Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология высшей школы»

 

Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»

 

Профиль – «Теория и методика обучения и воспитания (естествознание)»

 

Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь

Г.

Составитель:

Профессор кафедры психологии, д.психол.н., доцент С.М.Шингаев

 

 

Рабочая программа дисциплины «Психология высшей школы» составлена на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (аспирантура) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. N 902 по профилю – «Теория и методика обучения и воспитания (естествознание)», обсуждена и утверждена на заседании кафедры психологии__________________________________________________

(протокол №._ от «__»______ 2016 г.).

 

 

Заведующий кафедрой психологии С.М.Шингаев

Согласовано:

Заведующий аспирантуры Т.Ю.Гвильдис

 

«___» __________ 201_г.


 

1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель дисциплины: формирование целостного и системного понимания психолого-педагогических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества.

Основные задачи:

- формирование целостных знаний в области психологии высшего образования;

- освоение теоретических знаний, отражающих современный уровень развития психологии высшей школы;

- формирование способности обучающегося – будущего преподавателя высшей школы к проектированию современного образовательного процесса на основе системного его понимания и опираясь на современные психологические теории;

- усвоение знаний о познавательной сфере обучающихся, о психологических основах профессионального развития.

 

 

2.Результаты обучения, определенные в картах компетенций и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

универсальные:

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

общепрофессиональные:

- способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).

В результате освоения данной дисциплины аспирант должен:

знать:

- основные психолого-педагогические подходы к образованию;

- структуру формирования и развития психики человека;

- психологию личности студента;

- основы психологии профессионального образования.

 

Уметь:

- грамотно выстраивать лекционный материал и организовать самостоятельную работу слушателей (студентов), работать со вниманием аудитории;

- задействовать личностный потенциал студентов для достижения педагогических задач;

- осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;

- отбирать критерии для систематизации и обобщения результатов;

- определять границы применимости результатов;

- выявлять и описывать возможные риски;

- моделировать направления развития исследуемого объекта, явления.

Владеть (уметь продемонстрировать):

- навыками взаимодействия с аудиторией;

- инструментарием для построения лекций, семинарских и практических занятий;

- технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований;

- методами обработки и анализа результатов педагогического исследования;

- тактикой и стратегией применения результатов педагогического исследования;

- приемами соотнесения результатов исследования и собственной профессиональной деятельности.

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы и объем ее изучения по видам учебных занятий

Дисциплина ««Психология высшей школы» включена в часть «Дисциплины по выбору» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами: «Психология личности», «Актуальные проблемы современного образования: отечественный и зарубежный опыт», «Проектирование когнитивных процессов в образовании».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

На изучение дисциплины отводится:

очное обучение – 144 часа (60 часов аудиторной и 84 часа самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения в 1, 2 семестрах.

заочное обучение - 144 часа (24 часа аудиторной и 120 часов самостоятельной работы).

 

№ п/п Наименование разделов, модулей, тем Год обучения Семестр/неделя Всего часов В том числе: Компетен-ции Форма контроля
Лекции Практические занятия С/Р
1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.             УК-2 Тесты
2. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе.             УК-2 Тесты
3. Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе.             УК-2, ОПК-3 Тесты
4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности.             УК-2 Тесты
5. Психология общения.             УК-2 Тесты
6. Психология преподавания.             УК-2, УК-6, ОПК-3 Собеседование
7. Психология профессионального здоровья педагога.             УК-2, УК-6, ОПК-3 Реферат
  Итого                
  Промежуточная аттестация             ЗАЧЕТ  

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Тема 5. Психология общения.

Понятие общения. Феноменология общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие, как восприятие людьми друг друга (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

Вербальные и невербальные средства общения. Фазы контакта. Уровни общения (примитивный, стандартизованный, манипулятивный, конвенциональный, деловой, игровой, духовный).

Виды диалогов. Устная и письменная речь. Специфика общения лектора с аудиторией. Общение, опосредованное различными техническими устройствами (телевидение, компьютер, интернет и др.).

Промежуточная аттестация

 

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется посредством учета посещаемости, оценки работы обучающихся в аудитории (выполнение индивидуальных заданий, работа в малых группах, участие в обсуждении вопросов), выполнения домашних заданий. Оценочные средства по дисциплине представлены в Приложении «Фонд оценочных средств по дисциплине ПВШ»

По окончании занятий аспиранты сдают зачет.

Для получения зачета аспиранты обязаны:

- присутствовать не менее чем на 75% занятий,

- выполнить 5 тестов,

- написать реферат по теме «Психология профессионального здоровья педагога»,

- пройти собеседование по теме «Психология преподавания».

