Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи социальной психологии. Специфика социально-психологических исследований↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соц. П. - это область П., изучающая психологич. явл-я и закономерности поведения и деят-ти люд., обусловленные включением их в соц. группы, а также психол. характеристики самих этих групп. Объектом соц. П. явл-ся сообщества людей. Задачи соц. П.: 1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету соц. П. во взаимодействии с др. науками; 2) содержательный пересмотр соц.-психол-ких проблем в связи с изменившимися соц. условиями в нашей стране; 3) исследование новых соц.-психол-ких явлений (этнических, экономич., классовых, политич., идеологич. и др.); 4) соц.-психол-кие исследования изменений в массовом сознании, обществ-ых настроениях и обществ-ом мнении; 5) анализ возрастания роли соц. П. в усл-ях реформирования общества; 6) взаимодействие соц. П. с прикладной и практич. П.; 7) обеспечение взаимосвязи отечеств. соц. П. с различными направлениями зарубежной соц. П. Подходы к пониманию предмета теоретич. Соц. П.: - предметом соц. П. служат явл-я психики, характерные для больших соц. групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);- главным предметом соц. П. явл-ся лич-ть: ее положение в коллективе, межличн-ое отношение, особенности общения, изучение лич-ти, ее черт; - предметом П. являются массовые психич. процессы и положение лич-ти в группе. Предметом прикладной Соц. П. явл. изучение закономерностей психодиагностики, консультир-ия и применения психотехнологий в сфере соц.-психолких явлений. Особенности науч. исследования в Соц. П.: 1) исслед-е ведется с конкретными объектами, опред. кол-вом эмпирич. данных, кот. собираются с пом. конкретных техник, методик и приемов; 2) исслед-е подразумевает самостоят. решение эмпирич., логич. и теоретич. задач; 3) для исслед-я характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез; 4) целью соц.-психол-ких исслед-ний явл-ся объяснение фактов, явлений и их прогнозирование. Соц.-психол-кое исследование - вид науч. исслед-я, проводимого с целью установления в поведении и деят-ти людей психол-ких закономерностей, обусловленных фактом включ-я в соц. гр., а также психол-ких характеристик самих этих групп. Специфика соц.-психол-ких исслед-ий: 1. описывают психол. характеристики самой гpyппы; 2. раскрывают нек. характеристики сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т.п.) этих индивидов; 3. имеют соц. контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов; 4. источником данных является сам чел.; 5. неустойчивость и постоянное изменение соц.- психол-ких явлений; 6. культурно обусловленная относит-ность соц. – психoл-ких закономерностей; 7. работа с реальными объектами исслед-ния (индивидами и группами). 52. Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции. В соц. П. возникает особое направление исследований, посвященных анализу того, каким образом люди интерпретируют причины поведения др. чел. в условиях недостаточности инфы об этих причинах. Когда они неизвестны, средством причинного объяснения выступает приписывание, т.е. осуществляется своеобразное достраивание инфы. процесс атрибуции служит чел. для того, чтобы придать смысл окружающему. так как значение события и его реакция на него детерминированы в большой степени приписанной причиной. Ф. Хайдер назвал «наивным психологом». Хайдер отмечал, что люди в своих обыденных поступках, в обыденной жизни всегда не просто наблюдают явления, но анализируют их с целью осмысления сути происходящего. Для Хайдера - это причины личностные (т.е. когда причина приписывается действию субъекта) и причины, коренящиеся в «среде» (т.е. такие, кот. приписываются обстоятельствам). Это были первые «наброски» теорий каузальной атрибуции. Впоследствии теории эти были значит. обогащены, так что сегодня иногда говорят даже не об атрибутивной теории, а о «психол-ком объяснении». Однако важно последовательно проследить, как развивались идеи атрибуции. Во-1ых, с самого нач. подчеркивалась потребность чел. понять окруж. его мир и атрибуция рассматривалось как одно из средств такого понимания. Во-2ых, само первичное понятие «каузальная атрибуция» было позже заменено более широким понятием «атрибутивные процессы», поскольку было установлено, что люди в процессе познания др. чел. приписывают ему не только причины поведения, но часто и определенные личностные черты, мотивы, потребности и пр. В-3их, в основном усилиями С. Бема, в число атрибутивных процессов были вкл. и явления самоатрибуции, то есть процессы, относящиеся к восприятию и познанию себя. Бем считает, что люди не знают обычно свои подлинные установки, напротив, они выводят их из своего поведения (узнают, таким образом, задним числом), поэтому сомнительно наличие у них диссонанса, о кот. говорил Фестингер. В-4ых, были установлены и еще более сложные зависимости. Например, люди часто озабочены не столько поиском причин поведения др. чел., сколько