ТОП 10:

От каких условий деятельности зависят изменения в психике детей в описанных исследованиях?



А. В одной из школ в трех экспериментальных классах учащиеся, наряду с обычными задачами, часто решали специально подобранные нестандартные задачи по алгебре. В контрольном классе таких задач не решали. Затем учащимся всех четырех классов было дано общее задание — решить несколько алгебраических задач, требующих догадки. Учащиеся экспериментальных классов лучше решили задачи, чем учащиеся контрольного класса. Когда этим же школьникам были предложены нестандартные геометрические задачи, лучше с ними справились опять-таки учащиеся экспериментальных классов, хотя они тренировались в решении только алгебраических нестандартных задач (по И.М. Розету).

Б. Было обнаружено, что если детям-дошкольникам предложить запомнить восемь понятных им слов в условиях лабораторного эксперимента, то трех-четырехлетние дети могут воспроизвести в среднем только 0,6 слова, пяти-шестилетние дети ‑ 1,5 слова, семилетние — 2,3 слова. Когда же эти слова включают в игру как название продуктов, которые надо купить в магазине, или как название вещей, необходимых для выполнения какой-нибудь работы, количество воспроизведенных слов возрастает в два-три раза. При этом сам процесс становится более организованным, приобретает определенную нацеленность (по З. Истоминой).

Задача 2.

Что проявляется в примерах: умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трём осям (по К.К. Платонову).

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдёт в другом направлении (по К.К. Платонову).

Задача 3.

Выберите из приведённых ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд:

а) условие развития психики;

б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

в) условие проявления всех психических реакций;

г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;

д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

´Вопросы для самопроверки

1. Что такое деятельность?

2. Какие физиологические механизмы обеспечивают осуществление деятельности?

3. По каким признакам классифицируются виды?

4. Какие структурные компоненты деятельности выделяются А.Н. Леонтьевым?

5. Какие уровни организации деятельности выделены A.M. Волковым?

6. Какое из трех понятий (активность, деятельность, труд) является наиболее широким?

7. В чем сходство и отличие действий и операций?

8.Каковы этапы деятельности?

9.Кем введен термин «ориентировочная основа деятельности»?

 

Тема 12. Речевая деятельность

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
конспектирование   Проверка конспекта
подготовка доклада, реферата   Выступление, реферат
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

 

Цель:сформировать представление о речевых процессах, различии понятий «речь» и «язык», физиологических основах речи, условиях воспроизводства и понимания речи, речевых нарушениях.

Ключевые понятия:речь, язык, центры речи, интериоризация и экстериоризация речи, афазия.

План

1. Понятие речи. Речь и язык. Функции речи.

2. Физиологические основы речи.

3. Виды речи и их психологическая характеристика.

4. Производство и понимание речи.

 

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 553 -567.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 285-288.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 405-417.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.т. Т.1.Вопросы теории и истории психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 488 с.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1973. ‑ 374 с.

 

4 Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):

1. Речь и мышление

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1988. – 246 с.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов н /Д, 1998. - С. 57-373.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - С. 381– 414.

Импрессивная и экспрессивная речь.

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1973. - С. 296‑306.

Речь в межличностном общении.

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2001. - С. 45‑63.


Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача 1.

Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи. Необходимо определить, какие особенности в большей степени характеризуют речь, а какие – язык.

А) наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, выражения воли, чувств;

Б) исторически сложившиеся нормы средств общения;

В) средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;

Г) индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря;

Д) использование звуков, букв, морфем, слов, предложений для удовлетворения потребностей общения.

Задача 2.

Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Необходимо выбрать особенности каждого вида речи (диалогический, монологический, письменный и внутренний).

1) Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика, изображения;

2) речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения;

3) грамматические связи выражены наиболее полно;

4) в значительной степени непроизвольная речь;

5) речь, наиболее поддающаяся волевому контролю;

6) заранее планируемая и программируемая речь;

7) грамматически бессвязная речь;

8) речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства – жесты, мимика;

9) речь, в которой последующие высказывания в большей степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников;

10) фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь;

11) речь, при которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить в различных последовательных высказываниях;

12) речь, в которой ослабляются или выпадают отдельные произносительные движения.

 

Раздел 5. Психология личности и индивидуальности

Тема 13. Темперамент

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель: овладеть понятием темперамента как характеристики индивидуальных особенностей психических и двигательных действий человека, дать представление о физиологических основах темперамента, его свойствах, структуре и приспособлению к деятельности.

Ключевые понятия:индивидуально-своеобразные свойства, темперамент, свойства нервной системы, индивидуальный стиль деятельности.

 

План:

1. Отличительные признаки темперамента в современной отечественной и зарубежной психологии.

2. Физиологические основы темперамента (гуморальные, конституциональные и церебральные теории темперамента).

3. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 553-567.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 285-288.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 405-417.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Отличительные признаки свойств личности // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ,1982. - С. 160-167.

2. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 153-159.

3. Общая психология: учеб. для пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1978. – С. 405-421.

4. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-31.


4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.220.31 (0.007 с.)