнуть); от гл. с чередованием з-ж, с-ш, х-ш конечных согласных основы инфинитива и основы наст.вр. (вязать - вяжут, писать - пишут, пахать - пашут); от гл. бежать. гнить, ехать, лезть, петь, стыть.

Деепр. сов. вида образуются от основ инфинитива глаг. сов. вида + суффикс - в, -вши ( после гласных ), -ши (после согласных) - прочитав, написавши, принесши.

Действие, называемое деепричастием, всегда производится тем же лицом или предметом, кот. производит основное действие, выражаемое глаг. - сказуемым. Предложения. в кот. это нарушается - гадость, мерзость и речевая ошибка.

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий.

Нар. - часть речи, в кот. входят слова, обозначающие признак действия, состояния, качества, предмета или др. признака - быстро, легко, обыкновенно, вприпрыжку, сильно, наяву и т.д. Это неизменяемые слова, не выражающие никаких грамматич. значений, не обладающие никакими грамматич. категориями, короче, никакие. Отличить их можно по специфическим суффиксам - -о, -е, -ски, - ьи, -ому, -ему (+ по-). С другими словами сочетаются примыканием. В предложении выступают гл. обр. в функции обстоятельства, именной части сказуемого, реже в кач-ве несогласованного определения (кофе по-варшавски)

По словообразовательной структуре соотносятся со всеми знам. част. речи, при этом могут быть производными от них (мотивированными) и непроизводными.

По лексическому значению делятся на

1. Обстоятельственные - дополняют слово, к кот. примыкают указанием на

— время - вчера, нынче, днем, всегда, весной, сейчас

— место - везде и всюду, назад, издали, навстречу, сбоку

— причину - сгоряча, спьяну, сослепу

— цель - нарочно, специально, в шутку, назло

2. Определительные - характеризует знаменательное слово со стороны

— кач-ва - медленно, глупо, надежно, торжественно

количества, т.е. степени проявления признака -

неопред. кол-во - много, мало, примерно

— определ. кол-во - вдвое, трижды, дважды

— образа и способа действия - врассыпную, вперемешку, вслепую, навзничь, пешком, шагом

сравнения и уподобления - по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной

совокупности - вдвоем, втроем, всенародно, сообща

Нар. с суффиксом -о, образованные от качеств. прил., образуют степени сравнения, по образу и подобию своих прародителей:

1) Сравнительная степень выражается

— синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. В семье не без удода, так что некоторые мерзкие наречия образуют сравн. степ. не как нибудь, а супплетивно, то бишь меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше

— аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более гнусно, более мерзко и т.д.

2) Превосходная степень выражается

— синтетически: с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в СРЯ.

— аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой нар. - наиболее противно, наиболее стрёмно, наиболее хреново и т.п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.

— сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетич. формой сравнит. степ. - лучше всех, больше всего

Нар. в формах степеней сравнения в предложении являются обстоятельствами образа действия - “ Она была хороша, она была лучше всех...

Есть на свете наречия знаменательные, если они образованы от знаменательных слов. А есть еще нар. местоименные. Они не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.01 с.)