Тема: наша речь. предложение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: наша речь. предложение



Урок 1

Тема: наша речь. предложение

Цели: обобщить представления о предложении как единице высказывания; развивать умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов и оформлять его на письме; воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход урока

I. Знакомство с учебником. Сообщение темы урока.

– Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.

– Он называется «Русский язык». Это серьезная книга. Тот, кто еще не учился в школе, не сможет ее понять. А вы сможете?

– Ведь вы узнали кое-что о том, как устроен наш язык. Теперь вам предстоит открыть другие секреты языка. На уроках вы узнаете много нового о русских словах, поймете важные тайны нашего письма. Во всех этих открытиях вашим верным помощником станет учебник. Берегите его! В классе и дома работайте с ним так же аккуратно, как и с другими книгами.

– Полистайте учебник. Какие условные обозначения вы увидели?

– Весь учебник поделен на части, и каждая часть озаглавлена. Прочитайте, как называется первая часть. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, из чего состоят предложения, для чего они нужны в речи.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны предложение и схема:

С помощью русского языка мы общаемся с другими людьми.

– Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение?

– Из чего состоит предложение? (В схему вставляется карточка с записью «Слово».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях?

– Приведите примеры способов общения людей (беседа, письмо). Какой бывает речь? (в схему добавляются карточки с записью «письменная», «устная».)

– Чем устная речь отличается от письменной?

– Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русского.)

III. Составление рассказа по рисунку.

Выполнение упражнения 1.

– Какую сказку вспомнили, посмотрев на этот рисунок? Чем она закончилась?

– Придумайте свое окончание сказки «Теремок». Какую речь использовали при составлении рассказов?

Физкультминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река.

Обернулись мы, и вот

Стало все наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой

Моя левая рука?

IV. Работа по учебнику.

Выполнение упражнений 3, 4 (с. 4–5) устно.

Вывод: предложение выражает законченную мысль.

V. Итог урока.

Тест. Из двух утверждений выберите верное.

1. а) речь бывает устная и печатная;

б) речь бывает устная и письменная.

2. а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;

б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.

3. а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель;

б) речь – это разговор, беседа, вопрос.

Домашнее задание: упражнение 2, с. 4.

 

Урок 2

Тема: правила оформления предложений на письме

Цели: развивать умения делить предложение на слова, составлять предложение из слов, оформлять его на письме.

Ход урока

IV. Итог урока.

Тест (можно провести в устной форме).

1. Какие группы слов нельзя назвать словом «предложение»?

а) Тихо журчит лесной ручей.

б) Снег лежать тепло весна.

в) Без ошибка Сережа писать.

г) Наша семья очень дружная.

2. Какие предложения записаны с ошибками?

а) Сережа надел нарукиварежки.

б) Солнце скрылось за лесом.

в) вчера мы с папой пилили дрова.

г) Полевые цветы долго стоят в вазе.

Домашнее задание:вспомните и выпишите из словаря слова, изученные в 1 классе, на тему «Животные», упражнение 8, с. 7.

 

Урок 3

Тема: предложения, состоящие из одного или
нескольких слов

Цель: познакомить учащихся с предложениями, состоящими из одного слова.

Ход урока

I. Словарный диктант.

? Разгадайте загадки, запишите отгадки.

1. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?

(Петух.)

2. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр! Карр!»

(Ворона.)

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет –

Крохи собирает.

В полях ночует –

Коноплю ворует.

(Воробей.)

4. Проживает во дворе

В личном доме-конуре

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака.)

5. Желтая хозяюшка

Из лесу пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла.

(Лисица.)

6. Бела, как снег.

Черна, как жук.

Вертится, как бес,

Потрещала – и в лес.

(Сорока.)

II. Введение в тему.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения 9, с. 8.

– Рассмотрите рисунок. Кто на нем изображен? Как называются эти животные?

– Составьте рассказ. Начните со слов: «Однажды мальчики…».

Заслушивают рассказы, составленные детьми. Определяют количество предложений в каждом рассказе.

– Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Интонационной паузой). А в письменной?

– Напишите ответы на вопросы из учебника, используя слова для справок.

– Прочитайте сообщение Знайки. Согласны ли вы с ним?

