Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наст. Неактуальное оказывается необходимым в тех случаях, когда нужно передать устойчивые, отличительные свойства лиц или вещей.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
27. Категория лица глагола. Особенности образования форм лица. Безличные глаголов Лицо - наименование для двух взаимосвязанных морфологических категорий, характеризующих местоимение и глагол и выражающих соотношение предмета, обозначенного подлежащим, с участниками акта речи. Лицо глагола - словоизменит. категория, характерная для глагольных форм наст. и буд. вр. изъявит. накл., а также для повелит. накл. и выражающаяся в противопоставлении трех категориальных форм: 1 лица (иду, хожу, ем; идем, ходим, едим), 2 лица (идешь, ходишь, ешь; идете, ходите, едите) и 3 лица (идет, ходит, ест; идут, ходят, едят). Личные формы глагола согласуются с соответствующими формами местоимений. С сущ. же всегда согласуются формы 3 лица глагола: Поезд идет; Отряды будут строиться; искл. составляет согласование форм 2 лица с обращениями: Товарищ, верь... Грамматическая информация личных форм глагола дополняет грамматич. значение соответствующих местоименных форм. Формы 1 лица указывают на то, что названный сказуемым предикативный признак характеризует говорящего: я говорю, читаю; 2 лицо указывает на то, что предикативный признак характеризует слушающего: ты говоришь, читаешь; формы 3 лица указывают на отнесенность предикативного признака к “предмету речи”, не участвующему в данном акте речи: он читает, пишет. У личных форм глагола также отмечаются переносные значения, причем их круг даже шире по сравнению с местоимениями. Так, обобщенно - личное значение могут иметь не только формы 2 лица: (Разве все запомнишь, что случилось с тобой год назад?), но также формы 1 и 3 лица:(Что имеем не храним - потерявши плачем). Форма 3 лица, употребленная вне сочетания с подлежащим, может иметь неопределенно - личное значение: (В дверь звонят.). Лицо - одна из важнейших глагольных категорий. По отношению к этой категории все глаголы делятся на два лексико-грамматических разряда - личные глаголы, изменяющиеся по лицам (таких большинство): читать, играть и др. и безличные глаголы, не изменяющиеся по лицам: вечереет, знобит и др. Если субъектом действия является сам говорящий, глагол употребляется в форме 1 лица ед. или мн. числа. Если субъектом действия является собеседник, к которому непосредственно обращается говорящий, глагол употребляется в форме 2 ед. или мн. числа: Ты хорошо сделаешь, если придешь ко мне сегодня. Форма 3 л. глагола употребляется для обозначения действий лица или предмета, не участвующего в речи. Субъектом в этих случаях является лицо, с которым говорящий не ведет беседу: Она правильно сделает, если придет ко мне. Особенности образования личных форм некоторых глаголов. Влияние продуктивных глагольных классов очень сильно. В результате возникли глаголы, у которых есть два разных способа образования форм наст. (или простого) вр.: непродуктивный тип образования личных форм и продуктивный. Например, 1-й продуктивный класс подчиняет себе многие глаголы непродуктивных классов на -ать: брызгать-брызжут/брызгают, капать-каплют/капают, кудахтать-кудахчут/кудахтают, махать-машут/махают, плескать(ся)-плещут(ся)/плескают(ся), полоскать-полощут/полоскают, рыскать-рыщут/рыскают, хлестать-хлещут/хлестают, хныкать-хнычут/хныкают. Это так называемые изобилующие глаголы, имеющие двойные, параллельные формы наст. вр. Двойственность форм у некот. глаголов создает предпосылки для смыслового и стилистического расщепления слова. Так, разделились лексические значения личных форм глаголов капать-капает, метать-метает/мечет и др. У ряда глаголов устаревшие личные формы получают стилистический оттенок книжности или высокости, торжественности: испытывает-испытует, обязываю-обязую, указывает-указует. Такие сочетания, как испытующий взгляд, связующее звено, перст указующий и т.п., включают в себя причастия, образованные от старых основ наст. вр. Подобные причастия несут на себе печать архаичности и книжности. Не все глаголы в СРЯ могут образовать входящие в систему спряжения личные формы. Ряд глаголов не образует форм 1 и 2 лица – такие глаголы называют недостаточными. К недостаточным относятся глаголы: бдеть, зиждиться, очутиться, ощутить, победить, сквозить, убедить, чудить и др. Они не образуют форм 1 лица ед. числа наст. или буд. прост. вр. по той причине, что эти формы были бы трудны для произношения. У других глаголов не употребляются формы 1 и 2 л. ед. и мн. ч. т.