Методы теоретического изучения языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы теоретического изучения языка



1. Сообщение учителя (слово учителя) – метод, который применяется при введении новых теоретических сведений, разъяснений.

Метод сообщения предусматривает обязательное наличие следующих компонентов:

· наблюдение над языковым материалом;

· сообщение учителя об основных особенностях изучаемого
языкового явления;

· образец рассуждения учителя о применении теоретических
сведений на практике.

2. Беседа –диалог между учителем и учениками.

Беседа состоит из следующих компонентов:

· наблюдение над языковым материалом;

· ответы на вопросы учителя, в результате которых школьники
подводятся к умозаключению;

· обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем.

Вопросы, помогающие пониманию языкового материала, делятся на две группы: аналитические и синтетические.

Вопросы аналитического характера: риторические, прямые аналитические и наводящие вопросы.

Риторические вопросы – не требуют ответа от учеников. Учитель, задавая такие вопросы, побуждает школьников к размышлению, дает возможность задуматься над языковым явлением, активизирует их внимание.

Прямые аналитические вопросы – предусматривают точные ответы.

Наводящие вопросы помогают учащимся мыслить в правильном направлении.

Чтение учебника – это метод самостоятельного знакомства учащихся с новым материалом.

Диктант рассматривается в методике как метод (Л.П. Федоренко), прием и вид упражнений (А.В. Текучев). Эффективный способ проверки орфографической грамотности школьников. Это такой вид работы, при котором учитель диктует текст, а школьники записывают его полностью или выборочно в соответствии с задачами обучения.

Виды обучающих диктантов (сопровождаются рассуждением – применением правила вслух): предупредительный (рассуждение предшествует записи), объяснительный (рассуждение дается после написания), комментированный (рассуждение ведется в процессе написания), выборочный (ученики записывают не весь текст, а только отдельные его части, в зависимости от задания учителя), творческий (учащихся должны не просто прослушать и записать предложение (текст), а видоизменить его по заданию учителя), графический (усвоение синтаксических конструкций и формирование пунктуационных навыков учащихся), игровой и др.

Приемы проверок диктантов:

· самопроверка (каждый ученик самостоятельно или под руководством учителя проверяет написанное);

· взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга).

Языковой разбор – анализ определенных языковых явлений. По объему – разбор частичный (на этапе объяснения и закрепления) и полный (на этапе повторения и обобщения). По способу выполнения разбор может быть устным (рассуждением) и письменным (суждением – без конкретных пояснений).

Виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, графический, лингвостилистический.

Один из основных принципов усвоения родной речи – принцип понимания языковых значений.

Наблюдение – это метод, заключающийся в «организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися... языковых явлений, фактов». Наблюдение может сочетаться с беседой, сообщением учителя, выполнением упражнений.

Реконструирование (видоизменение) – метод, заключающийся в изменении словоформ, синтаксических конструкций и т. д. Метод реконструирования предполагает использование следующих приемов: составление словосочетаний и предложений из данных слов, замена словоформ, перестановка частей предложений и др.

Конструирование – метод, основой которого является самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний, предложений заданных типов, форм слова; составление предложений по данной теме, по определенной схеме и т. д.

Практические методы изучения языка и обучения речи (работа, связанная с анализом текста, формированием умений школьников строить связное высказывание в устной и письменной форме).

• Различается частичный и полный (комплексный) анализ текста.

Частичный (фрагментарный) анализ текста, или лингвистическое комментирование,вскрывает какую-либо отдельную особенность текста в связи с его идейно-художественным и эстетическим своеобразием.

Анализ текста – одно из средств совершенствования связной речи учащихся. Лингвостилистический анализ текста помогает не только обобщить и повторить теоретические сведения, полученные при изучении русского языка, но и оценить художественные особенности текста, сформировать языковой вкус школьников.

Практические методы предусматривают использование творческих заданий в процессе решения речевых задач: создание монологических высказываний,создание текста на заданную тему,стилизация (создание текста на одну тему с использованием разных стилей и типов речи).

Устное рисование – прием, который успешно можно применить как на уроках литературы, так и на уроках русского языка (на этапе подготовки и воспроизведения речи). Это устное описание картин, возникающих в воображении учащихся при чтении текста.

Прием словесного творчества предполагает создание учениками собственного монологического высказывания на определенную тему. Этот прием способствует вовлечению учащихся в активную работу по порождению текста.

Работа над синонимией (прием, способствующих развитию речемыслительных умений школьников) – средство формирования коммуникативных умений учащихся.

