Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ров — рёв лепит — лепить град — гряды

Поиск

 

Проработав материал по выделению гласных, пе­реходим к дифференциации твердых и мягких соглас­ных, стоящих перед йотированными гласными, что является для дисграфиков также затруднительным. Примеры ошибок:

Дядя — дада тётя — тота Ваня— Вана Люба — Луба

 

Методические приемы работы по дифференциа­ции ая, о—ё, ую мы рекомендуем следующие:

1) Найти в предложении слова с буквами ая, о—ё, ую и выписать эти слова в отдельные столбики.

2) Списать предложения и подчеркнуть указан­ные буквы одной или двумя черточками.

3) Придумать слова с указанными буквами и за­писать их.

 

Для закрепления пройденного материала по диф­ференциации а—я, у—ю, оё проводим упражнения в чтении и письме на деформированном тексте. Дают­ся следующие задания:

1) Вставить одну из указанных в задании букв (а—я, оё, у—ю) устно.

2) Списать и вставить одну из этих букв.

3) Составить из разрезанной азбуки слова, встав­ляя пропущенную букву, с последующей за­писью.

 

Такая же работа проводится на материале предло­жений.

Дальше дается материал с пропущенным слогом в слове и с пропущенным словом в предложении.

К тексту предложений с пропущенным словом да­ются слова для справок.

С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных корот­ких заданий, как-то:

1) Дописывание слов.

2) Списывание слов по определенному заданию.

3) Выписывание слов с определенным заданием.

4) Списывание слов с делением на слоги.

5) Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).

6) Списывание с подчеркиванием букв или слов.

7) Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.

8) Письмо по слуху.

9) Письмо по картинке.

 

С раздела пятого дается материал для диктантов. Эти диктанты в начале работы рекомендуем прово­дить с предварительным звуковым анализом. В конце работы нужно проводить контрольные диктанты без звукового анализа.

Прежде чем перейти к диктантам, следует поупражняться в письме по схеме следующим образом.

1) Сосчитать, сколько в предложении слов, и по­ставить столько же черточек.

2) Разделить слова на слоги и поставить столько же черточек.

3) Сосчитать, сколько в слове звуков, и поставить столько же точек.

Лена мыла руки

_____ _____ _____

__ __ __ __ __ __

............

 

Письмо по схеме подводит детей к сознательному письму диктантов и проверке написанного ими дик­танта.

После диктантов ученики переходят к самостоя­тельному письму по картинкам. Предварительно уче­ник составляет рассказ по картинке устно. Этот вид работы обогащает словарь ученика и приучает его к логическому изложению мысли.

Во второй части книги помещен материал для де­тей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию.

Для преодоления затруднений такого порядка мы ввели следующую методику работы:

1) Вырезывание из бумаги смешиваемых пись­менных букв и сравнение их начертания.

2) Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.

3) Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.

4) Списывание и подчеркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.

5) Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.

6) Вписывание этих букв в деформированный текст.

7) Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

 

В конце книги дан материал для преодоления тех форм аграмматизма, которые наиболее часто встреча­ются у детей с поздним развитием речи.

1) Выпадение в предложении союзов и пред­логов.

2) Неумение согласовать слова в предложение, например;

Вова сидит стул.

Мячик лежит диван.

3) Упражнения в употреблении рода и числа.

 

Для выправления этих недостатков приводим большой материал в следующей методической разра­ботке:

1) Списывание и подчеркивание слов с предло­гами.

2) Дописывание предложений словами с предло­гами.

3) Придумывание предложений с указанным предлогом.

4) Вставка нужного предлога в деформированном тексте.

5) Составление предложений с предлогом по кар­тинкам.

6) Чтение и пересказ небольших рассказов, выпи­сывание из текста этих рассказов слов с пред­логами.

7) Упражнения в правильном употребление и числа.

 

В конце книги приложена карта обследования ученика, методические указания и практический материал для проведения обследования.

Эта карта поможет выявить все стороны развития ребенка и те дефекты, над которыми логопеду придется работать для их устранения.

Даются также в приложении карточки-слоги и разрезная азбука.

 

Часть первая

Развитие фонематического слуха

Раздел первый

Устный анализ предложений по словам

 

Задание. Составьте предложения по этим картинкам. (см. листы.)

 

Анализ предложений в два слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Маша мала. Дима играет. Маша упала.

