Концепции и методы психологической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции и методы психологической помощи



 

114. Основные концепции психологической помощи, круг проблем, акценты в работе консультанта. Направление и Цели консультирования: Психоаналитическое (Фрейд, Юнг) - Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь Кл. воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную лич-ть. Адлерианское направление - Трансфомировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию по средстам обретения чувства равенства с другими людьми. Терапия поведения (уотсон, скиннер) -Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. Рационально-эмотивная терапия (эллис) -Устранить саморазрушающий подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и Рациональный подход; научить применению научного подхода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Ориентир-ная на Кл. терапия (роджерс) -Создать благоприятный климат консультрования, подходящий доя самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность. Экзастенциальная терапия (р. Мэй, ялом, бьюдженталь) -Помочь Кл. осознать свою свободу и собственные способности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.

 

 

115. Клиент-центрированное консультрование (к. Роджерс). Подход к консультрованию, позволяющий Кл. оценить свою значимость. "Я" развивается в рез. взаимодействия организма с окруж. средой. Организм стремится поддержать, развить и реализовать свое "Я". Здоровое развитие предполагает гармонию между организмов и "Я". Вместе с тем в своем стремлении к самоактуализации, организм может совершать нежелательные поступки, результатом чего будут порицания и деление любви. Роджерс рассматривает развитие индивида в свете оценки его др. людьми. Здесь возможны следующие варианты: -позитивное отношение (одобрение окружающих), -позитивное самоотношение, -наличие условий ценности, -безусловное положит-ое отношение. Индивид стремится к тому, чт. его "я" соответствовало переживаниям. Переживания, расходящиеся с представлением о себе, обычно игнорируются (так как воспринимаются как угроза) или постепенно вкл-ся в представления о себе. Все эти процессы индивидом не осознаются. Кл. – центрир-ный подход учитывает прежде всего смысл поведения и событий для Кл. Задача психотерапевта - помочь Кл. осознать свои переживания и поведение с целью устранения искажений восприятия или причины дистресса. Со стороны психотер. Кл. видит эмпатичное понимание, искренность и безусловное позитивное отношение, что способствует личностному росту и ощущению самоценности. Цель терапии - внести изменения в мироощущение Кл., после чего последует изменение поведения. Не предписывает конкретных техник.

 

116. Экзистенциальное консультирование (Р.Мэй, И.Ялом, Дж. Бьюдженталь). Гл. цель - помочь Кл. научиться переживать свое существование как реальное. Осн-ое исходное положение: фундаментальный невротический процесс - это подавление онтологического, включающего в себя потерю ощущения бытия и уменьшение потенциала и глубины осознания. Основной акцент делается на взгляде на Кл. скорее как индивидуума, чем как на объект, для кот. характерно определенное поведение, а так же на аутентичных отношениях Конс. - Кл. Экзистенц. Консульт-ние стремится помогать Кл. понимать их внутренние конфликты с учетом наличия предельных экзистенц-ных проблем, связанных со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Конс-ы пытаются помочь Кл. идентифицировать неадекватные механизмы защиты и осознать отрицат. последствия их действия. Экзист. конс-е стремится помочь Кл. не только найти другие способы совладания с первичной или экзистенц-ой тревогой, но и ослабить вторичную тревогу, исправляя ограничительное отношение Кл. к самим себе и др. Конс-ы могут исп-вать разнообразные воздействия, входящие в репертуар других видов консультрования, если эти воздействия совместимы с основной экзистенц-ой структурой. В основе экзистенц. кризисов могут лежать: смерть, переходные периоды как в личной жизни, так и в работе, принятиебесповоротных решений, неожиданная изоляция. Решение работать с экзист. конфликтами должно приниматься Конс-ом и Кл. совместно. Консультирование долгосрочное.

 

117. Логотерапия (Франкл). Осн. двигателем поведения и развития лич-ти явл. стремление чел. к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие реализации или смысла порождает у чел. состояния экзистенц-го вакуума и экзистен-ной фрустрации, выступающие причиной т.к. потогенных неврозов, связанных с апатией, дипрессией и утратой интереса к жизни. Логотер. помогает чел. обрести утраченный им смысл. Для этого используется метод сокрального диалог а. Смысл может быть найден в одной из 3-х сфер: творчества, переживания и сознат. принимаемого отношения к тем обстоят-вам, кот. мы не в сост-ии. изменить. (смысл можно найти в любых обстоят-вах и сит-ях). Один из гл. источников смысла - религиозная вера (вместе с тем, религия не явл. единственно возможным источником смысла). Проблема смысла жизни может успешно решаться как верующими, так и не верующими людьми. Помимо терапии специфич. ноогенных неврозов в Логотер. разработаны так же метод парадоксальной интенции для леченя фобий и навязчивых состояний и метод дерефлекии- для лечения секс-ных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых Логотер. Фундаментальных характеристиках чел-а: способности к само-отстранению и само-транс-тенденции.

