Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы теоретического изучения языка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Сообщение учителя (слово учителя) – метод, который применяется при введении новых теоретических сведений, разъяснений. Метод сообщения предусматривает обязательное наличие следующих компонентов: · наблюдение над языковым материалом; · сообщение учителя об основных особенностях изучаемого · образец рассуждения учителя о применении теоретических 2. Беседа –диалог между учителем и учениками. Беседа состоит из следующих компонентов: · наблюдение над языковым материалом; · ответы на вопросы учителя, в результате которых школьники · обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем. Вопросы, помогающие пониманию языкового материала, делятся на две группы: аналитические и синтетические. Вопросы аналитического характера: риторические, прямые аналитические и наводящие вопросы. Риторические вопросы – не требуют ответа от учеников. Учитель, задавая такие вопросы, побуждает школьников к размышлению, дает возможность задуматься над языковым явлением, активизирует их внимание. Прямые аналитические вопросы – предусматривают точные ответы. Наводящие вопросы помогают учащимся мыслить в правильном направлении. Чтение учебника – это метод самостоятельного знакомства учащихся с новым материалом. Диктант рассматривается в методике как метод (Л.П. Федоренко), прием и вид упражнений (А.В. Текучев). Эффективный способ проверки орфографической грамотности школьников. Это такой вид работы, при котором учитель диктует текст, а школьники записывают его полностью или выборочно в соответствии с задачами обучения. Виды обучающих диктантов (сопровождаются рассуждением – применением правила вслух): предупредительный (рассуждение предшествует записи), объяснительный (рассуждение дается после написания), комментированный (рассуждение ведется в процессе написания), выборочный (ученики записывают не весь текст, а только отдельные его части, в зависимости от задания учителя), творческий (учащихся должны не просто прослушать и записать предложение (текст), а видоизменить его по заданию учителя), графический (усвоение синтаксических конструкций и формирование пунктуационных навыков учащихся), игровой и др. Приемы проверок диктантов: · самопроверка (каждый ученик самостоятельно или под руководством учителя проверяет написанное); · взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга). Языковой разбор – анализ определенных языковых явлений. По объему – разбор частичный (на этапе объяснения и закрепления) и полный (на этапе повторения и обобщения). По способу выполнения разбор может быть устным (рассуждением) и письменным (суждением – без конкретных пояснений). Виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, графический, лингвостилистический. Один из основных принципов усвоения родной речи – принцип понимания языковых значений. Наблюдение – это метод, заключающийся в «организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися... языковых явлений, фактов». Наблюдение может сочетаться с беседой, сообщением учителя, выполнением упражнений. Реконструирование (видоизменение) – метод, заключающийся в изменении словоформ, синтаксических конструкций и т. д. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов: составление словосочетаний и предложений из данных слов, замена словоформ, перестановка частей предложений и др. Конструирование – метод, основой которого является самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний, предложений заданных типов, форм слова; составление предложений по данной теме, по определенной схеме и т. д. Практические методы изучения языка и обучения речи (работа, связанная с анализом текста, формированием умений школьников строить связное высказывание в устной и письменной форме). • Различается частичный и полный (комплексный) анализ текста. • Частичный (фрагментарный) анализ текста, или лингвистическое комментирование,вскрывает какую-либо отдельную особенность текста в связи с его идейно-художественным и эстетическим своеобразием. • Анализ текста – одно из средств совершенствования связной речи учащихся. Лингвостилистический анализ текста помогает не только обобщить и повторить теоретические сведения, полученные при изучении русского языка, но и оценить художественные особенности текста, сформировать языковой вкус школьников. • Практические методы предусматривают использование творческих заданий в процессе решения речевых задач: создание монологических высказываний,создание текста на заданную тему,стилизация (создание текста на одну тему с использованием разных стилей и типов речи). Устное рисование – прием, который успешно можно применить как на уроках литературы, так и на уроках русского языка (на этапе подготовки и воспроизведения речи). Это устное описание картин, возникающих в воображении учащихся при чтении текста. Прием словесного творчества предполагает создание учениками собственного монологического высказывания на определенную тему. Этот прием способствует вовлечению учащихся в активную работу по порождению текста. Работа над синонимией (прием, способствующих развитию речемыслительных умений школьников) – средство формирования коммуникативных умений учащихся. Теоретико-практические и практические методы обучения реализуются в процессе выполнения упражнений по русскому языку. * * * Классификации упражнений • Л.