Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии.



Тематика занятий по модулю

Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии.

Цельдать представление о целях, задачах, принципах, содержании, структуре, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу

 

План

1.Значение, задачи, основные принципы изучения фонетики.

Цели обучения фонетике и ее место в школьном курсе русского языка.

2.Содержание и структура курса.

3.Связь фонетики с изучением графики, орфографии, словообразования

4.Основные виды упражнений по фонетике Фонетический разбор и методика его

проведения.

5.Наглядность в изучении фонетики.

6.Содержание и методы работы по орфоэпии

7.Роль словарей в формировании орфоэпических умений и навыков учащихся.

 

Практическое занятие №1

Методика обучения фонетики

План

1. Каковы задачи и значение изучения раздела «Фонетика»?

2. Какие сведения по данной теме изучаются в 5 классе и какие из них знакомы учащимся из начальной школы?

3. Познакомьтесь по учебнику (по выбору) для 5 класса с изложением одной из тем раздела и составьте подробный план ее изучения.

4. Перечислите фонетические умения, которые формируются у учащихся при выполнении фонетических упражнений. Ответ подкрепите примерами упражнений различных видов из учебника (учебник по выбору).

5. Основным видом упражнения по фонетике является фонетический разбор.

Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их различия.

Назовите дидактические требования к проведению фонетического разбора в школе.

1. Расскажите, как связаны фонетика и орфография; покажите это на примерах упражнений из школьных учебников.

2.

Задания для самостоятельной работы студентов

Продумайте вопросы и задания для тестирования по фонетике (5,6 класс- на выбор).

 

Практическое занятие №2

Методика обучения орфоэпии

План

1. Изучение фонетики в школе совмещается с работой над орфоэпическими нормами.

Выясните орфоэпические нормы, работу над которыми предлагает учебник(учебник по выбору). Подготовьте сообщение об этом.

2.. Организуйте с учащимися (во время педагогической практики) запись примеров отклонений от норм литературного произношения в речи окружающих.Два пути обучения орфоэпии: имитационный и сознательное, постепенное усвоение норм литературного языка путем обучения.

1. Развитие речевого слуха как условие формирования орфоэпических навыков.

2. Система знаний по фонетике как теоретическая база для обучения орфоэпии.

3. Вопрос о важнейших этапах усвоения орфоэпических норм.

4. Приемы обучения орфоэпии: слушание образцового текста; индивидуальное и хоровое произношение языкового материала; наблюдение над живым произношением и звуковым составом слова; артикуляционные упражнения; выразительное чтение; списывание с фонетическим заданиями; интонационно-смысловой разбор и др.

5. Средства обучения орфоэпии: орфоэпические упражнения; орфоэпический словарик, фонохрестоматия, таблицы трудных слов и т.п.

6. Проблема отбора дидактического материала, развивающего произносительные навыки.

Задания для самостоятельной работы студентов

Составьте тезисный план одной из статей М. В. Панова (по выбору):

а) Панов М. В. Фонетика /1 Рус. яз. — 2003. — 23—З 1 авг. (Н. 32).

б) Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? //Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№3). С.11.

 

Тема 2. Методика изучения лексики и фразеологии

Цель:дать представление о целях, задачах, содержании, структуре, принципах, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу

Лекция 2

План

1.Место лексики в школьном курсе русского языка . Значение, задачи, цели

2.Принципы изучения лексики в школе

3.Затруднения учащихся в освоении основных лексических понятий

4.Отбор лексических понятий и их содержание. Последовательность изучения лексических понятий. Этапы работы по формированию лексических умений и навыков.

5.Система упражнений по лексике русского языка. Методические и

общедидактические требования к языковому материалу упражнений по лексике.

6. Работа по грамматике, орфографии и развитию речи при изучении лексики и фразеологии

7.Реализация общепредметных задач при изучении лексики.

8.Проверка знаний и умений учащихся по лексике. Межпредметные связи в работе по лексике.

