Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нахождение звуков в словах со стечением согласных в начале и в конце слова

Поиск

 

Задание. Прочитайте и найдите два первых и два последних звука в этих словах.

дрозд свист спуск прост хвост старт

фронт крест хруст стлб брезент треск

Задание. Спишите слова и подчеркни­те три первые буквы.

встреча строка стручок

скворец справка стрекоза

стружка страница здравствуй

 

Задание. Спишите и подчеркните две первые и две последние бук­вы в этих словах.

блеск кремль плеск власть грусть прясть

 

Задание. Прочитайте и назовите три первых звука в этих словах.

ствол вдруг стрижи строй страх

спрос встал стрела стрелка

Задание. Прочитайте предложения и выпишите слова с нескольки­ми согласными, стоящими рядом.

Зимой птицам холодно.

Дрозд сидит в клетке.

У страха глаза велики.

Старик собирал хворост.

Брат сделал скворечник.

В скворечник прилетел скворец.

Кремль - центр Москвы.

Москва - столица нашей родины.

 

Преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими

 

Задание. Прочитайте и спишите эти слова. Укажите на разницу и сходство между ними в про­изношении и написании.

сом вот мак лак лук жук

сор вон рак так сук тук

сок воз бак как бук Чук

сон вой бег

 

кот кора Ваня Маша Саша

рот нора Маня Даша ваша

 

вот гора Паня Паша наша

тот пора Таня каша

 

так сок коса роса Лида

ток сук коза роза Лиза

тук сом кора Рома липа

сад кожа рога лиса

 

мал мыл дал вол мошка

мышка мил мёл дул вил

мишка вышка мел мул дол

вёл мушка шишка

 

Преобразование слов путем наращения и отнимания звуков и букв

 

Задание. Прочитайте и спишите эти слова. Укажите на разницу и сходство между ними в про­изношении и написании.

осы – косы луг – плуг

Аня – Таня род – урод

рот – крот Оля - Поля

мех – смех кол – укол

Ася – Вася

ужи — лужи кот — скот

лён — клён утки — шутки

мел — смел ушки— пушки

гром – ром клей – лей

сток – ток лежи – ежи

двор – вор шмель – мель

росы – осы ожил – жил

зверь – верь

сок – кусок мел – мелки

кол – сокол пол – полки

соль – фасоль оси – осина

май – майка двор – дворник

змей – змейка рыба – рыбак

чай – чайник шут – шутка

 

Преобразование слов путем наращения согласных

 

Задание. Прочитайте эти слова и со­считайте, сколько букв в пер­вом слове и сколько букв во втором. Скажите, какая буква добавлена во втором столби­ке. Какая она по счету?

низ – вниз рыл - врыл

бил – вбил стал – встал

стой – строй круг – вкруг

шил – сшил вёл – ввёл

лез – влез даль – вдаль

ширь – вширь глубь – вглубь

 

Задание. Спишите эти слова и укажите цифрой, сколько букв в первом и сколько букв во вто­ром слове и какие буквы до­бавлены.

Образец. Право — 5. Вправо — 6.

Плыл — 4. Всплыл — 6.

крыл - скрыл
тройка - стройка
перёд - вперёд
плеск - всплеск
копал — вскопал
резал — срезал

 

Задание. К этим словам подставляйте согласные буквы. Образуйте новые слова. Напишите их.

шил -.шил
мыл -.мыл
нёс -.нёс
мёл -.мёл
лез -.лез
раз -.раз
тёр -.тёр
жал -.жал
верх -.верх

 

Задание. Прочитайте и подчеркните сходные слова. Выпишите их парами.

Образец. Мех — смех.

Подчеркните добавленные буквы.

У лисы хороший мех.

У реки был слышен смех.

Лодка села на мель.

На цветок сел шмель.

Кот грелся на солнце.

Скот гнали к реке.

Оля учила уроки.

Поля играла в мячик.

Аня убирала комнату.

Таня мыла посуду.

Дети сели пить чай.

На плиту поставили чайник.

У нашего дома большой двор.

Улицу подметает дворник.

Рыба ушла на дно.

Рыбак пошёл на пруд.

 

Задание. Подчеркнутые слова выпиши­те парами и скажите, какая буква дополнена. Как от этого изменилось значение слова?

Оля и Поля пели.

Дикому зверю не верю.

Аня и Таня были в кино.

Лей клей в банку.

Ужи ползут в лужи.

Осы не любят росы.

Юра лез, лез и влез на дерево.

Папа долго копал и вскопал огород.

Подводная лодка плыла под водой и всплыла наверх.

