Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы педагогической практикиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 этап – подготовительный ü участие студента в установочной конференции по практике; ü изучение программы педагогическойпрактики; ü знакомство с руководителем учреждения, психологами, преподавателями психологии, работающими на базе практики; ü закрепление консультанта от учреждения; ü изучение основной документации учреждения; ü разработка индивидуального плана работы на педагогическойпрактике, согласование его с консультантом от учреждения и кафедральным руководителем. 2 этап – деятельностный ü выполнение заданий, включенных в программу педагогической практики. Задания выполняются в определенном программой объеме в соответствии с возможностями и особенностями учреждения; ü разработка и апробация педагогических технологий, форм и методов преподавания психологических дисциплин; ü изучение научной и учебно-методической литературы в рамках подготовки и проведения занятий по психологии; ü работа в соответствии с годовым планом психолога данного учреждения и учетом реальных потребностей базы практики; ü рефлексия собственного опыта педагогической и практической деятельности; ü ежедневное оформление дневника прохождения педагогическойпрактики. 3 этап – заключительный ü оформление отчетной документации о выполнении индивидуального плана педагогическойпрактики студентом и ее представление на кафедру психологии; ü участие практиканта в итоговой конференции по практике (представление творческих отчетов может проходить с использованием фото-, киноматериалов, демонстрацией разработок, подготовленных и использованных в процессе практической педагогической деятельности). 4. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Программой предусматривается выполнение каждым студентом практических заданий, взаимосвязанных друг с другом. Данные задания представляют собой анализ учебной и педагогической деятельности и своего рода этапы развернутой методической подготовки к проведению, анализу и контролю результативности аудиторного занятия по психологии с разными категориями слушателей (учащиеся, студенты и др.). Разработка и проведение аудиторных занятий (урок, лекция, беседа и пр.) является этапом практической реализации изученных дидактических положений и закономерностей организации учебного процесса. В этот период педагогической практики студенты изучают: 1) особенности учебной деятельности учащихся и педагога и ее психологический анализ; 2) психологические и методические особенности построения внеклассных занятий; 3) коллектив класса (группы) с анализом сложившейся в группе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива; 4) психологические особенности возникновения, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Тема 1. Установочная конференция по практике Задание 1. Участие в установочной конференции. Указания по выполнению задания: ознакомиться с программой педагогической практики. Принять участие в установочной конференции. Представление результатов: внести в дневник по практике сведения об участии в установочной конференции. Явка студента на установочную конференцию строго обязательна. Тема 2. Адаптация студента-практиканта в системе учреждения Задание 2. Знакомство с базой практики, консультантом от учреждения Указания по выполнению задания: ознакомиться с Положением Представление результатов: внести в дневник по практике основные сведения об учреждении. Задание 3. Составление индивидуального плана прохождения практики Указания по выполнению задания: индивидуальный план составляется студентом под контролем консультанта от учреждения (согласование подтверждается его подписью) и кафедрального руководителя (см. приложение 1). План по практике должен включать в себя все задания, вынесенные на педагогическую практику применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику. Представление результатов: индивидуальный план утверждается в первые два дня прохождения практики консультантом от учреждения и кафедральным руководителем, включается в отчетные материалы по практике.
Задание 4. Знакомство с документацией психолога (педагога-психолога) Указания по выполнению задания: необходимо ознакомиться с функциональными обязанностями специалиста, с документацией, отражающей все уровни планирования его педагогического труда, а также осуществить подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. Представление результатов: анализ работы отразить в дневниковых записях. В приложении к отчету привести функциональные обязанности специалиста.
Тема 3. Анализ деятельности участников образовательного процесса Задание 5. Анализ деятельности учащихся на занятии Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся по предложенной схеме (см. приложение 12). Указания по выполнению задания: работу над заданием следует начинать с выбора занятия. Целесообразно взять такое занятие, в котором представлены и обучающий, и воспитывающий моменты, ярко выражена деятельность учащихся и педагога. При этом следует заранее узнать у учителя цели и задачи занятия, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого материала. Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность педагога и учащихся, обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру поведения детей, их позу, мимику, речь, темп выполнения заданий и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. Используя свой конспект, студент проводит психологический анализ деятельности учащихся на занятии. Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозаписи (конспекты) занятий и их психологический анализ включить в отчетные материалы по педагогической практике в качестве приложений.