Практическое занятие №3

Тема «Методика лексики и фразеологии »

 

План

 

1. В чем заключается особенность и значение изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка?

2. Каковы лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии?

3. В чем причина затруднений учащихся в усвоении основных лексических понятий?

4. Выполните сравнительный анализ учебного материала раздела «Лексика» в двух учебниках стабильном (авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.) и учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой.

5. В учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта лексика и словообразование как два раздела курса русского языка объединены в одном разделе — «Лексика. Словообразование. Правописание». Ознакомьтесь с содержанием этого раздела и обоснуйте такую подачу материла.

6. Ознакомьтесь со статьей М. В. Панова «О том, как можно преподавать лексику в школе» (Рус. яз. 2003. Х 33), составьте тезисы.

7. Лексико-фразеологические упражнения нацелены на обогащение словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Какие упражнения служат решению этих задач? Дайте сравнительный анализ упражнений в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой и учебниках под ред. М. М. Разумовской,

П. А. Леканта.

8. Ознакомьтесь со схемой и образцом лексического разбора в учебнике «Русский язык: Практика» для 5 класса (сост. А. Ю. Купалова; науч. ред. В. В. Бабайцева). Найдите и выполните упражнение на лексический разбор слова. Каково значение этого вида языкового разбора?

9. Сделайте анализ учебного материала по фразеологии в разных учебных комплексах (распределив их между собой по рекомендации преподавателя): какие сведения по фразеологии даются ученикам, какие виды упражнений предлагает учебник, какие умения и навыки формируются у учащихся.

10. Какие словари целесообразно использовать при изучении лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка? Ознакомьтесь с указанной литературой по этому вопросу и подготовьте сообщение о видах специальных словарей, их назначении и методике использования.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Подготовить анализ одного из школьных словарей русского языка: библиографическое описание, аннотация, принцип организации, структура словарной статьи, грамматические сведения.
Составить комплекс из десяти заданий (различной степени сложности) для работы с данным словарём в рамках урока русского языка (в Методическую копилку).

Продумайте систему упражнений по лексике в связи с изучением одного из разделов школьного курса русского языка русского языка (на выбор)

 

Лекция № 4 Методика обучения морфемике и словообразованию

 

План.

1.Место, значение, задачи и содержание раздела.

2.Принципы, методы и приёмы изучения морфемики и словообразования.

3.Трудности изучения раздела. Причины трудностей и пути их преодоления.

4.Формирование умения разбирать слово по составу и проводить словообразовательный анализ.

5.Работа по орфографии и развитию речи при изучении морфемики и словообразования.

6.Упражнения по разделу «Морфемика и словообразование». Методика работы со словарями.

Практическое занятие 4

Лекция № 5 Теория и методика обучения морфологии

План.

1. Морфология как раздел школьной грамматики. Содержание и структура раздела в параллельных учебниках.

2. Методика формирования понятия «часть речи» в процессе изучения морфологии.

3. Специфика в изучении самостоятельных и служебных частей речи.

4. Характер умений и навыков. Условия, этапы, методы и приемы их формирования.

a. Роль алгоритмов в формировании морфологических умений.

5.Морфологические упражнения. Методика их проведения.

Практическое занятие №5

Практическое занятие № 6

Методика формирования орфографической грамотности
План
1. Апробацая фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:
5 класс: Буквы ыи и после ц.
б класс: Буквы ыи ипосле приставок на согласные.
б класс: Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
7 класс: Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
7 класс: Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Образец устного и письменного орфографического разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).

 

 

Задания к самостоятельной работе студентов

 

Вподгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.
В конспект обязательно должны входить: («шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.
Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Задания к самостоятельной работе студентов

 

Разработать систему орфографических упражнений различных типов, которую можно использовать при работе над следующими орфограммами:

–Правописание гласных в окончаниях глаголов (5 класс);

–Правописание приставок пре- , при- (6 класс);

–Правописание -н-, -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий (7 класс);

–Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами (7 класс).