Папа устал. Мама шила. Папа лежит.

Нина спала. Мама читает. Кот спит.

Дома тихо. Настала ночь. Мышки играют.

 

Задание. Укажите первое и второе сло­во в предложении.

Лето прошло. Дует ветер. Листья упали.

Идёт дождь. Наступила осень. Птицы улетают.

 

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Мальчик сидит. Маша играет.

Мама.... Лида....

Кошка.... Миша....

Белка.... Зайка....

Собака.... Рыбка....

 

Задание. Составьте предложения в два слова по данному образцу.

Мальчик пишет. Сима рисует.

… поёт. … читает.

… играет. … прыгает.

… учится. … упала.

 

Задание. Придумайте предложения в два слова.

Анализ предложений в три слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Сима читает книгу. Мама варит суп. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Валя ест кашу. Папа пилит дрова. Маша делает уроки. Девочка моет посуду.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Вот наша школа. Таня читает книгу. Сима рисует дом. Ученик отвечает урок. Петя ловит мяч. Боря рисует яблоко. Наш город большой. Москва — любимый город.

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Юра держит шар.

Юра держит.... Ваня купил.... Женя решил.... Зина собирает.... Витя собирает....

Люба метёт.... Нина кушает.... Собака грызёт....

Таня ловит мячик.

Таня ловит.... Яша бросил.... Папа пишет.... Дедушка пьёт.... Волк унёс....

Корова пьёт.... Лошадь везёт.... Курица снесла....

Задание. Составьте предложения по данному образцу.

Дети пускают лодочки.

... купила книгу.... наряжает куклу.... поймал птичку.... купил рыбок.

... стирает бельё.... шьёт платье.... пошла гулять.... любит мороженое.

Задание. Придумайте предложения в три слова.

Анализ предложений в четыре слова

Задание. Сосчитайте, сколько слов в предложении.

Папа купил Вове лыжи. Мама дала детям чаю. Таня несла ведро воды. Петя купил большой мяч. Ира шила кукле платье. Я читала интересную сказку. Дети нашли много грибов. Миша нашёл гнездо птички. Гнездо птички было пустое.

Задание. Укажите, на каком месте сто­ит каждое из слов предло­жения.

Дети сделали птичкам кормушку. Зима была очень холодная. Коля насыпал птичкам зёрен. Птички жадно клевали зёрна.

Задание. Составьте предложения в че­тыре слова по данному об­разцу.

Мышка очень боится кошки.

Дима хочет быть.... Шура выучил новое.... Лена нарвала много....

Дети пели весёлые.... Дети любят слушать.... Лётчик поднялся очень ….

 

Задание. Составьте предложения в че­тыре слова по данному об­разцу.

Я хорошо выучил урок.

... рано ложусь спать.... подарила Кате куклу.... купила голубую ленту.

... надела красный бант.... купил цветные карандаши.... нарисовала серого зайку.

... слушаю бабушкины сказки.... очень люблю бабушку.

 

Задание. Придумайте предложения в четыре слова.

Раздел второй

СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Задание. Прослушайте эти слова и разделите по слогам, одно­временно хлопая в ладоши.

ма – ма Ма – ша Ле – на

ле – то па – па Ди – на

Зи – на ре – па Бу – сы

ду – бы го – ра ры – ба

Задание. Читайте и разделите слова на слоги.

Лиза Лида Нина
баба мыши мыло
гуси сани мука

 

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги. Напишите эти слова по слуху.

Совы, вата, сани, сало, кино, кони, ноги, маки, Миша, раки, рама, косы.

Задание. Допишите эти слова.

ра.. Са.. ку.. ла.
во.. но.. шу.. Во.
со.. гу.. жу.. Зи.

 

Задание. Придумайте сами слова в два слога.

Игровой материал

 

Задание. Логопед называет первый слог одной из лежащих перед ним картинок, ученик добав­ляет второй слог и указывает названную картинку. Потом ученик называет первый слог по картинке, а логопед до­бавляет второй слог.

Примерные картинки: лодка, слива, замок, гуси.

 

Задание. Логопед или ученик называет первый слог задуманного им слова, остальные ученики по очереди заканчивают это слово.

Образец: Бу-сы. Шу-ра. Зу-бы.

 

Задание. Читайте эти слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши.

