Методика преподавания психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания психологии



73. Предмет, цели и задачи курса «Методика преподавания психологии» МПП - наука о психологии как уч. предмете и закономерностях процесса обуч-я разл. возраст. групп. 1. её предметом явл. обучение психологии, понимаемое как процесс управл-я, осущестл-мый учителем, кот. исп-ет ряд вспомогательных средств: 2. МПП имеет своим объектом психол. образование, обучение основам психол. науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего пок-я; 3. МПП - это наука о психол. как учебном предмете и закономерностях процесса обуч-я разл. возраст. групп; МПП решает след. задачи: - МПП рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. - МПП как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидакт. принципах, на основе кот. строиться процесс обуч-я психологии -МПП рассм-ет вопрос «Чему учить?». Какой объем Зн. дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

 

74. Виды лекций. Особенности проблемной лекции лекция" от. – чтение цель – формир-е основы для последующего усвоения уч. материала. Требования к лекции: выс. науч. уровень излагаемой инфы, имеющей, мировоззренческое знач-е; большой объем четко и плотно систематизир-ной и методически переработанной соврем. науч. инфы; доказательность и аргументированность высказ-мых суждений; достат. кол-во приводимых фактов, примеров, текстов и документов; ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самост. р. по обсуждаемым пробл-ам; анализ разных точек зр. на решение поставленных проблем; выведение гл. мыслей и положений, формулировка выводов; разъясн вводимых терминов и названий; предоставление студам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать инфу; умение установить педагог. контакт с аудиторией; исп-ние дидакт. материалов и техн. средств; применение осн. матер. текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков. Виды лекций: 1. Вводная 2. Лекция-информация 3. Обзорная лекция 4. Проблемная лекция 5. Лекция-визуализация 6. Лекция с заранее запланированными ошибками 7. Лекция-конференция 8. Лекция-консультация Функции лекции: 1. Информационная.2. Ориентирующая.3. Разъясняющая, объясняющая.4. Убеждающая.5. Увлекающая или воодушевляющая. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. достижение трех осн. дидакт. целей: 1. усвоение студами теорет. знаний; 2. развитие теорет. мышления; 3. формир. познават. интереса к содержанию уч. предмета и проф. мотивации буд. специалиста. Успешность ПЛ обеспечивается взаимодействием препода и студов. Осн. задача препода. сост. не только в передаче инфыи, а в приобщении студов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Лекция строится таким обр., чт. обусловить появл. вопроса в сознании студа. Стиль общения препода. на ПЛ: 1. препод не как законодатель, а как собеседник 2. препод. заинтересован в праве ст. на собств. сужд-я 3. новое знание выгл. истинным в силу доказат-ва его истинности системой рассуждений; 4. материал лекции вкл. обсуждение разл. точек зрен. на решение учебных проблем 6. препод стимулирует самост. поиск ответов на них по ходу лекции. Добивается того, что студ. думает совместно с ним.

75. Особенности организации семинарских и практических занятий в курсе психологии "семинар" от лат. - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и прорастающих в сознании учеников, способных к самост. сужд-ям, к воспроизв-ю и углублению получ. знаний. виды семинаров: · Просеминар – ознакомл. студов со спецификой самост. работы, лит-рой, и методикой работы над ними.· семинар: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студов. Критерии оценки семинарского занятия: Цел енаправленность; Пла нирование; Орг анизация семинара; Сти ль проведения семинара; Отн ошения "преподаватель - студенты"; Упр авление группой. Практические занятия (ПЗ). Структура ПЗ: вст упление препода; отв еты на вопросы студов по неясному материалу; прак т. часть как плановая; з аклю чит. слово препода. Следует организовывать ПЗ так, чт. студы пост. ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испыт. положит. эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряжной творч. работой, поисками прав. и точ. решений. Большое знач. имеют индивид. подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возм. раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Препод должен учитывать уровень подготовки и интересы кажд. студа группы, выступая в роли Конс-та и не подавляя инициативы студ-ов.