Разработать алгоритм, который можно было бы использовать при изучении одной из указанных выше орфограмм.

Подготовить дидактический материал для словарно - орфографической работы (10-15 слов). Определите цель этой работы. Рассказать о методике проведения словарно - орфографической работы.

Разработать 2 текста по одной из орфографических тем (на выбор) с учетом разноуровневой подготовленности учащихся. Определите его цель и место в структуре урока.

Лабораторное занятие

 

1. Важнейшие вопросы методики пунктуации: назначение пунктуации; основы пунктуации; принципы обучения пунктуации; виды пунктуационных ошибок и их причины.

2. Выписать из учебников для 5-7 классов изучаемые в этих классах пунктуационные правила.

3. Наблюдение над указанными правилами, их анализ по таким основаниям:

а) норма и условия действия как важнейшие компоненты пунктуационного правила;

б) позитивные и негативные правила;

в) простые обусловленные и сложные обусловленные;

г) обобщенные и частные правила;

д) отражение в правиле соотношения пунктуационного знака и интонации;

е) освещение в правиле функции знака;

ж) синтаксическая структура правила.

4. Понятие о пунктограмме и системе индексов для обоснования употребляемых знаков препинания.

5. Вопрос о видах диктантов для обучения пунктуации.

Практическое занятие № 8

Методика формирования пунктуационной грамотности
План

1. Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:
7 класс: Знаки препинания при приложении.

7 класс: Знаки препинания при сравнительном обороте.
8 класс: Обособленные определения.
8 класс: Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
9 класс: Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2. Образец устного и письменного пунктуационного разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).
Задания для самостоятельной работы студентов

В подгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.
В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.
Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Подготовить сообщение на тему: Система упражнений в обучении пунктуации(см. №1 списка основной литературы)

Разработать фрагмент урока- объяснение пунктуационного правила.

Материалы к занятию:

М.Р. Львов дает следующие определения умениям и навыкам.

Умения- готовность к выполнению практического или теоретического действия на основе усвоенных знаний или имитаций (по образцу).

В результате тренировки умения автоматизируются, переходя в навыки.

Навыки- действия, вырабатывающиеся в результате длительных упражнений.

Языковые навыки относятся к числу интеллектуальных. Их особенность в том, что они никогда не достигают полной автоматизации, контроль сознания в них играет существенную роль.

Учебно- языковые умения, формируемые при изучении морфологии:

- опознавательные (умения распознавать части речи; определять морфологические признаки и др.);

- классификационные (умения разграничивать омонимичные слова, относящиеся к разным частям речи; группировать слова по частям речи, их разрядам; составлять таблицы и заполнять их частям речи, ставить слова в определенной форме и т.д.);

- синтетические (умение проводить частичный и полный морфологический разбор частей речи).

Алгоритм- точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.

 

План

 

1. Словосочетание как объект изучения: синтаксическая единица некоммуникативного плана, номинативное средство языка, обладающее определенной структурой и семантикой.

2. Вопрос об этапах изучения словосочетаний: практическое изучение в начальных классах, предварительное в пятом классе, углубление знаний о словосочетании при изучении частей речи, систематическое изучение словосочетаний.

3. Представление словосочетаний в учебнике для 5 класса, анализ изложении теоретических сведений, системы упражнений.

4. Расширение знаний о словосочетании при изучении морфологии, виды упражнений: отыскивание словосочетаний в предложении или тексте, анализ словосочетаний, их видоизменение и т.п.

5. Теоретические сведения о словосочетании в учебнике для 8 класса, их объем, способ представления.

6. Система упражнений для закрепления знаний о словосочетаниях на этапе систематического их изучения.

7. Средства наглядности для изучения словосочетаний.

