Задачи и основные правила педагогического изучения учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и основные правила педагогического изучения учащихся



Всем известно крылатое изречение К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, — то она должна узнать его также во всех отношениях». Только тогда, — подчеркивал Ушинский, — она сможет черпать в самой природе человека способы воспитательного влияния, — а способы эти огромны.1 А.С. Макаренко, С. Т.Шацкий, П. П. Блонский, другие выдающиеся советские педагоги отмечали, что без умения изучать детей, видеть их в своей работе нет настоящего педагога. «Бездетность» они считали самым большим врагом педагогической науки и практики.

К сожалению, приходится признать, что этот злейший враг еще не изгнан до конца из нашей школы. Справедливо сетовал В. А. Сухомлинский, отмечая, что «бездетность» еще царит во многих школах. В своей статье «Разговор с молодым директором» он пишет: «О чем говорят больше всего на заседаниях педагогического совета, на семинарах, методических объединениях? О методике и приемах обучения, о системах уроков, об опыте учителей и его внедрении. О ребенке речь идет редко... А ведь человеческая личность — это сложнейший сплав физических и духовных сил, мыслей, чувств, воли, характера, настроении. Без знания всего этого невозможно ни учить, ни воспитывать»1.

В качестве оправдания недостаточного внимания к изучению ребенка от педагогов нередко приходится слышать, что работа по изучению школьника — это очень значительный довесок к и без того большой и многоплановой нагрузке учителя, что учителю трудно вести какие-то особые наблюдения за учащимися одновременно с проведением запланированных учебных занятий.

Согласиться с таким аргументом нельзя. Дело в том, что учитель так или иначе следит за развитием учащихся, отдает себе отчет в том, каковы их индивидуальные особенности, ведет наблюдение за тем, как дети усваивают школьные знания, умения и навыки, в чем заключаются характерные затруднения в их учебной деятельности. Без этого работу педагога нельзя представить. Речь, следовательно, должна идти не о какой-то.особой, дополнительной работе, а о том, как организовать более целесообразно работу, которую все равно ведет учитель по изучению учащихся и результатов их учебной деятельности с тем, чтобы она дала наилучший результат для знания ребенка, а, следовательно, и для организации его эффективного обучения. Изучение учащихся учитель должен расценивать не как самоцель, а как средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в его индивидуальной работе с ребенком осуществлялся им не случайно и не интуитивно, а со знанием дела. Педагогическая направленность является главной задачей и одновременно важнейшим принципом, характеризующим существо работы учителя по изучению учащихся.

Избежать поверхности, случайных ошибок в тонком деле изучения детей учителю поможет знание правил, которыми следует руководствоваться в этой работе. Основными из них являются следующие: изучение ребенка в деятельности, объективность, разносторонность, динамичность изучения. В советский психолого-педагогической науке твердо утвердилось положение о том, что все особенности человека формируются и проявляются в его деятельности.

Вне деятельности человек не может существовать. Деятельность неотделима от него. В деятельности человек раскрывает и реализует себя. Познавая в процессе деятельности объективные, существенные свойства людей, вещей, природы и общества, мы реализуем в ней содержание нашей психики. Это касается и деятельности школьников.

Ведущей деятельностью для школьника является его учебная деятельность. Поэтому отношение к ней, умение включиться в нее, организовать ее — все это важнейшие показатели личности школьника, его индивидуальности.

Учитель не многое может узнать об ученике, который пассивно относится к выполняемой работе. Педагог должен постоянно помнить: чем активнее деятельность школьника, тем отчетливее, ярче проявляются его особенности.

Однако, чтобы деятельность была активной, се необходимо соответствующим образом организовать: мобилизовать мотивы, которые позволят ученику внутренне принять задание, заинтересованно включиться в его выполнение, обеспечить при этом достаточную самостоятельность, направить на контроль за полученным результатом.

