Этапы педагогической практики 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы педагогической практики



1 этап подготовительный

ü участие студента в установочной конференции по практике;

ü изучение программы педагогическойпрактики;

ü знакомство с руководителем учреждения, психологами, преподавателями психологии, работающими на базе практики;

ü закрепление консультанта от учреждения;

ü изучение основной документации учреждения;

ü разработка индивидуального плана работы на педагогическойпрактике, согласование его с консультантом от учреждения и кафедральным руководителем.

2 этап деятельностный

ü выполнение заданий, включенных в программу педагогической практики. Задания выполняются в определенном программой объеме в соответствии с возможностями и особенностями учреждения;

ü разработка и апробация педагогических технологий, форм и методов преподавания психологических дисциплин;

ü изучение научной и учебно-методической литературы в рамках подготовки и проведения занятий по психологии;

ü работа в соответствии с годовым планом психолога данного учреждения и учетом реальных потребностей базы практики;

ü рефлексия собственного опыта педагогической и практической деятельности;

ü ежедневное оформление дневника прохождения педагогическойпрактики.

3 этапзаключительный

ü оформление отчетной документации о выполнении индивидуального плана педагогическойпрактики студентом и ее представление на кафедру психологии;

ü участие практиканта в итоговой конференции по практике (представление творческих отчетов может проходить с использованием фото-, киноматериалов, демонстрацией разработок, подготовленных и использованных в процессе практической педагогической деятельности).

4. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Программой предусматривается выполнение каждым студентом практических заданий, взаимосвязанных друг с другом. Данные задания представляют собой анализ учебной и педагогической деятельности и своего рода этапы развернутой методической подготовки к проведению, анализу и контролю результативности аудиторного занятия по психологии с разными категориями слушателей (учащиеся, студенты и др.). Разработка и проведение аудиторных занятий (урок, лекция, беседа и пр.) является этапом практической реализации изученных дидактических положений и закономерностей организации учебного процесса.

В этот период педагогической практики студенты изучают:

1) особенности учебной деятельности учащихся и педагога и ее психологический анализ;

2) психологические и методические особенности построения внеклассных занятий;

3) коллектив класса (группы) с анализом сложившейся в группе воспитательной ситуации и проектированием средств развития личности и коллектива;

4) психологические особенности возникновения, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций в педагогическом процессе.

Тема 1. Установочная конференция по практике

Задание 1. Участие в установочной конференции.

Указания по выполнению задания: ознакомиться с программой педагогической практики. Принять участие в установочной конференции.

Представление результатов: внести в дневник по практике сведения об участии в установочной конференции.

Явка студента на установочную конференцию строго обязательна.

Тема 2. Адаптация студента-практиканта в системе учреждения

Задание 2. Знакомство с базой практики, консультантом от учреждения

Указания по выполнению задания: ознакомиться с Положением
(Уставом) и другими основными документами, которые регламентируют деятельность данного учреждения (цель, основные задачи учреждения, организационная структура и пр.).

Представление результатов: внести в дневник по практике основные сведения об учреждении.

Задание 3. Составление индивидуального плана прохождения практики

Указания по выполнению задания:индивидуальный план составляется студентом под контролем консультанта от учреждения (согласование подтверждается его подписью) и кафедрального руководителя (см. приложение 1).

План по практике должен включать в себя все задания, вынесенные на педагогическую практику применительно к конкретным условиям учреждения, в котором студент проходит практику.

Представление результатов: индивидуальный план утверждается в первые два дня прохождения практики консультантом от учреждения и кафедральным руководителем, включается в отчетные материалы по практике.

 

 

Задание 4. Знакомство с документацией психолога (педагога-психолога)

Указания по выполнению задания: необходимо ознакомиться с функциональными обязанностями специалиста, с документацией, отражающей все уровни планирования его педагогического труда, а также осуществить подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения.

Представление результатов: анализ работы отразить в дневниковых записях. В приложении к отчету привести функциональные обязанности специалиста.

 

 

Тема 3. Анализ деятельности

участников образовательного процесса

Задание 5. Анализ деятельности учащихся на занятии

Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся по предложенной схеме (см. приложение 12).

Указания по выполнению задания: работу над заданием следует начинать с выбора занятия. Целесообразно взять такое занятие, в котором представлены и обучающий, и воспитывающий моменты, ярко выражена деятельность учащихся и педагога. При этом следует заранее узнать у учителя цели и задачи занятия, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого материала.

Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность педагога и учащихся, обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру поведения детей, их позу, мимику, речь, темп выполнения заданий и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. Используя свой конспект, студент проводит психологический анализ деятельности учащихся на занятии.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозаписи (конспекты) занятий и их психологический анализ включить в отчетные материалы по педагогической практике в качестве приложений.

