Психологии и конфликтологии Н.В. Гольцова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологии и конфликтологии Н.В. Гольцова



 

 

© Гольцова Н.В., 2013

© Филиал РГСУ в г. Минске, 2013


Педагогическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030300.62 – Психология. Педагогическая практика является разновидностью производственной практики.

Педагогическая практика является неотъемлемым этапом обучения и получения квалификации психолога и обеспечивает интеграцию приобретенных студентами-психологами знаний, умений и навыков в сферу их будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе среднего образования. Сформированные во время практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов педагогической деятельности. Педагогическая практика направлена на формирование компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая практиканаправлена на развитие, закрепление и интеграцию педагогических умений и навыков в профессиональную практическую педагогическую деятельность психолога, овладение умениями и навыками самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы, а также на формирование профессионального отношения к работе. Педагогическая практика направлена на овладение необходимыми методами, формирование способностей и развитие личностных качеств в соответствии с избранной специальностью психолога.

Цель и задачи практики.

Целями прохождения педагогической практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки студента, формирование профессиональных педагогических компетенций (навыков), связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания психологии в системе среднего образования, формирование профессионального мастерства и профессионально значимых качеств личности, а также:

· углубление и закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· интеграция теоретических знаний в практическую педагогическую деятельность;

· освоение студентами системного подхода к анализу педагогической системы и процесса учения;

· формирование профессиональной позиции преподавателя психологии;

· освоение профессиональной педагогической этики;

· знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;

· овладение приемами составления учебно-методических программ и учебных планов, основами подготовки и проведения уроков и внеклассных занятий по психологии.

Задачами освоения педагогической практики являются:

· углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков в области педагогической деятельности;

· знакомство с педагогическим опытом преподавателей психологии и изучение методик преподавания психологических дисциплин;

· знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе среднего образования;

· формирование культуры самоорганизации деятельности преподавателя психологии;

· формирование навыков психолого-педагогического анализа традиционных и инновационных образовательных программ и построенных в соответствии с ними уроков;

· формирование навыков планирования и проведения учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и диагностической работы в группах учащихся средних учебных заведений;

· выработка у студентов навыков самостоятельного анализа занятий;

· овладение способами и средствами профессионально-педагогической коммуникации, развитие профессиональной рефлексии;

· организация общения и взаимодействия с администрацией, психологом, педагогами, классным коллективом и отдельными учащимися, а также их родителями;

· обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогических способностей;

· приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества;

· привитие студентам интереса к педагогической деятельности;

· овладение методами психолого-педагогического изучения учащегося и классного коллектива;

 

Данные задачи педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- практическая,

- научно-исследовательская,

- педагогическая,

- организационно-управленческая,

и задачами профессиональной деятельности:

в области практической деятельности:

-анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

-предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

-выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

-распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

-формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром;

в области научно-исследовательской деятельности:

- участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

- изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- применение стандартизованных методик;

- обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;

в области педагогической деятельности:

- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

- сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

- участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

- пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества;

в области организационно-управленческой деятельности:

- описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

- использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки бакалавров. Педагогическая практика относится к базовой части профессионального цикла (Б.5.П) по направлению подготовки 030300.62 «Психология» (бакалавриат).

Педагогическая практика базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин: «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология образования», «Введение в профессию», «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», «Социальная психология».

Бакалавр должен быть подготовлен к прохождению практики, предварительно овладев следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

- готов к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

- способен применять знания по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерности функционирования и развития психики (ПК-5).

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимым при освоении педагогической практики:

должен знать:

– закономерности роста и развития детского организма;

– сенситивные периоды развития ребенка;

– анатомо-физиологические особенности созревания мозга;

– психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

– психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

– психодиагностические методы и методики;

– основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества;

– возрастные аспекты обучения и воспитания;

– принципы организации учебно-воспитательного процесса;

должен уметь:

– использовать нормативно-правовые знания при осуществлении профессиональной деятельности;

– реализовывать психолого-педагогическую деятельность;

– использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

– получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;

– прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;

– профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

должен владеть:

– нормами взаимодействия и сотрудничества;

– толерантностью, социальной мобильностью;

– навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет;

– основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

– критериями выбора психодиагностических и методик;

– навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате педагогической практики.

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения:

– дисциплин по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО;

– дисциплин профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО: психология труда, инженерная психология и эргономика, психология семьи; вариативного компонента ФГОС ВПО: конфликтология, курсов по выбору студентов.

Процесс выполнения педагогической практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- умеет использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- способен применять теоретические и экспериментальные исследования, основные методы математического анализа и моделирования, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- владеет навыками анализа своей деятельности, и уметь применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них (ОК-8);

- проводит библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

- использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-14);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

- готов к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- способен описать структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- готов к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

- способен участвовать в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

- подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17);

- использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

- самообразование на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

- быть способным проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 

В результате прохождения практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ · нормативную документацию, регламентирующую деятельность психолога в школе, преподавателя психологии; · современные психологические концепции обучения; · сущность современных методов, методик, приемов и технологий осуществления педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях; · особенности профессионально-этических взаимоотношений в педагогическом коллективе и в системе «учитель-ученик», «педагог-учащийся». · методы изучения социально-психологических характеристик классного и педагогического коллективов; · виды отчетной документации и режим работы кабинета практического психолога сферы образования; · основные направления работы психолога сферы образования; · методы индивидуальной и групповой диагностики познавательной и личностной сфер учащихся; · этический кодекс психолога службы практической психологии образования России;
УМЕТЬ · применять в учебном процессе психологические концепции обучения; · планировать и осуществлять собственную деятельность в качестве учителя психологии самостоятельно; · четко и ясно формулировать цели преподавания конкретной темы из курса психологии; · отбирать и строить содержание обучения; · определять оптимальную логику построения психологического знания; · составлять тексты разного назначения (примерные тематические и календарно-тематические планы, учебные программы, планы и конспекты лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, сценарии тренингов, т.д.); · выступать публично, проводить беседы, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по психологии; · обсуждать проблемные ситуации, применять конструктивные способы совместных действий и принимать решения в малых группах; · участвовать в дискуссии и вести ее; · проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивать результат; · анализировать психологическое содержание процесса обучения; · изучать межличностные отношения в классе; · составлять психолого-педагогические рекомендации для родителей и учителей (по результатам психодиагностики); · проводить профориентационные мероприятия в старших классах;
ВЛАДЕТЬ · методологическими, теоретическими и прикладными знаниями по психологии в соответствии с требованиями ФГОС; · методикой проведения урока и внеклассного занятия по психологии; · методикой организации самостоятельной работы обучаемых; · умениями конструктивного и продуктивного профессионального общения; · способностью и готовностью к организации педагогической и просветительской деятельности; · умениями анализа своего опыта; · навыками саморегуляции. · методами обработки и интерпретации данных, полученных в ходе психолого-педагогического исследования; · навыками составления рекомендаций по оптимизации психического развития индивида, группы с учетом его/ее возрастной, гендерной, этнической, профессиональной, социокультурной принадлежности; · навыками преподавательской деятельности; · навыками оформления и защиты отчетной документации по практике;
Быть компетентным · в планировании и проведении контроля качества усвоения психологических знаний; · в анализе результатов самостоятельной педагогической деятельности; · в подготовке и проведении выступлений на совещании (методическом объединении, педсовете, родительском собрании и пр.) по определенной тематике.

Прохождение производственной психолого-педагогической практики является необходимой основой для последующего прохождения преддипломной психологической практики, а также подготовки к итоговой государственной аттестации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.039 с.)