Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисципліна «Методика навчання російської мови»↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дисципліна «Методика навчання російської мови»
Термінологічний мінімум
Функции языка. Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний, номинативная и познавательная – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке. Культуроведческий подход к изучению языка –осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Включает понятия «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур». Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке. Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов. Дидактика выделяет две группы учебных предметов. В первую группу входят предметы информирующие, они представляют основы наук (история, литература, физика, химия и др.); вторую группу составляют предметы развивающие (математика, физкультура, черчение и языки). Русский язык (учебныйпредмет развивающий) – «формирует вербальное (словесное) мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу психики». Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников. Компетенция – это совокупность полученных знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка в речи. Языковая компетенция связана с изучением языка как структурированной системы и ориентирует учащихся на усвоение единиц языка и правил их построения (норм литературного языка).Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: «формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоения основ науки о языке (устройстве и функционировании), развития эстетического идеала»*. Лингвистическая компетенция предполагает усвоение учащимися сведений о науке «русский язык», методах лингвистического анализа, этапах развития языка, а также о трудах известных лингвистов, изучавших родной язык.
Коммуникативная компетенция – характеризует знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой. Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека. Учебно-познавательные и практические задачи методики обучения русскому языку: • дать учащимся знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, стилистики русского языка, основные сведения о языке как общественном явлении, сведения из истории языка; • научить школьников сознательно использовать языковые единицы в речевой практике (в устной и письменной форме) с учетом речевой ситуации и коммуникативной целесообразности, сформировать у них навыки культурной и выразительной речи на основе норм современного русского литературного языка; • сформировать у учащихся прочные правописные (орфографические и пунктуационные) навыки; • воспитать у школьников любовь к родному языку как средству развития эстетического идеала, для чего использовать в качестве наглядного дидактического материала высокохудожественные тексты русской литературы; • обеспечить формирование логического мышления учащихся, развитие умения пользоваться операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, сопоставления и др. Классификации упражнений • Л.П. Федоренко, выделяет три типа упражнений: рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста); репродуктивные (видоизменение текста); продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). Рецептивные упражнения основаны на наблюдении над готовыми конструкциями. В процессе работы происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы. Такие упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенные языковые единицы, развивают стилистическое чутье учеников, помогают им запомнить нормы употребления этих единиц.
Репродуктивные упражнения основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Упражнения этого типа позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся. Продуктивные упражнения, в отличие от предыдущих упражнений, не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка. • В. Добромыслов выделяет такие типы языковых упражнений. Аналитические упражнения предусматривают выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести языковой разбор; нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение ее значения и т. д. Синтетические упражнения, напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т. п. Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, основой которых является анализ и синтез одновременно. Например, найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т. п.) и составить с ними связное высказывание. • Г.Н. Приступа выделяет следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие. Пропедевтические упражнения используются на первом этане усвоения языкового материала. Их цель – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т. д.). Иллюстративные упражнения имеют целью показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений. Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие. Повторительно-обобщающие упражнения помогают систематизировать и обобщать теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий. Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказывание. * * * Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают в изучаемом материале что-то новое. Суть любой решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания, которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые подводят школьников к осмысленному результату. Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию,т. е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи.
* * * Урок как ведущая форма обучения (исследовали ученые-дидакты и методисты А.И. Власенкова, М.Т. Баранова, Б. Т. Панова, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, А.В. Текучева, Л.А. Тростенцова). Современный урок русского языка – это законченное творческое произведение, в рамках которого идет усвоение теоретического материала, формируются коммуникативно-речевые умения и навыки, совершенствуется культура речи учащихся. Уроки русского языка различаются по дидактическим целям, содержанию и структуре. Типы уроков русского языка (в зависимости от дидактической цели и этапа усвоения языкового материала): – уроки объяснения нового материала (введения новых знаний); – уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний); – уроки повторения и обобщения (систематизации знаний); – уроки контроля; – комбинированный урок. Типы уроков (в соответствии с ведущим методом обучения): – урок-лекция; – урок-семинар; – урок-практикум. Самостоятельный тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений; анализ текста и др.). Средства обучения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков учащихся: составление высказывания и сочинение на лингвистическую тему, продуцирование текста, работа над стилистическими особенностями тех или иных языковых единиц. Контрольные уроки – проверяется усвоение знаний учебно-языковых, речемыслительных умений и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков. Комбинированный урок характеризуется тем, что в его структуру входят компоненты всех других типов обучающих уроков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контролирование, обобщение, задавание на дом. Урок-лекция обычно проводится в старших классах. Цель урока данного типа – формирование того или иного языкового понятия. Учителю следует тщательно готовиться к такому уроку, продумывая не только содержание лекции, но и способы активизации учеников: наглядные средства, проблемные вопросы и др. Урок-семинар помогает закрепить знания и сформировать навыки самостоятельной работы. Подготовка к такому уроку начинается заранее. Ученики делятся на группы, каждая из них самостоятельно выполняет задание по теме, подбирая дополнительный материал. На уроке-семинаре предполагается использование как устных сообщений, так и письменных заданий. Обычно такие уроки проводятся при обобщении и повторении темы.
Цель уроков развития речи – организация деятельности школьников по овладению нормами русского литературного языка, расширению словарного запаса и обогащению грамматического строя речи в процессе целенаправленной работы над основными видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом). Уроки словесности –«способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов – русского языка и литературы» С.И. Львова. Целью таких уроков является анализ языковых единиц разных уровней, выяснение их роли в идейно-художественном содержании текста, что способствует речевому развитию школьников, формированию их коммуникативной компетенции и эстетического вкуса. Особое внимание на уроках словесности уделяется качественному отбору дидактического материала, подбираются лучшие тексты русских писателей, оказавших влияние на развитие русского литературного языка. * * * Дисципліна «Методика навчання російської мови»
Термінологічний мінімум
Функции языка. Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний, номинативная и познавательная – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке. Культуроведческий подход к изучению языка –осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Включает понятия «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур». Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке. Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников. Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов. Дидактика выделяет две группы учебных предметов. В первую группу входят предметы информирующие, они представляют основы наук (история, литература, физика, химия и др.); вторую группу составляют предметы развивающие (математика, физкультура, черчение и языки). Русский язык (учебныйпредмет развивающий) – «формирует вербальное (словесное) мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу психики». Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников. Компетенция – это совокупность полученных знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка в речи. Языковая компетенция связана с изучением языка как структурированной системы и ориентирует учащихся на усвоение единиц языка и правил их построения (норм литературного языка).Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: «формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоения основ науки о языке (устройстве и функционировании), развития эстетического идеала»*.
Лингвистическая компетенция предполагает усвоение учащимися сведений о науке «русский язык», методах лингвистического анализа, этапах развития языка, а также о трудах известных лингвистов, изучавших родной язык. Коммуникативная компетенция – характеризует знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой. Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека. Учебно-познавательные и практические задачи методики обучения русскому языку: • дать учащимся знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, стилистики русского языка, основные сведения о языке как общественном явлении, сведения из истории языка; • научить школьников сознательно использовать языковые единицы в речевой практике (в устной и письменной форме) с учетом речевой ситуации и коммуникативной целесообразности, сформировать у них навыки культурной и выразительной речи на основе норм современного русского литературного языка; • сформировать у учащихся прочные правописные (орфографические и пунктуационные) навыки; • воспитать у школьников любовь к родному языку как средству развития эстетического идеала, для чего использовать в качестве наглядного дидактического материала высокохудожественные тексты русской литературы; • обеспечить формирование логического мышления учащихся, развитие умения пользоваться операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, сопоставления и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.152 (0.009 с.) |