– Чем будем заниматься на уроке?

V. Самостоятельная работа.

1. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение.

Вариант I Вариант II
коза, у, Машка, жила, Юры. душистая, лугу, на, трава. груши, ребята, сочные, ели. астры, на, цветут, клумбах.

 

2. Спишите, исправив ошибки.

Вариант I Вариант II
Вечер Катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из снега. Куклу. Зима выпал снег Саша. И Коля чистят. Каток весело работают ребята!

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Закончите предложения.

1. Предложение состоит…

2. Предложение выражает…

3. Первое слово…

4. В конце предложения…

Домашнее задание: упражнение 11.

 

Урок 4

Ход урока

III. Самостоятельная работа.

выполнение упражнения 16.

IV. Итог урока.

– Какие предложения называются повествовательными?

– С какой интонацией могут произноситься повествовательные предложения?

– Какие знаки препинания могут стоять в конце повествовательного предложения?

Домашнее задание: упражнение 18, правила на с. 11–13.

 

Урок 5

Тема: чистописание

Цель: упражнять в написании строчных и заглавных букв и, ш, й, И, Ш, Й.

Ход урока

II. Введение в тему.

На морском берегу царь Нептун написал буквы, но волны немного пошалили и смыли часть записи. Кто из вас может сказать, какие буквы написал Нептун?

1. Работа над формой букв и, ш, й.

– Что общего в написании этих букв?

– Чем отличаются друг от друга?

Показ на доске с подробным описанием, дети «прописывают» букву в воздухе, затем в тетради по одной строке (и, ш, й).

2. Написание слога ши.

Жи-ши, жи и ши

С буквой И всегда пиши.

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши.

– В каких словах встретили сочетание ши? Пропишите по одной строке эти слова.

Пиши мыши камыши

Физкультминутка

– Вы, наверное, устали.

– Да!

– И поэтому все встали,

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш!»

Пошипели, помолчали

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

3. Работа над формой заглавных букв И, Ш, Й (анализ, показ на доске, «прописывание» в воздухе, прописывание в тетрадях).

4. Работа над соединениями букв.

Ши, Ир, ша, шй, ил, им, иш, Ии, Йф, Шш.

!Игра-загадка.

– Рассмотри внимательно,

Поразмысли не спеша.

И отыщешь обязательно

Пять вещей на букву Ш.

(Шарик, шапка, шарф, шуба, шнурок.)

5. Закрепление написания букв и соединений при записывании предложения с образца.

Индюк из города идет, игрушку новую везет.

III. Итог урока.

– Что получалось на уроке лучше всего?

– Над какими буквами надо поработать дома?

 

Урок 6

Ход урока

II. Введение в тему.

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу –

Разогнуться не могу.

– Где вы встречали этот знак?

– Как вы думаете, с какими предложениями мы будем сегодня работать? Прочитайте тему урока.

IV. Словарная работа.

? Отгадайте загадку.

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он? Это – … (ученик).

Ученик.

&Этимология слова.

Слово произошло от древнего слова укъ – «учение». От него же произошли слова наука, привыкать, навык, учить.

– Запишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.

Составление рассказа по картинке. Выполнение упражнения 19.

– Кто изображен на картинке? Как вы думаете, почему молодой моряк держит в руках букет цветов?

– Составьте рассказ по картинке, используя словарное слово ученик.

V. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 22, с. 17.

VI. Итог урока.

– С какими предложениями работали на уроке?

– Отыщите предложения, в конце которых нужно поставить вопросительный знак.

Мы с папой идем по главной улице города.

Здесь так много красивых зданий.

Вдруг я замечаю непонятное мне слово.

– Папа, что значит вывеска «Оптика»?

– Оптика – это магазин, в котором продаются очки.

– А что такое «Аптека»?

– В аптеке продаются лекарства: таблетки, мази.

– А вы, ребята, знаете слова «оптика» и «аптека»?

Домашнее задание: упражнение 23, правило на с. 15–16.

 

Урок 7

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

1. Определите виды предложений.

– Опять ты делаешь ошибки?

– Когда ты их исправишь, Рыбкин?

– А как без них я обойдусь?

Ведь на ошибках я учусь.

– Кто всех скромнее в нашем классе?

