Методы групповой психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы групповой психотерапии



 

129. Основные цели и задачи групповой психотерапии. Типы психотерапевтических групп. Цели и задачи: Раскрытие, анализ, осознание переработка проблем Кл, его внутриличн. и межличн-ых конфликтов, и корр-я неадек-ых отношений, установок, эмоц-ых и поведенческих стереотипов на основании анализа и исп-я межличн-го взаимодействия. Общая цель – формир-е адекватного самосознания и расшир-я его сферы. Типы групп: (классиф. по функции руководителя к эмоц-ой стимуляции) 1. Группы центрированные на руководителе 2. … на участнике 3. Рациональные 4. Тренинговых умений 5. Т – группы 6. Аффективные 7. Группы встреч 8. Гештальтгр-ы 9. Телес. тер. 10. Психодрам-ие 11. Танц. терапии 12. Арт-тер.

 

130. Факторы и фазы развития психотерапевтической группы. Критерии эффективности групповой психотерапии. 1-а фаза - пассивной зависимости (образование группы и начало лечения). Характер-ся пассивным, зависимым поведением Кл-ов и высоким уровнем напряжения в группе 2фаза - растормаживания агрессивности. Поведение Кл-ов становится более активным, аффективно заряженным, со скрытой или явной агрессией по отн. к психотерапевту. Начинается борьба за лидерство, место и наложение в группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распред-ся роли, растет сопротивление 3-фаза - развития сплоченности. Характеризуется процессом структурир-я группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. 1-2-3 фаза - 20-30% времени работы группы. 4фаза - целенаправленной деят-ти. Характерно принятие решений и использ-е приобретенного опыта. Критерии эффективности: 1. степень симптоматического улучшения 2. степень осознания психол. механизмов болезни 3. степень изменения нарушенных отношений личности 4. Степень улучшения соц. функционир-я.

 

131. Групповой процесс и схема работы гештальт-группы и группы психодрамы. Гештальт-группы. Цель – пробужд-е организмических процессов участников путем поощрения расширения сознавания и продвижения по направлению достижения зрелости. Руковод-ль группы обычно раб-ет с одним «добровольцем», кот. находится на эмоц-но «горячем месте». Членам группы разрешается оказывать поддержку этому участнику, они могут отождествляться с ним. В последнее время гештальт-терапевты стали в большей степени исп-ть групп-ое взаимодействие и поддержку. Методики и упр-я направл. на расшир-е осознавания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самих себя и преодоление сопротивления. Группы психодрамы. Основные роли в психодраме – это режиссер, кот. явл. продюсером, терапевтом и аналитиком, протогонист, «вспомогательное я» и аудитория. Психодрама начинается с разминки, переходит к фазе действия, во время кот. протогонист организует представление, и заканчивается фазой последующего обсуждения, во время кот. психодрам-ое действие и возникшие в ходе переживания обсуждаются всей группой.

 

132. Групповой процесс и схема работы групп встреч и Т-групп. Группы встреч. Предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью групп. опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовывать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками. Процесс группы встреч развивается в пространстве «здесь и сейчас», т.е. обсуждаются проявляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолж-ть встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов. Т-группы. Руководитель (тренер) доверяет участникам группы совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Индивид-ое поведение отражает процессы, кот. происходят в группе. Т-группа помогает участникам развивать специфич. коммуникат-ые умения, такие как описание поведения, сообщение о чувствах, активное слушание, конфронтация. Нек-е Т-группы используют структурир-ный подход для достижения специфич-их целей чл. группы.