6. Перечень заданий, обеспечивающих организацию самостоятельной работы

Содержание инвариантной самостоятельной работы аспирантов по дисциплине:

№ п/п Темы Объем с\р по теме Содержание самостоятельной работы аспирантов Количество часов
1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.   Аннотирование источников  
Презентация темы (по выбору)  
2. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе.   Составление библиографического списка  
Конспектирование  
Понятийная карта  
3. Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе.   Составление библиографического списка  
Конспектирование  
Понятийная карта  
4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности.   Составление библиографического списка  
Конспектирование  
Понятийная карта  
5. Психология общения. · 14 Конспектирование  
Понятийная карта  
6. Психология преподавания. · 20 Конспектирование  
Понятийная карта  
7. Психология профессионального здоровья педагога. · 10 Конспектирование  
Разработка индивидуальной антистрессовой программы  
  ИТОГО   ·  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология высшей школы»

 

Направление подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки»

 

Профиль – «Теория и методика обучения и воспитания (естествознание)»

 

Квалификация – Исследователь. Преподаватель-исследователь

Г.

Составитель:

Профессор кафедры психологии, д.психол.н., доцент С.М.Шингаев

 

 

Рабочая программа дисциплины «Психология высшей школы» составлена на основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (аспирантура) по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30 июля 2014 г. N 902 по профилю – «Теория и методика обучения и воспитания (естествознание)», обсуждена и утверждена на заседании кафедры психологии__________________________________________________

(протокол №._ от «__»______ 2016 г.).

 

 

Заведующий кафедрой психологии С.М.Шингаев

Согласовано:

Заведующий аспирантуры Т.Ю.Гвильдис

 

«___» __________ 201_г.


 

1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель дисциплины: формирование целостного и системного понимания психолого-педагогических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества.

Основные задачи:

- формирование целостных знаний в области психологии высшего образования;

- освоение теоретических знаний, отражающих современный уровень развития психологии высшей школы;

- формирование способности обучающегося – будущего преподавателя высшей школы к проектированию современного образовательного процесса на основе системного его понимания и опираясь на современные психологические теории;

- усвоение знаний о познавательной сфере обучающихся, о психологических основах профессионального развития.

 

 

2.Результаты обучения, определенные в картах компетенций и формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

универсальные:

- способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);

общепрофессиональные:

- способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований (ОПК-3).

В результате освоения данной дисциплины аспирант должен:

знать:

- основные психолого-педагогические подходы к образованию;

- структуру формирования и развития психики человека;

- психологию личности студента;

- основы психологии профессионального образования.

 

Уметь:

- грамотно выстраивать лекционный материал и организовать самостоятельную работу слушателей (студентов), работать со вниманием аудитории;

- задействовать личностный потенциал студентов для достижения педагогических задач;

- осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом;

- отбирать критерии для систематизации и обобщения результатов;

- определять границы применимости результатов;

- выявлять и описывать возможные риски;

- моделировать направления развития исследуемого объекта, явления.

Владеть (уметь продемонстрировать):

- навыками взаимодействия с аудиторией;

- инструментарием для построения лекций, семинарских и практических занятий;

- технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований;

- методами обработки и анализа результатов педагогического исследования;

- тактикой и стратегией применения результатов педагогического исследования;

- приемами соотнесения результатов исследования и собственной профессиональной деятельности.

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы и объем ее изучения по видам учебных занятий

Дисциплина ««Психология высшей школы» включена в часть «Дисциплины по выбору» и содержательно связана с изучаемыми дисциплинами: «Психология личности», «Актуальные проблемы современного образования: отечественный и зарубежный опыт», «Проектирование когнитивных процессов в образовании».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

На изучение дисциплины отводится:

очное обучение – 144 часа (60 часов аудиторной и 84 часа самостоятельной работы). В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения в 1, 2 семестрах.

заочное обучение - 144 часа (24 часа аудиторной и 120 часов самостоятельной работы).

 

№ п/п Наименование разделов, модулей, тем Год обучения Семестр/неделя Всего часов В том числе: Компетен-ции Форма контроля
Лекции Практические занятия С/Р
1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.             УК-2 Тесты
2. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном процессе.             УК-2 Тесты
3. Учет индивидуально-психологических свойств в учебном процессе.             УК-2, ОПК-3 Тесты
4. Эмоционально-волевая регуляция деятельности.             УК-2 Тесты
5. Психология общения.             УК-2 Тесты
6. Психология преподавания.             УК-2, УК-6, ОПК-3 Собеседование
7. Психология профессионального здоровья педагога.             УК-2, УК-6, ОПК-3 Реферат
  Итого                
  Промежуточная аттестация             ЗАЧЕТ  

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Психология высшей школы: предмет, объект, методы.

Понятие о психологии высшей школы. Предмет и объект. Зарубежные направления научной психологии (функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая и трансперсональная психология). Основные направления отечественной психологии («рефлексология» В.М. Бехтерева, «культурно - историческая теория» Л.С. Выготского, «теория деятельности» А.Н. Леонтьева и теория «проникающего» действия С.Л. Рубинштейна, концепция «установки» Д.Н.Узнадзе, «теория отношений» В.Н. Мясищева, «человекознание» Б.Г. Ананьева).

Место психологии высшей школы в системе наук о человеке. Основные принципы современной психологии.

Методы психологии. Понятие о методологии, методе, методике. Этапы психологического исследования. Методы организации исследования (сравнительный, поперечных срезов, лонгитюдный, комплексный). Методы сбора информации (биографический, эксперимент, моделирование, психодиагностика). Математические методы обработки данных исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.009 с.)