– Конечно, я да друг мой Вася!

2. Комментированное письмо.

Темная туча тихо плывет по небу.

– Докажите, что мы записали предложение.

– Какие знаки препинания еще могут стоять в конце повествовательных предложений?

IV. Итог урока.

! Игра «Выбери верное утверждение».

Дети становятся в круг. Если учитель произносит верное утверждение, они меняются местами, если нет, остаются стоять на месте.

1. В конце вопросительных предложений ставится знак .

2. Предложения, которые содержат сообщения о ком-нибудь или о чем-нибудь, называются побудительными.

3. Предложения, в которых о ком-нибудь или о чем-нибудь спрашивается, называются повествовательными.

4. В конце побудительных предложений стоят знаки и .

5. В конце побудительных предложений стоят знаки и .

6. Предложения, которые содержат приветствие, просьбу, приказ, называются побудительными.

Домашнее задание: упражнение 28, правило, с. 20.

 

Урок 8

Ход урока

I. Словарный диктант.

– Незнайка из Солнечного города прислал нам письмо. Проверьте, хорошо ли он выучил словарные слова? Если есть ошибки, исправьте их и запишите к себе в тетрадь слова без ошибок.

Девачка, малчик, учитиль, учиник, польта, Масква, пасуда, мебель.

II. Введение в тему.

– Приготовьте карточки с изображением знаков препинания , и . Я буду читать стихотворения, а вы, когда услышите вопросительные рифмы, поднимете , восклицательные , повествовательные .

Сейчас, когда приду домой,

Произнесет мне мама:

«Ты дрался, да?

Ты что – немой?

Ну что молчишь упрямо?»

Повествовать придется мне,

И я скажу:

«Не дрался, не…

Свалился с дерева, и вот…»

Тут папа в комнату войдет.

Войдет и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!»

– Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?

1. Выполнение упражнения 29.

– Прочитайте задание к упражнению.

– Спишите предложения. Два последних предложения запишите следующим образом:

Вариант I – чтобы они читались с восклицательной интонацией.

Вариант II – с невосклицательной.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

2. Развитие речи.

Выполнение упражнения 30.

– Прочитайте слова для справок. Какие ошибкоопасные места можно отметить в них? оранил, перевязала.) Какое правило должны помнить при написании имен людей, кличек животных? С какой буквы начнем записывать предложения?

III. Лишние слова.

– Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Вариант I

Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу. Алеша. Поймал щуку, галку. И карася.

Вариант II

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

IV. Итог урока.

– О чем расскажете дома родителям?

Домашнее задание: упражнение 31.

 

Урок 9

Тема: тест «предложение»

Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала.

Ход урока

Выполнение теста.

1. Прочитай написанное. Вставь номера на место пропусков так, как считаешь нужным.

1) юг на птиц улетит.

2) птицы улетают на юг.

3) дождь уныло моросит.

4) уныло моросит дождь.

5) я хочет мороженого.

6) я хочу мороженого.

Набор слов __________ Предложения________

 

2. Продолжи фразу.

В начале предложения слово пишется с буквы.

3. Исправь ошибки, если они есть.

Лось не спеша шёл по селу. вдруг собаки подняли лай. лось бросился во двор. Он пробил рогами стекло в окне дома. в комнате работал телевизор. Лесной гость с интересом стал смотреть передачу.

4. Допиши правило.

Слова в предложении пишутся .

5. Придай предложениям нормальный вид.

На пригоркевсегда паслисьгуси. Онивытягивали шеиишипели. Детибоялись подходитькгусям.

6. Составь и запиши предложения из набора слов.

летят, серые, на юг, гуси ___________________

мягкий, купили, диван, мы __________________

7. Ответь на вопрос: что ставится в конце предложения?

В конце предложения ставится ______________

8. Исправь ошибки там, где они есть.

Летом наша семья жила в деревне Наш дом стоял у реки. Мы часто ходили ловить рыбу Как хорошо и весело мы отдохнули А вы

Оценка результатов.

1. 6 баллов (по 1 б. за каждый правильно поставленный номер).

2. 1 балл.

3. 6 баллов (по 2 б. за каждое правильное исправление).

4. 1 балл.

5. 16 баллов (по 2 б. за правильное исправление).

