Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утверждена решением заседания кафедры психологии и конфликтологии от «29» августа 2013 г. (протокол № 9).

Поиск

Гольцова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки:

Психология (бакалавр)

Степень выпускника:

Бакалавр

Форма обучения

Очная, очно-заочная

Минск


УДК 378.147.88

ББК 74.58я73

 

Гольцова Н.В. Рабочая программа педагогической практики. – Минск: Филиал РГСУ в г. Минске, 2013. – 32 с.

 

Автор-составитель:

Гольцова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске.

 

 

Рецензенты:

1. Бойко Марина Сергеевна, к. психол. н., старший преподаватель кафедры психологии и конфликтологии филиала РГСУ в г. Минске;

2. Беспанская-Павленко Екатерина Дмитриевна, к. психол. н., доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии БГУ.

Утверждена решением заседания кафедры психологии и конфликтологии от «29» августа 2013 г. (протокол № 9).

Заведующий кафедрой

Психологии и конфликтологии Н.В. Гольцова

 

 

© Гольцова Н.В., 2013

© Филиал РГСУ в г. Минске, 2013


Педагогическая практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 030300.62 – Психология. Педагогическая практика является разновидностью производственной практики.

Педагогическая практика является неотъемлемым этапом обучения и получения квалификации психолога и обеспечивает интеграцию приобретенных студентами-психологами знаний, умений и навыков в сферу их будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика закладывает основы организации педагогической деятельности преподавателя в системе среднего образования. Сформированные во время практики компетенции обеспечивают эффективное освоение компонентов педагогической деятельности. Педагогическая практика направлена на формирование компетенций для решения практических задач в сфере профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая практиканаправлена на развитие, закрепление и интеграцию педагогических умений и навыков в профессиональную практическую педагогическую деятельность психолога, овладение умениями и навыками самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы, а также на формирование профессионального отношения к работе. Педагогическая практика направлена на овладение необходимыми методами, формирование способностей и развитие личностных качеств в соответствии с избранной специальностью психолога.

Цель и задачи практики.

Целями прохождения педагогической практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки студента, формирование профессиональных педагогических компетенций (навыков), связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса преподавания психологии в системе среднего образования, формирование профессионального мастерства и профессионально значимых качеств личности, а также:

· углубление и закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· интеграция теоретических знаний в практическую педагогическую деятельность;

· освоение студентами системного подхода к анализу педагогической системы и процесса учения;

· формирование профессиональной позиции преподавателя психологии;

· освоение профессиональной педагогической этики;

· знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности;

· овладение приемами составления учебно-методических программ и учебных планов, основами подготовки и проведения уроков и внеклассных занятий по психологии.

Задачами освоения педагогической практики являются:

· углубление и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков в области педагогической деятельности;

· знакомство с педагогическим опытом преподавателей психологии и изучение методик преподавания психологических дисциплин;

· знакомство студентов с содержанием, формами и технологиями обучения в системе среднего образования;

· формирование культуры самоорганизации деятельности преподавателя психологии;

· формирование навыков психолого-педагогического анализа традиционных и инновационных образовательных программ и построенных в соответствии с ними уроков;

· формирование навыков планирования и проведения учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и диагностической работы в группах учащихся средних учебных заведений;

· выработка у студентов навыков самостоятельного анализа занятий;

· овладение способами и средствами профессионально-педагогической коммуникации, развитие профессиональной рефлексии;

· организация общения и взаимодействия с администрацией, психологом, педагогами, классным коллективом и отдельными учащимися, а также их родителями;

· обеспечение готовности к профессиональному самосовершенствованию, развитию инновационного мышления и творческого потенциала, педагогических способностей;

· приобретение опыта просветительской деятельности с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры общества;

· привитие студентам интереса к педагогической деятельности;

· овладение методами психолого-педагогического изучения учащегося и классного коллектива;

 

Данные задачи педагогической практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

- практическая,

- научно-исследовательская,

- педагогическая,

- организационно-управленческая,

и задачами профессиональной деятельности:

в области практической деятельности:

-анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

-предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

-выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

-распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

-формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром;

в области научно-исследовательской деятельности:

- участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

- изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- применение стандартизованных методик;

- обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения;

в области педагогической деятельности:

- преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

- сбор и оформление учебных материалов; проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

- участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

- пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества;

в области организационно-управленческой деятельности:

- описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

- использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки бакалавров. Педагогическая практика относится к базовой части профессионального цикла (Б.5.П) по направлению подготовки 030300.62 «Психология» (бакалавриат).

