Организация и методы диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы диагностики



Решение вопросов, связанных с изучением детей, поступающих в школу, находится в компетенции школьного консилиума. Целесообразно предусмотреть два этапа в работе консилиума:

первый этап – организация сбора исходной информации о поступающих в школу детях и предварительная ориентировка в их качественном составе;

второй этап - специальное изучение до начала школьных занятий детей, которые по данным этой ориентировки могут быть отнесены к группе риска: физически и психически ослабленных, с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.

 

ФРОНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

 

Наиболее удобными методами работы на первом этапе являются методы фронтального изучения детей. С этой целью, прежде всего, используется метод тестирования, организуется выполнение всеми детьми ряда диагностических заданий. Назначение заданий - выявить у будущих первоклассников уровень зрелости тех важнейших психофизических и психологических функций, которые в наибольшей мере необходимы для включения в школьный учебный процесс, обнаружить детей с низким уровнем сформированности этих важнейших предпосылок учебной деятельности, уже на этом этапе нацелить внимание воспитателей на необходимость специальной коррекционной работы с ними.

Организуют и проводят работу по изучению детей в подготовительных группах базовых детских дошкольных учреждений или на базе школы члены школьного консилиума - специально подготовленный для этого завуч школы, школьный психолог, учитель, логопед. Наиболее подходящее время для такого изучения - март-май. Изучение выпускников детских садов ведется на учебных занятиях в группе, в естественной и привычной для детей обстановке. Его целям служат 7 диагностических заданий (Приложение №1). Выполнение заданий организуется в течение нескольких дней. В программу одного занятия не рекомендуется включать более одного, максимум двух диагностических заданий. Для выполнения задания выбирается наиболее благоприятный отрезок времени. Предъявляя диагностические задания детям, педагог ни в коем случае не подчеркивает его исключительности. Задания дети выполняют самостоятельно.

Каждое задание сопровождается отдельным описанием его целевого назначения, условий выполнения. Даются также характеристики типичных уровней выполнения заданий, которые служат критериями оценки выполненных работ. Уровень выполнения задания проставляется на обратной стороне листа, на котором выполняется задание, и заносится также в сводную таблицу, в которой фиксируются общие результаты тестирования (Приложение 2.).

Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл - от 3,1 до 4-х, нуждаются в развивающе- коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе сводной таблицы "Заключение" напротив фамилий этих детей делается пометка "рекомендован для индивидуального изучения".

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА.

 

В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общаются с ними – родителями, воспитателям. Задача членов школьного консилиума, отвечающих за этот этап изучения детей, - организовать наблюдения родителей и воспитателей, направить их внимание к тем сторонам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Помогут ему в решении этой задачи специально подготовленные для этого, заранее оттиражированные школой материалы: "Анкета для родителей будущих первоклассников" (Приложение №3), "Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских садов" (Приложение №4), "Схема педагогической характеристики выпускника детских садов" Приложение №5). Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится и непосредственному общению с ним. Организуется такое общение в форме индивидуального собеседования с ребенком, в которое также включаются и диагностические задания. При этом преследуется цель установить глубину, степень отставания ребенка в развитии, его восприимчивость к помощи, потенциальную обучаемость.

Для индивидуального собеседования ребенок приглашается вместе с родителями. Необходимо организовать собеседование таким образом, чтобы родители принесли с собой поделки ребенка: рисунки, вышивки, модели, собранные из конструктора, фигурки из пластилина и любые другие изделия. Это существенно обогатит впечатление о ребенке, о его подготовленности к школе.

В тех случаях, когда родители на предыдущем этапе изучения детей не заполняли анкету, им предлагается сейчас ответить на ее вопросы устно. Желательно присутствие родителей при последующей работе с ребенком, но в случаях, когда это присутствие становится помехой, их просят подождать окончания собеседования в другом помещении.

В программу индивидуального изучения ребенка входит беседа, а также выполнение им ряда диагностических заданий. Индивидуальное изучение детей, посещающих детские дошкольные учреждения целесообразно проводить на их базе. Но для случаев, когда ребенок не посещал детский сад и оказался вне поля зрения школьного консилиума на этапе фронтального изучения детей, диагностирование проводится во время записи его в школу. Программа диагностирования строится членами школьной психолого-педагогической комиссии в этом случае с учетом индивидуальности ребенка и использованием методик, предназначенных как для фронтального, так и для индивидуального изучения.

Беседа с ребенком, знакомство с ним должны проходить естественно, непринужденно, не формально, ни в кое случае не должны походить на экзамен.

Беседа прежде всего должна помочь учителю установить индивидуальный контакт с ребенком. В ее задачи также входит понять, есть ли у ребенка психологический настрой на школу, желание учиться; она должна содействовать выявлению его кругозора, его способности ориентироваться во времени и пространстве, раскрыть владение языковыми средствами, навыками связной речи.

Вопросы, которые могут быть заданы в ходе беседы: Как тебя зовут? Cколько тебе лет? По какому адресу живешь? Как называется наш город, страна, где мы живем? Какие ты еще знаешь города, страны? Из кого состоит твоя семья? Есть ли братья, сестры, младшие они или старшие? Где и кем работают мама, папа? Кто самый старший в доме? Какой у тебя любимый праздник, почему его празднуют? Есть ли у тебя любимая сказка, какая? (предлагается рассказать ее). Чем она тебе нравится? Любишь ли передачи про животных? Каких животных знаешь, что о них знаешь? Хочешь ли идти в школу? Как ты думаешь, что там будет интересно? Готовишься ли к школе, как? Что бы ты хотел узнать, чему научиться в школе?