к. они называют процессы, происходящие в природе: брезжить, рассветать, ржаветь, жеребиться, котиться, щениться. В тех случаях, когда все-таки оказывается необходимым употребить форму 1 л. недостаточных глаголов, прибегают к описательному способу выражения – образуют словосочетание, в котором недостаточный глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует вспомогательный глагол: могу убедить. Безличные глаголы – это лексико-грамматический разряд глаголов, не сочетающихся с подлежащим и обозначающих состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, те или иные модальные состояния: надлежит, подобает, следует, а также меру наличия чего-либо: недостает, хватает, не хватает. Семантический субъект – носитель действия – значением таких глаголов или вообще не предполагается (Смеркается), или же бывает выражен дательным имени (Ему претит), реже – формой вин. п. (Его знобит). Словоизменительная парадигма безличных глаголов отличается неполнотой: 1) нет изменения по лицам, 2) употребительны формы либо инфинитива: Стало светать; либо 3 л. ед. ч. Наст.-буд. вр.: знобит, завьюжит; либо сред. рода прош. вр. и сослаг. накл.: следовало бы, холодало. Кроме безличных глагольных лексем, в морфологической системе СРЯ имеются также безличные глагольные формы, регулярно образуемые при помощи словоизменит. постфикса - ся/-сь от личных глаголов: спать- не спится, хотеть - хочется. Наконец, спрягаемые формы некоторых личных глаголов допускают безличное употребление: Роза приятно пахнет. – На улице пахнет розами. Река шумит. – В ушах шумит. Употребление форм лица глагола. При употреблении в речи личные формы глаголов получают всякие разные дополнительные оттенки значений. Нередко формы одного лица употребляются для обозначения другого лица. Кроме своего основного значения форма 1-го лица ед. числ. может выражать обобщенное значение субъекта речи. Это значение можно встретить в пословицах и поговорках: Завяжу в узелок свое горе да в реке утоплю; Имею ремесло и на камне хлеб достану. Обобщенное значение может приобретать и 1 лицо множ. числ., обозначая действие, отнесенное ко многим лицам. Такие значения возникают в высказываниях пословичного типа, содержащих общие суждения: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим; Что имеем, не храним,- потерявши, плачем. Некоторое время назад в печати часто можно было встретить форму 1 лица множ. числ. в газетных заголовках, когда автор как бы включал себя в число тех людей, от имени которых он выступает: "Отчитаемся урожаем!", "Делом ответим!" Формы 2 лица ед. числ. глагола часто получают обобщенно-личное значение, называя действия, которые могут быть отнесены к каждому, кто окажется под рукой в данной ситуации: Поспешишь, людей насмешишь; Весною день упустишь - годом не вернешь. Формы 2 лица ед. числ. с обобщенно-личным значением широко распространены в художественной литературе: Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Эту песню не задушишь, не убьешь! Форма 2 лица множ. числ. может получать значение, близкое к обобщенно-личному значению формы 2 лица ед. числ. Такие формы встречаются в публицистических и художественных текстах, при обращении к читателям, слушателям, а не к конкретному собеседнику: Человек тогда станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. Формы 3 лица могут утрачивать собственно-личное значение и приобретать обобщенно-личное (или неопределенно-личное) значение: Снявши голову, по волосам не плачут; Здесь не курят. Причастие. Образование и употребление причастий Причастие — особая неспрягаемая (атрибутивная) форма глагола, кот. обозначает действие как признак предмета или лица. - замерзший пруд, обдолбанный Вася, разбитый стакан. В связи с тем, что прич. определяют предмет по действию, они совмещают в себе как признаки глагола, так и признаки прилагательного. К глаг. признакам относятся 1) переходность / непереходность: читающий книгу мальчик - смеющийся мальчик 2) возвратность / невозвратность: улыбающий ся - от улыбать ся. Этот признак сохраняется от производящего глагола. 3) вид: убивший Дездемону Отелло (сов.) - убивающий Дездемону Отелло (нес.) Вид тоже остается тем же, что и у исходного глагола. 