Задание 6. Анализ деятельности педагога на занятии Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ деятельности педагога по предложенному ниже плану. Указания по выполнению задания: Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие, в ходе которого следует фиксировать деятельность педагога (воспитателя), обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру его поведения, позу, мимику, речь, темп работы и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. План наблюдения. 1. Манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика. 2. В какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся. 3. Были ли случаи нарушения детьми дисциплины на занятии, поведение учителя в этом случае. 4. Культура речи учителя; работа над культурой речи у учащихся. 5. Наличие контакта между учителем и учащимися. 6. Умение мотивировать поставленные оценки. 7. Характеристика занятия с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя. Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозапись (конспект) занятия и психологический анализ деятельности педагога включить в отчетные материалы в качестве приложений.
Задание 7. Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога Ход выполнения задания: при выполнении данного задания следует зафиксировать с помощью предлагаемой схемы (см. приложение 13) формы и виды оценочных воздействий педагога (воспитателя) в процессе проведения им двух разных уроков (занятий, мероприятий и т.п.). Указания по выполнению задания: целью задания является выявление репертуара и частоты оценочных воздействий педагога в процессе руководства им учебно-воспитательной деятельностью детей. Каждое проявление конкретного воздействия отмечается знаком «+». В конце наблюдения следует охарактеризовать репертуар и частоту оценочных воздействий педагога на каждом из посещенных занятий. Кроме того, при анализе занятий рекомендуется ответить на следующие вопросы. 1. Рождала ли педагогическая оценка данного преподавателя (воспитателя и пр.) желание у детей выполнить деятельность лучше, являлась ли она стимулирующей? 2. Выполняла ли педагогическая оценка преподавателя (воспитателя и пр.) ориентирующую функцию?Были ли указаны, предложены детям доступные им пути, средства для достижения более высоких результатов в их деятельности? 3. Не являлась ли оценка педагога угнетающей? 4. Чем вы можетеобъяснить различие (если оно имеется) в оценочной деятельности педагога на разный занятиях? Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента. В качестве приложений в отчетные материалы следует включить: - заполненную схему наблюдения за оценочными воздействиями педагога на двух уроках/занятиях (см. приложение 13), - письменный анализ оценочных воздействий педагога на основе заполненной схемы.
Задание 8. Внеклассное мероприятие по психологии и его анализ Ход выполнения задания: 1. Провести внеклассное мероприятие по психологии (для любой категории слушателей). 2. Провести самоанализ внеклассного мероприятия. 3. Посетить и проанализировать внеклассное мероприятие, проведенное студентами-практикантами (или другими преподавателями). Указания по выполнению задания: при подготовке к проведению внеклассного мероприятия по психологии и его анализу придерживайтесь следующего примерного плана. 1. Общие сведения: - дата, - школа, - класс. 2. Название и форма внеклассного мероприятия: - тема, - воспитательная, развивающая и познавательные задачи; - актуальность и мотивированность мероприятия (в связи с чем проводится, соответствует ли интересам детей, общей системе учебно-воспитательной работы). 3. Методика подготовки мероприятия, его этапы, организаторы и исполнители, роль детского актива и педагогов. 4. Структура и организация мероприятия. Основные этапы. 5. Содержание и методика проведения: - целенаправленность, соответствие содержания воспитательным задачам, связь с современностью; - основные методы и приемы проведения воспитательного занятия; - коллективная и воспитательная работа учащихся. 6. Список литературы, используемой при подготовке воспитательного мероприятия. Более подробная информация и рекомендации по проведению лекций и бесед по психологии находится в приложениях 8 и 9. Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях. В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить: - разработанный по предложенной форме конспект внеклассного занятия по психологии, утвержденный консультантом от учреждения (см. выше), - письменный самоанализ проведенного занятия, - письменный анализ посещенного внеклассного занятия. Задание 9. Изучение детского коллектива (школьного класса, группы детей и пр.) Ход выполнения задания: 1. Провести изучение детского коллектива (класс, отряд, члены кружка и т.п.) по предложенной схеме. 2. Проанализировать сложившуюся в группе воспитательную ситуацию. 3. Разработать систему средств развития данного коллектива и личности в нем. Указания по выполнению задания: при изучении детского коллектива и анализе сложившейся в нем воспитательной ситуации придерживайтесь следующего примерного плана. 1. Общие сведения о детском коллективе (класс/отряд/группа; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; возрастной состав группы). 2. Социометрическая структура группы. 3. Внутригрупповая дифференциация группы: • лидеры, их особенности; • изолированные ученики, их особенности; • микрогруппы и пр. 4. Уровень развития группы как коллектива: • направленность активности группы; • организационное единство группы; • психологический климат; • эмоционально-волевое единство. 5. Особенности общения в группе. 6. Влияние социальной среды в учреждении на личность ребенка, его деятельность (учебу). Рекомендуемые методики: наблюдение (например, схема наблюдения Р. Бейлса, схема наблюдения М. Робера-Ф.Тильмана и др.), беседа, социометрия, референтометрия, аутосоциометрия, методика изучения ЦОЕ, методики по изучению психологического климата коллектива и др. Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях. В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить: - первичный эмпирический материал и результаты его обработки, - характеристика детского коллектива по предложенной схеме, включающей анализ сложившейся в группе воспитательной ситуации и разработанную систему средств развития данного коллектива.