 

Задание 6. Анализ деятельности педагога на занятии

Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ деятельности педагога по предложенному ниже плану.

Указания по выполнению задания: Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие, в ходе которого следует фиксировать деятельность педагога (воспитателя), обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру его поведения, позу, мимику, речь, темп работы и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ.

План наблюдения.

1. Манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика.

2. В какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся.

3. Были ли случаи нарушения детьми дисциплины на занятии, поведение учителя в этом случае.

4. Культура речи учителя; работа над культурой речи у учащихся.

5. Наличие контакта между учителем и учащимися.

6. Умение мотивировать поставленные оценки.

7. Характеристика занятия с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозапись (конспект) занятия и психологический анализ деятельности педагога включить в отчетные материалы в качестве приложений.

 

Задание 7. Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога

Ход выполнения задания: при выполнении данного задания следует зафиксировать с помощью предлагаемой схемы (см. приложение 13) формы и виды оценочных воздействий педагога (воспитателя) в процессе проведения им двух разных уроков (занятий, мероприятий и т.п.).

Указания по выполнению задания: целью задания является выявление репертуара и частоты оценочных воздействий педагога в процессе руководства им учебно-воспитательной деятельностью детей.

Каждое проявление конкретного воздействия отмечается знаком «+». В конце наблюдения следует охарактеризовать репертуар и частоту оценочных воздействий педагога на каждом из посещенных занятий. Кроме того, при анализе занятий рекомендуется ответить на следующие вопросы.

1. Рождала ли педагогическая оценка данного преподавателя (воспитателя и пр.) желание у детей выполнить деятельность лучше, являлась ли она стимулирующей?

2. Выполняла ли педагогическая оценка преподавателя (воспитателя и пр.) ориентирующую функцию?Были ли указаны, предложены детям доступные им пути, средства для достижения более высоких результатов в их деятельности?

3. Не являлась ли оценка педагога угнетающей?

4. Чем вы можетеобъяснить различие (если оно имеется) в оценочной деятельности педагога на разный занятиях?

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях студента.

В качестве приложений в отчетные материалы следует включить:

- заполненную схему наблюдения за оценочными воздействиями педагога на двух уроках/занятиях (см. приложение 13),

- письменный анализ оценочных воздействий педагога на основе заполненной схемы.

 

Задание 8. Внеклассное мероприятие по психологии и его анализ

Ход выполнения задания:

1. Провести внеклассное мероприятие по психологии (для любой категории слушателей).

2. Провести самоанализ внеклассного мероприятия.

3. Посетить и проанализировать внеклассное мероприятие, проведенное студентами-практикантами (или другими преподавателями).

Указания по выполнению задания: при подготовке к проведению внеклассного мероприятия по психологии и его анализу придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Общие сведения:

- дата,

- школа,

- класс.

2. Название и форма внеклассного мероприятия:

- тема,

- воспитательная, развивающая и познавательные задачи;

- актуальность и мотивированность мероприятия (в связи с чем проводится, соответствует ли интересам детей, общей системе учебно-воспитательной работы).

3. Методика подготовки мероприятия, его этапы, организаторы и исполнители, роль детского актива и педагогов.

4. Структура и организация мероприятия. Основные этапы.

5. Содержание и методика проведения:

- целенаправленность, соответствие содержания воспитательным задачам, связь с современностью;

- основные методы и приемы проведения воспитательного занятия;

- коллективная и воспитательная работа учащихся.

6. Список литературы, используемой при подготовке воспитательного мероприятия.

Более подробная информация и рекомендации по проведению лекций и бесед по психологии находится в приложениях 8 и 9.

Представление результатов: деятельность по выполнению данного задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить:

- разработанный по предложенной форме конспект внеклассного занятия по психологии, утвержденный консультантом от учреждения (см. выше),

- письменный самоанализ проведенного занятия,

- письменный анализ посещенного внеклассного занятия.

Задание 9. Изучение детского коллектива (школьного класса, группы детей и пр.)

Ход выполнения задания:

1. Провести изучение детского коллектива (класс, отряд, члены кружка и т.п.) по предложенной схеме.

2. Проанализировать сложившуюся в группе воспитательную ситуацию.

3. Разработать систему средств развития данного коллектива и личности в нем.

Указания по выполнению задания: при изучении детского коллектива и анализе сложившейся в нем воспитательной ситуации придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Общие сведения о детском коллективе (класс/отряд/группа; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; возрастной состав группы).

2. Социометрическая структура группы.

3. Внутригрупповая дифференциация группы:

• лидеры, их особенности;

• изолированные ученики, их особенности;

• микрогруппы и пр.

