Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисципліна «Методика навчання російської мови»

Поиск

Дисципліна «Методика навчання російської мови»

 

Термінологічний мінімум

 

Функции языка. Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний, номинативная и познавательная – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке.

Культуроведческий подход к изучению языка –осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Включает понятия «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур».

Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке.

Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников.

Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов.

Дидактика выделяет две группы учебных предметов. В первую группу входят предметы информирующие, они представляют основы наук (история, литература, физика, химия и др.); вторую группу составляют предметы развивающие (математика, физкультура, черчение и языки).

Русский язык (учебныйпредмет развивающий) – «формирует вербальное (словесное) мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу психики».

Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников.

Компетенция – это совокупность полученных знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка в речи.

Языковая компетенция связана с изучением языка как структурированной системы и ориентирует учащихся на усвоение единиц языка и правил их построения (норм литературного языка).Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: «формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоения основ науки о языке (устройстве и функционировании), развития эстетического идеала»*.

Лингвистическая компетенция предполагает усвоение учащимися сведений о науке «русский язык», методах лингвистического анализа, этапах развития языка, а также о трудах известных лингвистов, изучавших родной язык.

Коммуникативная компетенция – характеризует знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой.

Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека.

Учебно-познавательные и практические задачи методики обучения русскому языку:

• дать учащимся знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, стилистики русского языка, основные сведения о языке как общественном явлении, сведения из истории языка;

• научить школьников сознательно использовать языковые единицы в речевой практике (в устной и письменной форме) с учетом речевой ситуации и коммуникативной целесообразности, сформировать у них навыки культурной и выразительной речи на основе норм современного русского литературного языка;

• сформировать у учащихся прочные правописные (орфографические и пунктуационные) навыки;

• воспитать у школьников любовь к родному языку как средству развития эстетического идеала, для чего использовать в качестве наглядного дидактического материала высокохудожественные тексты русской литературы;

• обеспечить формирование логического мышления учащихся, развитие умения пользоваться операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, сопоставления и др.

Классификации упражнений

Л.П. Федоренко, выделяет три типа упражнений: рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста); репродуктивные (видоизменение текста); продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Рецептивные упражнения основаны на наблюдении над готовыми конструкциями. В процессе работы происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы. Такие упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенные языковые единицы, развивают стилистическое чутье учеников, помогают им запомнить нормы употребления этих единиц.

Репродуктивные упражнения основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Упражнения этого типа позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся.

Продуктивные упражнения, в отличие от предыдущих упражнений, не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка.

В. Добромыслов выделяет такие типы языковых упражнений.

Аналитические упражнения предусматривают выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести языковой разбор; нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение ее значения и т. д.

Синтетические упражнения, напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т. п.

Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, осно­вой которых является анализ и синтез одновременно. Например, найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т. п.) и составить с ними связное высказывание.

Г.Н. Приступа выделяет следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Пропедевтические упражнения используются на первом этане усвоения языкового материала. Их цель – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т. д.).

Иллюстративные упражнения имеют целью показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений.

Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Повторительно-обобщающие упражнения помогают систематизировать и обобщать теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказы­вание.

* * *

Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают в изучаемом материале что-то новое.

Суть любой решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания, которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые подводят школьников к осмысленному результату.

Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию,т. е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи.

* * *

Урок как ведущая форма обучения (исследовали ученые-дидакты и методисты А.И. Власенкова, М.Т. Баранова, Б. Т. Панова, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, А.В. Текучева, Л.А. Тростенцова).

Современный урок русского языка – это законченное творческое произведение, в рамках которого идет усвоение теоретического материала, формируются коммуникативно-речевые умения и навыки, совершенствуется культура речи учащихся.

Уроки русского языка различаются по дидактическим целям, содержанию и структуре.

Типы уроков русского языка (в зависимости от дидактической цели и этапа усвоения языкового материала):

– уроки объяснения нового материала (введения новых знаний);

– уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний);

– уроки повторения и обобщения (систематизации знаний);

– уроки контроля;

– комбинированный урок.

Типы уроков (в соответствии с ведущим методом обучения):

– урок-лекция;

– урок-семинар;

– урок-практикум.

Самостоятельный тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений; анализ текста и др.).

Средства обучения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков учащихся: составление высказывания и сочинение на лингвистическую тему, продуцирование текста, работа над стилистическими особенностями тех или иных языковых единиц.

Контрольные уроки – проверяется усвоение знаний учебно-языковых, речемыслительных умений и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков.