Педагогическая практика базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин: «Общая психология», «Общий психологический практикум», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология образования», «Введение в профессию», «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», «Социальная психология».

Бакалавр должен быть подготовлен к прохождению практики, предварительно овладев следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

- готов к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

- способен применять знания по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерности функционирования и развития психики (ПК-5).

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимым при освоении педагогической практики:

должен знать:

– закономерности роста и развития детского организма;

– сенситивные периоды развития ребенка;

– анатомо-физиологические особенности созревания мозга;

– психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;

– психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

– психодиагностические методы и методики;

– основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества;

– возрастные аспекты обучения и воспитания;

– принципы организации учебно-воспитательного процесса;

должен уметь:

– использовать нормативно-правовые знания при осуществлении профессиональной деятельности;

– реализовывать психолого-педагогическую деятельность;

– использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

– получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;

– прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях;

– профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

должен владеть:

– нормами взаимодействия и сотрудничества;

– толерантностью, социальной мобильностью;

– навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет;

– основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

– критериями выбора психодиагностических и методик;

– навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

 

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате педагогической практики.

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения:

– дисциплин по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО;

– дисциплин профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО: психология труда, инженерная психология и эргономика, психология семьи; вариативного компонента ФГОС ВПО: конфликтология, курсов по выбору студентов.

Процесс выполнения педагогической практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- владеет культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- умеет использовать системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- способен применять теоретические и экспериментальные исследования, основные методы математического анализа и моделирования, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- владеет навыками анализа своей деятельности, и уметь применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них (ОК-8);

- проводит библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

- использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-14);

- владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15);

- готов к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- способен описать структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- готов к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях (ПК-15);

- способен участвовать в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

- подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17);

- использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);

- самообразование на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

- быть способным проводить просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 

В результате прохождения практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ · нормативную документацию, регламентирующую деятельность психолога в школе, преподавателя психологии; · современные психологические концепции обучения; · сущность современных методов, методик, приемов и технологий осуществления педагогической деятельности в разных образовательных учреждениях; · особенности профессионально-этических взаимоотношений в педагогическом коллективе и в системе «учитель-ученик», «педагог-учащийся». · методы изучения социально-психологических характеристик классного и педагогического коллективов; · виды отчетной документации и режим работы кабинета практического психолога сферы образования; · основные направления работы психолога сферы образования; · методы индивидуальной и групповой диагностики познавательной и личностной сфер учащихся; · этический кодекс психолога службы практической психологии образования России;
УМЕТЬ · применять в учебном процессе психологические концепции обучения; · планировать и осуществлять собственную деятельность в качестве учителя психологии самостоятельно; · четко и ясно формулировать цели преподавания конкретной темы из курса психологии; · отбирать и строить содержание обучения; · определять оптимальную логику построения психологического знания; · составлять тексты разного назначения (примерные тематические и календарно-тематические планы, учебные программы, планы и конспекты лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, сценарии тренингов, т.д.); · выступать публично, проводить беседы, лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по психологии; · обсуждать проблемные ситуации, применять конструктивные способы совместных действий и принимать решения в малых группах; · участвовать в дискуссии и вести ее; · проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивать результат; · анализировать психологическое содержание процесса обучения; · изучать межличностные отношения в классе; · составлять психолого-педагогические рекомендации для родителей и учителей (по результатам психодиагностики); · проводить профориентационные мероприятия в старших классах;
ВЛАДЕТЬ · методологическими, теоретическими и прикладными знаниями по психологии в соответствии с требованиями ФГОС; · методикой проведения урока и внеклассного занятия по психологии; · методикой организации самостоятельной работы обучаемых; · умениями конструктивного и продуктивного профессионального общения; · способностью и готовностью к организации педагогической и просветительской деятельности; · умениями анализа своего опыта; · навыками саморегуляции. · методами обработки и интерпретации данных, полученных в ходе психолого-педагогического исследования; · навыками составления рекомендаций по оптимизации психического развития индивида, группы с учетом его/ее возрастной, гендерной, этнической, профессиональной, социокультурной принадлежности; · навыками преподавательской деятельности; · навыками оформления и защиты отчетной документации по практике;
Быть компетентным · в планировании и проведении контроля качества усвоения психологических знаний; · в анализе результатов самостоятельной педагогической деятельности; · в подготовке и проведении выступлений на совещании (методическом объединении, педсовете, родительском собрании и пр.) по определенной тематике.