Телесно-ориентированная терапия

 

133. Телесно-ориент. психотер. (В.Райх, А.Лоуэн, М.Фельденкрайз): основн. принципы, базовые понятия, методы и тех-ки оказ-я помощи. ТОТ – группа методов психотерапии, ориентир. на изучение тела, осознание Кл. телесных ощущений и реакций, ориентированных на исследование того, как наши желания, потребности и чувства проявляются в различных телесных сост-ях; ориентир-ны на то, как при помощи воздействия на тело можно решить те или иные психол. проблемы. Понятия: Энергия – особая субстанция биологической природы, обеспеч-ая жизнедеят-ть любого живого организма. Мышечный зажим – постоянное зоновое напряжение одной конкретной мышцы, не соответ-ющее никакой выполняемой в данный момент работе. Мышечный блок – комбинация зажимов, приводящая к затрудненному протеканию энергии в теле. Мышечный панцирь – сугубо индивид-ая комбинация блоков на различных сегментах. Заземление1. устойчивость; 2. соответствие мышечного напряжения выполняемой в тот же момент времени работе. Процедуры: 1. Дыхание 2. Оценка тела и напряженные позы 3. Двигательные упр-я 4. Физич-й контакт.

 

134. Телесная локализация психологических проблем. Сутулость – непосильная нагрузка или неподвластная самостоятельному решению проблема. Зажимы в области живота – страх за свое физическое существование. Напряжение мышц лица – желание спрятать от окружающих свои эмоции. Зажим передней поверхности бедра – происходящее тягостное расставание или разрыв с чел, вызывающим неприятные эмоции. Напряжение внутренней поверхности бедер – запрещенная сексуальность. Зажим икроножной мышцы – нет надежной опоры. Зажим ягодиц – ожидание какого-то наказания со стороны и др.

Арттерапия

 

135. Современные теории арттерапии. Работа с символами и образами в психол-ом конс-ии и психотер. Спонтанная изобразит-ая деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психич. жизни. Язык изобразит. искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объем и др. его изобразит. элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арттерапия аппелирует к символической функции изобразит. искусства, поскольку она явл. одним из факторов психотерап-го процесса, помогая Кл. осмыслить и интегрировать материал бессознат-го, а арттерапевту – судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. Данный метод не имеет противопоказаний. Цели: 1. Дать соци-о приемлемый выход негативным (в том числе агрессивным) чувствам; 2. Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений; 3. Установление отношений Тер-Кл. 4. Повышение самооценки; 5. Развитие чувства внутреннего контроля; 6. Выявление патологий.

 

136. Основные направления. Методы и процедуры. Виды: Анимационная Библиотер. Видеотер. Драматерапия Игротер. Изотер. Маскотер. Музыкотер. Оригами Песочная Работа с глиной Сказкотер. Цветотер. Фототер. Методы: 1. Самовыражение 2. Искусство и творчество 3. Творчество и удовольствие 4. Искусство и научение 5. Искусство и игра. Для методов арттер. характерно то, что в центре вним. находится не столько произведение искусства (продукт творчества пациента), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. 2-а направления: 1. (О.Крамер) Цель: Стимуляция творч-го потенц-а. Творчество оказывает целебный эффект 2. (Маргарет Наумбур) (психоаналит-ое) Наше внутреннее я проецир-ся на продукт нашего творч-ва.

Гештальттерапия

137. Основные принципы, тех-ки, стадии терапевт-кого процесса. Принципы: 1. Сейчас; 2. «Я – ты»; (обращаться к конкретному чел., а не говорить в третьем лице) 3. Субъективизации высказываний; принято говорить не «что-то давит в груди», а «я подавляю себя» 4. Континуум сознания (концентрация на чувствах и телесных ощущениях) Техники: 1. Диалог между частями собственной личности 2. Совершение кругов (обращение ко всем участникам группы по очереди) 3. Незаконченное дело (высказать пустому стулу то, что ты не сказал когда-то чел-у, кот. теперь нет рядом) 4. Проективная игра (чел. «разыгрывает проекцию», т.е. примеряет на себя то, что приписывает другому чел.) 5. Выявление противоположного (реверсия); (чел. ведет себя наоборот нежели обычно) 6. Упр-я на воображение. (идентификация с отвергаемыми аспектами личности) Пример: «Старый заброшенный магазин». Стадии: 1. Тер. присутствует на сеансе 2. Тер. воспринимает происходящее 3. Тер. задает вопросы 4. Тер. дает обратную связь 5. Тер. экспериментирует.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.82.44.149 (0.017 с.)