И- ра у-сы о-сы

и-ва у-хо О-ля

 

Задание. Прочитайте эти слова и разделите на слоги.

Ура, оса, Аня, имя, Ася, Аля.

 

Задание. Прослушайте эти слова и назовите первый и второй слоги.

Уши, это, бои, ухо, эхо, она.

 

Задание. Напишите эти слова по слуху с разделением на слоги и без разделения.

Мама, Паша, каша, мало, сады, вазы, козы, рама, мыло, рана, бусы, мука, мухи, вата,

сало, баба, Вова, сани, шары, Шура, игры, ухо, усы, осы, ура, куры, лапа, рыба.

 

Слова в один слог

 

Задание. Прочитайте эти слова.

Лес, мох, дом, кол, пол, сор, сын, шар, сом, рак, рот, суп, бок, бык, шум, зал.

 

Задание. Напишите эти слова по слуху.

Лом, сук, сок, сыр, душ, пар, жук, сон, мох, пух, кот, ком, мак, лак, сыр, рис.

Задание. Назовите картинку и скажите, из скольких слогов состоит каждое слово.

Примерные картинки: рак, жук, гусь, мак.

 

Составление слов из слогов

 

РЯ

БО БА

КИ

 

ЗЫ

ВО ДА

ЛЫ

 

СИ

ГУ ЩА

БЫ

 

ША

КА ТЯ

ПА

 

КИ

МА ША

МА

 

РЯ

БУ СЫ

ДУ

 

РЯ

ВА НЯ

ЗА

 

ЛЯ

ГА ГА

НЯ

 

ЖА

КО СЫ

НИ

 

КИ

ЛА ПА

РА

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов.

ТО

ТА

МА НЯ

ПА

ВА

СА

ТО

КО

ПО ЛЯ

О

ЛЁ

МИ

 

ВИ

МИ

ПЕ ТЯ

КА

МО

 

Задание. Прочитайте словаиз этих слогов. Запишите их.

БОР

ЗА ВОД

СОВ

 

ЗЕЛ

КО ВЕР

ТЕЛ

 

ЛАК

КУ СОК

РОК

 

ШАДЬ

ЛО ТОК

КОТЬ

 

ГАЖ

БА ТОН

РАН

 

СЕЛЬ

КИ СЕТ

ТАЙ

 

ТОК

МО РОЗ

ТОР

 

КАТ

ЗА МОК

ЖИМ

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

ви - но, лы, сок, жу, дал, сел

за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил

ки - но, ло, ты, нул, вал, дал

но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи

по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл

ра - ма, на, ки, да, но

шу - ба, ми, ты, тил

со - да, ва, ты, кол, вет

А - ля, ся, ня

и - ва, ду

я - ма, корь

о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут

у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин.

Задание. К данным слогам приставьте второй слог, чтобы получились слова. Запишите их.

па – рад, ром, рус

ша – тёр, лаш, лун

пе – тух, нал, сок, пел, карь

та – нец, бун, бор, зик

ка – пор, лач, ток, мень

мо – лот, роз, ток, тор

са – пог, лат, хар, дик

ве – ник, нок, тер

но – сок, мер, жик

бу – тон, кет, фет

ку – сок, лак, рок

го – рох, лод, лос, ра

 

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их.

тра

дро

сло ва

кан

 

бан

бел

кош ка

бул

 

лип

гор

сан ки

дет

 

гла

гро за

сле

 

май

лей ка

кор

 

мой

бей те

стой

 

клю

лёт

паль чик

маль

 

бан

бин

фан тик

пру

 

Складывание слов из слогов-карточек

(основной материал дан в конце книги в приложении)

 

Задания.

1. Разделите по слуху данное логопедом слово на слоги.

2. Найдите на карточке сначала первый слог, потом второй.

3. Сложите слоги вместе и прочитайте слово.

4. Запишите слово по слогам.

сало -

са ло

соты, сума, сено, сито, сыро, лапа, лото, луна, лыжи, липа, лето, народ, песок, невод, номер, ножик, Тарас, товар, тулуп, тесто, топор, капли, кошка, кукла, кегли, кишки, канва, козлы, кусты, кисти, киска, горшок, башмак, столик, платок, мостик, ключик, кустик, кружок, листик, кувшин, старик, прилёт, хлопок, крючок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.013 с.)