Прохождение производственной психолого-педагогической практики является необходимой основой для последующего прохождения преддипломной психологической практики, а также подготовки к итоговой государственной аттестации.

Педагогической практики

№ п/п Содержание практики Всего часов Консуль­тации Работа на объектах СРС
  Установочная конференция      
  Изучение программы практики, подготовка и утверждение индивидуального плана педагогической практики      
  Знакомство с базой, трудовым коллективом, адаптация к конкретному рабочему месту, коллективу, изучение нормативно-правовой базы деятельности учреждения      
  Выполнение педагогической деятельности на основании программы практики: · педагогическая деятельность психолога; · анализ деятельности участников образовательного процесса; · работа в соответствии с годовым планом учреждения.        
  Подготовка отчетной документации по практике, согласование с руководителем практики        
  Итоговая конференция    
  Всего часов 3 зет      

Основными документами по организации и проведению педагогической практики являются:

1) программа педагогической практики,

2) индивидуальный план педагогической практики студента (см. приложение 1).

Студенты обязаны в течение первых двух дней практики согласовать и утвердить (подписать) индивидуальный план прохождения педагогической практики у консультанта (руководителя) от базы практики и у кафедрального руководителя практики. Этапы, содержание, выполнение заданий практики отражается практикантом в дневнике практики, который заполняется от руки с подробным описанием выполненной работы и глубоким рефлексивным анализом деятельности и ее результатов (см. рекомендации).

Базы практики. Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях среднего уровня профессионального образования, в общеобразовательных школах. Выбор базы педагогической практики определяется возможностями учреждения образования соответствовать требованиям программы практики. Базой педагогической практики может являться то учреждение образования (организация), в которой есть штатный психолог. Во время прохождения педагогической практики студент осуществляет практическую профессиональную деятельность в соответствии с квалификационной характеристикой конкретного рабочего места.

Практика в образовательных учреждениях осуществляется на основании договора между филиалом и руководителем соответствующего учреждения образования. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, охрана труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от кафедры.

Объекты практики

1. Общеобразовательные средние школы, гимназии, лицеи.

2. Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования (ссузы, птузы, колледжи).

3. Реабилитационные центры.

4. Детские дома/школы-интернаты и т.п.

5. Территориальные центры внешкольной работы.

6. Социально-психологические центры.

Должностные функции практиканта. Данный вид практики предусматривает непосредственное выполнение студентом должностных функций учителя психологии, педагога-психолога.

Руководство практикой. Ответственным за организацию педагогической практики студентов является заведующий кафедрой психологии и конфликтологии. Организационное обеспечение педагогической практики и непосредственное руководство осуществляет кафедральный руководитель практики, который утверждается на заседании кафедры. Кафедральные руководители отвечают за организацию и проведение педагогической практики студента, планируют и контролируют во время практики всю его работу.

Кафедральный руководитель педагогической практики:

· составляет план-график проведения практики;

· определяет места проведения практики, поддерживает с ними связь, принимает участие в распределении студентов по базам практики;

· подготавливает и участвует в проведении установочной и итоговой конференции по педагогической практике;

· помогает студентам в составлении индивидуального плана на весь период практики, в определении вида, объема и содержания учебных занятий;

· контролирует прохождение практики;

· осуществляет содержательную и методическую помощь студентам в решении основных задач практики;

· консультирует студентов при подготовке к занятиям;

· составляет общий письменный отчет по итогам педагогической практики, в котором дает краткий отзыв о работе каждого студента, отмечая в нем выполнение студентом программы практики, отношение к работе, трудовую дисциплину, овладение педагогическими умениями и навыками; предложения по дальнейшему улучшению организации практики и содержанию программы.

