Раздел 1. Предмет психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет психологии



Факультет государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

ВФ РАНХиГС

_________________ И.В. Тушканов

«_____» декабря 2012 г.

 

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки 030300.62 «Психология»

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании совета факультета государственного и муниципального управления

(протокол № _____ от ______ декабря 2012 г.)

 

Декан факультета ГМУ ____________ А.П. Алмосов

 

Волгоград, 2012


 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специ­альности является одним из заключительных этапов подготовки специали­стов. Он проводится согласно графику учебного процесса после предди­пломной практики и имеет целью:

- проверить уровень подготовки выпускника к профессиональной дея­тельности;

- оценить теоретические знания, практические навыки и умения выпуск­ника.

К итоговому междисциплинарному государственному экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе и успешно прошедшие все предше­ствующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

Выпускающая кафедра готовит экзаменационные билеты, включающие вопросы всех разделов для обеспечения комплексного контроля знаний, полученных будущим специалистом за время обучения в Волгоградском филиале РАНХиГС.

Особенность подготовки студентов к итоговому междисциплинарному государственному экзамену состоит в необходимости систематизации большого массива как пройденного материала, так и изменений норм законодательства на базе ранее полученных знаний и практического опыта работы в период прохождения практик.

Подготовка к итоговому междисциплинарному государственному экзамену является самостоятельной работой студента. Для оказания помощи студентам в этой ответственной работе выпускающая кафедра экономики и финансов организует обзорные лекции. Задача обзорных лекций состоит в систематизации ранее полученных студентами знаний и ознакомлении с новыми научными взглядами и изменениями в законодательстве РФ.

Подготовку к сдаче государственного экзамена следует начать с по­вторения вопросов и их осмысления на основе накопленного за годы обучения опыта. Особое внимание необходимо уделить подбору статистического материала, иллюстрирующего практическую реализацию рассматриваемой проблемы.

 

2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен принимает Государственная аттестационная комиссия (ГАК). К началу экзамена должны быть подготовлены:

- приказ о составе государственной аттестационной комиссии;

- программа сдачи государственного экзамена;

- экзаменационные билеты в запечатанном конверте;

- зачетные книжки;

- список студентов, сдающих экзамен в соответствующий день;

- бланки протоколов сдачи экзамена;

- чистая бумага со штампом факультета ГМУ ФГБОУ ВПО РАНХиГС Волгоградский филиал;

- ведомость для оценки ответов по 100-балльной и 5-балльной шкале.

Место проведения экзамена. Экзамен проводится в специально подготовленной аудитории, в которой оборудованы места для экзаменационной комиссии, секретаря комиссии и индивидуальные места студентов для подготовки ответов.

Комиссия создает на экзамене торжественную, доброжелательную и деловую обстановку.

Экзамен проводится в устной форме. Студентам рекомендуется под­готовить свои ответы по экзаменационному билету в письменной форме. Запись ответов на вопросы экзаменационного билета делается на специ­альных проштампованных листах, выданных секретарем экзаменационной комиссии. Записи ответов рекомендуется делать кратко. Слишком подробные записи ответов нежелательны. В них трудно ориентироваться при ответе, есть опасность упустить главные положения, излишне детализировать несущественные аспекты вопроса, затянуть ответ. В конечном итоге это может привести к снижению качества ответа и, соответственно, уровня экзаменационной оценки.

Процедура проведения экзамена состоит из трех этапов:

1. Начало экзамена

2. Заслушивание ответов

3. Подведение итогов экзамена и их оглашение.

1. Начало экзамена.

Перед началом экзамена студенты — выпускники приглашаются в аудиторию. Председатель знакомит присутствующих с приказом о создании ГАК (зачитывает его) и представляет состав ГАК персонально. Затем вскрывается конверт с экзаменационными билетами, проверяется их коли­чество. Все экзаменационные билеты раскладываются на столе.

Выпускникам напоминают общие рекомендации по подготовке ответов, устному ответу по вопросам билета, а также по ответам на дополнительные вопросы.