76.Игровые и тренинговые формы организации обучения психологии. Суть имитационно-игрового обучения проф-налов - обучающийся учится реальным проф-ным действиям в "нереальных", модельных условиях. Игра рассматривается с двух позиций: а) как игровая форма обуч-я практике, (аналогия с ребенком, осваивающ. мир через игру). б) как реальность порождающая особый режим работы сознания, = инициирующая игровое сознание. Появление этого метода обуч. связано с требованиями повышения эффективности обуч. за счет более активного вкл-я студентов в процесс не только получ., но "здесь и сейчас" использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деят-ти за счет передачи студентам активной позиции - от роли игрока до соавтора игры. Игровой метод = преподу и студу шир.е возможности для творчества. а) формир. мотивации на дальнейшее обуч.; б) оценке уровня подготовленности студов; в) оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного сос-я - знания в активное - умение. По ходу игры - групповые обсужд-я, фокусирующиеся на предметной стороне решаемых проблем, и на особенностях взаимод-я между участниками. Известно, что чел. усваивает 10 % того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что проговаривает, и 90 % того, что делает сам. Задача тренера - вовлечь люд. в спец. разработанные действия - ролевые игры, выполнение упр-ий, наблюдение за повед. др. люд. Участники тренинга сами осознают, обнаруживают, открывают идеи, уже известные в психологии, а также свои личные ресурсы и возможности. В ходе тренинга создаются такие сит., кот. давали бы возм. чл. группы осознать повед., понять, как на него реаг. др. чл. гр. Эффект-сть тренинга опред-ся тем, что он позв. обеспечить индивид. направл-сть подготовки студов к конкретной практ. Деят-ти. Это определяет место тренинга в процессе обуч. студов: он явл. необход., обязат. методом обуч. наряду с лекциями и другими формами практ. занятий.

77.Организация самостоятельной работы студентов (СРС) - это активные формы индивид. и коллективной деят-ти, направл. на закрепл. пройд. материала, формир-е умений и навыков быстро решать поставленные задачи. СРС не пассивное «поглощение» готовой инфы, а ее поиск и творческое усвоение. СР призвана подготовить к самостоятельной деят-ти в будущем. - изучение литературы по проблемам курса; - подготовку к семинарским и практическим занятиям; - подготовку доклада для выступления - написание реферата; - написание срезовой контрольной работы; -проведение зачета (экзамена)

78.Формы и методы контроля знаний в обучении психологии В педагог. психол. Контроль как учеб. действие осущ-ся не как проверка качества усвоения по конечному результату уч. деят-ти, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию изучаемой теории, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи. Виды и формы контроля знаний в учебном процессе обуч психол. Контроль - это проверка качества усвоения уч. материала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися. Функции контроля: а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возм. понять ошибки, вовремя их исправить и лучше понимать последующий уч. материал, формир. способность к самоконтролю; б) для препода - контроль дает инфу о ходе и качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидакт-ие промахи и своевременно вносить коррективы в процесс преподавания. 2 вида контроля: -промежуточных результатов усвоения; -итоговый контроль.

79.Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии. Сущ-ть знаково- контекст обуч-я сос. в след.: «организация активности студентов в соответствии с закономерностями перехода от учебных текстов, знаковых систем как материальных носителей прошлого опыта к проф-ной деят-ти…». Концепция контекстного обучения была разработана А.А.Вербицким. Идея контекст. Обуч. имеет целый ряд достоинств, образующих фундамент проф-ной подготовки люб. профиля. Однако подготовка специалистов психол. направл-я предполагает нек. уточнения, изменения в разработке технологии исп-я контекст. подхода. Это определяется нек. спецификой обуч-я студентов, специфика сост в том, что, осуществляя учебную деят-ть, студенты готовятся к проф-ой. Контекст. обуч. представляет собой реализацию динамической модели движения деятельности студента: от учебной (леция, семинар, зачёт и т.д.) через игровые формы и учебно – проф-ную к проф-ной деятельности.

80.Технические средства в обучении психологии. Проблемы компьютеризации обучения технич ср-ва обуч-я можно разделить на 2 гр.: 1) информ-ые обеспеч-ют необход. связь верб-го и образного мышления и более глубокое усвоение уч. материала, особенно, когда реал. демонстрация изучаемых объектов невозможна (видеоапаратура, аудиоап). и 2) контрол-щие. Многие специалисты полагают, что в наст. время только комп. позволит осуществить качественный рывок в системе образ-я. Еще никогда учитель не получал столь мощного ср-ва обучения. Противоречие между растущим потоком инфы и постоянно повышающимися требованиями общества к объему и качеству знаний. Для достиж-я положит. результатов использования компа в обучении не достаточно просто внедрить их в учебн процесс, целесообразно разработать новые предметные программы, кот. предусматривали бы использование комп-ных технологий на протяжении всего процесса обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.006 с.)