поиском того, что в людях нам может быть полезно: для нас часто важнее ценности чел., чем понимание его природы; действия людей поэтому мы чаще оцениваем по их адекватности, а не по их причинной обусловленности. Ошибки атрибуции. Как мы видели, классическая теория атрибуции склонна рассматривать субъекта восприятия как вполне рациональную лич-ть, кот., знает, как надо приписывать причину. Но эта же теория утверждает, что на практике дело обстоит совсем иным образом: люди осуществляют атрибуцию быстро, используя совсем мало инфы (часто одно-единственное наблюдение) и демонстрируя достаточную категоричность суждения. В результате многочисл. экспериментов были выведены два класса ошибок атрибуции: фундаментальные и мотивационные. Характер фундаментальных ошибок описывают Э. Джонс и Р. Нисбет. Главная заключ. в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. Л. Росс назвал это явление «сверхатрибуция». Он же обрисовал усл-я возникновения таких ошибок. 1. «Ложное согласие»выражается в том, что воспринимающий принимает свою точку зрения. как «нормальную» и потому полагает, что др. должна быть свойственна такая же точка зр. Если она иная, значит дело в «лич-ти» воспринимаемого. 2. «Неравные возможности» отмечаются в ролевом поведении: в опред. ролях легче проявляются собственные позитивные качества, и апелляция совершается именно к ним (т.е. опять-таки к лич-ти чел., в данном случае обладающего такой ролью, кот. позволяет ему в большей мере выразить себя). «Легкость построения ложных корреляций». Он состоит в том, что наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо 2 личностные черты как обязательно сопутствующие др. другу. «Игнорирование информационной ценности неслучившегося». Основанием для оценки поступков людей может явиться не только то, что «случилось», но и то, что «не случилось», т.е. и то, что чел. «не сделал». Однако при наивном наблюдении такая инфа о «неслучившемся» нередко опускается. Поверхностно воспринимается именно «случившееся», а субъект «случившегося» - лич-ть. К ней прежде всего и апеллирует наивный наблюдатель. 53. Социальные установки. Пути формирования убеждений Понятие соц. установки было введено в 1918 г. Томасом и Знанецким. Они определяли ее как психол. процесс, рассматриваемый в отнош-ях к соц. миру и взятый прежде всего в связи с соц. ценностями. Установка измеряется в подавляющем большинстве случаев на основе вербального самоотчета респондента о своей позиции относительно какого-либо объекта, почти каждое исследование, использующее иную, помимо самоотчета респондента, технику измерения, есть, как говорит Кисслер с соавторами, «работа, публикуемая лишь затем, чтобы доказать, что установку можно измерять и иным способом»). Установка регулирует деят-ть на 3ех иерархич. уровнях: 1) Смысловом - установки носят обобщенный характер и определяют отношение лич-ти к объектам, имеющим личностное значение для индивида; 2) Целевом – уст-ки определяют относительно устойчивый характер протекания деят-ти и связаны с конкретным действиями и стремлением чел. довести начатое дело до конца; 3) Операциональном – уст-ка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозир-нию возможностей адекватного поведения и принятию реш-я в конкретной сит-ции. Этапы формир-я соц. установок по Ж.Годфруа: 1. До 12 лет - установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям; 2. С 12 до 20 лет – уст-ки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением соц. ролей; 3. От 20 до 30 лет - происходит кристаллизация соц. установок, формирование на их основе системы убеждений, кот. явл-ся весьма устойчивым психич. новообразованием; 4. От 30 лет – уст-ки отличаются значит. стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям. 2-а кардинально различающихся между собой пути формир-я убеждений, а следовательно, и общего формир-я лич-ти. Первый путь характеризуется тем, что определенные идеи, нормы, принципы поведения, говоря словами К. Маркса, превращаются в узы, из кот. нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Специфика второго пути заключ. в том, что те же идеи, нормы и принципы, даже усвоенные лич-тью, могут оставаться чем-то внешним по отнош-ю к ядру лич-ти, ее жизненной позиции. Первый путь ведет к становлению цельной, целеустремленной, устойчивой лич-ти. Второй путь - к двойственности поведения, конфликту между «быть» и «казаться», приспособленчеству и конформизму. 