Методы изучения литературы в школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения литературы в школе.



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(8 семестр)

Программа подготовки к экзамену

1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.

Предмет методики преподавания литературы как научной дисциплины. Теоретические основы методики преподавания литературы. Связь методики с литературоведением, эстетикой, психологией, дидактикой. Основные исследовательские методы в области методики преподавания литературы.

Теоретические проблемы современной методики преподавания литературы.

Литература как учебный предмет в современной школе.

Специфика литературы как учебного предмета в школе. Познавательная, воспитательная и развивающая функции литературы как учебного предмета. Современные концепции литературы и филологического образования. Содержание и структура литературного образования в средней школе. Государственный стандарт по литературе: назначение; компоненты (федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения); концентры. Структура федерального компонента ГСОО.

3. Учебно-методические комплексы по литературе.

Авторские программы по литературе, переработанные в соответствии со стандартом: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией А.Г. Кутузова (базовый и профильный уровни); Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (базовый уровень). Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе.

Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника.

Учебные хрестоматии, учебники, хрестоматии по литературе для учащихся и пособия для учителя. Виды работы с учебником по литературе. Анализ одного из учебников для средней школы.

Методы изучения литературы в школе.

Понятия «метод» и «прием». Из истории вопроса: труды Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, Ц.П. Балталона, М.А. Рыбниковой. Анализ классификации методов обучения В.В. Голубкова.

Проблема методов обучения в методике преподавания литературы второй половины XX в.

Анализ классификации Н.И. Кудряшева. Взаимосвязь методов обучения. Зависимость выбора метода и приема работы от целей и материала урока. Соотношений понятий «метод» и «прием».

Современные подходы к проблеме методов обучения литературе: типологии В.Г. Маранцмана, Г.Н. Ионина.

Технологии обучения.

Понятие «технология обучения» в современной психолого-педагогической науке. Понятия «метод» и «технология». Технологии на уроках литературы.

Проблемное обучение.

Понятия «проблемный вопрос», «проблемная ситуация» на уроке литературе. Проблемное обучение как дидактическая система, обогащающая содержание всех методов преподавания, стимулирующая активность учащихся.

Урок как основная форма организации обучения литературе.

Функции современного урока. «Постулаты» современного урока. Урок литературы как урок общения учителя и учащихся. Стиль педагогического общения на уроках литературы.

Организация деятельности учащихся на уроке литературы.

Требования к современному уроку литературы.

Пути совершенствования современного урока литературы.

Проблема типологии современного урока литературы.

Понятия «тип», «вид», «форма» урока. Анализ основных классификаций урока: типологии урока В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Е.В. Карсаловой. Нетрадиционные формы уроков литературы.

6. Проблема структуры урока литературы.

Понятие структуры урока в дидактике. Традиционная структура урока литературы. Построение урока в условиях развивающего обучения. Понятие «учебная ситуация урока». Общая организация урока и организация каждой отдельной учебной ситуации. Перспективы моделирования урока литературы.

7. Этапы подготовки учителя к уроку.

Урок как индивидуальное творчество учителя-словесника. Планирование как основа творческого преподавания. Виды планирования. План и импровизация в преподавании. Поурочный план, конспект, модель урока литературы.

8. Основные этапы изучения художественного произведения в школе. Вступительные занятия.

Функции вступительных занятий. Виды вступительных занятий. Основные методы и приемы работы на вступительном этапе изучения художественного произведения.

Чтение и ориентировочные занятия.

Роль и место выразительного чтения учителя на уроке литературы в средних классах.

Организация чтения художественного произведения. Комментированное чтение. Виды чтения (классное, домашнее, индивидуальное, по ролям).

Обучение выразительному чтению учащихся средних классов.

Виды работ по усвоению текста художественного произведения.

Работа над планом. М.А. Рыбникова и В.В. Голубков о значении данной работы. Методика составления плана. Виды планов (простой и сложный; цитатный; сюжетно-композиционный и др.).