118. Гештальт- ориент. консультирование (Перлз). Терапия состоит в анализе внутренней структуры актуального опыта, вне зависимости от присущей степени контакта, в изучении не только того, что переживается, запоминается, делается и т. п. Все описанные направления работы способствуют интеграции личности Кл., помогают преодолеть защитные невротические механизмы и обрести подлинное "Я" Основные положения: Каждый организм стремится к достижению сост-я полного функционирования, что означает завершенность внутренних органов. Чел. воспринимает не отдельные элементы действит-ности, а организует их в целое (или в гештальт, имеющие для него значение). Функционирование индивида осуществляется посредством процесса саморегуляции. Индивид может существовать только в границах среды, явл-мися целостным полем, вкл-щим в себя его и окружение, а его поведение явл. функцией всего поля. Характерным элементом гештальт -тер. явл. внимание к процессам и явл-ям, происходящие в организме как в целом, а не в отдельных элементах его структуры. Основным процессом, интегрирующим функционирование организма, явл. сознание. Гештальт распознаёт и восстанавливает равновесие в сознании, тем самым помогая чел. обрести свою полноту (конгруэнтность). Защитные механизмы: проекция, интроэкция, дефлексия (уклонение от решен. проблем), конфлюэнция (размывание границ "я"), ретрофлексия (энергия не на других, а на себя) Принципы: сейчас; я и др; субъективизации высказывания; неприрывность сознания.

 

 

119 .Бихевиорально-ориентир-ое консультир-ние (Дж. Вольепе, Б. Скиннер, А. Бондура). Скинне р считал, что поведение формируется и поддерживается его последствиями. В теории оперантного обуславливания подчеркивается, что поведение воздействует на окруж. среду, порождая последствия. Подкрепляющие стимулы- это события, кот. увеличивают вероятность реакции. Составляющие подкрепления: А) обстоятельство, в рамках кот. имеет место реакция Б) сама реакция В) подкрепляющие последствия. Поведенческое Конс-е начинается с поведенческой оценки, кот. проводится для определения целей и мотивов лечения. Оценка вкл. в себя сбор данных, кот. можно получить как из интервью, так и из др. источников, например из самонаблюд-й Кл. Конс-ы могут помогать Кл, увеличивая количество доступных подкрепляющих стимулов и делая стимулирование более разнообразными. Этот подход очень эффективен при лечении люд., находящихся в сост. депрессии. А) обучение глубокой и личностной релаксации; б) создание тематической иерархии стимулов, вызывающих тревогу; В) представление пунктов иерархии воображению глубокого расслабленных Кл-ов. Конс-ы могут учить Кл. управлять стимулами, связанными с адаптивными и неадапт. реакциями, а так же использовать позитив. и негатив. самоподкрепление. Цели: устранение дефицита в поведенческих репертуарах; усиление адаптивного поведения; ослабление или устранение неадекват. поведения; устранение изнурит-ных реакций тревоги; развитие способности расслабляться; развитие сп. самоутверждаться; развитие эффективных соц. навыков; достиж-е адекватного соц. функционирования; саморегулирование.

 

120. Позитивно-ориентированное консультир-е (Т.Ахола, Б.Фурман,Н. Пезешкиан). Позитивная психотер. явл-ся ориентированным на ресурсы методом психотер., кот. обращается сначала к возможностям пациента и только затем уже исследует его заболевание. Чел. может меняться. Чел.- активный организатор своего собственного бытия; он сознательно или неосознанно ориентируется на определенные ценности и стремится наполнить свою жизнь смыслом, реализуя свое самовыражение только в постоянном взаимодействии с соц. средой. Каждый без исключ. чел. от природы обладает двумя базовыми способностями: сп. к любви и сп. к познанию. В зависимости от потребностей организма, окруж. среды (воспитание, образование, культура) и того времени, в кот. он живет (дух времени). Эти базовые способности дифференцируются в низменную структуру сущности черт, кот. в последствии сост-ют характер чел. и его и индивид-ность. Чел. добр по своей сути. Цель терапии: вернуть чел. к его исходному сост-ю здоровья. (Тер.): Нужно принимать себя и других такими, какие они есть, замечая также, какими мы можем быть; принимать пациента с его наруш-ями и заболеваниями как чел., чтобы затем обратиться к его еще неизвестным, скрытым, затаенным болезнью способностям. Основатели позитивного консультир-я акцентируют вним. на значении, кот. имеет симптом для пациента и окруж. его люд., стараясь выделить «позитивное» знач. (символич. функция болезни)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.022 с.)