В работе учителей начальных классов часто встречается характерная ошибка: каждое действие ребенка, каждый ответ учителя стремятся предупредить, заранее направить. Объясняют они свои действия приблизительно так: дети еще маленькие, их еще надо научить быть самостоятельными. И учат, подменяя самостоятельность бесконечными инструкциями, жесткими алгоритмами, ведя ученика в процессе обучения на жестком поводке наводящих вопросов.

Такой путь педагогика отвергает как непродуктивный. Глубоко и прочно, как показывают научные данные, усваиваются лишь те знания, способы деятельности, которые «открыты» самими учениками на основе глубоко продуманной работы со специально подобранным и организованным учебным материалом. Работы самостоятельной, в которой учитель играл не роль инструктора, а роль поводыря, который тонко, на основе самостоятельных наблюдений, сравнений, умозаключении подвел детей к нужным выводам.

Изучение учеников в разнообразной деятельности и через деятельность — причем, не только деятельность по усвоению теоретических знаний, но и деятельность трудовую, художественную, спортивную, — способствует наиболее полному выявлению их индивидуальных особенностей и способностей.

На деятельность ученика, его поведение, однако, накладывает отпечаток очень большое количество факторов, как внутренних по отношению к ученику, так и внешних. Многое в самом процессе деятельности и в ее результатах зависит от настроения ребенка, от ситуации, в которой данная деятельность протекает, от отношения к педагогу, воспитателю, который выступает ее организатором, наконец, от физического самочувствия ребенка (известно, что после болезни, например, дети не сразу восстанавливают свою работоспособность, требуется еще дней десять, а то и больше, чтобы ребенок окреп, восстановил свои силы, в том числе и познавательные). Каждый из перечисленных факторов может не только повлиять на протекание деятельности, на поступки, поведение школьника, тем или иным образом скорректировав их характеристику, но и существенным образом исказить их. Учитывая сложность и нередко противоречивость соотношения между психическими особенностями и их внешним проявлением, изучение школьников не может ограничиваться случайными наблюдениями. То, что тот или иной ученик, например, не был внимательным па данном уроке, еще не дает основания полагать, что он вообще рассеянный, равно как то, что если тот или иной ученик не выполнил домашнего задания, то он неаккуратный. Нет худшей ошибки при изучении индивидуальных особенностей учащегося, чем поспешный, необоснованный вывод. Отсюда — следующее правило, о котором не должен забывать учитель в работе по изучению учащихся — правило объективности. Это правило говорит, что любые данные, полученные при однократном наблюдении, позволяют только предполагать наличие тех или иных особенностей у изучаемого и обязательно требуют дальнейшей объективной проверки. Для этого могут использоваться как новые дополнительные наблюдения за учащимся, так и другие методы изучения его, о которых речь пойдет ниже.

Опытные учителя хорошо понимают одну из важнейших педагогических аксиом: ни одно педагогическое воздействие не возымеет должного эффекта, не достигнет цели, ради которой оно предпринято, если будет строиться без учета внешних и внутренних обстоятельств развития ребенка или группы детей, к которым оно обращено. Нет абсолютно надежных, пригодных на все случаи жизни педагогических средств — в этом главная особенность педагогики как науки. Пригодные для одного случая методы, приемы обучения, воспитания оказываются совершенно не пригодными в другом. Учитель, выбирая тот или иной метод, прием из многочисленного педагогического арсенала, каждый раз решает творческую задачу, и основной составной частью ее условия являются данные об ученике или учениках, к которым этот прием должен быть обращен. Чем глубже, полнее, точнее будут эти данные, тем больше гарантии, что прием будет выбран верный. Отсюда еще одно правило, которому педагог должен следовать, изучая детей, — изучать ребенка следует разносторонне. Это правило относится, безусловно, к изучению всех детей. Но особенно строго учитель должен следовать ему при изучении детей «группы риска», которые систематически обнаруживают трудности в учебной работе.

Только разностороннее изучение: изучение истории развития ребенка в дошкольные годы, условий его жизни в семье, данных о его здоровья, наконец, изучение самой личности ребенка в многообразных ее проявлениях может раскрыть перед педагогом сложную картину его становления. Только такое изучение дает надежный материал для поиска истинной причины затруднений, для определения правильной педагогической стратегии и тактики в отношении к нему.

