Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тематика занятий по модулю Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии. Цель дать представление о целях, задачах, принципах, содержании, структуре, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу
План 1.Значение, задачи, основные принципы изучения фонетики. Цели обучения фонетике и ее место в школьном курсе русского языка. 2.Содержание и структура курса. 3.Связь фонетики с изучением графики, орфографии, словообразования 4.Основные виды упражнений по фонетике Фонетический разбор и методика его проведения. 5.Наглядность в изучении фонетики. 6.Содержание и методы работы по орфоэпии 7.Роль словарей в формировании орфоэпических умений и навыков учащихся.
Практическое занятие №1 Методика обучения фонетики План 1. Каковы задачи и значение изучения раздела «Фонетика»? 2. Какие сведения по данной теме изучаются в 5 классе и какие из них знакомы учащимся из начальной школы? 3. Познакомьтесь по учебнику (по выбору) для 5 класса с изложением одной из тем раздела и составьте подробный план ее изучения. 4. Перечислите фонетические умения, которые формируются у учащихся при выполнении фонетических упражнений. Ответ подкрепите примерами упражнений различных видов из учебника (учебник по выбору). 5. Основным видом упражнения по фонетике является фонетический разбор. Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их различия. Назовите дидактические требования к проведению фонетического разбора в школе. 1. Расскажите, как связаны фонетика и орфография; покажите это на примерах упражнений из школьных учебников. 2. Задания для самостоятельной работы студентов Продумайте вопросы и задания для тестирования по фонетике (5,6 класс- на выбор).
Практическое занятие №2 Методика обучения орфоэпии План 1. Изучение фонетики в школе совмещается с работой над орфоэпическими нормами. Выясните орфоэпические нормы, работу над которыми предлагает учебник(учебник по выбору). Подготовьте сообщение об этом. 2.. Организуйте с учащимися (во время педагогической практики) запись примеров отклонений от норм литературного произношения в речи окружающих.Два пути обучения орфоэпии: имитационный и сознательное, постепенное усвоение норм литературного языка путем обучения. 1. Развитие речевого слуха как условие формирования орфоэпических навыков. 2. Система знаний по фонетике как теоретическая база для обучения орфоэпии. 3. Вопрос о важнейших этапах усвоения орфоэпических норм. 4. Приемы обучения орфоэпии: слушание образцового текста; индивидуальное и хоровое произношение языкового материала; наблюдение над живым произношением и звуковым составом слова; артикуляционные упражнения; выразительное чтение; списывание с фонетическим заданиями; интонационно-смысловой разбор и др. 5. Средства обучения орфоэпии: орфоэпические упражнения; орфоэпический словарик, фонохрестоматия, таблицы трудных слов и т.п. 6. Проблема отбора дидактического материала, развивающего произносительные навыки. Задания для самостоятельной работы студентов Составьте тезисный план одной из статей М. В. Панова (по выбору): а) Панов М. В. Фонетика /1 Рус. яз. — 2003. — 23—З 1 авг. (Н. 32). б) Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? //Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№3). С.11.
Тема 2. Методика изучения лексики и фразеологии Цель: дать представление о целях, задачах, содержании, структуре, принципах, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу Лекция 2 План 1.Место лексики в школьном курсе русского языка. Значение, задачи, цели 2.Принципы изучения лексики в школе 3.Затруднения учащихся в освоении основных лексических понятий 4.Отбор лексических понятий и их содержание. Последовательность изучения лексических понятий. Этапы работы по формированию лексических умений и навыков. 5.Система упражнений по лексике русского языка. Методические и общедидактические требования к языковому материалу упражнений по лексике. 6. Работа по грамматике, орфографии и развитию речи при изучении лексики и фразеологии 7.Реализация общепредметных задач при изучении лексики. 8.Проверка знаний и умений учащихся по лексике. Межпредметные связи в работе по лексике. Практическое занятие №3 Тема «Методика лексики и фразеологии»
План
1. В чем заключается особенность и значение изучения раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка? 2. Каковы лингвистические основы школьного курса лексики и фразеологии? 3. В чем причина затруднений учащихся в усвоении основных лексических понятий? 4. Выполните сравнительный анализ учебного материала раздела «Лексика» в двух учебниках стабильном (авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.) и учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой. 5. В учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта лексика и словообразование как два раздела курса русского языка объединены в одном разделе — «Лексика. Словообразование. Правописание». Ознакомьтесь с содержанием этого раздела и обоснуйте такую подачу материла. 6. Ознакомьтесь со статьей М. В. Панова «О том, как можно преподавать лексику в школе» (Рус. яз. 2003. Х 33), составьте тезисы. 7. Лексико-фразеологические упражнения нацелены на обогащение словарного запаса учащихся, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями. Какие упражнения служат решению этих задач? Дайте сравнительный анализ упражнений в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой и учебниках под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 8. Ознакомьтесь со схемой и образцом лексического разбора в учебнике «Русский язык: Практика» для 5 класса (сост. А. Ю. Купалова; науч. ред. В. В. Бабайцева). Найдите и выполните упражнение на лексический разбор слова. Каково значение этого вида языкового разбора? 9. Сделайте анализ учебного материала по фразеологии в разных учебных комплексах (распределив их между собой по рекомендации преподавателя): какие сведения по фразеологии даются ученикам, какие виды упражнений предлагает учебник, какие умения и навыки формируются у учащихся. 10. Какие словари целесообразно использовать при изучении лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка? Ознакомьтесь с указанной литературой по этому вопросу и подготовьте сообщение о видах специальных словарей, их назначении и методике использования.