В аудитории остаются пять — шесть выпускников, остальные поки­дают аудиторию. Студенты берут билет, называют его номер и занимают индивидуальное место за столами для подготовки ответов.

2. Заслушивание ответов.

Студент, подготовившись к ответу, информирует секретаря о готов­ности и садится за экзаменационный стол. В это время секретарь ГАК при­глашает в аудиторию следующего студента.

Для ответа каждому студенту отводится примерно 45 минут. Воз­можны следующие варианты заслушивания ответов:

1. студент раскрывает содержание одного вопроса билета, и ему сразу предлагают ответить на уточняющие или дополнительные вопросы;

2. студент отвечает на все вопросы билета, а затем по ним задаются уточняющие и дополнительные вопросы. Как правило, дополни­тельные вопросы тесно связаны с основными вопросами билета.

Право выбора порядка ответа предоставляется выпускнику. Комиссия дает возможность студенту дать полный ответ по всем вопросам билета.

В некоторых случаях по инициативе председателя ГАК, заместителя председателя или членов комиссии (или в результате их согласованного решения) ответ студента может быть тактично приостановлен. При этом дается краткое, но убедительное пояснение причины: ответ явно не по су­ществу вопроса, ответ слишком детализирован, студент допускает явную ошибку в изложении нормативных актов, статистических данных; студент грамотно и полно изложил основное содержание вопроса, но продолжает его развивать. Если ответ остановлен по первой причине, то студенту предлагается перестроить содержание излагаемой информации сразу же или после ответа на другие вопросы билета.

Заслушивая ответы всех студентов, члены комиссии проставляют со­ответствующие баллы в ведомости по 100-балльной системе. После того, как заслушаны ответы всех студентов, Государственная аттестационная комиссия под руководством Председателя проводит обсуждение ответов студентов и выставляет оценки по 5-балльной системе. По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно соответствовать мнению большинства членов ГАК. Члены комиссии имеют право на особое мнение в оценке ответа отдельных студентов. В этом случае оно должно быть мотивировано и записано в протокол.

Члены ГАК также дают оценку общего уровня теоретических знаний и практических навыков студентов, выделяются наиболее грамотные ком­петентные ответы.

Оценки каждого студента заносятся в протоколы и зачетные книжки. Члены ГАК подписывают эти документы.

Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.

Студент, не сдавший итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности, допускается к нему повторно один раз. Срок повторной сдачи устанавливает директор Волгоградского филиала РАНХиГС по согласованию с председателем ГАК в период очередной сессии ГАК.

Студент, имеющий неудовлетворительную оценку по итоговому междисциплинарному государственному экзамену, не допускается к следующему виду аттестационных испытаний — защите квалификационной работы.

3.Подведение итогов сдачи экзамена за соответствующий день.

Все студенты, сдававшие экзамен в соответствующий день, пригла­шаются в аудиторию, где работает ГАК.

Председатель ГАК сообщает, что в результате обсуждения и совещания оценки выставлены, и оглашает их. Отмечает лучших студентов, вы­сказывает общие замечания. Обращается к студентам, нет ли не согласных с решением ГАК по оценке ответа. В случае устного заявления студента о занижении оценки его ответа, с ним проводится собеседование в присутствии комиссии. Целью этого собеседования является разъяснение качества ответов и обоснование итоговой оценки.

В заключении Председатель комиссии поздравляет студентов со сдачей итогового междисциплинарного государственного экзамена.

4.Подведение итогов работы ГАК.

По завершении итогового междисциплинарного государственного экзамена председатель ГАК готовит письменный отчет, в котором приводится статистика о количестве студентов, сдавших экзамен, отмечается уровень знаний студентов и делаются предложения кафедрам по совершенствованию отдельных дисциплин.

 

3. оцениваемые знания, навыки, умения и критерии оценки знаний выпускника

ОЦЕНИВАЕМЫЕ знания, навыки и умения ВЫПУСКНИКА

 

Выпускник должен проявить в процессе ответа на экзамене и защиты выпускной квалификационной работы следующие знаниями, навыками и умениями:

владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей.

реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала);

осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий;

выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях;

ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности;

применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

проведение стандартного прикладного исследования в определённой области психологии;

анализ форм взаимодействия в трудовых коллективах;

проведение работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКА

 

При определении оценки качества знаний, уровня сформированности умений и навыков студентов государственная аттестационная комиссия руководствуется следующими критериями:

- оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по специальности; умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий изученных дисциплин и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему все задания, предусмотренные программой;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему полное знание учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена; усвоившему основную литературу по специальности; успешно выполнившему все задания, предусмотренные программой;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена, в объеме, необходимом для дальнейшей работы по специальности; знающему основную литературу по специальности; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные программой, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий и обладающему необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения в дальнейшей работе по специальности;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой междисциплинарного государственного экзамена, не выполнившему отдельные задания, а также допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий, предусмотренных программой; не обладающему необходимыми знаниями для их самостоятельного устранения в дальнейшей работе по специальности.

4. Программа государственного междисциплинарного экзамена

Самосознание личности

Понятие о самосознании личности и его функциях. Проблема возникновения самосознания. Самосознание и «образ Я». Структура «образа Я»: эмоциональный, когнитивный аспекты. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Когнитивная сложность самосознания. Феноменология самосознания: представление о себе, внутренний диалог, личностная рефлексия.

Самооценка в структуре самосознания. Виды самооценки. Психологические механизмы и условия формирования адекватной самооценки. Методы исследования самооценки.

Потребность в самоуважении как мотив сохранения и изменения «Я-концепции». Механизмы психологической защиты «Я-образа». Виды защит в классическом психоанализе: вытеснение, проекция, рационализация, регрессия и др. Характеристика защит в гештальттерапии: проекция, интроекция, ретрофлексия.

 

Бессознательное и сознательное структуре личности. Основные понятия и направления психоанализа

Классический психоанализ З. Фрейда. Методы выявления бессознательных аффективных комплексов. Учение Фрейда о бессознательном. Трактовки бессознательного, его содержания и функций К.Г. Юнгом. Примат сознания в эго-психологии. Индивидуальная психология А. Адлера. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Эпигенетическая модель жизненного цикла Э. Эриксона.

 

Категория деятельности, деятельностный подход в психологии

Социальность, предметность и сознательность как характеристики человеческой деятельности. Предметность как конституирующая характеристика деятельности.

Деятельностный подход в психологии: деятельность как предмет исследования, деятельность как объяснительный принцип. Понятие деятельности. Виды деятельности. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельности. Характеристики деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Структура деятельности. Потребность как источник активности. Мотив, его функции. Цели и мотивы. Значение и личностный смысл. Предметное действие как единица анализа деятельности в теории А.Н. Леонтьева. Развитие деятельности. Механизмы развития: сдвиг мотива на цель и др. Навыки, умения и привычки. Внешняя и внутренняя деятельность.

 

Формы переживания чувств

Чувства и их связь с мотивами и чертами личности. Формы переживания чувств. Ситуативные эмоции как внутренний регулятор деятельности. Аффекты, их биологическое и психологическое значение. Структура и динамика аффекта. Настроения. Отличие настроения от других психологических образований. Страсть как доминирующее эмоциональное переживание. Понятие о стрессе. Основные стадии стресса по Г. Селье. Эмоциональность как индивидуально-своеобразная характеристика личности. Методы изучения эмоциональности. Возможные нарушения в эмоциональной сфере личности. Тревожность, ее виды.

 

Воображение

Природа воображения. Воображение и память. Виды воображения: активное, пассивное, воссоздающее и творческое. Функции воображения - активизация наглядно - образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. и его развитие.

Воображение и творчество. Ассимметрия функций правого и левого полушарий и два вида творческой фантазии. «Техники» воображения. Воображение и личность. Отражение особенностей личности и психологического состояния в продуктах творческого воображения.

Воображение и органические процессы. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состояния. Идеомоторный акт.