Часто причины затруднений ребенка оказываются связанными с внешними обстоятельствами его жизни и обнаруживаются педагогами сравнительно легко (ребенок какое-то время пропустил школу и у него возникли пробелы в знаниях, которые мешают полноценно воспринимать и усваивать новый материал, сложились неблагоприятные обстоятельства в семье, в силу чего он не может полноценно работать в школе и дома и др. подобное). В этих случаях индивидуальная помощь ребенку со стороны учителя, тонкое, тактичное влияние его на семью учащегося помогают нормализовать обстановку, создать условия для того, чтобы учебная деятельность школьника протекала успешно.

Однако нередко бывают случаи, когда педагог обнаруживает отклонения в учебной деятельности, в развитии ребенка, а найти истинную причину их не может. Такая ситуация возникает, когда трудности в учебной деятельности возникают из-за причин, скрытых от непосредственного взгляда наблюдателя, причин, которые имеют внутренний по отношению к ученику характер. В этом случае для того, чтобы найти источник трудностей, необходимым бывает изучение ребенка не только учителем, но и глубокое врачебное обследование. Исследования показывают, что в 85% случаев начальное отставание ребенка в учении происходит из-за тех или иных негрубых отклонений в развитии его сенсорных анализаторов (органов зрения, слуха), соматической ослабленности, тех или иных неблагополучий в психоневрологической сфере. Консультация ребенка у врачей—специалистов (педиатра, психоневролога, офтальмолога, отоляринголога), выявление отклонений в здоровье, затрудняющих его учебу, поможет своевременно принять необходимые меры медицинского характера,. облегчит педагогу поиск путей индивидуального подхода к нему.

При этом следует постоянно иметь в виду, что процесс педагогического изучения ребенка, обнаруживающего трудности в учебной деятельности, не должен быть созерцательным. Учитель., безусловно, доступными ему средствами стремится обнаружить, выявить те нарушения развития, которые мешают ученику хорошо учиться. Но одновременно он ищет и те сильные стороны в личности наблюдаемого, на которые он может опереться в ходе экспериментальной работы. Эти две задачи ни в коем случае нельзя разрывать, рассматривать их изолированно.

Известно, что тот или иной дефект развития может иметь разные последствия для успешности обучения ребенка. Это зависит от его сочетания с особенностями личности ребенка в целом, а также с условиями, в которых он растет и развивается.

В результате комплексного, разностороннего врачебного и педагогического изучения ребенка у учителя должна сложиться картина того, как то или иное отклонение в развитии ребенка связано со всеми особенностями его личности.

Знание этих особенностей во сей их совокупности позволит учителю в наибольшей степени использовать для преодоления трудностей естественные компенсаторные возможности организма и личности ребенка, грамотно выбирать средства педагогического влияния.

Чрезвычайно важно, чтобы изучение особенностей школьника и его развития, успешности его учения проводилось не как изучение свойств, которыми наделила его природа, а как прослеживание его качеств, которые формируются под воздействием учебно-воспитательной работы. Динамичность в изучении ребенка является еще одним важным правилом, которым должен руководствоваться учитель в своей работе. Нельзя делать вывод об учебных возможностях, развитии ребенка, руководствуясь только статическими средствами состояния его знаний, учебных умений и навыков, кругозора, особенностей учебной деятельности и т. д. Важно пронаблюдать и увидеть, как эволюционирует ребенок в естественном ходе обучения и воспитания. Как изменяется понимание им учебных требовании, поведение в разных учебных ситуациях. Как ребенок воспринимает помощь учителя. Происходят ли положительные сдвиги в учебной деятельности ребенка в результате оказания ему помощи. Какие конкретные учебные результаты оказываются при этом достигнутыми. Все эти вопросы должны быть предметом изучения учителя, должны найти отражение в документах, фиксирующих ход и результаты учения школьников.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.012 с.)