Теоретико-практические и практические методы обучения реализуются в процессе выполнения упражнений по русскому языку.

* * *

Классификации упражнений

Л.П. Федоренко, выделяет три типа упражнений: рецептивные (анализ готового, или «чужого», текста); репродуктивные (видоизменение текста); продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний).

Рецептивные упражнения основаны на наблюдении над готовыми конструкциями. В процессе работы происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы. Такие упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенные языковые единицы, развивают стилистическое чутье учеников, помогают им запомнить нормы употребления этих единиц.

Репродуктивные упражнения основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из нескольких вариантов. Упражнения этого типа позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся.

Продуктивные упражнения, в отличие от предыдущих упражнений, не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка.

В. Добромыслов выделяет такие типы языковых упражнений.

Аналитические упражнения предусматривают выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести языковой разбор; нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение ее значения и т. д.

Синтетические упражнения, напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т. п.

Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, осно­вой которых является анализ и синтез одновременно. Например, найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т. п.) и составить с ними связное высказывание.

Г.Н. Приступа выделяет следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Пропедевтические упражнения используются на первом этане усвоения языкового материала. Их цель – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т. д.).

Иллюстративные упражнения имеют целью показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений.

Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Повторительно-обобщающие упражнения помогают систематизировать и обобщать теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказы­вание.

* * *

Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают в изучаемом материале что-то новое.

Суть любой решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания, которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые подводят школьников к осмысленному результату.

Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию,т. е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи.

* * *

Урок как ведущая форма обучения (исследовали ученые-дидакты и методисты А.И. Власенкова, М.Т. Баранова, Б. Т. Панова, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, А.В. Текучева, Л.А. Тростенцова).

Современный урок русского языка – это законченное творческое произведение, в рамках которого идет усвоение теоретического материала, формируются коммуникативно-речевые умения и навыки, совершенствуется культура речи учащихся.

Уроки русского языка различаются по дидактическим целям, содержанию и структуре.

Типы уроков русского языка (в зависимости от дидактической цели и этапа усвоения языкового материала):

– уроки объяснения нового материала (введения новых знаний);

– уроки формирования умений и навыков (закрепления знаний);

– уроки повторения и обобщения (систематизации знаний);

– уроки контроля;

– комбинированный урок.

Типы уроков (в соответствии с ведущим методом обучения):

– урок-лекция;

– урок-семинар;

– урок-практикум.

Самостоятельный тип урока – урок развития речи (подготовка к написанию изложений, сочинений; написание изложений и сочинений; анализ текста и др.).

Средства обучения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков учащихся: составление высказывания и сочинение на лингвистическую тему, продуцирование текста, работа над стилистическими особенностями тех или иных языковых единиц.

Контрольные уроки – проверяется усвоение знаний учебно-языковых, речемыслительных умений и правописных (орфографических и пунктуационных) навыков.

Комбинированный урок характеризуется тем, что в его структуру входят компоненты всех других типов обучающих уроков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контролирование, обобщение, задавание на дом.

Урок-лекция обычно проводится в старших классах. Цель урока данного типа – формирование того или иного языкового понятия. Учителю следует тщательно готовиться к такому уроку, продумывая не только содержание лекции, но и способы активизации учеников: наглядные средства, проблемные вопросы и др.

Урок-семинар помогает закрепить знания и сформировать навыки самостоятельной работы. Подготовка к такому уроку начинается заранее. Ученики делятся на группы, каждая из них самостоятельно выполняет задание по теме, подбирая дополнительный материал. На уроке-семинаре предполагается использование как устных сообщений, так и письменных заданий. Обычно такие уроки проводятся при обобщении и повторении темы.

Цель уроков развития речи – организация деятельности школьников по овладению нормами русского литературного языка, расширению словарного запаса и обогащению грамматического строя речи в процессе целенаправленной работы над основными видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом).

Уроки словесности –«способ стыковки двух самостоятельных учебных предметов – русского языка и литературы» С.И. Львова. Целью таких уроков является анализ языковых единиц разных уровней, выяснение их роли в идейно-художественном содержании текста, что способствует речевому развитию школьников, формированию их коммуникативной компетенции и эстетического вкуса. Особое внимание на уроках словесности уделяется качественному отбору дидактического материала, подбираются лучшие тексты русских писателей, оказавших влияние на развитие русского литературного языка.

* * *



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.22.247 (0.022 с.)