Задания для самостоятельной работы студентов Подготовить анализ одного из школьных словарей русского языка: библиографическое описание, аннотация, принцип организации, структура словарной статьи, грамматические сведения. Продумайте систему упражнений по лексике в связи с изучением одного из разделов школьного курса русского языка русского языка (на выбор)
Лекция № 4 Методика обучения морфемике и словообразованию
План. 1.Место, значение, задачи и содержание раздела. 2.Принципы, методы и приёмы изучения морфемики и словообразования. 3.Трудности изучения раздела. Причины трудностей и пути их преодоления. 4.Формирование умения разбирать слово по составу и проводить словообразовательный анализ. 5.Работа по орфографии и развитию речи при изучении морфемики и словообразования. 6.Упражнения по разделу «Морфемика и словообразование». Методика работы со словарями. Практическое занятие 4 Лекция № 5 Теория и методика обучения морфологии План. 1. Морфология как раздел школьной грамматики. Содержание и структура раздела в параллельных учебниках. 2. Методика формирования понятия «часть речи» в процессе изучения морфологии. 3. Специфика в изучении самостоятельных и служебных частей речи. 4. Характер умений и навыков. Условия, этапы, методы и приемы их формирования. a. Роль алгоритмов в формировании морфологических умений. 5. Морфологические упражнения. Методика их проведения. Практическое занятие №5 Практическое занятие № 6 Методика формирования орфографической грамотности
Задания к самостоятельной работе студентов
Вподгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации. Задания к самостоятельной работе студентов
Разработать систему орфографических упражнений различных типов, которую можно использовать при работе над следующими орфограммами: –Правописание гласных в окончаниях глаголов (5 класс); –Правописание приставок пре-, при- (6 класс); –Правописание -н-, -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий (7 класс); –Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами (7 класс). Разработать алгоритм, который можно было бы использовать при изучении одной из указанных выше орфограмм. Подготовить дидактический материал для словарно - орфографической работы (10-15 слов). Определите цель этой работы. Рассказать о методике проведения словарно - орфографической работы. Разработать 2 текста по одной из орфографических тем (на выбор) с учетом разноуровневой подготовленности учащихся. Определите его цель и место в структуре урока. Лабораторное занятие
1. Важнейшие вопросы методики пунктуации: назначение пунктуации; основы пунктуации; принципы обучения пунктуации; виды пунктуационных ошибок и их причины. 2. Выписать из учебников для 5-7 классов изучаемые в этих классах пунктуационные правила. 3. Наблюдение над указанными правилами, их анализ по таким основаниям: а) норма и условия действия как важнейшие компоненты пунктуационного правила; б) позитивные и негативные правила; в) простые обусловленные и сложные обусловленные; г) обобщенные и частные правила; д) отражение в правиле соотношения пунктуационного знака и интонации; е) освещение в правиле функции знака; ж) синтаксическая структура правила. 4. Понятие о пунктограмме и системе индексов для обоснования употребляемых знаков препинания. 5. Вопрос о видах диктантов для обучения пунктуации. Практическое занятие № 8 Методика формирования пунктуационной грамотности 1. Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем: 7 класс: Знаки препинания при сравнительном обороте. В подгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации. Подготовить сообщение на тему: Система упражнений в обучении пунктуации(см. №1 списка основной литературы) Разработать фрагмент урока- объяснение пунктуационного правила. Материалы к занятию: М.Р. Львов дает следующие определения умениям и навыкам. Умения- готовность к выполнению практического или теоретического действия на основе усвоенных знаний или имитаций (по образцу). В результате тренировки умения автоматизируются, переходя в навыки. Навыки- действия, вырабатывающиеся в результате длительных упражнений. Языковые навыки относятся к числу интеллектуальных. Их особенность в том, что они никогда не достигают полной автоматизации, контроль сознания в них играет существенную роль. Учебно- языковые умения, формируемые при изучении морфологии: - опознавательные (умения распознавать части речи; определять морфологические признаки и др.); - классификационные (умения разграничивать омонимичные слова, относящиеся к разным частям речи; группировать слова по частям речи, их разрядам; составлять таблицы и заполнять их частям речи, ставить слова в определенной форме и т.д.); - синтетические (умение проводить частичный и полный морфологический разбор частей речи). Алгоритм- точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.