4) залог: поющий песню студент (действит.) - спетая студентом песня (страдат.) Действ. и страд. прич. различаются значением - действ. называют признак предмета или лица по действию, им совершаемому, а страд. - по действию другого предмета или лица, обращенного на него. 5) время (настоящее и прошедшее): горящий костер - горевший костер К признакам прил. относятся 1) род, форма кот. зависит от родовой формы того слова, с кот. оно согласуется: летящая птица, летящее облако, летящий Супермен 2) число: плачущий под дверью мальчик - плачущие на экзамене студенты 106 группы 3) падеж, определяющийся формой падежа слова, с кот. оно согласуется: танцующая Любочка, танцующей Любочке, танцующую Любочку 4) синтаксическая функция определения: написавший курсовую ученик напился от радости 5) страд. прич. имеют полную и краткую форму: открытый - открыт, сломанный - сломан. Краткие формы прич. настоящего времени в СРЯ образуются редко, они не изменяются по падежам, имеют только род и число любимый - любим, любима, любимо, любимы. В предложении является составной частью сказуемого: Бутылка пива выпита до дна. Причастия делятся на причастия наст. времени и прич. прош. времени. 1. Прич. наст. врем. представляют признак как развивающийся в настоящем, в момент речи о нем - исполняемая пьеса, гуляющая кошка. В речи, в связном тексте может обозначать признак, кот. развивается не только одновременно с актом речи, но и с временем развития действия, выраженного сказуемым глаголом прош. врем. - “Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город.” 2. Прич. прош. врем. представляют признак как развивавшийся или развившийся в прошлом - “ остывшая звезда пропавших поколений”. Прич. прош. врем., образованные от глаголов сов. вида, называют действие - признак, развившийся до действия глагола - сказуемого - “Недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах. Ее обугленную тушку доели ёжики в кустах”. Если прич. образовано от глагола несов. вида, то оно может выражать и одновременность с действием глагола - сказуемого - “Я любовался снежинками, падавшими на землю”. Причастия делятся также на действ. и страд. 1. К действ. относятся прич., кот. называют признак, развиваемый субъектом действия, определяемым этим прич. - стоящий слон, падавший снег. Образуются они — наст. врем.: от основы наст. врем. глаголов несов. вида с помощью суффикса -ущ- (после мягких согласных -ющ-) для глаг. 1 спряжения и суффикса -ащ- (после мягких согласных -ящ-) для глаг. 2 спряжения и родовых окончаний — прош. врем.: от основы инфинитива или прош. врем. с помощью суффиксов -вш- для основы на гласную и -ш- для основы на согласную и родовых окончаний. 2. К страд. относятся прич., называющие признак, кот. развивается действием, испытываемым лицом или предметом со стороны другого лица или предмета - сломанные стулья, выбитые зубы. Образуются только от переходных глаголов — наст. врем.: от основы наст. врем. глаголов несов. вида присоединением суффикса -ом- после твердого согласного и -ем- после мягкого для глаголов 1 спряжения и суффикса -им- для глаголов 2 спряжения и родовых окончаний. Образуются только от глаголов 1 продуктивного класса (выполняемый, изменяемый, передаваемый и т.д.), от бесприставочных глаголов 3 продуктивного класса (используемый, командируемый, рекомендуемый и т.д.) и от немногих глаголов 5 продуктивного класса (вводимый, делимый, хранимый и т.д.) — прош. врем.: от основы инфинитива прибавлением суффикса -нн-, если основа на -а или -е, исключая большинство односложных основ типа взять, снять и т.п., -т-, если основа на -ну, -о, если она односложна, исключая брать, дать, драть, звать, -енн- после согласного. Их не образуют глаголы с суффиксами -ива- / -ыва-, -ва- (переделывать, спрашивать, раздувать), глаголы, называющие разнонаправленное движение (водить, возить, переносить), глаголы с ударным суффиксом - ать и приставкой по- (поснимать, посшибать) и глаголы с ударным суффиксом -ну- (лизнуть, мазнуть) Причастия являются в целом принадлежностью книжной речи, кроме кратких форм страд. прич. прош. врем. (доклад написан), активно используемых в живой речи. Прич. способствуют сжатости речи, заменяя собой более длинные придаточные предложения (калина, которая цветет в поле у ручья - калина, цветущая в поле у ручья) Причастия могут утрачивать