Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология темпераментальных различий и строение тела.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 219-248. 2. Психология конституциональных различий у У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 248-252. 3. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: МГУ, 1982. - С. 252-262. Темперамент в структуре интегральной индивидуальности. 1. Мерлин В.С. Свойства темперамента и свойства личности // Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е.А.Климова. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 21-46, 79-104. Индивидуальный стиль деятельности в структуре интегральной индивидуальности. 1. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е.А. Климова. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 144-171, 184-194. Генетический анализ свойств темперамента. 1. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. - С. 294-338. Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы. Задача 1. Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента: 1. являются врожденными; 2. проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов; 3. определяют динамику психической деятельности; 4. характеризуют социально-типичное в человеке; 5. являются устойчивыми и постоянными; 6. определяют нравственный облик человека; 7. остаются постоянными в зрелом возрасте; 8. в различных видах деятельности проявляются одинаково; 9. не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека. Задача 2. Какие из ниже перечисленных положений правильно отражают вопрос о ценности темперамента: 1. Меланхолик ‑ это плохой тип темперамента, поскольку ему свойственны повышенная чувствительность, высокая тревожность, низкая работоспособность, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций. 2. Сангвиник ‑ это хороший тип темперамента, поскольку у него высокая активность, ускоренный темп реакций, высокая общительность и пластичность. 3. Нет темпераментов плохих и хороших ‑ каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. 4. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке, так как от него не зависят мировоззрение, нравственные установки и убеждения человека. Задача 3. Выделите особенности, которые характеризуют физиологические основы темперамента: 1) система условных рефлексов; 2) общий тип нервной деятельности; 3) аналитико-синтетическая деятельность анализатора; 4) общая конституция тела; 5) динамический стереотип; 6) особенности процессов возбуждения и торможения нервной системы. Задача 4. Определите, что имеет место в описанной ситуации (изменение, маскировка темперамента или индивидуальный стиль деятельности). Какие факты говорят в пользу вашего ответа? Работа ткачих-многостаночниц предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов: так, например, работнице часто приходится переключаться с одного станка на другой, быстро сменять различные действия и т. п. Можно предположить, что ткачиха с инертной нервной системой не справится с подобными заданиями, связанными с частыми переключениями внимания. Однако в исследовании получены данные о высокой производительности труда инертных ткачих-многостаночниц. Приемы их работы отличаются от приемов деятельности подвижных ткачих. Инертные ткачихи много внимания уделяют предупредительным работам: стараются предупредить возможные «чп»: утолщения нити, обрывы и т.д., стараются работать спокойно, распределяют работу равномерно. Подвижные ткачихи больше внимания уделяют «срочным работам» (по Е. А. Климову). Адача 5. Определите, для каких типов темперамента характерны описанные особенности стиля деятельности. Проводилось исследование индивидуального стиля деятельности двух групп хорошо успевающих учеников IX—X классов. Для одной группы характерна малая утомляемость, поэтому ученики немного тратят времени на отдых. Готовят уроки сразу. Заниматься предпочитают вместе с товарищами. В работу втягиваются постепенно, долго «раскачиваются» вначале, но зато выполняют задание довольно быстро. Уроки часто готовят в последовательности от легких к трудным. Во время письменных работ исправления, добавления делаются по ходу работы, поэтому особого времени на проверку учащимся не требуется. Письменная речь характеризуется некоторой конспективностью (предложения преимущественно простые, с небольшим количеством слов и смысловых единиц в одном предложении, немного слов и в одной смысловой единице). Вообще эти ученики предпочитают отвечать устно, а не письменно. Что касается выполнения различных учебных и общественных заданий, то учащиеся, как правило, их не планируют и могут одновременно помнить и выполнять несколько поручений и заданий. Для другой группы учеников характерна сравнительно большая утомляемость, поэтому им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки домашних заданий. Для занятий эти ученики нуждаются в полной тишине и уединении. В работу втягиваются без заметной раскачки, хотя и выполняют ее долго. Выполняя домашнее задание, сначала, как правило, делают трудные уроки, затем легкие. Письменные работы исправляют и дополняют обычно во время проверки. В письменной речи преобладают сложные конструкции со всевозможными подчинительными связями, большая развернутость высказываний (много смысловых единиц и слов в одном предложении, много слов в одной смысловой единице). Письменную речь предпочитают устной. Выполнять одновременно несколько работ и поручений не могут. За новую работу берутся, только полностью закончив старую. Получив задание, ученики этой группы заранее планируют работу, составляют план занятий на день, неделю и т. д. (по А. К. Байметову).
Задача 6. Определите, для какого типа темперамента характерен стиль учителей Ф.Ю. и В.Ф. Какие особенности стиля проявились у них? Учительница русского языка VI—VII классов Ф.Ю. на внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задание или делает замечание, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Речь размеренная, неторопливая. Движения медленные. Для нее типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, страшная скука на ее уроках неизбежна. Но, оказывается, это не так. Например, для грамматического анализа Ф.Ю. тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок проходит при всеобщей активности учеников. Разгораются глаза, выше тянутся руки, на лицах играют улыбки, у ребят большое желание ответить. Учитель русского языка VI—VII классов В.Ф. легко переключается от одного состояния к другому. На перемене в учительской вокруг него веселье, оживление. В.Ф. рассказывал какую-то смешную историю. Но вот прозвенел звонок, и на лице учителя уже сосредоточенная деловитость. В классе он все время в движении, ходит быстро, стремительно. Никогда не раздражается непониманием учащихся, собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов закрепления материала по русскому языку на его уроках — кратковременная динамическая игра типа соревнования. Игра длится пять минут и идет в высоком темпе. Она требует от преподавателя большой оперативности, расторопности. Итак, оба учителя успешно решают педагогические задачи, но решают по-разному (по Е.А. Климову). ´ Вопросы для самопроверки Выбрать правильный ответ:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.011 с.) |