Программа начального этапа изучения школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа начального этапа изучения школьников.



Решая ту или иную практическую педагогическую задачу, обращаясь в поисках способов ее решения к более глубокому изучению учащегося, учитель встает перед проблемой организации этого изучения. Его волнует вопрос, какие стороны развития, особенностей ученика он должен сделать предметом своего первостепенного внимания, какие методы как наиболее надежные он должен использовать в процессе этого изучения.

Безусловно, одного единственного, пригодного на все случаи жизни ответа здесь нет и не может быть. Применительно к каждому конкретному случаю, к каждой конкретной педагогической задаче учитель будет намечать свой план изучения ученика, использовать определенную группу методов. Однако, суммируя те вопросы, к изучению которых учителям приходится обращаться наиболее часто для изучения особенностей личности и учебной деятельности школьника, можно предложить определенную программу, схему изучения учащихся. Охватывая наиболее важные стороны развития и учения детей, она сфокусирует на них внимание педагога, позволит не упустить существенное.

Рекомендуемую для изучения детей программу можно представить как состоящую из двух блоков. Она включает в себя необходимые в воспитании сведения об условиях жизни ребенка, об особенностях его характера и личностных качеств, об исходном к началу обучения уровне развития и состоянии здоровья. Кроме того, в ней содержатся ряд пунктов, предусматривающих качественный анализ процесса учения детей, характера их адаптации в конкретных школьных условиях, результативности их учебной деятельности.

Применительно к решению задач эффективного построения обучения в коррекционных классах педагогам можно рекомендовать следующую ориентировочную программу изучения УЧАЩИХСЯ.

1 .. Условия жизни ребенка в семье. Состав семьи. Профессия родителей. Экономические, бытовые условия жизни семьи. Атмосфера семьи. Отношение к ребенку в семье. Условия для учебных занятий, домашний режим ребенка.

2. История дошкольного развития ребенка. Особенности развития в раннем детстве, условия и обстоятельства этого развития: где рос ребенок, кто руководил его развитием. Характер раннего развития: протекало ли оно нормально или отмечались какие либо отклонения. Если отклонения были, то в чем выражались. Наиболее ярко проявлявшиеся характерологические черты, особые склонности, увлечения ребенка в дошкольный период его развития.

3. Готовность ребенка к началу школьного обучения. Развитие психофизиологических школьно-значимых функции, познавательной деятельности. Психологическая и социальная готовность к школьной жизни. Состояние здоровья, благополучие нервно-психической сферы.

4. Особенности учебной деятельности. Отношение ребенка к учебной деятельности в целом и к отдельным ее видам. Организация учебной работы. Темп деятельности. Самостоятельность. Восприимчивость к помощи.

5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков. Особенности восприятия, осмысления! н применения знаний, умений и навыков. Характерные затруднения в изучении отдельных учебных предметов. Причины затруднений. Динамика успешности учения.

6. Поведение ребенка. Поведение в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности, в свободном общении.

7. Интересы, способности, склонности, увлечения. Содержание, направленность н стойкость интересов Характер способностей, склонностей, увлечений.

8. Личностные особенности. Мотивы учебной деятельности. Отношение к оценке. Самооценка. Положение ребенка в коллективе, его отношение к школе, себе, товарищам по классу. Отношение к ребенку в семье.

Опытные учителя начальных классов изучение своих учеников всегда начинают с предварительного знакомства с ними. Пути, приемы такого знакомства очень разнообразны. Среди них — как различные «очные» формы знакомства, а также и "заочные". Большинство учителей начальных классов еще задолго до начала школьных занятий считают необходимым побывать у ребенка дома, в естественной, домашней обстановке встретиться со своим будущим учеником и его родителями. Многие учителя посещают учебные занятия в детском саду, где воспитываются их будущие питомцы. Уже на этом этапе отмечают школьников, которые потребуют особого внимания, пытаются найти ответы на возникшие относительно их вопросы. Во многом здесь помогают личные беседы с родителями, воспитателями детского сада.