4. Уровень развития группы как коллектива:

• направленность активности группы;

• организационное единство группы;

• психологический климат;

• эмоционально-волевое единство.

5. Особенности общения в группе.

6. Влияние социальной среды в учреждении на личность ребенка, его деятельность (учебу).

Рекомендуемые методики: наблюдение (например, схема наблюдения Р. Бейлса, схема наблюдения М. Робера-Ф.Тильмана и др.), беседа, социометрия, референтометрия, аутосоциометрия, методика изучения ЦОЕ, методики по изучению психологического климата коллектива и др.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы студенту-практиканту следует включить:

- первичный эмпирический материал и результаты его обработки,

- характеристика детского коллектива по предложенной схеме, включающей анализ сложившейся в группе воспитательной ситуации и разработанную систему средств развития данного коллектива.

 

Задание 10. Изучение причин, особенностей возникновения,
протекания, разрешения и предупреждения конфликтов в детском коллективе

Ход выполнения задания:

1. Провести наблюдение и описать 2-3 конфликтные ситуации, возникшие в детском коллективе либо в педагогическом процессе, по предложенному ниже плану.

2. Составить учебные задачи и вопросы к ним так, чтобы они отражали теоретический материал возрастной, педагогической или социальной психологии и были связаны с описанными конфликтными ситуациями.

Указания по выполнению задания: при изучении и анализе конфликтных ситуаций придерживайтесь следующего примерного плана.

1. Описание конфликтной ситуации.

2. Причины конфликта. Причинами возникающих конфликтов в детских коллективах и педагогическом процессе могут выступать:

а) недостатки в организации учебно-воспитательной работы;

б) неблагоприятные условия работы;

в) отсутствие педагогического такта у учителя, неумение распределять задания, неправильное использование системы побуждений, неправильное оценивание, неумение понять психологическое состояние ребенка;

г) нарушение внутригрупповых норм поведения, противоречие интересов, желаний, потребностей детей, их социальных функций и др.;

д) личностные характеристики отдельных учащихся, их специфические особенности поведения, отношение к учебе, группе, черты характера и др.

3. Протекание конфликта.

а) в чем состоит расхождение взглядов участников конфликта, его причины;

б) какие действия неприемлемы для каждой из сторон;

в) поведение участников конфликта:

- стремление обострить или разрешить конфликт;

- разрешить конфликт самостоятельно, с помо­щью других и т.д.;

г) кто является свидетелем конфликта и их поведение: поддержка, осуждение, стремление помочь в обострении или разрешении конфликтной ситуации и т.д.;

д) завершение конфликта: разрешение, компромисс, перевод в скрытую форму и др.;

4. Анализ конфликта и способов его разрешения. Проанализируйте:

- как конфликтующие стороны видят проблему?

- в каких вопросах есть взаимопонимание, а в каких – нет?

- каковы возможные пути выхода из данного конфликта?

- соответствовало ли поведение каждого из участников конфликта сложившейся ситуации? Какие действия были правильными, а какие – неправильными?

- какой из способов разрешения конфликтов вызовет большее чувство удовлетворения у его участников?

5. Предупреждение возникновения подобных конфликтов. Разработайте и предложите систему мероприятий, способствующей предупреждению подобной конфликтной ситуации в будущем.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания необходимо отразить в дневниковых записях.

В качестве приложений в отчетные материалы включаются:

- описание и анализ 2-3 конфликтных ситуаций по предложенному выше плану,

- самостоятельно составленные учебные задачи и вопросы к ним, связанные с описанными конфликтными ситуациями.

 

 

Тема 4. Работа в соответствии с годовым планом учреждения

Задание 11. Работа в сотрудничестве с консультантом от учреждения

Указания по выполнению задания: данное задание предполагает работу студента-практиканта в сотрудничестве с консультантом от учреждения по его рабочему плану. Это осуществляется с целью накопления студентом практических навыков взаимодействия с разными категориями клиентов, учащихся и т.д.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания отражается в дневниковых записях в соответствии с индивидуальным планом работы студента-практиканта. В качестве приложений в отчет могут включаться дополнительные материалы, свидетельствующие о проведенной студентом работе.

Задание 12. Проведение профориентационного мероприятия

Указания по выполнению задания: данное задание предполагает составление плана профориентационного мероприятия в старших классах школы и его проведение.

Представление результатов: деятельность по выполнению задания отражается в дневниковых записях в соответствии с индивидуальным планом работы студента-практиканта. В качестве приложений в отчет включается план-конспект профориентационного мероприятия, утвержденное консультантом от учреждения и кафедральным руководителем практики.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.249.22 (0.014 с.)