6. 6 баллов (по 3 б. за каждое правильно составленное предложение).

7. 2 балла.

8. 4 балла (по 1 б. за правильно поставленный знак препинания).

Урок 10

Тема: чистописание

Цели: упражнять в написании строчных букв п, т, р, г.

Ход урока

I. Подготовка руки к письму.

ДВЕ СОРОКОНОЖКИ

Две сороконожки Бежали по дорожке.
Бежали, бежали, Друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

 

Что едва мы их разняли.

II. Сообщение темы урока.

– Какой элемент повторяется в буквах группы?

– Какая буква здесь лишняя? Почему?

III. Работа над формой букв п, т.

1. Анализ буквы п, вычленение элементов движения руки.

 

– раз – и – два – и

2. Написание буквы «в воздухе», прописывание в тетради.

3. Самоконтроль.

Лучшие буквы определите,

Зеленым цветом обведите.

4. Сопоставление с буквой т, установление общего и различного в их начертании.

5. Закрепление форм букв п, т.

пт пе пл ти ть тл шт

Физкультминутка

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром!

Разбежались мышки вон!

IV. Работа над формой букв р, г.

1. Анализ букв р, г, вычисление элементов движения руки.

 

р – раз – и – два – и

 

г – и –раз – и

 

2. Закрепление формы букв р, г в буквосочетаниях.

ог оро пр рл оп от ра бп иг

3. Запись предложений по образцу.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

– Как нужно проговаривать эти строки?

– Попробуйте это сделать.

V. Словарная «опера».

пальто, петух, посуда

VI. Итог урока.

– Какие замечания сделаете ученику, написавшему эти буквы?

На доске записаны буквы с искажениями.

 

Урок 11

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети делятся на две команды.

II. Разминка.

? Отгадать загадку, отгадку записать.

Карточка 1

1. Два блестящих братца,

Точно ветер, мчатся.

И всю зиму напролёт

Чертят, режут звонкий лёд.

Летом беспробудно спят

И резвиться не хотят.

Любят зимние деньки

Братья-близнецы … (коньки).

2. Всех я за день навещу,

Все, что знаю, растрещу.

(Сорока.)

3. Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, русское любить.

(Ученик.)

Карточка 2

1. Сидел на заборе, кричал,

А как все поднялись, замолчал.

(Петух.)

2. Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

3. Проживает во дворе,

В личном доме – конуре.

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака.)

V. Итог урока.

Подведение итогов.

– Чему научились на уроке?

Домашнее задание: составьте и напишите письмо другу, в котором будут предложения с восклицательным и вопросительным знаком.

 

Урок 12

Тема: звуки и буквы. гласные и согласные звуки и
буквы

Цели: развивать умение распознавать звук и букву; формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Дети зачитывают свои письма. Определяют количество предложений в них.

II. Сообщение темы урока.

? Отгадайте загадки.

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно.

(Звук.)

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Станут в ряд –

Враз заговорят.

(Буквы.)

– Какова тема урока? Чем отличаются звуки от букв?

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 23.

– Верны ли были ваши предположения?

1. Слово учителя.

КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
(сказка)

В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

2. Гласные и согласные звуки.

– На какие две группы можно разделить звуки?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов

– Назовите гласные звуки.

– Назовите согласные звуки.

3. Упражнение 1 выполняется по заданию в учебнике.

Физкультминутка

! Игра.

– Прохлопайте столько раз, сколько гласных звуков в словах.

Барабан, курица, букварь, камыш,учительница, мальчик, урок.

IV. Итог урока.

1. Соедините слова в пары слов, отличающихся одним звуком друг от друга.

2. Закончите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы…

Звуки бывают…

Домашнее задание: упражнение 3.

 

Урок 13

Тема: гласные звуки

Цели: развивать умения наблюдать за произношением слов, производить их звуковой анализ; уточнить представления о существенных признаках гласных звуков.

Ход урока

II. Сообщение темы урока.

– Исключите лишнее.

аулоиы

– А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли наше предположение.

На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы Г бумажку, поднесём карандаш ко рту на расстоянии 7–10 см и произнесем записанные на доске буквы. Какой вывод можно сделать?