Практическое занятие № 9

Особенности изучения раздела «Синтаксис» в среднем звене
План
1. Содержание школьного курса синтаксис как методическая проблема.
2. Методика изучения словосочетания и предложения в школьном курсе русского языка

.
Задания для самостоятельной работы студентов

Укажите, сопоставляя действующие учебные комплексы, расхождения в классификации синтаксических единиц (в школьных учебниках) в вузовских и школьных учебниках.

Материалы занятия

Пунктограмма- пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. (Методика преподавания русского языка./ Под ред. М.Т. Баранова.- М., 1990.- С.193.)

Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств- знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется (Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике преподавания русского языка.- М., 1989.-С.144)

Пунктограмма- это пунктуационное оформление предложения в целом или отдельных его элементов, которое может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и место знака определяются пунктуационным правилом (Основы методики русского языка в 4-8 кл./ Под ред. А.В.Текучева и др.- М.,1983.-С. 186-187).

Пунктуационное правило- инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака. (Методика преподавания русского языка. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.193.)

Материалы к занятию

Эффективное повторение определяется несколькими условиями:

1.Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала.

2.Повторение надо разнообразить по видам и формам его проведения.

3. Чтобы не снижать интерес и повысить самостоятельность учащихся , ранее изученный материал при повторении должен не только воспроизводится, а рассматриваться в новых связях; необходимо включать дополнительные трудности с усложнением дидактического материала. При повторении важно учитывать разные варианты одной и той же языковой закономерности, существенные и несущественные признаки языковых явлений, а также предупреждать смешение грамматических фактов .отрицательное взаимодействие навыков.

Виды повторения. Повторение может быть 1)направленным на подготовку к восприятию нового материала ;2) сопутствующим (связанным или не связанным с изучаемым материалом); 3) обобщающим.

Повторение, направленное на подготовку к восприятию нового материала. Укажите, какой материал и с какой целью следует повторить перед изучением тем :»Понятие о местоимении», «Понятие о причастии» (№1 списка основной литературы).

1. Сопутствующее повторение. Сопутствующее повторение, связанное с изучаемым материалом, в той или иной степени носит обобщающий характер и включает материл для сопоставления его с изучаемым с целью ограничения фактов предупреждения их смешивания или отрицательного взаимодействия навыков. кажите, какой мматический материал следует повторить при изучении № 140 №1 списка основной литературы)

2.Обобщающее повторение. Обобщающее повторение возможно по отдельным темам, ему могут быть посвящены отдельные уроки.Цель такого повторения- обобщить и систематизировать материал по темам, изучаемым в разных разделах и в течение нескольких лет.

Если соотнести обобщение материала с учебным процессом, то можно выделить 2 его вида:

Обобщение материала по мере его накопления, по отдельным ступеням изучения(например, повторение правописания НЕ с возрастанием степени обобщения по мере изучения отдельных частей речи);

Обобщение и систематизация материала на завершающей стадии его изучения.

1) Оправданы ли оба вида? Возможно ли их сочетание? Докажите на примерах.

2) Повторение проводится в начале и в конце учебного гола. Чем отличаются эти виды повторения по цели и формам проведения?

Практическое занятие № 10

Материалы к занятию

Орфограмма- «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный» (Баранов М.Т. Работа по орфографии в IV-VI классах.-РЯШ.-1980.-№3.-С.4).

Орфограмма- «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки» (Львов М.Р. Словарь- справочник .-М., 1988.-С.130).

Орфограмма- «написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь- справочник лингвистических терминов. -М., 1976.-С.249).

Орфограмма- «правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое нужно выбрать из ряда возможных» (Иванова В.Ф. Орфограмма./Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина.-М., 1979.-С.182).

Орфографическое правило- «это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы» (Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.153).

Орфографическое правило- «предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Орфографическое правило состоит из выбора» (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М., 1988.- С.134).

Практическое занятие № 11

План

1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе.

2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цели и задачи учебно-исследовательской работы. Методика поэтапного проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку.

3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского

4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Принципы выбора темы. Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку.