54. Взаимосвязь социального поведения и установок После появления концепции соц. установки, многие социологи и соц. психологи предполагали, что знание соц. установок позволит предсказывать поведение людей. Но это предположение лишь частично оправдало себя. Усомниться в нем заставило уже классич. исследование американ. психолога Ричарда Ла-Пьера, проведенное в начале 1930-х гг. Вместе с парой китайских студентов-молодоженов он объехал более 200 отелей, где, за исключением лишь 1 отеля, молодожены встретили радушный прием и были прекрасно обслужены. После чего исследователи обратились в 251 отель и ресторан с письменным запросом: «Не согласитесь ли вы принять в качестве гостей китайцев?», на что получили 128 ответов, из которых 92% были отрицательны, и только 1 ответ был положит-ным. После этого социологами и психол. было проведено множество наблюдений и экспериментов, итог кот. сводится к след.: установки определяют наше поведение, если это установки на вполне конкретное поведение в конкретных (привычных и заранее опред.) ситуациях; установки определяют поведение, если минимально воздействие других факторов; влияние установок усиливается, если они накануне действия были активизированы (если, напр., чел-а опрашивали о его установках, если он рассуждал о принципах своего поведения, пытался их сформулировать); не только установки определяют поведение, но и поведение определяет установки (людям свойственно оправдывать, обьяснять свое поведение, люди бессознат. стремятся сбалансировать установки и реальное поведение, отчего поведение и установки взаимно влияют др. на др.).
55.Конформизм: классические эксперименты. Виды конформизма, факторы проявления. (К) Конформизм - социально-психол. явл-е изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти счит-ся классич-ми, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом "подставной группы". Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"). М. Шериф впервые продемонстрир. влияние соц. качеств на индивид. поведение. В ряде экспериментов М.Шериф и С.Аш установили различные уровни конформизма:- подчинение на уровне восприятия - изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы; - подчинение на ур. оценки - признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, кот. считается правильным; - подчинение на ур. действия - осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за нежелания вступать с ней в конфликт. Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на чел. может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены 2 вида групп. влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как инфу, на основе кот. он должен сам осуществить свой выбор). Виды К.: 1) Уступчивость, или внешний публичный К. - подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией; 2) Одобрение, или внутренний личный К. - изменение поведения и убеждений под воздействием гр. в рез. Внутр. принятия ее позиции; 3) Нонконформизм, или негативный К. - реактивное сопротивление групп. давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции чел. даже по общепринятым вопросам. К. в опред. степени присущ кажд. чел., однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов. Ситуативные факторы конформности: 1) сложное задание или некомпетентность - чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение; 2) количественный состав группы – К. выше при кол-ве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи чел. не ведет к увеличению степени К.; 3) качественный состав группы (их эрудиция и проф. принадлежность и пр.); 4) авторитетность чел., высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает авторитет формального статуса руководителя в данной организации; 5) сплоченность и единодушие гр. При этом если в гр. имеются люди, поддерживающие испытуемого, то эффект давления гр. снижается; 6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма; 7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм; 8) значимость принадлежности к гр. увеличивает степень конформности. Личностные факторы конформности: 1) возраст: наиболее подвержены К. люди в возрасте до 25 лет; 2) пол: у жен. конформизм несколько выше, чем у муж., что связано с выполнением ими соц. ролями в обществе и семье, и со статусными различиями, стремлениями и потребностями; 3) культура: степень К. населения в странах европ. и североамерикан. культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма; 4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках проф. деят-ти подчиняться начальству. Так, высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т.д. 5) статус индивида: люди с выс. статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.
56. Агрессия: факторы возникновения и ослабления. Теории агрессии. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или насильственное причинение вреда др. живому существу. Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоц-ся с негатив. эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - стремление оскорбить или навредить; с негативными установками, - расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом кот. становится причинение ущерба, их наличие не явл. необходимым усл-ем для подобных действий. Злость вовсе не явл. необходимым условием нападения на др.; агрессия разворачивается как в сост-и полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоц-ного возбуждения. Также совершенно не обязат. чт. агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к кото. относятся скорее положит., чем отрицательно. Теории агрессии: 1) Психоаналитическая т. агрессии рассматривала ее с точки зр. врожденного инстинкта смерти. Согласно З.