 

Память

Общие представления о памяти. Общественно-историческая природа памяти человека. Познавательные процессы и память. Память и личность. Донаучный этап изучения памяти. Исследование памяти в первой психологической лаборатории В. Вундта. Ассоциативная теория памяти. Социальная теория памяти. Гештальтпсихология о феноменах памяти. Специфика изучения памяти в психоанализе. Понимание памяти в бихевиоризме. Деятельностная концепция памяти. Методы изучения мнемической функции у человека. Ассоциация как метод измерения памяти человека. Мнемотехнические приемы. Характеристика основных процессов памяти. Развитие памяти.

 

Речь

Значение речи в жизни человека. Речь как предмет междисциплинарного изучения. Специфика изучения речи в психологии и психолингвистике.

Проблема отличия речи от языка. Значение и смысл. Проблема языка и сознания.

Проблема речевого развития. Становление речи и усвоение языка ребенка. Развитие устной речи. Предыстория письменной речи. Условия и особенности письменной речи.

Психологические исследования речи. Исследование речи методом наблюдения. Общая характеристика порождения речи как процесса перехода от речевой интенции к доступному для понимания тексту. Проблема речевого мышления. Неразрывная связь речи и мышления. Общее и раздельное в развитии речи и мышления.

Структура и развития группы

Структура группы. Групповые роли и позиции участников, их изменение и причины изменения. Значение параметров успеха и неуспеха в развитии совместной деятельности группы. Значение изменения межгрупповых отношений для понимания психологических характеристик групп. Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы. Типы межличностного взаимодействия в группе. Проблемы психологического климата в группе.

Диагностика социально-психологического климата малой группы. Приметы благоприятного психологического климата группы. Признаки его ухудшения. Роль психолога и педагога в становлении психологического климата коллектива.

 

Механизмы групповой динамики

Понятие групповой динамики. Феномен группового давления. Конформность. Групповые решения: сдвиг риска и групповая поляризация.

Групповая динамика: исследования, методы, процессы. Теория поля К. Левина. Феномен группового давления. Конформизм: понятие, основные исследования (М. Шериф, С. Аш, С. Милграм и др.). Факторы конформного поведения. Типы конформного поведения. Теории конформности (М. Дойч, Х. Джерард). Модель социального взаимодействия С. Московичи. Процесс принятия группового решения, его феноменология (социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация и др.). Феномен групповой поляризации, экспериментальные исследования. Теории групповой поляризации: информационная, нормативная. Исследование Дж. Стонера: «сдвиг к риску» групповых решений.

 

Педагогическая психология.

Содержание и специфика педагогической задачи в психологическом образовании. Типы педагогических задач: стратегические, тактические, дидактические, воспитательные, развивающие.

Предмет педагогической психологии, ее место в системе смежных наук. Психология обучения, психология воспитания, психология профессиональной педагогической деятельности.

Основные теории обучения. Ассоцианизм и теория приемов умственной деятельности Н.А. Менчинской и П.А. Шеварева. Бихевиоризм и теория программированного обучения Б.Ф. Скиннера.

Влияние идей Л.С. Выготского на становление отечественной традиции развивающего обучения. Дидактические принципы и методическая реализация системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Проект «Школа диалога культур» В.С. Библера.

«Педагогическая психология воспитания» О.В. Лишина.

Психологические проблемы профессиональной деятельности педагога.

 

Психодиагностика.

Психокоррекция.

Принципы психодрамы. Нормы психодраматической группы. Основные понятия психодрамы: протагонист, режиссер, ролевая игра, спонтанность, действие, креативность.

Возможности психодраматических техник. Принципы психодрамы. Нормы психодраматической группы. Основные понятия психодрамы: протагонист, режиссер, ролевая игра, спонтанность, действие, креативность. Основные процедуры психодрамы: импровизационная игра, ролевая игра, ситуационная игра. Приемы подготовки протагониста к работе. Инструменты психодрамы: сцена, ведущий (директор), протагонист, партнеры или вспомогательные Я, группа.

Ответственность ведущего (директора) и его роль в работе психодраматической группы.