П. Федоренко, выделяет три типа упражнений: рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста); репродуктивные (видоизменение текста); продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). Рецептивные упражнения основаны на наблюдении над готовыми конструкциями. В процессе работы происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы. Такие упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенные языковые единицы, развивают стилистическое чутье учеников, помогают им запомнить нормы употребления этих единиц. Репродуктивные упражнения основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Упражнения этого типа позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся. Продуктивные упражнения, в отличие от предыдущих упражнений, не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка. • В. Добромыслов выделяет такие типы языковых упражнений. Аналитические упражнения предусматривают выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести языковой разбор; нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение ее значения и т. д. Синтетические упражнения, напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т. п. Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, основой которых является анализ и синтез одновременно. Например, найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т. п.) и составить с ними связное высказывание. • Г.Н. Приступа выделяет следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие. Пропедевтические упражнения используются на первом этане усвоения языкового материала. Их цель – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т. д.). Иллюстративные упражнения имеют целью показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений. Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие. Повторительно-обобщающие упражнения помогают систематизировать и обобщать теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий. Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказывание. * * * Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают в изучаемом материале что-то новое. Суть любой решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания, которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые подводят школьников к осмысленному результату. Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию,т. е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи. * * * Урок как ведущая форма обучения (исследовали ученые-дидакты и методисты А.И. Власенкова, М.Т. Баранова, Б. Т. Панова, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, А.В. Текучева, Л.А. Тростенцова). Современный урок русского языка – это законченное творческое произведение, в рамках которого идет усвоение теоретического материала, формируются коммуникативно-речевые умения и навыки, совершенствуется культура речи учащихся. Уроки русского языка различаются по дидактическим целям, содержанию и структуре. Типы уроков русского языка (в зависимости от дидактической цели и этапа усвоения языкового материала): – уроки объяснения нового материала (введения новых знаний); – уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний); – уроки повторения и обобщения (систематизации знаний); – уроки контроля; – комбинированный урок. Типы уроков (в соответствии с ведущим методом обучения): – урок-лекция; – урок-семинар; – урок-практикум. Самостоятельный тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений; анализ текста и др.). Средства обучения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков учащихся: составление высказывания и сочинение на лингвистическую тему, продуцирование текста, работа над стилистическими особенностями тех или иных языковых единиц. Контрольные уроки – проверяется усвоение знаний учебно-языковых, речемыслительных умений и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков. Комбинированный урок характеризуется тем, что в его структуру входят компоненты всех других типов обучающих уроков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контролирование, обобщение, задавание на дом. Урок-лекция обычно проводится в старших классах. Цель урока данного типа – формирование того или иного языкового понятия. Учителю следует тщательно готовиться к такому уроку, продумывая не только содержание лекции, но и способы активизации учеников: наглядные средства, проблемные вопросы и др. Урок-семинар помогает закрепить знания и сформировать навыки самостоятельной работы. Подготовка к такому уроку начинается заранее. Ученики делятся на группы, каждая из них самостоятельно выполняет задание по теме, подбирая дополнительный материал. На уроке-семинаре предполагается использование как устных сообщений, так и письменных заданий. Обычно такие уроки проводятся при обобщении и повторении темы. Цель уроков развития речи – организация деятельности школьников по овладению нормами русского литературного языка, расширению словарного запаса и обогащению грамматического строя речи в процессе целенаправленной работы над основными видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом). Уроки словесности –«способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов – русского языка и литературы» С.И. Львова. Целью таких уроков является анализ языковых единиц разных уровней, выяснение их роли в идейно-художественном содержании текста, что способствует речевому развитию школьников, формированию их коммуникативной компетенции и эстетического вкуса. Особое внимание на уроках словесности уделяется качественному отбору дидактического материала, подбираются лучшие тексты русских писателей, оказавших влияние на развитие русского литературного языка. * * *
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.34 (0.008 с.) |