Фрейду, агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти, т.е. А - это инстинкт смерти, спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты; 2) Эволюционная т. агрессии в качестве источника агрес.о поведения рассматривала др. врожденный механизм - инстинкт борьбы, присущий всем животным, вкл. и чел-а. Один из последователей этой теории Лоренц предполагал наличие длительного эволюц-ного пути развития; 3 ) Социобиологич. Т. рассматривала агрессивные взаимодействия с конкурентами как один из путей повышения успешности репродукции в усл-ях окруж. среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров; 4) Теории побуждения выделяли в качестве источника агрессии вызываемой внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред др. Теория фрустрации агрессии - одна из теорий побуждения, согласно кот. побуждение к агрессии возникает у чел-а, пережившего фрустрацию (тяжелое переживание чел. своей неудачи, сопровожд-еся чувством безысходности). Часто агрессивные действия нацелены не на истинного фрустратора, а на др. объекты, по отнош-ю к кот. агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно; 5) Когнит. Т. основное внимание уделяет рассмотрению эмоц. и когнит. процессов, лежащих в основе агрессии. В основе агрессии согласно данной теории лежит осмысление или интерпретация чел-ом чьих-то действий как угрожающих или провокационных, что оказывает определенное влияние на его чувства и поведение; 6) Теории соц. научения рассматривают агрессию как соц. явл-е, как форму поведения, усвоенного в процессе соц.о научения. В связи с этим для понимания причин агрессии необходимо учитывать то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; факторы кот. спровоцировали ее проявление и условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Предполагается, что агрессивные реакции могут быть усвоены путем наблюдения проявлений агрессии.
57. Эмоциональные аспекты межличностных отношений: дружба, любовь, привязанность. Межличн-ая аттракция. В отличие от деловых отнош. межличн-ые иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоц-ную насыщенность. Вкл-ют 3 элемента: - Когнитивный (гностический, информац.) элемент предполагает познание, понимание и осознание инфы, задействованной в М.О.- Аффективный аспект выраж. в различных эмоц. переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоц. содержание М.О. изменяется в 2ух противопол. направлениях: от позитивных, сближающих до нейтральных и негативных, разделяющих. - Поведенческий компонент М.О. реализуется в конкретных действиях. Если партнер нравится др., поведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то общение будет затруднено. Своеобразие М.О. между полами проявл-ся уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в дет. возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх и взаимодействуют со сверстниками. Подобная картина и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу, они устанавливают отнош. с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деят-ти для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения обычно уже, чем у мужчин. В М.О. они испытывают потребность в самораскрытии, передаче др. личностной инфы. Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в М.О.-ях, а для мужчин - деловые качества. Потребность в эмоц. контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психолог. привязанность детей к окруж-щим. С возрастом люди постепенно утрачивают в М.О. свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокульт. нормы (особенно проф-ные и этнические). Круг контактов сужается после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. М.О. сокращаются и преобладают в производственной и родственных ей сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, М.О. снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте отношения снова приобретают повышенную роль. Друж. отношение всегда имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деят-ти, во имя кот. друзья объединяются. Дружба предполагает взаимную привязанность, доверительность. Чувство секс-го влечения и влюбленность переживается иначе, нежели дружба. Многие любовные отношения, особенно вначале, характеризуются секс-ным влечением, кот. приводит к переживанию любви-страсти. Это чувство вкл. в себя стремление к соединению с др. и характеризуется сильным возбуждением и колебаниями настроения от счастья к отчаянию. Страстная любовь обычно сопровождается одержимостью партнером, его идеализацией и стремлением его узнать, а также желанием, чтобы партнер узнал тебя. Межличн-ная аттракция. Особый круг проблем межличн-го восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфич. эмоц-ых регуляторов. Люди не просто воспринимают др. др., но формируют др. по отнош-ю к др. опред. отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от непринятия того или иного чел. до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоц-ных отношений к воспринимаемому чел-у, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция - привлечение, но специфич. оттенок в значении этого слова в рус. языке не передает всего содержания понятия. Аттракция - это и процесс формир-я привлекат-ности какого-то чел. для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. нек. качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формир-я привязанностей, друж. чувств или, наоборот, неприязни при восприятии др. чел., а с др. - какова роль этого явл-я (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как опред. системы, вкл. в себя и обмен инфой, и взаимодействие, и установление взаимопонимания. 