И изучение маршрутов до дома учащихся (23 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И изучение маршрутов до дома учащихся (23 ч)



Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка и работа тростью при подходе к транспортному средству, при посадке в его салон и при выходе из салона транспортного средства.    
Закрепление пройденного материала (подход, посадка, выход из транспорта; использование в комплексе всех сохранных анализаторов).    
2. Изучение конкретных маршрутов городского транспорта.    
Изучение маршрутов до библиотеки слепых, до городской публичной библиотеки, до театра и т.п.    
3. Изучение маршрута до дома учащихся.    
Итого:    

Расширение навыков пространственной ориентировки

Учащихся с учетом различной обстановки (22 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение» (поликлиника, почта, пункт оплаты мобильной связи, городской парк культуры и отдыха).    
2. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.    
3. Особенности пространственной ориентировки в лесу.    
3. Контрольные занятия.    
Итого:    

 

ВОСЬМОЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

 

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей. Примеры из жизни и деятельности инвалидов по зрению.   -
2. Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.    
Итого:    

 

Ориентировка в помещениях (20 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка в театрах, в отделениях связи (почта, телеграф, мобильная связь), сберкассах. Определение формы помещений, умение пользоваться таксофоном, места нахождения (расположения) образцов заполнения бланков, виды услуг. Нахождение в зале указанного в билете места, правила прохода на указанное в билете место и т.п. -  
2. Пространственная ориентировка в быту.    
Ориентировка слепых и слабовидящих при сервировке стола, правила ориентировки инвалида зрения за столом (дома, в гостях, среди незнакомых людей) и т.д. -  
3. Самостоятельная ориентировка в знакомых и незнакомых помещениях. Зачетные занятия.    
4. Закрепление пройденного материала. -  
Итого:    

 

Ориентировка в городе (27 ч)

 

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Формирование представления о городе.    
Формирование представления о городе в целом (все районы), площади, главные улицы, торговые центры, высшие учебные заведения и т.д.   -
2. Приемы обследования города. Углубленное ознакомление с объектами города.    
Упражнения в ходьбе по прилегающим к школе улицам, с переходом через улицу. Упражнения в прямолинейном передвижении, различные повороты на 90, 45, 30 градусов. Ориентировка во дворах, нахождение нужного подъезда. Обследование улиц и выделение особенностей и т.д. -  
3. Приемы передвижения по городу.    
Приемы передвижения по городу с опытными и случайными сопровождающими. Особенности работы тростью во время перехода через дорогу, в метро, при посадке в поезд. Активная позиция инвалида по зрению. Особенности использования различных форм дефектного зрения при ориентировке и передвижении по городу.    
4. Правила перехода через дорогу.    
Переходы через дорогу при разных видах перекрестков.   -
5. Изучение остановок общественного транспорта.    
Закрепление и обобщение знаний по особенностям расположения трамвайных и автобусных (троллейбусных) остановок. Опасные места, типичные трудности и ошибки. -  
6. Упражнения на развитие чувства препятствия.    
7. Правила уличного движения (по программе 8-го класса с учетом зрительных возможностей слепых и слабовидящих учащихся).   -
8. Подземные переходы.    
Различные виды подземных переходов. Формирование образа наземного пространства над подземным переходом и около него. Расположение торговых точек в переходах, особенности входов и выходов. И т.п.    
9. Зачетные занятия. -  
10. Закрепление пройденного материала.    
Итого:    

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов до дома учащихся (24 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Изучение маршрутов городского транспорта, соединяющего различные районы города.    
2. Изучение маршрутов до дома учащихся.    
3. Особенности ориентировки на железнодорожных платформах и в поездах.    
Виды железнодорожных платформ. Особенности выхода на железнодорожные платформы. Расположение железнодорожных платформ. Важность сохранения прямолинейного движения на железнодорожных платформах. Особенности поворотов на 90 и 45 градусов. Нахождение подземных переходов, сохранение образа наземного пространства.    
4. Контрольные занятия.    
Итого:    

Расширение навыков пространственной ориентировки

Учащихся с учетом различной обстановки (21 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение» (изучаются маршруты до городских объектов соцкультбыта).    
2. Особенности пространственной ориентировки в поле.    
3. Зачетные занятия. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.    
Итого:    

 

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей (примеры из жизни инвалидов по зрению).   -
2. Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.    
Итого:    

Ориентировка в помещениях (21 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка в театрах, в ремонтных мастерских, в универсамах, в аптеках, в кафе. Обследование зданий на предмет доступности инвалидам по зрению.    
2. Пространственная ориентировка в быту.    
Расстановка мебели в жилых помещениях, в которых проживают незрячие и слабовидящие люди.    
3. Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия. -  
4. Закрепление пройденного материала.    
Итого:    