Фазы психодраматической сессии. Разогрев. Фаза действия. Сопротивление протагониста и поведение директора. Направления движения драмы. Фаза обсуждения. Идентификационная обратная связь. Ролевая обратная связь. Шеринг, процесс-анализ.

Основные психодраматические техники: монолог, двойник, зеркало, обмен ролями, реплики в сторону, техника пустого стула. Дублирование: функции дубля, виды дубля (опережающий, синхронный, присоединяющийся к сопротивлению). Динамика обмена ролями. Вспомогательные психодраматические техники: самопрезентация, «волшебный магазин», «детская комната», «неоконченный разговор», «окно», «картина». Техника «социального атома».

 

Психология конфликта.

Предмет, задачи и методы психологии конфликта. Содержание научного и обыденного понятия конфликта. Психологическая классификация видов конфликтных явлений. Признаки конфликта.

Предмет, задачи и методы психологии конфликта. Содержание научного и обыденного понятия конфликта. Классификация видов конфликтных явлений. Признаки конфликта.

Внутриличностные конфликты и подходы к их изучению (психоаналитический, гуманистический, когнитивный, бихевиоральный, интеракционизм, логотерапия). Основные виды внутриличностных конфликтов. Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутренние и внешние противоречия личности, их взаимосвязь. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления. Генезис внутрличностного конфликта. Особенности переживания внутрличностного конфликта. Последствия внутрличностного конфликта: конструктивные и деструктивные последствия. Роль конфликта в формирование и развитии личности.

Межличностные конфликты. Структурная и социально-психологическая типология межличностного восприятия. Транзакционный анализ. Межличностная перцепция. Идентификация. Децентрация. Эмпатия. Механизмы межличностной манипуляции. Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов и их типологизация. Социально-психологическое противостояние индивидов. Способы разрешения межличностных конфликтов. Служебные конфликты. Конфликты «по вертикали», их причины, предупреждение.

Понятие межгруппового и внутригруппового конфликта. Мотивационный подход, ситуационный поход, эксперимент М. Шерифа, «реалистическая теория конфликта», когнитивный подход. Исследования развития групп. Причины возникновения межгрупповых конфликтов и их классификация. Основные способы разрешения групповых конфликтов. Функции внутригруппового конфликта. Последствия конфликта в группе.

 

Психологическое консультирование как вид психологической помощи. Консультирование как вид профессиональной деятельности. Модели консультирования. Области психологического консультирования. Виды психологического консультирования.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: «МГУ», 1983. - 144 с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 376 с.

4. Асмолов А.Г. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. – М.: МГУ, 1977. – С. 143-163

5. Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки. - М., 1975. - №1. - С. 10-24

6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М.: «Смысл», 2002. - 480 с.

7. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения Этнические стереотипы поведения. - 1985. - № 2. - С. 7-21

8. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка. – М.: НПО «МОДЭК», 2000. – 203 с.

9. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник / Галина Васильевна Бороздина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 293, [1] с. - (Высшее образование).

10. Волков Б., Волкова Н. Практические вопросы детской психологии. – СПб., 2010.

11. Горьковая И. А. Реализация модуля «технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситауциях» / И. А. Горьковая, А. А. Баканова // Вопросы психологии. – 2011. - № 2. – С. 59-68.

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: «Питер», 2011. - 320 с.
  2. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб., Питер. -2002.-1024 с
  3. Клиническая психология: Учебник для вузов. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2010.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2011.

17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 548 с.

18. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник / Валентина Михайловна Маслова. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 488 с.

  1. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. – СПб., 2011.

20. Нуркова В. В. Психология: учебник / Вероника Валерьевна Нуркова, Наталия Борисовна Березанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с. - (Основы наук).

21. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.

22. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.

23. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология – СПб.: «Речь», 2002. – 519 с.

24. Почебут Л.Г., Чикер В.А.Организационная и социальная психология. – СПб., 2011г.

25. Прангишвили А.С. Исследование по психологии установки. – Тбилиси: Мецниереба, 1967. – 203 с.