5. Работа с научной литературой в ходе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Популярные и справочные издания по лингвистике. Приемы обучения работе школьников с научной и научно-популярной литературой на уроке русского языка и в рамках учебно-исследовательской работы.

6. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Взаимосвязь проблемы и методов исследования. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования.

7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Работа с текстом: обучение тезисному конспектированию, составлению аннотации, отбор иллюстративного материала для представления работы.

8. Оценка учебно-исследовательской работы. Самостоятельность, творческая новизна, личная значимость, научный вклад и другие оценки.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составить аннотированный каталог по проблеме учебно-исследовательская работа в школе.

2. Предложить и обосновать тематику для конференции учащихся по русскому языку в 5 классе и в 9 классе.

3. Проанализировать Интернет-ресурс «Первое сентября. Портфолио» на предмет самых популярных тем по русскому языку за последний год. С чем это связано, с вашей точки зрения?

 

Тематика занятий по модулю

Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии.

Цельдать представление о целях, задачах, принципах, содержании, структуре, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу

 

План

1.Значение, задачи, основные принципы изучения фонетики.

Цели обучения фонетике и ее место в школьном курсе русского языка.

2.Содержание и структура курса.

3.Связь фонетики с изучением графики, орфографии, словообразования

4.Основные виды упражнений по фонетике Фонетический разбор и методика его

проведения.

5.Наглядность в изучении фонетики.

6.Содержание и методы работы по орфоэпии

7.Роль словарей в формировании орфоэпических умений и навыков учащихся.

 

Практическое занятие №1

Методика обучения фонетики

План

1. Каковы задачи и значение изучения раздела «Фонетика»?

2. Какие сведения по данной теме изучаются в 5 классе и какие из них знакомы учащимся из начальной школы?

3. Познакомьтесь по учебнику (по выбору) для 5 класса с изложением одной из тем раздела и составьте подробный план ее изучения.

4. Перечислите фонетические умения, которые формируются у учащихся при выполнении фонетических упражнений. Ответ подкрепите примерами упражнений различных видов из учебника (учебник по выбору).

5. Основным видом упражнения по фонетике является фонетический разбор.

Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их различия.

Назовите дидактические требования к проведению фонетического разбора в школе.

1. Расскажите, как связаны фонетика и орфография; покажите это на примерах упражнений из школьных учебников.

2.

Задания для самостоятельной работы студентов

Продумайте вопросы и задания для тестирования по фонетике (5,6 класс- на выбор).

 

Практическое занятие №2

Методика обучения орфоэпии

План

1. Изучение фонетики в школе совмещается с работой над орфоэпическими нормами.

Выясните орфоэпические нормы, работу над которыми предлагает учебник(учебник по выбору). Подготовьте сообщение об этом.

2.. Организуйте с учащимися (во время педагогической практики) запись примеров отклонений от норм литературного произношения в речи окружающих.Два пути обучения орфоэпии: имитационный и сознательное, постепенное усвоение норм литературного языка путем обучения.

1. Развитие речевого слуха как условие формирования орфоэпических навыков.

2. Система знаний по фонетике как теоретическая база для обучения орфоэпии.

3. Вопрос о важнейших этапах усвоения орфоэпических норм.

4. Приемы обучения орфоэпии: слушание образцового текста; индивидуальное и хоровое произношение языкового материала; наблюдение над живым произношением и звуковым составом слова; артикуляционные упражнения; выразительное чтение; списывание с фонетическим заданиями; интонационно-смысловой разбор и др.

5. Средства обучения орфоэпии: орфоэпические упражнения; орфоэпический словарик, фонохрестоматия, таблицы трудных слов и т.п.

6. Проблема отбора дидактического материала, развивающего произносительные навыки.

Задания для самостоятельной работы студентов

Составьте тезисный план одной из статей М. В. Панова (по выбору):

а) Панов М. В. Фонетика /1 Рус. яз. — 2003. — 23—З 1 авг. (Н. 32).

б) Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? //Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№3). С.11.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.022 с.)