глагольные свойства залога, времени и вида и переходить в разряд прилагательных и существительных - рассеянный человек, потухший взор, любимая книга, блестящий оратор, класс пресмыкающихся, известный ученый. Деепричастие. Образование деепричастий. Ошибки при употреблении деепричастий Дееприч. - неизменяемая форма гл., обозначающая действие, кот. выступает как признак другого действия. Совмещает в себе признаки глагола - катег. вида, способность управлять синтаксически, способность определяться наречием, возвратность / невозвратность и признаки наречия - отсутствие словоизменения, тип связи примыкание, общая синтаксическая функция определения и второстепенного сказуемого. Деепр. несов. вида образуются от основы наст вр. глаголов нес вида. + суффикс -а- (-я-) - читая, крича. Не образуются от глаголов, не имеющих гласного звука в основе наст.вр. (ждать, лгать, рвать, тереть - мчаться искл.); от глаголов на - чь; от гл. нес. вида с суффиксом - ну- (блеснуть, гаснуть, мокнуть); от гл. с чередованием з-ж, с-ш, х-ш конечных согласных основы инфинитива и основы наст.вр. (вязать - вяжут, писать - пишут, пахать - пашут); от гл. бежать. гнить, ехать, лезть, петь, стыть. Деепр. сов. вида образуются от основ инфинитива глаг. сов. вида + суффикс - в, -вши ( после гласных ), -ши (после согласных) - прочитав, написавши, принесши. Действие, называемое деепричастием, всегда производится тем же лицом или предметом, кот. производит основное действие, выражаемое глаг. - сказуемым. Предложения. в кот. это нарушается - гадость, мерзость и речевая ошибка. Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий. Нар. - часть речи, в кот. входят слова, обозначающие признак действия, состояния, качества, предмета или др. признака - быстро, легко, обыкновенно, вприпрыжку, сильно, наяву и т.д. Это неизменяемые слова, не выражающие никаких грамматич. значений, не обладающие никакими грамматич. категориями, короче, никакие. Отличить их можно по специфическим суффиксам - -о, -е, -ски, - ьи, -ому, -ему (+ по-). С другими словами сочетаются примыканием. В предложении выступают гл. обр. в функции обстоятельства, именной части сказуемого, реже в кач-ве несогласованного определения (кофе по-варшавски) По словообразовательной структуре соотносятся со всеми знам. част. речи, при этом могут быть производными от них (мотивированными) и непроизводными. По лексическому значению делятся на 1. Обстоятельственные - дополняют слово, к кот. примыкают указанием на — время - вчера, нынче, днем, всегда, весной, сейчас — место - везде и всюду, назад, издали, навстречу, сбоку — причину - сгоряча, спьяну, сослепу — цель - нарочно, специально, в шутку, назло 2. Определительные - характеризует знаменательное слово со стороны — кач-ва - медленно, глупо, надежно, торжественно — количества, т.е. степени проявления признака - — неопред. кол-во - много, мало, примерно — определ. кол-во - вдвое, трижды, дважды — образа и способа действия - врассыпную, вперемешку, вслепую, навзничь, пешком, шагом — сравнения и уподобления - по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной — совокупности - вдвоем, втроем, всенародно, сообща Нар. с суффиксом -о, образованные от качеств. прил., образуют степени сравнения, по образу и подобию своих прародителей: 1) Сравнительная степень выражается — синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. В семье не без удода, так что некоторые мерзкие наречия образуют сравн. степ. не как нибудь, а супплетивно, то бишь меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше — аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более гнусно, более мерзко и т.д. 2) Превосходная степень выражается — синтетически: с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в СРЯ. — аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой нар. - наиболее противно, наиболее стрёмно, наиболее хреново и т.п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике. — сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетич. формой сравнит. степ. - лучше всех, больше всего Нар. в формах степеней сравнения в предложении являются обстоятельствами образа действия - “ Она была хороша, она была лучше всех... ” Есть на свете наречия знаменательные, если они образованы от знаменательных слов. А есть еще нар. местоименные. Они не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.01 с.) |