Вася стал отличником.

Вася встал рано и пошёл в школу.

Отец вёз в город муку.

Отец привёз из города диван.

Сима получила тройку.

Сима поехала на стройку.

Тракторист пахал поле.

Тракторист вспахал всё поле.

 

Звук и буква й

 

Задание. Прослушайте парные слова. Скажите, какая разница в произношении их окончаний. Придумайте предложения с этими словами.

мои – мой свои – свой бои – бой

рои — рой твои – твой змеи - змей

 

Задание. Составьте эти слова из букв разрезной азбуки и прочи­тайте их.

сараи клеи майка
раки змей стой
твой маки обои
воин зайка гайка

 

Задание. Прослушайте эти слова. Ска­жите, в каких словах звук И произносится протяжно, а в каких — кратко.

май — майка лей — лейка
лай — лайка вой — война
бой — бойцы стой — стойло
дай — подай мой — вымой
лей — налей пой — спой
пей — выпей рой — зарой

 

Задание. Читайте слова по слогам. Укажите, сколько слогов в каждом слове.

мо-и – мой бо-и – бой са-ра-и – са-рай змее-и – змей

Раздел четвертый

ВЫДЕЛЕНИЕ В СЛОВАХ ГЛАСНЫХ Я, Ё, Ю, Е

И ОБОЗНАЧЕНИЕ ИМИ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

 

Выделение буквы я

 

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Ящик, ящерица.

Придумайте слова с буквой я и запишите их.

Задание. Прочитайте эти слова и найдите в них букву я. Укажите, на каком месте стоит эта буква.

Яша ящик
Зоя пояс
змея яма
ягоды Рая
стая заяц

 

Задание. Найдите в этих словах со­гласные, стоящие в начале и в середине слова, которые читаются мягко. Чем обозна­чена мягкость согласных?

 

мяч Коля
мята Воля
прятки пять
Катя Валя
пятна пряник

Выделение буквы ё

 

Задание. Прочитайте эти слова и найдите в них букву ё. Укажите, на каком месте стоит эта буква.

поёт телёнок водоём ёрш клеёнка

клёст ёлка каёмка заём Алёнка

ёжик приём даёт козлёнок маёвка

Задание. Найдите в этих словах со­гласные, стоящие в начале и в середине слова, которые читаются мягко. Чем обозна­чена мягкость этих соглас­ных?

 

мёд Лева клен ковёр
пёс Лёня вёдра костёр
лёд овёс свёкла котёл
сёла Стёпа стёкла самолёт

Задание. Придумайте слова с буквой ё и запишите их.

 

Задание. Назовите картинки и запишите их названия.

Картинки: вертолёт, ёжик, вёдра, клёст.

 

Выделение буквы ю

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия.

Клюв, ключ, люк.

Задание. Прочитайте эти слова и найдите в них букву ю. Укажите, на каком месте стоит эта буква.

юг июнь рою
юла июль мою
Юра юноша купаю
юрта юркий катаю

Задание. Найдите в этих словах со­гласные, стоящие в начале, в середине и в конце слова, ко­торые читаются мягко. Чем обозначена мягкость этих со­гласных?

Люба плюс слюда
люди плющ слюна
изюм клюква флюс
блюдо брюква шлюпка

 

Задание. Придумайте слова с буквой Ю и запишите их названия.

 

Выделение буквы е

 

Задание. Найдите в этих словах со­гласные, стоящие в начале, в середине и в конце слова, которые читаются мягко. Чем обозначена мягкость этих согласных?

 

лес мел село Вера
лето мена полено весна
орех репа колено ветка
белка мешок камепа веник

Задание. Назовите картинки и запиши­те их названия

Картинки: лев, медуза, перо, дрель.

Задание. Придумайте слова с буквой е и запишите их.

 

Задание. Прочитайте эти слова и найдите в них букву е. Укажите, на каком месте стоит эта буква.

ель Ева Елена ель езда

Европа Египет енот еду

 

Обозначение мягкости согласного последующим гласным

Задание. Прочитайте и спишите эти слова. Укажите, какие звуки произносятся то твердо, то мягко. Укажите значение этих слов.

мал — мял ров — рёв лук — люк рад — ряд воз — вёз Луша — Илюша

 

рысь — рис был — бил дым — Дима мыл — мил

 

град — гряды вол — вёл травка — тряпка дом — Дёма круг — крюк мыло — мило

 

осы – оси были – били выли – вили косы – коси сыты – сито мыло – мило

Задание. Прочитайте, какие согласные произносятся мягко. Спишите и подчеркните мягкие согласные.