Ориентировка в городе (16 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Формирование представления о городе. Углубленное ознакомление с элементами города.    
Формирование представления о городе. Связь различных частей города. Основные магистрали города. Рельеф местности. Городские водоемы и парки, крупные торговые центры, вокзалы, культурные центры и т.д. Комплексное использование сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве. Развитие мышечно-двигательной чувствительности на маршруте. Обследование маршрута на предмет его безопасности. Поиск объекта (квартиры) по заданному адресу.   -
2. Передвижение по нескольким улицам с переходом через дороги. Обследование улиц и пешеходных маршрутов, выделение остановок и т.д.   -
3. Упражнения на развитие чувства препятствия. Обнаружение и преодоление препятствий, комплексное использование сохранных анализаторов, развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. -  
4. Правила уличного движения (по программе 9-го класса с учетом возможностей слепых и слабовидящих учащихся).   -
5. Переходы.    
Подземные переходы и надземные переходы (мосты). Формирование образа наземного пространства, в частности, у железнодорожных вокзалов. Номера платформ и их особенности, определение их местонахождения и др.    
Итого:    

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов до дома учащихся (24 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Изучение имеющихся в городе маршрутов общественного транспорта, включая маршрутное такси. Начало и конец маршрута.    
2. Особенности ориентировки в метро.    
Если в городе есть метро, то изучаются его конкретные особенности: подземные переходы, ведущие к станциям метро. Особенности ориентировки в кассовом зале метро. Проход к платформам и поездам в метро. Ориентировка на платформах в метро.    
3. Изучение актуальных для учащихся маршрутов. -  
4. Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.    
Ориентировка на железнодорожных платформах. Нахождение подземных переходов. Правила подхода к вагонам и посадки. Ориентировка в вагонах и выход из поезда. -  
5. Контрольные занятия.    
Итого:    

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки (31 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение»: рассматриваются актуальные для учащихся (в том числе для конкретного ученика) маршруты.    
2. Изучение комбинированных маршрутов.    
Пересадки. Сохранение образа пространства, по которому пролегает маршрут. Выбор наиболее удобного маршрута. Комплексное использование сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве, включая мышечно-двигательную чувствительность на маршруте и использование биноклей и моноклей.    
3. Особенности пространственной ориентировки у водоемов, в воде. Правила поведения на воде, ориентировка в воде.    
4. Зачетные занятия. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года. -  
Итого:    

 

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Значение навыков самостоятельной пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей. Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.   -
2. Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.    
Итого:    

Ориентировка в помещениях (13 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка в поликлиниках, больницах, на автовокзалах, в том числе с использованием оптических средств (моноклей, биноклей). -  
2. Пространственная ориентировка в быту.    
Ориентировка при использовании бытовых приборов.   -
3. Ориентировка в незнакомых помещениях. Зачетные занятия. -  
4. Закрепление пройденного материала.    
Итого:    

Ориентировка в городе (16 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1.Формирование представления о городе в целом. Особенности районов, рельеф местности, реки, связь отдельных районов города. Мосты и магистрали, соединяющие различные части города.   -
2. Упражнения на развитие чувства препятствия. Обнаружение и преодоление препятствий, комплексное использование сохранных анализаторов, развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. -  
3. Правила дорожного движения с учетом специфики ориентировки слепых и слабовидящих.   -
4. Переходы. Различные виды переходов: зебра, светофор, подземный переход, мосты. Формирование образа наземного пространства, Особенности ориентировки в подземных переходах: входы и выходы, выделение основных ориентиров, приемы работы тростью в подземных переходах и т.д.    
5. Зачетные занятия по пройденному материалу.    
Итого:    

Использование общественного транспорта в пространственной

ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся (28 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Изучение маршрутов городского общественного транспорта.    
Ориентировка на начальной и конечной остановках различных видов общественного транспорта. Остановки пересечения основных маршрутов.    
2. Особенности ориентировки в метро.    
Особенности ориентировки на платформах: подход к шероховатой полосе, отработка движений по платформам, посадка в поезда метрополитена. Ориентировка в вагоне и выход из него, выбор правильного выхода с платформы метро. Самостоятельный проход на эскалатор и выход с эскалатора. Использование дефектного зрения при ориентировке в метро.    
3. Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута. -  
4. Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.    
Закрепление пройденного материала. Правила ориентировки на железнодорожных платформах, посадка в поезд и выход из него, ориентировка в поездах. Нахождение нужного пути и подземного перехода, сохранение образа наземного пространства.    
5. Контрольные занятия.    
Итого:    