План
1. Словосочетание как объект изучения: синтаксическая единица некоммуникативного плана, номинативное средство языка, обладающее определенной структурой и семантикой. 2. Вопрос об этапах изучения словосочетаний: практическое изучение в начальных классах, предварительное в пятом классе, углубление знаний о словосочетании при изучении частей речи, систематическое изучение словосочетаний. 3. Представление словосочетаний в учебнике для 5 класса, анализ изложении теоретических сведений, системы упражнений. 4. Расширение знаний о словосочетании при изучении морфологии, виды упражнений: отыскивание словосочетаний в предложении или тексте, анализ словосочетаний, их видоизменение и т.п. 5. Теоретические сведения о словосочетании в учебнике для 8 класса, их объем, способ представления. 6. Система упражнений для закрепления знаний о словосочетаниях на этапе систематического их изучения. 7. Средства наглядности для изучения словосочетаний. Практическое занятие № 9 Особенности изучения раздела «Синтаксис» в среднем звене . Укажите, сопоставляя действующие учебные комплексы, расхождения в классификации синтаксических единиц (в школьных учебниках) в вузовских и школьных учебниках. Материалы занятия Пунктограмма - пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. (Методика преподавания русского языка./ Под ред. М.Т. Баранова.- М., 1990.- С.193.) Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств- знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется (Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике преподавания русского языка.- М., 1989.-С.144) Пунктограмма - это пунктуационное оформление предложения в целом или отдельных его элементов, которое может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и место знака определяются пунктуационным правилом (Основы методики русского языка в 4-8 кл./ Под ред. А.В.Текучева и др.- М.,1983.-С. 186-187). Пунктуационное правило - инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака. (Методика преподавания русского языка. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.193.) Материалы к занятию Эффективное повторение определяется несколькими условиями: 1.Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала. 2.Повторение надо разнообразить по видам и формам его проведения. 3. Чтобы не снижать интерес и повысить самостоятельность учащихся, ранее изученный материал при повторении должен не только воспроизводится, а рассматриваться в новых связях; необходимо включать дополнительные трудности с усложнением дидактического материала. При повторении важно учитывать разные варианты одной и той же языковой закономерности, существенные и несущественные признаки языковых явлений, а также предупреждать смешение грамматических фактов.отрицательное взаимодействие навыков. Виды повторения. Повторение может быть 1)направленным на подготовку к восприятию нового материала;2) сопутствующим (связанным или не связанным с изучаемым материалом); 3) обобщающим. Повторение, направленное на подготовку к восприятию нового материала. Укажите, какой материал и с какой целью следует повторить перед изучением тем:»Понятие о местоимении», «Понятие о причастии» (№1 списка основной литературы). 1. Сопутствующее повторение. Сопутствующее повторение, связанное с изучаемым материалом, в той или иной степени носит обобщающий характер и включает материл для сопоставления его с изучаемым с целью ограничения фактов предупреждения их смешивания или отрицательного взаимодействия навыков. кажите, какой мматический материал следует повторить при изучении № 140 №1 списка основной литературы) 2.Обобщающее повторение. Обобщающее повторение возможно по отдельным темам, ему могут быть посвящены отдельные уроки.Цель такого повторения- обобщить и систематизировать материал по темам, изучаемым в разных разделах и в течение нескольких лет. Если соотнести обобщение материала с учебным процессом, то можно выделить 2 его вида: Обобщение материала по мере его накопления, по отдельным ступеням изучения(например, повторение правописания НЕ с возрастанием степени обобщения по мере изучения отдельных частей речи); Обобщение и систематизация материала на завершающей стадии его изучения. 1) Оправданы ли оба вида? Возможно ли их сочетание? Докажите на примерах. 2) Повторение проводится в начале и в конце учебного гола. Чем отличаются эти виды повторения по цели и формам проведения? Практическое занятие № 10 Материалы к занятию Орфограмма - «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный» (Баранов М.Т. Работа по орфографии в IV-VI классах.-РЯШ.-1980.-№3.-С.4). Орфограмма - «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки» (Львов М.Р. Словарь- справочник.-М., 1988.-С.130). Орфограмма- «написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь- справочник лингвистических терминов. -М., 1976.-С.249). Орфограмма - «правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое нужно выбрать из ряда возможных» (Иванова В.Ф. Орфограмма./Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина.-М., 1979.-С.182). Орфографическое правило - «это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы» (Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.153). Орфографическое правило - «предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Орфографическое правило состоит из выбора» (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М., 1988.- С.134). Практическое занятие № 11 План 1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе. 2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цели и задачи учебно-исследовательской работы. Методика поэтапного проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку. 3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского 4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Принципы выбора темы. Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку. 5. Работа с научной литературой в ходе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Популярные и справочные издания по лингвистике. Приемы обучения работе школьников с научной и научно-популярной литературой на уроке русского языка и в рамках учебно-исследовательской работы. 6. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Взаимосвязь проблемы и методов исследования. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования. 7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Работа с текстом: обучение тезисному конспектированию, составлению аннотации, отбор иллюстративного материала для представления работы. 8. Оценка учебно-исследовательской работы. Самостоятельность, творческая новизна, личная значимость, научный вклад и другие оценки. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Составить аннотированный каталог по проблеме учебно-исследовательская работа в школе. 2. Предложить и обосновать тематику для конференции учащихся по русскому языку в 5 классе и в 9 классе. 3. Проанализировать Интернет-ресурс «Первое сентября. Портфолио» на предмет самых популярных тем по русскому языку за последний год. С чем это связано, с вашей точки зрения?