Задание 10. Изучение причин, особенностей возникновения, Ход выполнения задания: 1. Провести наблюдение и описать 2-3 конфликтные ситуации, возникшие в детском коллективе либо в педагогическом процессе, по предложенному ниже плану. 2. Составить учебные задачи и вопросы к ним так, чтобы они отражали теоретический материал возрастной, педагогической или социальной психологии и были связаны с описанными конфликтными ситуациями. Указания по выполнению задания: при изучении и анализе конфликтных ситуаций придерживайтесь следующего примерного плана. 1. Описание конфликтной ситуации. 2. Причины конфликта. Причинами возникающих конфликтов в детских коллективах и педагогическом процессе могут выступать: а) недостатки в организации учебно-воспитательной работы; б) неблагоприятные условия работы; в) отсутствие педагогического такта у учителя, неумение распределять задания, неправильное использование системы побуждений, неправильное оценивание, неумение понять психологическое состояние ребенка; г) нарушение внутригрупповых норм поведения, противоречие интересов, желаний, потребностей детей, их социальных функций и др.; д) личностные характеристики отдельных учащихся, их специфические особенности поведения, отношение к учебе, группе, черты характера и др. 3. Протекание конфликта. а) в чем состоит расхождение взглядов участников конфликта, его причины; б) какие действия неприемлемы для каждой из сторон; в) поведение участников конфликта: - стремление обострить или разрешить конфликт; - разрешить конфликт самостоятельно, с помощью других и т.д.; г) кто является свидетелем конфликта и их поведение: поддержка, осуждение, стремление помочь в обострении или разрешении конфликтной ситуации и т.д.; д) завершение конфликта: разрешение, компромисс, перевод в скрытую форму и др.; 4. Анализ конфликта и способов его разрешения. Проанализируйте: - как конфликтующие стороны видят проблему? - в каких вопросах есть взаимопонимание, а в каких – нет? - каковы возможные пути выхода из данного конфликта? - соответствовало ли поведение каждого из участников конфликта сложившейся ситуации? Какие действия были правильными, а какие – неправильными? - какой из способов разрешения конфликтов вызовет большее чувство удовлетворения у его участников? 5. Предупреждение возникновения подобных конфликтов. Разработайте и предложите систему мероприятий, способствующей предупреждению подобной конфликтной ситуации в будущем. Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях. В качестве приложений в отчетные материалы включаются: - описание и анализ 2-3 конфликтных ситуаций по предложенному выше плану, - самостоятельно составленные учебные задачи и вопросы к ним, связанные с описанными конфликтными ситуациями.
Тема 4. Работа в соответствии с годовым планом учреждения Задание 11. Работа в сотрудничестве с консультантом от учреждения Указания по выполнению задания: данное задание предполагает работу студента-практиканта в сотрудничестве с консультантом от учреждения по его рабочему плану. Это осуществляется с целью накопления студентом практических навыков взаимодействия с разными категориями клиентов, учащихся и т.д. Представление результатов: деятельность по выполнению задания отражается в дневниковых записях в соответствии с индивидуальным планом работы студента-практиканта. В качестве приложений в отчет могут включаться дополнительные материалы, свидетельствующие о проведенной студентом работе. Задание 12. Проведение профориентационного мероприятия Указания по выполнению задания: данное задание предполагает составление плана профориентационного мероприятия в старших классах школы и его проведение. Представление результатов: деятельность по выполнению задания отражается в дневниковых записях в соответствии с индивидуальным планом работы студента-практиканта. В качестве приложений в отчет включается план-конспект профориентационного мероприятия, утвержденное консультантом от учреждения и кафедральным руководителем практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.6.41 (0.014 с.) |