Студенты очно-заочной формы обучения, работающие по профилю избранной специальности, педагогическую практику могут проходить в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики на кафедру психологии и конфликтологии, указываются место проведения практики, согласованное с кафедральным руководителем практики, результаты ее выполнения. К отчету прилагается характеристика консультанта от учреждения, где проводилась педагогическая практика.

Права и обязанности студентов во время прохождения
педагогической практики.

Студенты, направляемые на педагогическую практику, имеютправо:

· по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, администрации и сотрудникам учреждения, организации, преподавателям Филиала;

· получать у руководителей практики необходимые консультации в определенное время и в установленных формах;

· пройти в принимающей организации инструктаж обо всех правилах работы и этики профессионального общения, необходимых для исполнения практикантом профессиональных обязанностей;

· вносить предложения по совершенствованию организации и содержания педагогической практики;

· получить от принимающей организации отзыв о прохождении практики.

Студенты, направляемые на педагогическую практику, обязаны:

· явиться на установочную и итоговую конференции по педагогической практике, проводимую кафедральным руководителем;

· детально ознакомиться с программой педагогической практики, с ее целями и задачами;

· составить индивидуальный план прохождения практики;

· своевременно прибыть на место прохождения практики;

· знать и соблюдать правила охраны труда, правила внутреннего распорядка учреждения, соблюдать нормы и правила служебной этики;

· поддерживать контакты и выполнять указания кафедрального руководителя практики и консультанта от учреждения;

· своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой и индивидуальным планом практики;

· на период практики один из студентов, проходящих практику в данном учреждении, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о коллективных консультациях, выполнение поручений кафедрального руководителя практики;

· ежедневно в течение 6 часов выполнять работу в соответствии с индивидуальным планом;

· своевременно подготовить и представить отчетную документацию по практике в установленные сроки.

Оценка педагогической практики осуществляется кафедральным руководителем на основании:

1) характеристики консультанта от учреждения, в которой практиканту консультантом выставляется рекомендуемая оценка за практику,

2) отчетов, представленных студентами в соответствии с утвержденной программой практики и индивидуальным планом работы,

3) участия в установочной и итоговой конференциях по практике.

Оценка по педагогической практике («дифференцированный зачет») заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучениюи учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично в свободное от учебы время. Студент, не выполнивший без уважительной причины требования программы практики или получивший оценку «неудовлетворительно», может быть отчислен из университета как имеющий академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

 

Критерии оценки педагогической практики. При оценивании выполнения программы практики кафедральный руководитель ориентируется на следующие основные критерии оценки педагогической практики.

1. Уровень владения студентами теоретическими и методическими психолого-педагогическими знаниями (освоение теоретического содержания курса методики преподавания психологии):

– ориентировка в содержании преподаваемых психологических дисциплин и в конкретной теме курса;

– использование соответствующих научных понятий;

– применение психологических знаний в реальных педагогических ситуациях.

2. Уровень сформированности профессиональных умений и практических навыков:

– самостоятельно планировать собственную профессиональную деятельность в качестве преподавателя психологических дисциплин;

– составлять программу учебного курса;

– составлять программу занятия по психологии для различных категорий слушателей, формулировать цели и задачи изучения конкретной темы, отбирать необходимое содержание;

– самостоятельно проводить разные виды и формы занятий по психологии;

– анализировать результаты самостоятельной педагогической деятельности.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации педагогической деятельности:

– самостоятельность в выполнении заданий практики;

– самостоятельность в разработке содержания выполняемых заданий;

– проявление творчества в педагогической деятельности;

– владение педагогической профессиональной импровизацией.

4. Личностное отношение студентов к педагогической практике:

– проявление интереса к заданиям на практике;

– дисциплинированность студента;

– активность в проявлении педагогических знаний и умений;

– инициативность в организации разных форм деятельности преподавателя психологических дисциплин.

5. Качество выполнения заданий практики:

– выполнение всех заданий, предусмотренных программой педагогической практики;

– качество выполнения учебных заданий, содержащихся в программе педагогической практики;

– наличие ошибок в выполненных заданиях, их характер;

– возможность повышения качества выполнения учебных заданий при дополнительной самостоятельной работе практиканта.