По ситуации могут быть заданы и другие вопросы, их набор может быть также сокращен. В процессе беседы выявляется также состояние педагогической подготовки ребенка к школе - знание букв, умение читать, представление о составе числа, о форме предметов, величине. Затем ребенку предлагаются для выполнения одно за другим диагностические задания (Приложение №6). Сначала ребенок выполняет предлагаемые задания самостоятельно, но в случае, если он не справляется с ними, ему оказывается необходимая помощь. Такая организация деятельности ребенка преследует одновременно две цели. Одна из них - помочь ребенку справиться с заданием, обеспечить его успешное выполнение. Вторая - выявить, насколько чувствительным оказывается ребенок к помощи, принимает ли, усваивает ли он ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти допущенные в самостоятельной работе ошибки и исправить их. Отзывчивость ребенка на помощь, способность усваивать ее является прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей, его обучаемости.

Оказание помощи ребенку происходит по принципу - от минимальной к максимальной. В соответствии с этим принципом последовательно включаются следующие три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, нацелить на решение задачи, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с ней. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае - он указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании - в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены как в самом процессе работы ребенка (в этом случае он высказывает свои трудности учителю: "Не знаю, как начать, что делать дальше?"), или они выявляются уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В обоих случаях педагог прямо или косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг на пути к решению, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость оказания обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. В этих условиях особую диагностическую важность приобретает степень усвоения помощи, которая служит главным критерием дифференциации детей "группы риска" от детей с более глубокими формами психического недоразвития.

В заключение считаем необходимым еще раз обратить внимание на важность и необходимость создания членами школьного консилиума в процессе индивидуального изучения ребенка приветливой и доброжелательной атмосферы. Необходимо помнить, что изучение ребенка - это не экзамен, не ревизия успехов дошкольного этапа развития детей, а начало развивающе-коррекционной работы школы. Реакция педагога, занимающегося с ребенком, при всех вариантах его ответов должна быть положительной. Педагог обязан с использованием разных видов помощи обеспечить каждому выполнение заданий, естественно, на разных уровнях. Важно, чтобы с собеседования ребенок уходил с ощущением, что он успешно справился со всеми заданиями и беседа с ним доставила учителю радость и удовольствие.

Данные, полученные при индивидуальном изучении ребенка: наблюдение за его поведением, результаты беседы и выполнения диагностических заданий отражаются в протоколе индивидуального обследования (Приложение 7). Здесь же получают отражение и содержание бесед с родителями будущего первоклассника. Таким образом, еще перед началом учебного года школьный консилиум получает материал, проведенного по определенной программе изучения уровня психического развития будущих учеников, которые позволяют ему получить объективную оценку школьной зрелости первоклассников нового набора.

Перечислим еще раз составные части этого материала:

* результаты изучения выпускников детских садов по фронтальным диагностическим методикам;

* данные об индивидуальных особенностях детей, полученные от родителей в результате их анкетирования и бесед с ними;

* характеристики детей, подготовленные воспитателями базовых детских садов;

* материалы индивидуального обследования детей, которые по итогам первого этапа изучения показали недостаточный уровень школьной зрелости и условно были отнесены к «группе риска».

Членам школьного консилиума, кроме всех перечисленных выше материалов на ребенка, необходимо также внимательно проанализировать результаты его предшкольной диспансеризации, которые находят отражение в медицинской форме № 26. Накануне школы всех будущих первоклассников осматривают специалисты - медики: офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, стоматолог, хирург, педиатр, невропатолог или детский психиатр. Их заключения о состоянии здоровья детей, об имеющихся отклонениях в системах и функциях организма находят отражение в указанной форме. Направление для обучения в общеобразовательную школу получают лишь те дети, в состоянии здоровья которых не выявлено грубых отклонений. Особое внимание членов школьного консилиума должны привлечь зафиксированные в форме № 26 данные о незначительных нарушениях в состоянии здоровья, не являющихся противопоказанием для обучения в общеобразовательной школе. К ним относятся прежде всего указания на возможные хронические заболевания внутренних органов (печени, почек, легких), негрубые дефекты зрения, слуха, нарушения в строении и функциях лорорганов (полипы, тонзиллиты), костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), увеличение щитовидной железы, ожирение и др. Особого внимания заслуживает запись невропатолога или детского психиатра. Наличие в медицинской документации указаний на астено-невротический или астено-вегетативный синдром, вегето-сосудистую дистонию, психосоциальную запущенность, задержанное психическое развитие или психофизический инфантилизм не может являться противопоказанием для обучения в общеобразовательной школе. Однако, они должны рассматриваться как возможная предпосылка адаптационных трудностей ребенка, его отставания в обучении.

Важным документом, который наряду с формой № 26 должен стать предметом анализа членов школьной комиссии является медицинская карта ребенка. В ней также может содержаться дополнительная информация о детях, потенциально угрожаемых в отношении школьной неуспешности. При анализе медицинской карты следует обратить внимание на записи, фиксирующие возможные отклонения в протекании беременности и родов матери ребенка (интоксикации, физические и психические травмы, досрочные роды, асфиксия в родах, родовая травма и пр. осложнения). Не должны остаться без внимания и указания на болезни, перенесенные ребенком в дошкольном возрасте, особенно в младенческом периоде и периоде раннего детства.

Вывод школьного консилиума об уровне школьной зрелости будущего первоклассника, обнаруженных предпосылках адаптационных нарушений, рекомендуемых условиях его школьного обучения, содержании, формах и методах необходимой развивающе-коррекционной работы фиксируются в графах "Заключение" и "Рекомендации" протокола индивидуального изучения ребенка.

 

ГЛАВА 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.018 с.)