 

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом

различной обстановки (36 ч)

 

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение» (примерные маршруты: основные учреждения в центре города, автовокзал, и т.д.).    
2. Тренировка в определении своего местонахождения в городе.    
Самостоятельное возвращение в школу. Комплексное использование сохранных анализаторов. Развитие мышечно-двигательной чувствительности на маршруте. Обследование маршрута на предмет его безопасности.    
3. Изучение сложных комбинированных маршрутов.    
Изучение сложных маршрутов с разными вариантами подъезда к объектам и возвращения в школу и т.п. -  
4. Особенности пространственной ориентировки слепых и слабовидящих в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде. -  
5. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.    
Итого:    

 

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (2 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Значение пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих и слабовидящих людей. Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.   -
2. Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.   -
Итого:   -

 

Ориентировка в помещениях (24 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка в универмагах, на стадионах, на железнодорожном и речном вокзалах.    
2. Ориентировка в различных помещениях. Зачетные занятия: ориентировка в незнакомых помещениях с рациональным использованием различных средств мобильности. -  
3. Закрепление пройденного материала.    
Итого:    

 

Ориентировка в городе (22 ч)

 

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Формирование представления о городе.    
Городской транспорт (основные виды и маршруты общественного транспорта в разных районах города). Расположение и взаимосвязь улиц, площадей и движения транспорта.   -
2. Развитие чувства препятствия.    
Обнаружение и преодоление препятствий, комплексное использование сохранных анализаторов, развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. -  
3. Ориентировка в центре города. Подземные переходы. Вход в метро и выход из метро (в том числе с приемами использования дефектного зрения). Городские окраины.    
4. Зачетные занятия по пройденному материалу.    
Итого:    

 

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся (28 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Изучение маршрутов городского и пригородного общественного транспорта.    
Связь разных видов общественного транспорта в разных районах города и пригорода.   -
2. Особенности ориентировки в метро.    
Схема метрополитена. Районы, в которых проходит метро. Виды станций метрополитена (в том числе с учетом особенностей метро разных городов). Виды подземных переходов, ведущих в метро. Особенности ориентировки в метро. Правила ориентировки на платформах метро, вход в вагон и выход из него.    
3. Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута.   -
4. Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.    
Закрепление пройденного материала. Разные подходы к железнодорожным платформам, нахождение нужного пути, ориентировка на железнодорожных платформах в разное время года, правила посадки в вагон и высадки из вагона, сохранение образа пространства.    
5. Контрольные занятия.    
Итого:    

 

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом

различной обстановки (19 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Примерные маршруты: от школы до театров и вузов города, учреждений в центре города и т.д. Обследование окружающей среды на предмет ее доступности слепым и слабовидящим.    
2. Тренировка в определении своего местонахождения и самостоятельное возращение в школу. Выполнение комбинированного маршрута. -  
3. Изучение сложных пешеходных и комбинированных маршрутов.    
Изучение сложных маршрутов с разными вариантами подъезда к объекту и возвращения.    
4. Особенности пространственной ориентировки в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде.    
5. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.    
Итого:    

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ КЛАСС (128 ч)

Введение (3 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Значение пространственной ориентировки в жизни и деятельности незрячих людей. Системы ориентировки и мобильности инвалидов по зрению.   -
2. Краткое знакомство с курсом на год. Диагностика практических умений учащихся по ориентировке в пространстве на начало учебного года.    
Итого:    

 

Ориентировка в помещениях (21 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Ориентировка в учреждениях культуры, на рынке, в торговых центрах, аэропортах.    
2. Ориентировка в помещениях: поиск в зданиях определенного помещения (комнаты, учреждения). Зачетные занятия. -  
3. Закрепление пройденного материала. -  
Итого:    

Ориентировка в городе (9 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Формирование представления о городе.    
Особенности расположения всех районов города. Особенности рельефа местности.   -
2. Развитие чувства препятствия.    
Обнаружение и преодоление препятствий; комплексное использование сохранных анализаторов; развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте следования. -  
3. Ориентировка в метро.    
Схемы метро в различных городах. Особенности расположения станций метро. Наземный образ пространства.   -
4. Зачетные занятия по пройденному материалу.    
Итого:    