Вывод: при произнесении гласных звуков бумага не шелохнулась, а при произнесении согласных воздух встречает препятствие – бумажка падает.

– Над какими звуками мы будем работать на уроке? Гласные звуки будем обозначать значком (рот открыт, преграды нет).

– Сколько гласных звуков в русском языке? Прочитайте сообщение Знайки на с. 34. Верно ли ваше предположение?

III. Развитие речи.

Выполнение упражнения 9.

Коллективное обсуждение рисунка.

– Как вы дома помогаете своим родителям?

– Прочитайте стихотворение на с. 35. Подходит оно к данному рисунку?

– Какие буквы вставили вместо точек?

– В какую группу можно объединить звуки, обозначенные этими буквами?

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

IV. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 10.

– Сколько предложений в тексте?

– Прочитайте первое предложение.

– Что оно содержит?

– Какой знак поставите в конце?

– Запишите предложение, объясните орфограммы.

V. Итог урока.

– Закончите предложение.

Звуки, при произнесении которых поток воздуха не встречает во рту преграды, это…

Домашнее задание: упражнение 11.

 

Урок 14

Ход урока

I. «Словарная опера».

? Разгадайте кроссворд.

1. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лисица.)

2. Верхняя одежда с меховым воротником, обычно ниже колен. (Пальто.)

3. Проживает во дворе,

В личном доме – конуре.

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака.)

– Тема урока – в заштрихованных клетках. Прочитайте получившееся слово.

– Разделите словарные слова из кроссворда на слоги. Запишите их в тетрадь.

IV. Итог урока.

Вопросы.

1. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? назовите такие слова.

2. В слове три согласных и три гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?

3. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

Домашнее задание: упражнение 20.

 

Урок 15

Тема: чистописание

Цель: упражнять в написании строчных и заглавных букв л, м, л, м.

Ход урока

I. Подготовка руки к письму.

1. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счёт:

– Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальцы погулять. (Хлопают в ладоши.)

– Этот пальчик самый сильный,

(Поочередный массаж от основания к ногтю по внешней стороне большого пальца.)

– Самый толстый и большой.

(Массаж левого большого пальца.)

– Этот пальчик для того,

(Массаж правого указательного пальца.)

– Чтоб показывать его.

(Массаж левого указательного пальца.)

– Этот пальчик самый длинный.

(Массаж правого среднего пальца.)

– И стоит он в середине.

(Массаж левого указательного пальца.)

– Этот пальчик – безымянный.

(Массаж правого безымянного пальца.)

– Избалованный он самый.

(Массаж левого безымянного пальца.)

– А мизинчик хоть и мал –

(Массаж правого мизинца.)

– Очень ловок и удал.

(Массаж левого мизинца.)

Растереть кисти рук, а затем встряхнуть их.

2. Найдите на рисунке «спрятавшиеся» буквы. Выпишите их.

II. Работа над формами строчных букв л, м.

– Какие два элемента повторяются в тройке букв?

– Какую букву можно исключить из этой группы?

1. Прописывание строчных букв «в воздухе», в тетради под счёт.

2. Работа над соединениями:

им ал гл ол ом дл ум

Физкультминутка

ЛОШАДКА

У лошадки вьется грива,

Бьёт копытами игриво.

(Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.)

V. Итог урока.

– Чему учились? Как научились?

 

Урок 16

Тема: односложные, двусложные,
трехсложные слова

Цели: развивать умение делить слова на слоги; подсчитывать количество слогов в словах; находить ошибки в делении слов на слоги.

Ход урока

IV. Проверочная работа.

1. Обведи кружком номер того утверждения, которое кажется тебе правильным.

1) Согласные могут образовывать слог.

2) Согласные слога не образуют.

2. Посчитай и запиши на месте пропусков, сколько слогов в написанные словах:

Вода , ковёр , столб ,

мама , машина .

3. Раздели вертикальной чертой на слоги следующие слова:

Полка, поле, крокодил, пол, цветы, лес.

4. Посмотри, правильно ли разделены слова на слоги. Исправь ошибки, если они есть.

Со – ль, пету – х, ли – са, ко – ло – б – ок, кн – и – га.

Оценка результатов.

1. 2 балла.

2. 5 баллов.