мир мел мёд мяч Люда

рис мех лёд ряд Люба

Мила лес пёс мясо крюк

Сима вес Лёва няня брюки

Нина мера Лёня дядя блюдо

Дима Вера Сёма мята изюм

сито тело вёдра пять салют

 

Задание. Прочитайте предложения; подчеркнутые слова выпиши­те парами по образцу.

Образец. Был — бил.

Саша был дома. Саша бил в барабан.

На грядках вырос лук. Люк крепко закрыт.л

Дети встали в ряд. Вова был рад.

Ребята были сыты. Маша взяла сито.

В лесу выли волки. Девочки вили венки.

У дятла крепкий нос. Брат нёс из леса палки.

Девочка заплела косы. Коси траву рано утром.

Дятел носом тук да тук. На машину положили тюк.

На Гришу напали осы. Надо сменить у машины оси.

Мышка убежала в норку. Ване подарили мишку.

 

Дифференциация а—я, о—ё, у—ю, ы—и

Дифференциация а—я

Задание. Прочитайте и найдите в пред­ложении слова сначала с бук­вой а, а потом с буквой я. Выпишите их в два столбика.

Яша был мал.

Мама звала Яшу.

Вова мял траву.

Саша взял брата.

Мяч упал в яму.

Няня достала мяч.

Гряды поливали часто.

На палке висела тряпка.

Задание. Прочитайте предложения, спишите и подчеркните слова с буквой а одной чертой, а слова с буквой я двумя чер­тами.

Алик потерял пояс.

Папа посадил яблони.

Дядя купил яблоки.

Маша собирала ягоды.

Змея укусила Машу.

Зоя повела Машу в ясли.

Задание. Придумайте слова, содержа­щие буквы а или я, сложите их из разрезной азбуки.

Дифференциация о—ё

Задание. Прочитайте и найдите в пред­ложении слова сначала с бук­вой о, а потом с буквой ё. Выпишите их в два столбика.

Оля идёт в школу.

Алёше купили калоши.

Шофёр привёз доски.

Ёжик спит под сосной.

Брат Дёма был дома.

Дед привёз воз сена.

Телёнок упал в ров.

Коля сидит под ёлкой.

Задание. Прочитайте предложения, спишите и подчеркните слова с буквой о одной чертой, а слова с буквой ё двумя чер­тами.

Зоя несёт свёклу.

Лёва слушает радио.

У дома стоит берёза.

Ёлка всегда зелёная.

Петя гонит домой телёнка.

Боря ведёт лошадь в поле.

Оля чистит щёткой пальто.

Пчела даёт нам мёд.

Задание. Придумайте слова, содержа­щие буквы о или ё, и сложите их из разрезной азбуки.

 

Дифференциация у—ю

Задание. Прочитайте и найдите в пред­ложении слова сначала с бук­вой у, а потом с буквой ю. Выпишите их в два столбика.

Юра учит уроки.

Илюша ушёл в школу.

Юра повесил сумку.

Юла упала на пол.

Юля мыла руки.

Юля упала в саду.

Люба играла в саду.

Утки купаются в пруду.

Задание. Прочитайте и спишите пред­ложения и подчеркните слова с буквой у одной чертой, а слова с буквой ю двумя чер­тами.

Куры роют яму.

Катюша кормит кур.

Куры клюют зёрна.

Луша любит лук.

Дуня надела юбку.

Дуня и Люба гуляли.

Я встаю рано утром.

Илюша рисует вазу.

Задание. Придумайте слова, содержа­щие букву у или ю, и сложи­те их из разрезной азбуки.

Дифференциация ы—и

Задание. Прочитайте и найдите слова сначала с буквой и, а потом с буквой ы. Выпишите их в два столбика.

У Шуры пила.

Митя взял шары.

Миша, возьми мыло.

Зубы надо чистить.

Лиза мыла лицо и руки.

Вова был злой.

Вова бил собаку.

Мила мыла куклу.

Рысь посадили в клетку.

Мама купила на рынке рис.

Задание. Прочитайте и спишите пред­ложения. Подчеркните слова с буквой и одной чертой, а слова с буквой ы двумя чер­тами.

Ира надела боты.

Дима купил мыло.

У Веры болели зубы.

В комнате было сыро.

Из трубы идёт дым.

Нина купила бусы.

Рита рыла яму.

У Вовы в руке вилка.

Сима ела сыр.

Сима была сыта.

Задание. Придумайте слова, содержа­щие буквы ы или и. и сложи­те их из разрезной азбуки. Выделение гласных в рассказах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.200 (0.009 с.)