Станции метрополитена, перроны вокзалов и железнодорожных станций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Станции метрополитена, перроны вокзалов и железнодорожных станций.



- Имеется ли рельефная ограничительная полоса вдоль края платформы? (да/нет)

- Имеет ли платформа понятную для инвалида по зрению конструкцию и безопасную ширину? (да/нет)

- Имеются ли ориентиры для поиска схода с платформы/выхода на поверхность? (да/нет)

- Имеется ли доступная инвалиду по зрению информация о названии станции? (да/нет)

- Позволяет ли характер освещения пользоваться остаточным зрением, в том числе и в вечернее время? (да/нет)

- Имеется ли возможность получать звуковую информацию о прибывающих поездах? (да/нет)

Зрелищные сооружения

- Имеются ли направляющие прохода в зрительный зал/фойе/гардероб/туалет или персонал для сопровождения? (да/нет)

- Имеется ли зональное деление зрительного зала? (да/нет)

- Имеются ли выпуклые обозначения номеров зрительских мест? (да/нет)

- Дизайн интерьера (освещение - достаточное/недоста-точное по зонам, контраст – есть/нет, использование стеклянных перегородок (неуд.), злоупотребление зеркалами (неуд.)


Приложение 12

Перечень рельефно-графических пособий
для занятий
по ориентировке в пространстве

Рельефно-графические пособия по ориентировке в пространстве, выпускающиеся издательско-полиграфическим тифлоинформационным комплексом «Логос» Всероссийского общества слепых по адресу: 129164, г. Москва, ул. Маломосковская, д. 8, корпус 2, ИПТК «Логос» ВОС (тел./факс: 683-58-35):

1. План улицы с разделительным газоном.

2. План улицы с двумя проезжими частями.

3. Планы перекрестков (три варианта).

4. Железнодорожные вагоны 3-х видов.

5. План электропоезда (2 вида).

6. План салона самолетов Ил-62, ТУ-154, Ил-86 и др.

7. Рельефный альбом «Дом просвещения Всероссийского общества слепых» (ныне культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых) в Москве.

8. Микрорайон с подходами к зданию Центрального правления Всероссийского общества слепых.

9. Планы станций Московского метро и переходов на них.

10. Условные обозначения к станциям метро.

 

Примечание. На ИПТК «Логос» ВОС имеются и другие пособия, которые могут быть полезны для использования на занятиях по ориентировке в пространстве.


Приложение 13

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

ГОТОВНОСТИ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ*

 

Объяснительная записка

Анализ опыта по обучению слепых детей ориентировке в пространстве показал, что при поступлении в школу ребенок, как правило, имеет определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Тем не менее, объем и качество этих представлений у различных детей резко отличается, что, естественно, сказывается на их дальнейшем обучении. В связи с этим первоочередной задачей педагога является выявление исходного уровня готовности незрячего ребенка к обучению пространственной ориентировке в соответствии с программными требованиями. Важнейшими условиями успешного овладения пространством слепым ребенком являются:

Готовность анализаторов к отражению свойств и признаков предметного мира.

Сформированность представлений о предметах, наполняющих помещения школы и дома, свободное пространство (улицы, сады).

Отсутствие страха пространства и наличие потребности активно познавать окружающий мир.

Данная схема предназначена для выявления исходного уровня сенсорного и общего развития, необходимого для обучения ориентировке, индивидуальных особенностей овладения пространством слепыми детьми и причин их возможного отставания. Результаты обследования позволяют педагогу планировать всю его дальнейшую работу по обучению слепых детей ориентировке в пространстве.

В ходе обследования педагогом используются различные методы исследования:

Наблюдение за позой ребенка и предметными действиями, его движениями, способами восприятия пространства и др.

2) Беседа с детьми и родителями (например, при выявлении предметных и пространственных представлений).

3) Педагогический эксперимент (например, при изучении ориентировки в микропространстве).

В ходе обследования используются натуральные предметы, их макеты, модели, плоскостные и рельефные изображения из числа вещей, окружающих ребенка в его реальной жизни: предметы мебели, одежда, посуда, изображение домов, деревьев и т. д.

Обследование проводится в интересной для ребенка форме а виде игровых заданий. В целях экономии времени на одном и том же материале целесообразно получить ответы сразу на несколько вопросов предлагаемой схемы. Например, предложив ребенку узнать и описать несколько предметов или игрушек, можно проверить его предметные представ­ления, выяснить особенности восприятия и способ обследования предметов, а также выявить знания ребенка о различных признаках предметов: цвете, форме, материале, звучании. В зависимости от того, каких свойств названо больше, определить ведущий способ познания. Попросив ребенка рассказать о своей квартире и воспроизвести ее обстановку из игрушечной мебели, можно узнать его понимание пространственных понятий «слева», «справа», «в центре» и пр., оценить правильность его пространственных представ­лений, отметить координацию и точность движений рук, умение совершать самоконтроль движений и пр.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования. Данные обследования оформляются в виде таблицы, в которой отражены следующие данные:

название разделов схемы обследования;

вопросы и задания педагога;

примерный уровень сформированных умений;

Примечания.

Оценка уровня умений производится следующим образом:

0 уровень — задание не выполнено;

1 уровень — при выполнении задания допускались грубые ошибки или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны педагога;

2 уровень — задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;

3 уровень — задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

В графе «Примечания» отмечаются особенности выполнения заданий ребенком, позволяющие отнести его к тому или иному уровню, или помещаются ответы, требующие развернутых суждений.

При анализе данных обследования учитель выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка по всем разделам программы и в зависимости от полученных результатов разделяет детей на подгруппы.

Приступая к реализации программы по ориентировке, педагог делит учащихся на подгруппы с учетом результатов обследования. Это, в свою очередь, необходимо для реализации дифференцированного подхода к организации коррекционных занятий по обучению ориентировке в пространстве.

Необходимость обследования исходного уровня готовности к обучению ориентировке не исключает, а предполагает, что в первые дни пребывания в школе учащиеся знакомятся с помещениями и предметами, их наполняющими, а также осваивают несколько необходимых маршрутов в здании школы. При этом овладение знаниями происходит на основе непосредственного чувственного восприятия при учете индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

Материалы обследования соотносятся с данными наблюдений учителя физкультуры, воспитателей и родителей, что позволяет определить место и роль каждого специалиста в комплексном процессе обучения в соответствии с требованиями программы.

Обследование проводится во время занятий по коррекции пространственной ориентировки, предусмотренных учебным планом, и предполагает дополнение данными наблюдения за деятельностью детей на общеобразовательных уроках, на уроках физкультуры, во время прогулок и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.011 с.)