Восприятие времени и личность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие времени и личность.



1. Лисенкова В.П. Об особенностях отражения пространства и времени человеком // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 1. - С. 113-119.

2. Цуканов Б.И. Восприятие времени и реакция человека // Новые исследования в психологии. - 1980. - № 1. - С. 46-50.

2. Гештальт - законы организации восприятия.

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. - метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Педагогическое общество России, 2006 – С. 135–158.

2. Кун Д. Основы психологии: Большая энциклопедия психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 216-218.

3. http://www.geshtaltpsy.ru/law.php

4. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-218


Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

´ Задачи для самостоятельной работы.

Задача № 1.

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответов смотрите в конце задачи).

A. Субъективное отражение внешнего мира.

Б. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету.

B. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.

Г. Результат совместной деятельности ряда анализаторов.

Д. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам явлениям окружающего мира.

Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира.

Ж. Искаженное отражение окружающего мира.

3. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету.

И. Отражение законов природы и общества ‑ отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.

Ответы: 1 - А, Б, В, Е; 2 ‑ Г, Ж, 3, И; 3 ‑ А, Б, Д, И; 4 ‑ Б, Г, Д, К; 5 ‑ В, Д, Ж, И.

´ Тест (верно, неверно).

1. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.

2. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.

3. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.


Тема 5. Память

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия     Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач     Проверка решения задач
доклады и рефераты     Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария     Проверка записей в словаре, диктант терминологический
аннотирование книг, статей     Выступление
тест     Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость в часах    

Цель: уточнить и закрепить понятие о памяти и её физиологических и психологических теориях, процессах и видах памяти, сформировать умение последовательного прохождения этапов рационального заучивания.

Ключевые понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание, реминисценция, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, непроизвольная и произвольная память, двигательная память, эмоциональная память, образная память, эйдетическая память, словесно-логическая память.

План:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти:

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 247-263.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 42-103.

3. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 189-202.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 401-411.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 256-292.

2. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – С. 9-20, 184–224, 400–422.

3. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 120-135.

4. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. - С. 217-226.

4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка):

Индивидуальные особенности памяти.

1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / под ред. А.А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1967. – 299 с.

2. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологическое исследование. - М.: Педагогика, 1980. – С. 30- 42, 62-70, 78-91.

3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. - М.: МГУ, 1968. – С. 8-47, 62-87.

4. Ильюченко Р.В. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука; Сибирское Отделение, 1991. – С. 12–180.

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

1. Бэддели А. Ваша память: Руководство по тренировке и развитию. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 281-306.

2. Как сохранить и улучшить память: практ. рекомендации и упражнения / ред.-сост. В.Н. Бакланов. - М.: Воскресенье, 2002. – С. 63–129.

3. Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Эйдос, 1995. – С. 44-151.

 

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

´ Аннотирование книг, статей:

1. Солсо Р. Когнитивная психология. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. – С. 25-250.

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача № 1.

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Задача № 2.

Ниже описаны действия человека, характеризующие процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях:

а) запечатление, б) сохранение, в) воспроизведение, г) узнавание.

1. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись жаркие споры в редакции журнала «Современник». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

3. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45 %.

4. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

Задача № 3.

Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие ‑ особенностям памяти машин.

A. Весь объем материала никогда не запоминается целиком.

Б. Информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.

B. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

Г. Весь объем материала может запомниться целиком.

Д. Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.

Е. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.

Ж. Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер.

3. Запоминает нестандартизированную информацию.

И. Запоминает строго стандартизированную информацию.

Задача № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.018 с.)