Из бесед с матерью или бабушкой ребенка учитель может узнать, каким родился ребенок, когда он начал ходить, какие болезни он перенес в раннем детстве и в более позднем возрасте, каково здоровье ребенка, в каком состоянии находится его нервная система, органы чувств и т. д. В каких условиях рос ребенок, как дома воспитывали его, к чему приучали. В каком направлении пытались.оказать на него воздействие, какими методами и приемами пользовались, какой был результат их воспитательных мер. Родители могут припомнить такие яркие факты, характеризующие ход развития ребенка, как, например: быстрота и легкость в овладении речью, сообразительность; проявлял ли ребенок интерес к окружающему; любил ли слушать детские сказки, рассматривать картинки в книжках и т. д.

В беседе с воспитателем детского сада учителя должны, прежде всего, интересовать такие моменты, был ли ребенок активным, подвижным, жизнерадостным; любил ли участвовать в творческих играх, в каких именно и на каких ролях; проявлял ли фантазию, инициативу, сообразительность;.в какой мере его действия были последовательны и целенаправленны; каковы были любимые занятия ребенка. Исключительно важно выяснить, как ребенок себя вел на учебных занятиях, насколько был дисциплинирован, мог ли слушать указания воспитателя, руководствоваться ими в работе, спрашивал ли он о непонятном, мог ли правильно оценить сделанное, как реагировал на оценку. В беседе с воспитателем следует также обратить внимание на выяснение трудностей, с которыми он сталкивался в своей работе с данным ребенком, и мероприятий, применявшихся с целью их преодоления. Так, если у ребенка была плохо развита речь, важно выяснить, проводилась ли с ним соответствующая работа. Если.ребенок быстро.раздражался, обнаруживал негативизм в своем поведении, нужно выяснить, применялся ли к нему индивидуальный подход, в чем он выражался, какие дал результаты и т. д.

Предварительные данные об учениках, полученные учителем при использовании различных форм знакомства с ними, включая, безусловно, н изучение документов личного дела учащегося, характеристики, выданной в детском саду, являются исходными для последующего глубокого и систематического изучения особенностей каждого ребенка.

Основным методом психолого-педагогичеокого изучения детей для учителя являются наблюдения за ними в реальной обстановке школьной жизни, а также вдумчивый анализ процесса н результатов их учебной деятельности. Систематические, целенаправленные наблюдения за ребенком, которые ведет учитель в естественном ходе учебно-воспитательного процесса, представляют собой, по свидетельству многих ученых, один из самых надежных н достоверных методов изучения детства.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Поэтому главное место в изучении школьников принадлежит наблюдениям за ними на уроках. Школьные уроки дают возможность учителю многократно наблюдать деятельность ученика в сходных условиях. Это является существенным для достоверности выводов. Свои наблюдения, прежде чем их обобщить, сделать на основании их определенный вывод, учитель может и должен неоднократно перепроверить.

Цели наблюдений учителя могут быть различными. На начальном этапе обучения учитель с их помощью определяет готовность детей к школьному обучению, их школьную зрелость.

Объектом внимания при этом должны быть, безусловно, разные стороны, характеризующие развитие личности. Прежде всего, учителю следует обратить внимание на поведение детей на уроке.

В процессе наблюдений нужно установить, в какой мере ребенок, подчиняясь требованиям учителя, умеет организовать свои действия, согласовать их в пространстве, времени, последовательности с действиями других детей. Необходимо выяснить в какой степени сформирована у ребенка учебная мотивация, развивалось ли умение ограничивать свои желания, приноравливаться к требованиям извне, есть ли чувство ответственности. Учитель должен отмечать, как ученик включается в учебную работу, реагирует на указания учителя, насколько сосредоточен, как быстро устает, в каких формах выражается его утомление. Школьный урок предоставляет множество естественных ситуаций, обнаруживающих уровень общего развития ученика, особенностей его познавательной деятельности. Беседа по поводу содержания той или иной картины: составление рассказов по картине или серии картин; работа со стихотворениями, загадками, пословицами, работа с языковым и математическим материалом в условиях, когда от ученика требуется сравнить те или иные предметы, явления, их знаковое изображение, найти в них сходное, отличное, сделать на основании сравнения определенный вывод; решение и составление простейших, основанных на житейском опыте задач -- дают в руки учителя богатейший материал, позволяющий судить о развитии у ребенка мышления, памяти, наблюдательности, внимания и других психических процессов, на которых базируется усвоение знаний.