6. Оформление и своевременность сдачи документации по педагогической практике:

– соответствие требованиям данной программы практики к оформлению материалов;

– аккуратность оформления материалов;

– своевременность оформления и сдачи материалов по практике в соответствии с установленными на кафедре психологии календарными сроками.

Система оценивания практики

Критерии Оценка Освоение теорети­ческого содержания Сформи­рованность умений и навыков Самостоятельность и творчество Личное отно­шение Качество выполнения заданий Качество оформления, сроки
«Отлично» Освоено полностью, без пробелов Все необходимые практические навыки сформированы Высокая Проявил все названные качества Все задания выполнены, качество высокое Аккуратное, отвечает требованиям, сдана вовремя
«Хорошо» Освоено полностью, без пробелов Некоторые практические навыки сформиро­ваны недо­статочно Средняя Проявил большин­ство названных качеств Все задания выполне­ны, до­пущены ошибки Отвечает требованиям, сдана вовремя
«Удовлет­вори­тельно» Освоено частично, но пробелы не носят существенного характера Необходи­мые прак­тические навы­ки в основном сформированы; или некоторые практические навыки не сфор­мированы Низкая Не проявил активности, инициативности Боль­шинство заданий выполне­но, но некото­рые из них, возмож­но, содержат ошибки Не отвечает всем требова­ниям, сдана с небольшим опозданием или вовремя
«Неудовлетвори­тельно» Освоено частично, пробе­лы носят существенный характер; или не освоено Практиче­ские навыки работы не сформиро­ваны Не самостоя­телен Не проявил назван­ных качеств Боль­шинство заданий не выполне­но, содер­жат­ся грубые ошибки Не отвечает требова­ниям, сдана с грубыми нарушениями сроков

Тема 3. Анализ деятельности

участников образовательного процесса

Задание 5. Анализ деятельности учащихся на занятии

Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся по предложенной схеме (см. приложение 12).

Указания по выполнению задания: работу над заданием следует начинать с выбора занятия. Целесообразно взять такое занятие, в котором представлены и обучающий, и воспитывающий моменты, ярко выражена деятельность учащихся и педагога. При этом следует заранее узнать у учителя цели и задачи занятия, особенности его методического построения, а также специфику изучаемого материала.

Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие. В ходе конспектирования следует фиксировать деятельность педагога и учащихся, обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру поведения детей, их позу, мимику, речь, темп выполнения заданий и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ. Используя свой конспект, студент проводит психологический анализ деятельности учащихся на занятии.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозаписи (конспекты) занятий и их психологический анализ включить в отчетные материалы по педагогической практике в качестве приложений.

 

Задание 6. Анализ деятельности педагога на занятии

Ход выполнения задания: посетить 3-4 занятия (урок, факультатив, воспитательное мероприятие и пр.), сделать фотозапись этих занятий по требуемой форме (см. приложение 11). На основе сделанной фотозаписи занятия провести психологический анализ деятельности педагога по предложенному ниже плану.

Указания по выполнению задания: Для анализа необходимо подробно законспектировать занятие, в ходе которого следует фиксировать деятельность педагога (воспитателя), обращая внимание на ее содержательную сторону, на манеру его поведения, позу, мимику, речь, темп работы и др. Конспект должен быть максимально подробным, что облегчит последующий анализ.

План наблюдения.

1. Манера держать себя, жесты, мимика, пантомимика.

2. В какой мере он учитывает индивидуальные особенности учащихся.

3. Были ли случаи нарушения детьми дисциплины на занятии, поведение учителя в этом случае.

4. Культура речи учителя; работа над культурой речи у учащихся.

5. Наличие контакта между учителем и учащимися.

6. Умение мотивировать поставленные оценки.

7. Характеристика занятия с точки зрения воспитательного значения личного примера учителя.

Представление результатов: посещение занятий отразить в дневниковых записях. Фотозапись (конспект) занятия и психологический анализ деятельности педагога включить в отчетные материалы в качестве приложений.

 

Задание 7. Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога

Ход выполнения задания: при выполнении данного задания следует зафиксировать с помощью предлагаемой схемы (см. приложение 13) формы и виды оценочных воздейс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.198 (0.011 с.)