Использование общественного транспорта в пространственной ориентировке и изучение маршрутов, актуальных для учащихся (30 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Изучение маршрутов городского и пригородного общественного транспорта.    
Особенности связи общественного городского транспорта. Пригородные поезда. Проход на платформу, вход в вагон и выход из него.    
2. Особенности ориентировки в метро.    
Особенности ориентировки на различных линиях метрополитена. Взаимосвязь различных веток метрополитена. Закрепление правил передвижения по платформам, посадка в вагон и выход из него. Закрепление навыков выхода из метро. Формирование образа наземного пространства (наземная станция, подземная станция, станция открытого типа и закрытого, турникеты, проход на эскалатор и платформы и т.д.)    
3. Индивидуальное изучение с каждым учащимся актуального для него маршрута. -  
4. Особенности ориентировки учащихся на железнодорожных платформах и в поездах.    
Закрепление материала этой темы по всему курсу. -  
5. Контрольные занятия.    
Итого:    

 

Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом

различной обстановки (66 ч)

Темы Теория (час) Практика (час)
1. Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение»: рассматриваются маршруты до учреждений соцкультбыта, социальной защиты, юридических консультаций, нотариальных контор, фотоателье и других объектов.    
2. Тренировка в определении своего местонахождения в городе и самостоятельное возращение из незнакомой части города.    
Ориентировка на местности в незнакомом районе. -  
3. Изучение комбинированных маршрутов с пересадкой на разные виды транспорта, с переходом на разные остановки. Выработка навыков и умений сохранять пространственный образ. Комплексное развитие и использование сохранных анализаторов. Развитие мышечно-двигательной памяти на маршруте.    
4. Особенности пространственной ориентировки в естественной среде (лес, поле, водоем). Правила поведения у воды и в воде. -  
5. Диагностика знаний и умений учащихся по ориентировке в пространстве на конец учебного года.    
Итого:    

 


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ
ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ И МОБИЛЬНОСТИ

 

2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов
по зрению

Ориентирование и мобильность инвалида по зрению предполагают его умение самостоятельно передвигаться в пространстве, зная собственное местоположение относительно ориентиров на пути и пункта назначения, а также перемещаясь безопасно и эстетично.

Навыки ориентирования незрячих включают умение воспринимать информацию об окружающем пространстве с помощью сохранных анализаторов, таких как слух, осязание, обоняние, проприоцепция (мышечная чувствительность), вестибулярный аппарат и, если есть, остаточное зрение, умение выбирать ориентиры, составлять мысленную карту пространства, отслеживать средовой поток при передвижении и т.д.

Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для своевременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам). Для того, чтобы безопасно передвигаться и вовремя обнаруживать препятствия и помехи на пути, люди с нарушением зрения используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности. Таких систем шесть.

Первая система предполагает передвижение без каких-либо специальных средств. Человек с нарушением зрения может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не наткнуться на возможное препятствие, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т.д.

Примеры защитных техник:

1) левая правая рука, согнутая в локте, находится перед лицом в диагональном положении, то есть локоть находится на уровне левого плеча, а кисть у виска с правой стороны, защищая, таким образом, лицо от столкновений, а правая рука движется (следит) вдоль стены, помогая сохранять направление движения.

2) Пальцы рук соединены в «замок», руки в таком переплетении должны быть максимально раскрыты и находиться на уровне груди, если незрячий движется в замкнутом пространстве и хочет защитить тело от столкновения с закрытой или открытой дверью (или еще какими-либо достаточно высокими предметами). Если он хочет избежать столкновений с низкими предметами (стул, табурет и т.п.), то соединенные руки должны быть опущены на уровень, позволяющий обнаружить и обойти эти предметы. При этом иногда человеку и самому приходится наклоняться. При использовании этой техники передвижения большую роль играют рост незрячего, а также высота и ширина находящихся на пути предметов.

Обычно такое (без специальных средств) передвижение незрячих замедленно, поэтому используется только на небольших расстояниях. Человек с остаточным зрением использует еще и зрительную информацию о препятствиях, дополняя ее тактильными ощущениями рук и ног, а иногда, пользуясь только зрительной информацией.

Люди с нарушением зрения часто интуитивно используют многие приемы этой системы или похожие на них. Педагог должен показать наиболее эффективные техники этой системы и подсказать, в каких ситуациях данная система мобильности наиболее уместна.

Вторая система предполагает передвижение инвалида по зрению с сопровождающим. В этой системе человек с нарушением зрения держится за руку сопровождающего (маленькому ребенку удобнее держать взрослого за запястье, а высокому и/или взрослому удобнее брать его под руку, или придерживаться его руки чуть выше локтя). Если сопровождаемый человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, замедлить или ускорить шаг, приготовиться к спуску по лестнице или прохождению через узкое место (например, в дверь) и т.д. Сопровождающим незрячего и слабовидящего может быть кто-либо из друзей или родственников, а может быть совершенно незнакомый человек, помогающий инвалиду по зрению перейти через дорогу или найти нужный отдел в магазине.