Предметом внимательных наблюдений должен стать процесс самостоятельного выполнения школьником учебных заданий. Важно проследить, как ребенок приступает к выполнению задания, достаточно ли он внимателен, целенаправлен в процессе работы, может ли сделать необходимые усилия для преодоления тех или иных затруднений, обращается ли за помощью к педагогу, как воспринимает помощь, проверяет ли проделанную работу, как относится к оценке педагога, может ли сам оцепить свою работу.

Необходимо особо вникнуть в то, какой характер трудностей, возникающих у ребенка в процессе работы, чем эти трудности вызваны: неумением осмыслить учебное задание, найти нужные способы его выполнения или неустойчивым вниманием ребенка, его пониженной работоспособностью, неумением удержать задание, сконцентрироваться на нем на необходимое время.

Большое внимание должно быть уделено выяснению того, в какой мере и насколько успешно учащийся умеет пользоваться языком как средством, орудием при общении с другими людьми, при обмене мыслями: умеет ли он должным образом слушать собеседника во время разговора, вникать в содержание того, что ему говорят, умеет ли он излагать свои мысли так, чтобы они были достаточно понятны другим.

Следует также обратить внимание на то, насколько ребенок умеет грамматически и синтаксически правильно строить фразы и предложения, каков уровень развития фонематической стороны речи.

Особенно следует проследить за тем, как развито у ребенка фонематическое слуховое восприятие, т. е. воспринимает ли он все основные звуки речи: не смешивает ли он между собой звуки Ж и 3. Щ и С, Ч и Ц, Б и П, Г и К, Д и Т, Р и Л, Ц и ТС и т. п. Необходимо обратить внимание на внятность произношения: четко ли ребенок произносит слова, не проглатывает ли окончания слов. Обнаруженные недостатки следует записать, направить ребенка на обследование к логопеду. Следует также обратить внимание на развитие у ребенка руки (умеет ли он достаточно уверенно работать карандашом, ручкой), а также координации движений в системе рука-глаз, столь необходимой при письме.

Наблюдение не должно ограничиваться только рамками урока. Богатый материал для выявления общего развития детей дают наблюдения за ними во время экскурсии и прогулок, их ответы на вопросы, требующие описания отдельных частей рассматриваемого предмета, сравнения одних предметов с другими, нахождения в предметах сходства и различия. Особое внимание следует обратить на вопросы, задаваемые самими учащимися. По характеру этих вопросов можно получить представление о том, насколько ребенок любознателен. Какие знания и сведения о наблюдаемых предметах у него уже имеются, какие стороны и качества предмета привлекают, главным образом, его внимание, в какой речевой форме он выражает свои мысли.

Во внеурочных ситуациях, в различных, нерегламентированных рамками урока видах игровой, трудовой деятельности, в свободном общении учитель может получить материал об особенностях характера, других сторонах личности ребенка. Насколько адекватно ребенок ведет себя в различных ситуациях; как быстро устанавливает контакт с окружающими; умеет ли выполнять свою функцию в совместной работе, чувствует ли дистанцию в отношениях со взрослыми. Как ребенок общается с другими детьми; есть ли у него друзья, кто они; какова его роль в отношениях с ними: он лидер, подчиненный или отношения строятся на демократических началах; как ведет себя в спорных ситуациях: умеет уступить или конфликтует. Совокупность всех перечисленных сведений необходима для того, чтобы решить вопрос об уровне школьной зрелости ребенка, чтобы составить представление об особенностях его личности.

В процессе дальнейшего обучения наблюдения учителя за детьми становятся более избирательными. С их помощью он получает данные, необходимые для решения текущих педагогических задач, которые диктуются поиском конкретных направлений коррекционной работы с каждым учеником, оптимальных приемов воздействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.009 с.)