58. Альтруизм: личностные и ситуационные влияния. Теории альтруизма (от лат. alter – другой) - нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к др. люд., бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Как принцип межличн. отношений А. справедливость: «Поступай так, чтобы интерес др. чел. не становился для тебя средством достиж. собств. целей», уважение: «В своих поступках не ущемляй интересы и права др. чел.» человеколюбие, или соучастие: «Поступай так, чт. интерес др. чел. становился целью твоего поступка». Происхождение альтруистического поведения - одна из самых интригующих загадок эволюционной биологии. Прямолинейная трактовка принципов естественного отбора и борьбы за существование приводит к выводу, что каждое живое существо должно заботиться лишь о том, чтобы выжить самому и произвести на свет как можно больше жизнеспособного потомства, а отнюдь не помогать кому-то другому в ущерб своим личным интересам. Однако в природе альтруизм довольно широко распространен, и при внимат. рассмотрении почти всегда оказывается, что бескорыстная помощь ближнему в конечном счете выгодна помогающему. Самое общее эволюц. объяснение альтруизма дает теория родственного отбора. Помогая выжить близ. родственнику, животное тем самым способствует сохранению и распространению своих собств. генов в последующих поколениях. У больш. животных родные сестры и бр. имеют по 50% общих генов - столько же, сколько родители и их дети. Теория родственного отбора отлично объясняет, поч. из всех насекомых альтруистическое поведение наиболее широко распространено среди перепончатокрылых (пчелы, осы, муравьи). 59. Предрассудки в соц. отношениях: предпосылки возникновения и последствия Предрассудок - это соц. установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего чел. воспринимает нек. соц. объекты в неадекватном, искаженном виде. Наиболее распространенным видом таких извращенных соц. установок явл. расовые и нац-ые предрассудки. Основная причина формир-я в неразвитости когнитивной сферы лич-ти. чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у реб. еще почти нет адекватных знаний о том или ином соц. объекте, но под воздействием родителей и ближ-го окруж-я уже формируется определенное эмоц.-оценочное отношение к нему. это отношение оказывает соответств. влияние на содержание когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту инфу об объекте, кот. соответствует уже сложившейся оценке. Напр, нек. россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по нац. признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей кот. сост. та или иная группировка. стереотипы, лежащие в основе предрассудков, явл. побочным продуктом нашего мышления - способом упрощения окружающего мира. 60. Группа как объект социально-психологических исследований. Групповые процессы. Большая и малая соц-ные группы не просто различаются по кол-ву членов, - это принципиально разные типы групп. К малым относят разнообразные соц. объединения люд. с небольшим и конечным числом участников, кот. вкл. в существующую систему общественного производства и контроля. Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение - через специфич. приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групп. динамики, эксперимент). очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деят-ти), так как они организованы по поводу какой-то деят-ти, материальной или духовной. К большим относят значит-ые по числу участников и изменяющиеся чел-ские сообщества, члены кот. не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании др. др.. Членов большой гр. объединяют: проживание на одной территории, принадлежность к опред. соц. слою (эконом. положение), нахождение в опред. месте в опред. час и другое. Большие гр. разделяются на два подтипа. К 1ому относятся этносы, классы, проф. группы. Их отличает длите-ть существования, закономерность возникновения и развития с точки зр. соц. истории. Ко 2ому относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди нек. время вкл. в общее эмоц. пространство. (1 и 2 различие в механизмах, регулирующих внутригруп. процессы) Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике, развитии и изменении. Групп. процессы - это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся развитие, сплочение и нормативное давление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.012 с.) |