26. Психология труда: учебник / под ред. А. В. Карпова. - 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 350 с. - (Основы наук).

27. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - 463 с. - (Учебник для вузов).

28. Романов В. В. Юридическая психология: учебник / Владимир Владимирович Романов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 525 с.: ил. - (Основы наук).

29. Семенов А.В. Социальные представления как способ познания. - Актуальные проблемы психологии и педагогики: межвузовский сборник научных работ. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2005. - С.139-151

30. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности. – М.: «Смысл», 2008. – 172 с.

31. Сонин В.А., Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2004 г. – 408 с.

32. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 270 с.

33. Узнадзе Д.Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

34. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход. – Ставрополь, 1999. – 386 с.

35. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 1999. – 448 с.

36. Шнейдер Л. Б. Экспериментальная психология: учеб. пособие для вузов / Лидия Бернгардовна Шнейдер. - М.: Акад. Проект, 2007. - 298 с. - (Gaudeamus).

37. Юнг К.Символическая жизнь. – СПб., 2011.

38. Юнда А. В. Профессиональная коммуникация психолога-эксперта: учеб.-метод. пособие / Анастасия Васильевна Юнда; М-во образования и науки РФ; ФГОУ ВПО "Волгогр. акад. гос. службы". - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - 147 с.

 

Дополнительная литература

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М., 1990.
  2. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  4. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива / Отв. ред. М.Г.Ярошевский. - М., 1987.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. – М., 1995.
  6. Берн Э. Трансактный анализ в группе: Пер. с англ. – М., 1994.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986.
  8. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
  9. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 1994.
  10. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М.,1998.
  11. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.
  12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998.
  13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  14. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону, 1996.
  15. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека: В 4-х томах. – М., 2001.
  16. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология / Пер. с англ. – СПб., 2001.
  17. Донцов А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М. 1984.
  18. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.
  19. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М., 1998.
  20. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. - СПб., 2000.
  21. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - Самара, 2000.
  22. Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб., 2010.
  23. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М., 2003.
  24. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
  25. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений.. – СПб., 2010.
  26. Ильин Е. П.. Пол и гендер. – СПб., 2010.
  27. Клиническая психология: Учебник для вузов. Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб., 2010.
  28. Кон И.С. Социологическая психология. – М., 1999.
  29. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев, 1982.
  30. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб., 2002.
  31. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М., 1997.
  32. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с франц. – М., 1996.
  33. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с франц. - М., 1998.
  34. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е мзд. -М., 2000.
  35. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В.Е.Семенова – М., 1983.
  36. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., 1984.
  37. Олпорт Г. Становление личности: Избр. труды / Пер. с англ. – М., 2002.
  38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
  39. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М., 1992.
  40. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М., 1979.
  41. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - 463 с. - (Учебник для вузов).
  42. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  43. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с франц. - М., 1988.
  44. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. – Л., 1979.
  45. Свенцицкий А. Социальная психология управления.- Л., 1986.
  46. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. – Л., 1988.
  47. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. - М., 1994.
  48. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. – М., 1992.
  49. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1979.
  50. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Л.Свенцицкий. – СПб., 2000.
  51. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. - М., 1999.
  52. Социальная психология: Саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. – М., 1995.
  53. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. – СПб., 2010 г., 320 стр.
  54. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.
  55. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. 2-е изд. – М., 2001.
  56. Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб., 1999.
  57. Чхартишвили, Ш.Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971. – 273 с.
  58. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск.. - М., 1996.
  59. Щербатых Ю., Туровский Я.. Анатомия центральной нервной системы для психологов: Учебное пособие. – СПб., 2010 г.
  60. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб., 2001.
  61. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – Самара, 1995.

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

ВФ РАНХиГС

_________________ И.В. Тушканов

«_____» декабря 2012 г.

 

 

ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки 030300.62 «Психология»

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании совета факультета государственного и муниципального управления

(протокол № _____ от ______ декабря 2012 г.)

 

Декан факультета ГМУ ____________ А.П. Алмосов

 

Волгоград, 2012


 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.236 с.)