3. 6 баллов (по 1 баллу за каждое правильно разделенное и правильно не разделенное слово).

4. 10 баллов (по 2 балла за каждое правильно исправленное и правильно не исправленное слово).

V. Итог урока.

– Продолжите предложения:

1. Слова, в которых один слог, называются…

2. Слова, в которых два слога, называются…

3. Слова, в которых три слога, называются…

Домашнее задание: выпишите из словаря два односложных, два двусложных и два трехсложных слова.

 

Урок 17

Тема: перенос слов

Цели: развивать умение переносить слова с одной строки на другую; развивать внимание при нахождении в тексте трудных орфограмм.

Ход урока

I. Зрительный диктант.

Учитель записывает текст на доске. Дети сами прочитывают его, всматриваются в орфограммы, выделяют слова на изученное правило. Повторяют правило, подбирают проверочные слова. Затем учитель закрывает текст и диктует его учащимся. Записав текст, дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом на доске.

ЗАЙКА

Лиса встретила зайца. Он бросился в кусты. Кусты были густые. Не нашла лиса зайку. А он и рад.

Физкультминутка

III. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 22.

2. Выполнение упражнения 23.

IV. Итог урока.

ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ

Перенёс слова Незнайка:

за-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

у-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

А ещё он перенёс:

ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля и Сер-гей.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Домашнее задание: упражнение 24.

 

Урок 18

Тема: перенос слов

Цели: обобщить знания и умения учащихся о правилах переноса слов с одной строки на другую.

Ход урока

II. Работа с учебником.

1. Выполнение упражнения 27.

2. Выполнение упражнения 28.

– Прочитайте сплошной текст. Сколько в нем предложений?

– Прочитайте первое предложение. Какое это предложение по цели высказывания?

– Что нужно знать, чтобы правильно оформить предложение при письме?

– Подчеркните слова, которые нельзя делить для переноса.

(Аналогично разбираются остальные предложения.)

Физкультминутка

III. Самостоятельная работа.

Тест.

1. Закончи фразу:

Слова переносятся по _____________________ .

2. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова:

Птица, дерево, мама, дом, книга.

3. Подчеркни те слова, которые разделены для переноса неверно:

Н-очь, ком-на-та, со-бачк-а, бе-рег,
к-омар, пи-ро-жо-к, о-кно.

Раздели сам те слова, в которых ты нашёл ошибку.

4. Раздели вертикальной чертой для переноса следующие слова:

Пальчик, майка, колокольчик.

Оценка результатов.

1. 2 балла.

2. 6 баллов (по 1 баллу за правильное разделение 4 слов и 2 балла за неразделенное слово «дом»).

3. 10 баллов (по 2 балла за каждую правильно найденную ошибку).

4. 3 балла.

Урок 19

Тема: йотированные гласные

Цели: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

Ход урока

II. Словарная работа.

1. Ребята – мальчики и девочки в раннем возрасте.

&Этимология слова.

Слово ребята произошло от слова ребёнок. В старину ребёнок означало «маленький».

– Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьте ударение.

2. Хорошό – так, как надо.

Дождь покапал и прошёл,

Солнце в целом свете.

Это очень хорошо

И большим и детям.

В. Маяковский

&Этимология слова.

Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

V. Итог урока.

– Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

Домашнее задание: упражнение 34.

 

Урок 20

Тема: чистописание

Цели: упражнять в написании строчной буквы я, заглавных Я, А.

Ход урока

I. Подготовка руки к письму.

Дети сплетают пальцы обеих рук, кроме больших, и напрягают их. Большие пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее.

Восемь пальчиков сплели,

Посильнее напрягли,

Два больших соединили

И немного их сдавили.

II. Работа над формой строчной буквы я.

1. «Буква рассыпалась».

2. Анализ буквы. Показ на доске с подробным объяснением последовательности безотрывного написания буквы. Прописывание буквы «в воздухе».

3. Написание буквы я под счёт.

4. Написание соединений с буквой я:

Физкультминутка

Гриша шёл- шёл- шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

III. Работа над написанием заглавной буквы Я.

1. Анализ буквы, сопоставление с маленькой буквой я, с заглавной Я.

2. Прописывание буквы Я под счёт.

3. Нап



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.50.33 (0.055 с.)