ТОП 10:

Психология и естественные науки.



1. Ломов Б.Ф. Система наук о человеке // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – С. 115–150.

Место психологии в системе наук.

1. Кедров Б.М. О методологических вопросах психологии // Психологический журнал. - 1982. - Т.3. - № 5. - С. 3-12; Там же № 6. - С. 14-21.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´Вопросы и задания:

1. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, какие ‑ зеркальное?

а) активно воздействует на среду;

б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;

в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;

г) является фотографией окружающей действительности;

д) сигнализирует о жизненно важном для человека.

2. Выберите правильный ответ:

К методу опроса относятся …

а) метод экспертных оценок; б) проективные методы; в) близнецовый метод; г) анализ продуктов деятельности; д) социометрия; е) анкетирование; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

1. Рефлексы …

а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организмов по эволюционной лестнице; г) могут быть заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Инстинктивное поведение …

а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в)имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

3. Импринтинг …

а) может быть направлен на любой объект; б) возникает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть актуализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку это:

а) самосознание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Высшие психические функции характеризуются …

а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Заполните пробелы:

А. Первая психологическая лаборатория была основана в ____________ в _______ году.

Б. Метод _______________ состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.

?Темы для эссе:

1. Сопоставьте историю той науки, которая является основой Вашей будущей специальности, с историей психологии. Какие этапы в истории двух наук обладают сходством? Каковы различия в их истории?

2. Являются ли тенденции дифференциации и интеграции специфичными лишь для развития психологической науки? Обратитесь для сравнения к истории других известных Вам наук.

3. Представьте себе, что Вы спорите со скептиком, который сомневается в правомерности утверждения о центральном положении психологии в системе наук. Приведите аргументы в пользу этой точки зрения.

 

?Заполните таблицу:

Достоинства и недостатки наблюдения и эксперимента как методов научного исследования.

  Наблюдение Эксперимент
Достоинства    
Недостатки    

 

? Задание для конспектирования:

Тема Источник
Развитие психики в филогенезе Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 76-87.
Сознание и бессознательное Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 88-105, 149-163.

Раздел 2. Познавательные психические процессы

Тема 3. Ощущение

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить понятие об ощущениях, их закономерностях, видах и физиологических основах, выработать умение распознавать закономерности ощущений в практических ситуациях.

Ключевые понятия:ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений.

План:

1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.

2. Классификация ощущений.

3. Закономерности ощущений:

а) пороги и чувствительность; б) адаптация; в) взаимодействие ощущений.


&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 164–200.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 4-42.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. - С. 89-93.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 385-396.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. - С. 242–307.

2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - Глава 1. - СПб.: Питер, 2003. -С. 250-340. (серия «Мастера психологии»).

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Сенсорная депривация и её последствия.

1. Годфруа Ж. Что такое психология? - В 2 т. - М.: Мир, 1992. - Т.1. - С. 202-204.

2. Гордеева О.В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 2004. - № 1. - С. 70-87.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´ Задачи для самостоятельной работы.

Задача № 1.

О какой закономерности ощущений свидетельствуют приведенные факты?

А.Известный лингвист Р. Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные - черно-белую. "А" - самый яркий по окраске звук, "И" - самый светлый, "У" - самый темный.

Б. А. Ахматова вспоминает: «А. Блок прослушал Игоря Северянина и сказал: "У него жирный адвокатский голос"».

В. В рецензии на пение Изабель Обре газета "Смена" от 11.01.86 г. писала: "У нее красивый голос, чистый, как хрусталь, и вместе с тем плотный, как запах осенних цветов..."

Г. "У моего друга желтый рассыпчатый голос", - заявление мнемониста Шерешевского.

Задача № 2.

Какие закономерности ощущений проявляются в каждом примере?

А. Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

Б. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

В.После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому, дополнительному цвету, оказалась в течение долгого времени повышенной.

Г. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

Д. Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает.

Е. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Задача № 3.

Чем объясняются описанные иллюзии?

А. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.

Б. Известно, что в кино при восприятии голоса артиста на экране возникает своеобразная иллюзия. Голос кажется перемещающимся вместе с артистом и исходящим из его уст, несмотря на то, что звук остается всегда в одной точке, часто значительно смещенной относительно зрительного изображения на экране.

Тема 4. Восприятие

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач, выполнение заданий для СР, теста   Проверка решения задач, тестирование
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:сформировать понятие о восприятии, его видах и закономерностях, уточнить представление относительно физиологических основ и иллюзий восприятия.

Ключевые понятия:восприятие, перцептивные движения, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии.

План:

1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.

2. Виды восприятия.

3. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:

а) предметность, б) целостность, в) осмысленность,

г) избирательность, д) константность, е) апперцепция.

4. Иллюзии восприятия.

 

 

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 200–234.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - С. 100-128.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 89-93.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 390-396.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 – е изд. ‑ М.: ЧеРо, 1999. – 610 с.

2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Глава 1. – СПб.: Питер, 2003. – 928с. (Серия «Мастера психологии»).

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.011 с.)