Пересказ, виды пересказов (краткий (сжатый), подробный, выборочный, творческий). Устный пересказ и письменное изложение прочитанного.

Изучение восприятия художественного произведения учащимися как методическая проблема.

Цели исследования ученического восприятия художественного произведения. Понятие «восприятие» в психологии, методике преподавания литературы. Уровни читательского восприятия (анализ классификаций В.Г. Маранцмана, В.А. Доманского, Г.И. Беленького). Способы выявления читательского восприятия учащихся. Круг основных понятий по проблеме: «рецепция», «реципиент», «апперцепция», «перцепция», «катарсис», «инфантилизм», «наивный реализм».

Анализ как этап изучения художественного произведения.

Задачи, принципы, методические условия и виды анализа. Литературоведческий анализ как основа анализа литературного произведения в учебных целях. Свойства школьного анализа литературного произведения.

Пути анализа художественного произведения в школе.

Понятие пути разбора. Выбор пути разбора в зависимости от уровня литературного развития учащихся. Соответствие путей анализа художественного произведения возрастным особенностям учащихся. Взаимодействие разных путей разбора.

Особенности восприятия лирических произведений учащимися средних классов и методика изучения лирики в средних классах.

Учет данных психологов и методистов о восприятии лирических произведений учащимися разных возрастов при определении целей и способов изучения лирических произведений в средних классах. Организация вступительного этапа, чтения и анализа лирического произведения в средних классах. Литературоведческие и методические приемы анализа лирических произведений в средних классах. Место выразительного чтения на уроках по изучению лирики в V-VIII классах. Изучение стихосложения, стихотворных размеров.

30. Пути, методы и приемы изучения лирики в старших классах.

Особенности лирики как рода литературы, обусловливающие методику изучения лирических произведений в старших классах. Формы воплощения авторского сознания в лирическом произведении (лирический герой, герой ролевой лирики, поэтический мир и др.). Восприятие лирики учащимися старших классов. Рассмотрение в старших классах целостного поэтического мира художника слова. Формирование представлений у учащихся о стиле поэта как сходстве, однородности, единстве присущих ему творческих особенностей. Пути изучения лирики в старших классах: изучение лирики в процессе знакомства с жизненным и творческим путем поэта; анализ произведений по основным темам и мотивам; проблемное изучение лирики. Взаимосвязь различных методов при изучении лирики в старших классах: метода творческого чтения, эвристического, исследовательского, репродуктивного (примеры).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(8 семестр)

Программа подготовки к экзамену

1. Методика обучения литературе как научная дисциплина.

Предмет методики преподавания литературы как научной дисциплины. Теоретические основы методики преподавания литературы. Связь методики с литературоведением, эстетикой, психологией, дидактикой. Основные исследовательские методы в области методики преподавания литературы.

Теоретические проблемы современной методики преподавания литературы.

Литература как учебный предмет в современной школе.

Специфика литературы как учебного предмета в школе. Познавательная, воспитательная и развивающая функции литературы как учебного предмета. Современные концепции литературы и филологического образования. Содержание и структура литературного образования в средней школе. Государственный стандарт по литературе: назначение; компоненты (федеральный, региональный, компонент образовательного учреждения); концентры. Структура федерального компонента ГСОО.

3. Учебно-методические комплексы по литературе.

Авторские программы по литературе, переработанные в соответствии со стандартом: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией А.Г. Кутузова (базовый и профильный уровни); Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (V – XI классы) под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (базовый уровень). Принципы отбора литературного материала и его концентрации в каждом классе. Принципы построения программ по литературе.

Задачи литературного развития ученика в связи с возрастной эволюцией школьника.

Учебные хрестоматии, учебники, хрестоматии по литературе для учащихся и пособия для учителя. Виды работы с учебником по литературе. Анализ одного из учебников для средней школы.

Методы изучения литературы в школе.

Понятия «метод» и «прием». Из истории вопроса: труды Ф.И. Буслаева, В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, Ц.П. Балталона, М.А. Рыбниковой. Анализ классификации методов обучения В.В. Голубкова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.009 с.)