Педагогу необходимо обучить школьника наиболее оптимальным техникам и приемам передвижения, как с постоянным, так и случайным сопровождающим. Например, в узком месте (в дверях, на тропинке и т.п.) незрячему надо занимать положение строго за сопровождающим, не отпуская при этом его руки. Кроме того, педагогу надо научить ребенка самому объяснять сопровождающему, что от него требуется для этой роли.

Третья система мобильности построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью (см. Приложение 3). Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости педагог должен знать не только сами техники и приемы передвижения с помощью трости, но и методики обучения этим техникам и приемам детей с глубокими нарушениями зрения.

Четвертая система мобильности предполагает использование электронных средств передвижения. Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают незрячего за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути. При соответствующих тренировках это может значительно повышать безопасность и скорость передвижения.

Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют совместно с тростью. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову. Заметим, что в России этой системой пользуются только отдельные инвалиды по зрению. Объясняется это целым рядом причин: дороговизной соответствующих технических средств, слабой пропагандой даже среди специалистов-тифлологов их эффективности, отсутствием государственной поддержки в обеспечении инвалидов по зрению электронными средства контроля передвижения и др.

Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника. Таких собак дрессируют в течение 4-6 месяцев в специальной школе собак-проводников (в России такая школа одна и находится она по адресу: 143990, Московская область, Балашихинский район, поселок Купавна, ул. Проектная, д. 66). Будущие хозяева собак приезжают в эту школу для подбора собаки и специального совместного двухнедельного обучения ориентировке в пространстве.

Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним. Кроме того, получить собаку-проводника – дело непростое, несмотря на то, что это средство передвижения включено в федеральный перечень предоставляемых государством инвалиду льгот.

На сегодняшний день специальные школы III-IV видов не имеют возможности непосредственно, то есть на практике, показать учащимся приемы ориентировки с помощью собаки-проводника. Однако учителю необходимо рассказать об этой системе учащимся и постараться пригласить на занятие незрячего человека с собакой-проводником. В настоящее время немало инвалидов по зрению имеют собак-проводников и охотно соглашаются помочь школам, вернее, преподавателю, обучающему детей ориентировке в пространстве.

Шестая система ориентировки в пространстве и мобильности предполагает использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции. Этой системой могут научиться пользоваться незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение.

Для ориентировки в пространстве можно использовать такие оптические средства как монокуляры, бинокли, подзорные трубы. С их помощью можно провести осмотр местности, составить о ней определенное представление, наметить ориентиры. Монокуляры дают возможность инвалидам даже с потерей зрения до 0,02 не только смотреть телевизор, разглядывать спроецированные на экран слайды, но и читать дорожные знаки, вывески, а также получать информацию с электронных табло на вокзалах и в аэропортах.

Заметим, что оптические приборы имеют специфические недостатки, которые мешают их применению. Например, небольшой угол обзора затрудняет поиск зрительной цели; искажение восприятия глубины пространства затрудняет определение местонахождения объектов в пространстве. Поэтому при пользовании моноклями и биноклями человеку необходимо постоянно корректировать фокусировку. Вместе с тем, при определенной тренировке по мере приобретения опыта использования оптических приборов для ориентировки в пространстве эта система мобильности весьма расширяет возможности слабовидящих и слепых с остаточным форменным зрением.

Перечисленные шесть систем мобильности в целом обеспечивают инвалидам по зрению возможность своевременно обнаруживать помехи на пути и эффективно преодолевать их. Человек с нарушением зрения (а, следовательно, и выпускник школы для слепых и слабовидящих детей) должен владеть более чем одной системой мобильности (чаще тремя или четырьмя) и уметь выбрать нужный вариант в зависимости от ситуации и собственных возможностей.

Отработанные варианты разных систем мобильности и правильный выбор того или другого варианта в зависимости от
конкретной ситуации человека с глубоким нарушением зрения является основой для его самостоятельной ориентировки и достаточно свободного передвижения в пространстве.

Самостоятельная ориентировка предполагает не только обнаружение и преодоление помех на пути, но и целенаправленность движения. Чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, как туда дойти, где он находится в каждый момент движения, то есть ему надо уметь контролировать свой путь и знать, как вернуться на свой маршрут, если он сбился с пути.

2.2. Использование сохранных анализаторов
при ориентировке в пространстве



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.111 (0.057 с.)