Тематика занятий по модулю Лекция № 1. Методика изучения фонетики и графики. Методика обучения орфоэпии. Цель дать представление о целях, задачах, принципах, содержании, структуре, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу
План 1.Значение, задачи, основные принципы изучения фонетики. Цели обучения фонетике и ее место в школьном курсе русского языка. 2.Содержание и структура курса. 3.Связь фонетики с изучением графики, орфографии, словообразования 4.Основные виды упражнений по фонетике Фонетический разбор и методика его проведения. 5.Наглядность в изучении фонетики. 6.Содержание и методы работы по орфоэпии 7.Роль словарей в формировании орфоэпических умений и навыков учащихся.
Практическое занятие №1 Методика обучения фонетики План 1. Каковы задачи и значение изучения раздела «Фонетика»? 2. Какие сведения по данной теме изучаются в 5 классе и какие из них знакомы учащимся из начальной школы? 3. Познакомьтесь по учебнику (по выбору) для 5 класса с изложением одной из тем раздела и составьте подробный план ее изучения. 4. Перечислите фонетические умения, которые формируются у учащихся при выполнении фонетических упражнений. Ответ подкрепите примерами упражнений различных видов из учебника (учебник по выбору). 5. Основным видом упражнения по фонетике является фонетический разбор. Сопоставьте порядок фонетического разбора в школе и вузе. Укажите их различия. Назовите дидактические требования к проведению фонетического разбора в школе. 1. Расскажите, как связаны фонетика и орфография; покажите это на примерах упражнений из школьных учебников. 2. Задания для самостоятельной работы студентов Продумайте вопросы и задания для тестирования по фонетике (5,6 класс- на выбор).
Практическое занятие №2 Методика обучения орфоэпии План 1. Изучение фонетики в школе совмещается с работой над орфоэпическими нормами. Выясните орфоэпические нормы, работу над которыми предлагает учебник(учебник по выбору). Подготовьте сообщение об этом. 2.. Организуйте с учащимися (во время педагогической практики) запись примеров отклонений от норм литературного произношения в речи окружающих.Два пути обучения орфоэпии: имитационный и сознательное, постепенное усвоение норм литературного языка путем обучения. 1. Развитие речевого слуха как условие формирования орфоэпических навыков. 2. Система знаний по фонетике как теоретическая база для обучения орфоэпии. 3. Вопрос о важнейших этапах усвоения орфоэпических норм. 4. Приемы обучения орфоэпии: слушание образцового текста; индивидуальное и хоровое произношение языкового материала; наблюдение над живым произношением и звуковым составом слова; артикуляционные упражнения; выразительное чтение; списывание с фонетическим заданиями; интонационно-смысловой разбор и др. 5. Средства обучения орфоэпии: орфоэпические упражнения; орфоэпический словарик, фонохрестоматия, таблицы трудных слов и т.п. 6. Проблема отбора дидактического материала, развивающего произносительные навыки. Задания для самостоятельной работы студентов Составьте тезисный план одной из статей М. В. Панова (по выбору): а) Панов М. В. Фонетика /1 Рус. яз. — 2003. — 23—З 1 авг. (Н. 32). б) Панов М. В. Зачем школе нужна фонема? //Рус. яз. — 2004. —16—22 янв. (№3). С.11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.139.220 (0.014 с.) |