Комбинированный урок характеризуется тем, что в его структуру входят компоненты всех других типов обучающих уроков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контролирование, обобщение, задавание на дом.

Урок-лекция обычно проводится в старших классах. Цель урока данного типа – формирование того или иного языкового понятия. Учителю следует тщательно готовиться к такому уроку, продумывая не только содержание лекции, но и способы активизации учеников: наглядные средства, проблемные вопросы и др.

Урок-семинар помогает закрепить знания и сформировать навыки самостоятельной работы. Подготовка к такому уроку начинается заранее. Ученики делятся на группы, каждая из них самостоятельно выполняет задание по теме, подбирая дополнительный материал. На уроке-семинаре предполагается использование как устных сообщений, так и письменных заданий. Обычно такие уроки проводятся при обобщении и повторении темы.

Цель уроков развития речи – организация деятельности школьников по овладению нормами русского литературного языка, расширению словарного запаса и обогащению грамматического строя речи в процессе целенаправленной работы над основными видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом).

Уроки словесности –«способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов – русского языка и литературы» С.И. Львова. Целью таких уроков является анализ языковых единиц разных уровней, выяснение их роли в идейно-художественном содержании текста, что способствует речевому развитию школьников, формированию их коммуникативной компетенции и эстетического вкуса. Особое внимание на уроках словесности уделяется качественному отбору дидактического материала, подбираются лучшие тексты русских писателей, оказавших влияние на развитие русского литературного языка.

* * *

Дисципліна «Методика навчання російської мови»

 

Термінологічний мінімум

 

Функции языка. Кумулятивная функция языка – функция накопления общественного опыта и знаний, номинативная и познавательная – все, что познано в объективной действительности, получает свою номинацию, т. е. закрепляется в языке.

Культуроведческий подход к изучению языка –осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия. Включает понятия «языковая картина мира», «языковая личность», «диалог культур».

Языковая картина мира – это особенности культуры народа, отразившиеся в языке.

Языковая личность формируется на протяжении всего периода обучения в школе, и прежде всего в процессе изучения родного языка как источника развития духовных способностей школьников.

Диалог культур в процессе обучения русскому языку помогает школьникам познать национальную культуру, находить общие черты, объединяющие культуры разных народов.

Дидактика выделяет две группы учебных предметов. В первую группу входят предметы информирующие, они представляют основы наук (история, литература, физика, химия и др.); вторую группу составляют предметы развивающие (математика, физкультура, черчение и языки).

Русский язык (учебныйпредмет развивающий) – «формирует вербальное (словесное) мышление, развивает воображение, память, совершенствует эмоциональную сферу психики».

Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников.

Компетенция – это совокупность полученных знаний, умений и навыков, сформированных в процессе обучения русскому языку с целью употребления единиц языка в речи.

Языковая компетенция связана с изучением языка как структурированной системы и ориентирует учащихся на усвоение единиц языка и правил их построения (норм литературного языка).Реализация языковой компетенции происходит в ходе решения следующих учебно-познавательных задач: «формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, усвоения основ науки о языке (устройстве и функционировании), развития эстетического идеала»*.

Лингвистическая компетенция предполагает усвоение учащимися сведений о науке «русский язык», методах лингвистического анализа, этапах развития языка, а также о трудах известных лингвистов, изучавших родной язык.

Коммуникативная компетенция – характеризует знания, умения и навыки учащихся, необходимые для речемыслительного процесса: понимания, порождения и воспроизведения речи в соответствии с целевой коммуникативной установкой.

Культуроведческая компетенция предполагает усвоение родного языка как сокровищницы национальной культуры, отображающей исторический опыт народа, внутренний мир человека.

Учебно-познавательные и практические задачи методики обучения русскому языку:

• дать учащимся знания из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, грамматики, стилистики русского языка, основные сведения о языке как общественном явлении, сведения из истории языка;

• научить школьников сознательно использовать языковые единицы в речевой практике (в устной и письменной форме) с учетом речевой ситуации и коммуникативной целесообразности, сформировать у них навыки культурной и выразительной речи на основе норм современного русского литературного языка;

• сформировать у учащихся прочные правописные (орфографические и пунктуационные) навыки;

• воспитать у школьников любовь к родному языку как средству развития эстетического идеала, для чего использовать в качестве наглядного дидактического материала высокохудожественные тексты русской литературы;

• обеспечить формирование логического мышления учащихся, развитие умения пользоваться операциями анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, сопоставления и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.011 с.)